Кружок Пластилинография " Пластилиновое чудо" в средней группе.
материал по аппликации, лепке (средняя группа)

Иванникова Ирина Николаевна

 «Руки учат голову,

 затем поумневшая голова учит руки,

 а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

И. П. Павлов.

 

Программа работы кружка пластилинографии «Пластилинове чудо» является моделью совместной художественно-изобразительной деятельности педагога и детей, составлена с учётом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей детей среднего дошкольного возраста под девизом: растём, развиваемся через познание, творчество, игру.

Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический. Главное заинтересовать ребенка, поддержать его.

Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.

Цели и задачи:

Цель кружка по нетрадиционной технике лепки в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) заключается в:

  • развитии внимания, мышления, памяти, восприятия, речи;
  • тренировке ориентации в пространстве, сенсомоторной координации (в работе с пластичным материалом у детей развивается сила рук, их действия становятся более скоординированными и согласованными, а движения пальцев дифференцированными);
  • воспитании эстетических представлений (ребята получают базовые знания о сочетаниях цветов, фактур, учатся давать оценку продукту изобразительного творчества), а также развитии усидчивости, дисциплинированности и аккуратности.

Задачи программы:

 Обучающие:

- научить новой технике выполнения работ из пластилина

 –пластилинографии, сформировать элементарные представления о данном виде творческих работ;

– научить детей владению различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из пластилина;

–обучить технологии изготовления различных изделий из пластилина;

- познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности.

  • -закрепить способы лепки:
  • скульптурный,
  • конструктивный,
  • комбинированный, рельефный, каркасный, модульный.

- научить приемам декорирования лепного образа (рельефные налепы,

  • прорезание или процарапывание стекой, отпечатки, кистевая роспись по мотивам народного декоративно-прикладного искусства или собственному замыслу).

2 Развивающие:

- развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

- побуждать детей к созданию динамичных, выразительных образов и

коллективных сюжетных композиций, самостоятельно выбирая тему,

материал, способы лепки, приемы декорирования образа;

  • способствовать развитию сотрудничества детей при выполнении коллективных сюжетных и декоративных композиций, поощрять их стремление использовать разные материалы и техники;
  • развивать чувство цвета, формы, зрительную память, воображение.
  • развивать у детей творческую активность и инициативу.
  • развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

3 Воспитательные:

  • -формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
  • совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
  • -воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

4 Коммуникативные:

  • способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его

деятельности - рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).

  • формировать умение работать в коллективе.

Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной

программы заключается в реализации познавательной активности. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую  направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и

явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания,

расширить их, применять первые варианты обобщения.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnost.docx28.82 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность.

Исследованиями различных стран установлено, что уровень мыслительной деятельности, развитие речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия по развитию осязания и мелкой моторики помогают оказывать положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым ослаблять зависимость становления зрительных функций от зрительного дефекта.

Природа наделила человека зрением - бесценным даром, благодаря которому мы получаем 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира.

Часто дети испытывают неуверенность при выполнении даже простых заданий. А активное познание мира возможно только в движении, в действии. Значит, чем точнее будут детские движения, тем богаче будут ощущения ребенка, тем ярче, глубже и осмысленнее будет проходить знакомство ребенка с окружающей средой и практическое ее освоение.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован кружок художественной направленности “Занимательная пластилинография”- основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.

Программа работы кружка пластилинографии «Пластилиновое  чудо» является моделью совместной художественно-изобразительной деятельности педагога и детей, составлена с учётом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей детей среднего дошкольного возраста под девизом: растём, развиваемся через познание, творчество, игру.

Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический. Главное заинтересовать ребенка, поддержать его.

Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.

Освоение отдельных технических приемов пластилинографии вполне доступно детям дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным.

Пластилинография имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.

Новизна данной проблемы подтверждается отсутствием каких-либо научных

Исследований по технологии пластилинографии, а также особенностей влияния пластилинографии на развитие творческих процессов у детей. Также новизна заключается в развитии не только изобразительных навыков, но и речевого и интеллектуального развития детей, через традиционные и нетрадиционные техники лепки. Создание программы дополнительного

Образования обосновано отсутствием методического обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей дошкольного возраста. Так – же данная образовательная программа - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

Занятия (в частности по изобразительной деятельности), проводимые с детьми в дошкольных учреждениях по типовым или некоторым альтернативным программам, направленным на познавательное развитие, не

способствуют развитию творческих способностей ребенка. Все виды детской

деятельности требуют амплификации-усложнения, углубления, обогащения.

Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфическими видами изобразительного творчества.

Цели и задачи:

Цель кружка по нетрадиционной технике лепки в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) заключается в:

  • развитии внимания, мышления, памяти, восприятия, речи;
  • тренировке ориентации в пространстве, сенсомоторной координации (в работе с пластичным материалом у детей развивается сила рук, их действия становятся более скоординированными и согласованными, а движения пальцев дифференцированными);
  • воспитании эстетических представлений (ребята получают базовые знания о сочетаниях цветов, фактур, учатся давать оценку продукту изобразительного творчества), а также развитии усидчивости, дисциплинированности и аккуратности.

Задачи программы:

 Обучающие:

- научить новой технике выполнения работ из пластилина

 –пластилинографии, сформировать элементарные представления о данном виде творческих работ;

– научить детей владению различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из пластилина;

–обучить технологии изготовления различных изделий из пластилина;

- познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности.

  • -закрепить способы лепки:
  • скульптурный,
  • конструктивный,
  • комбинированный, рельефный, каркасный, модульный.

- научить приемам декорирования лепного образа (рельефные налепы,

  • прорезание или процарапывание стекой, отпечатки, кистевая роспись по мотивам народного декоративно-прикладного искусства или собственному замыслу).

2 Развивающие:

- развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

- побуждать детей к созданию динамичных, выразительных образов и

коллективных сюжетных композиций, самостоятельно выбирая тему,

материал, способы лепки, приемы декорирования образа;

  • способствовать развитию сотрудничества детей при выполнении коллективных сюжетных и декоративных композиций, поощрять их стремление использовать разные материалы и техники;
  • развивать чувство цвета, формы, зрительную память, воображение.
  • развивать у детей творческую активность и инициативу.
  • развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

3 Воспитательные:

  • -формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
  • совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
  • -воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

4 Коммуникативные:

  • способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его

деятельности - рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).

  • формировать умение работать в коллективе.

Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной

программы заключается в реализации познавательной активности. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую  направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и

явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания,

расширить их, применять первые варианты обобщения.

Принципы и подходы построения программы:

  1. От простого к сложному.
  2. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
  3. Научность.
  4. Доступность.
  5. Системность знаний.
  6. Воспитывающая и развивающая направленность.
  7. Всесторонность, гармоничность   в содержании знаний, умений, навыков.
  8. Активность и самостоятельность.
  9. Учет возрастных и  индивидуальных особенностей.

Сроки реализации.

Программа рассчитана на один  год.

Занятия проводятся два  раза  в неделю с сентября  по май. Длительность — 20минут.

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей 4-5 лет.

     В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры.

     Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

     Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет.

     Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д. Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

     Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

     Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий  несложное  условие. В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а  при общении с взрослым становится внеситуативной.

     Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок.

     Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность,  соревновательность.  Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью  познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности  со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

Планируемые результаты как продукт образовательной деятельности.

К концу курса обучения по программе «Пластилиновая сказка» дети должны

Знать: правила безопасной работы с разными материалами, ручными инструментами;

основные инструменты и материалы, применяемые при работе с пластилином;

пластилин, виды пластилина, его свойства и применение;

разнообразие техник работ с пластилином;

жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;

о дымковской, хохломской и городецкой росписи;

особенности построения композиции, понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке;

основы композиции, выполненные в технике пластилинографии;

правила работы в коллективе.

Уметь и применять в практической деятельности:

пользоваться инструментами и материалами, применяемыми при работе с пластилином, выполнять правила техники безопасности;

пользоваться различными видами пластилина;

владеть разнообразными техниками при работе с пластилином;

использовать жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет,

пейзаж;

применять знания при выполнении изделия в различных видах

росписи: дымка, хохлома, Городец;

использовать понятие симметрия при работе;

следовать устным инструкциям воспитателя;

уметь пользоваться технологическими картами;

анализировать образец, анализировать свою работу;

создавать композиции с изделиями, выполненными в технике пластилинография, уметь оформить изделие;

планировать предстоящую практическую деятельность;

осуществлять самоконтроль;

выполнять коллективные работы.

Знания, умения и навыки, полученные на занятиях пластилинографией, отслеживаются педагогом с целью выявления качества усвоенных детьми знаний, умений и навыков в рамках программы обучения.

Выделяются следующие виды контроля:

текущий - осуществляется на каждом занятии (приложение 1)

промежуточный - осуществляется по результатам первого полугодия

через мониторинговое исследование (приложение 2)

итоговый - осуществляется по результатам года через мониторинговое

исследование (приложение 2)

Для определения творческого потенциала ребенка рекомендуется использовать анкету для родителей (по опроснику Дж. Гилфорда) (приложение 3).

Целевые ориентиры на этапе завершения реализации программы. Что должен уметь ребенок в результате работы кружка на конец года (сенсомоторная функция):

скатывание прямыми движениями;

скатывание круговыми движениями;

расплющивание;

соединение в виде кольца;

защипывание края формы;

лепка из нескольких частей;

пропорции;

оттягивание части от основной формы;

сглаживание поверхности формы;

присоединение части;

прижимание;

примазывание;

вдавливание для получения полой формы;

использование стеки.

Ожидаемые результаты (развитие творческих способностей, эстетического

вкуса)

Эмоционально воспринимают содержание произведения.

Запоминают и узнают знакомые картины, иллюстрации, народные

игрушки.

Замечают изобразительно-выразительные средства (ритм, цвет, форму,

композицию и др.).

С помощью выразительности создают образ в рисунке и лепке.

Оценивают то, что получилось.

Отмечают выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания, симметричность декоративного узора.

Формируются творческие способности, необходимые для последующего

обучения изобразительному искусству в школе.

Различают виды пейзажа (осенний, зимний, весенний, летний, городской,

деревенский, морской, горный).

Имеют представление о холодной и теплой цветовой гамме.

Выполняют изображения по представлению и с натуры, передавая форму, строение, характерные особенности предметов.

Создают изображения по заданию педагога.

Создают изображения по представлению и собственному замыслу.

Создают рисунки по мотивам народного декоративно – прикладного

искусства.

Изображают отдельные предметы и сюжеты.

Пользуются всеми изобразительными материалами и инструментами.

Используют для создания изображения различные приемы.

Форма подведения итогов:

• Организация выставок детских работ для родителей.

• Тематические выставки в ДОУ.

• Участие в выставках и конкурсах различного уровня в течение года.

• Творческий отчет воспитателя - руководителя кружка.

• Оформление эстетической развивающей среды в группе и т. д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа кружка дополнительного образования по пластилинографии «Пластилиновое чудо»

Актуальность программы:  вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше. Необходимо создавать предпосылку для «самостоятельного вхождения» в это искусство. Именно в детстве за...

Программа дополнительной платной образовательной услуги «Умелые ручки» (пластилинография «Пластилиновое чудо»)

Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графил...

Творческий отчет о работе кружка по пластилинографии «Пластилиновое чудо» в подготовительной к школе группе.

Старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста спосо...

Образовательная программа дополнительного образования детей по художественно-эстетическому развитию (лепка в технике «Пластилинография») «Пластилиновое чудо» (методическое пособие)

Методическое пособие содержит авторскую методику занятий с детьми 5-7 лет, направленных на развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук и творческих способностей детей посредством пластилинографии. Э...

Кружок по пластилинографии "Пластилиновое чудо"

В этом году уже 6 лет как я работаю в МАДОУ 373 и с первого месяца работы я веду кружок "Пластилиновое чудо".В 2017 году я стала одним из разработчиком вариативной программы «Пластилин...

Кружок по пластилинографии "Пластилиновое чудо"

Методический  материал  для воспитателей   детского сада по пластилнографии "Пластилиновое чудо"...

кружковой работы в старшей группе по пластилинографии « Пластилиновое чудо»

кружковой работы в старшей группепо пластилинографии« Пластилиновое чудо»...