Проект "Хозяйка Медной горы"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Куклева Елена Николаевна

«В гостях у Хозяйки Медной горы»

Обобщить знания детей о произведениях П.П.Бажова. Продолжать знакомить с красотой и  богатствами Уральского края, с его традициями, с занятиями людей в прошлом, с их бытом. Развивать умение отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать любовь к родному краю, желание узнать о нём больше, любовь к людям, воспевающим Урал.

 

Цель проекта: создание условий для формирования предпосылок поисковой деятельности через реализацию проекта «В гостях у Хозяйки Медной Горы». Знакомство детей с разнообразием камней в природе, их особенностями, свойствами, значением и применением человеком через игровую и экспериментальную деятельность.

Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи гуманного взаимодействия с природой в процессе поисковой деятельности.

 

Задачи:

Обучающий компонент:

  • Формировать навыки исследовательской деятельности.
  • Учить детей классифицировать камни: драгоценные камни, полезные ископаемые, исторические и археологические памятники.
  • Обогащать словарный  запас дошкольников

Развивающий компонент: 

  • Способствовать расширению кругозора детей, развитию эстетического вкуса,
  • Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены изделия из камня.
  • Формировать интерес к объектам неживой природы  и к опытнической деятельности с ними.

 

Воспитывающий компонент:

  • Формировать нравственно - патриотические чувства к родному краю, гордость за культурно – историческое наследие,
  • развивать  любознательность, интерес,
  • воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
  • Воспитывать коммуникативные навыки.

 

ание 1: Какой самый знаменитый уральский камень?........................................................ 7

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_hozyka_mednoy_gory2.odt888.78 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад  № 112

В гостях у Хозяйки Медной горы

Подготовительная №2  

Воспитатели: Куклева Е.Н.

                         Джуманиязова Г.Х.


«В гостях у Хозяйки Медной горы»

Оглавление

Программное содержание:        2

Занятие:        3

1задание . Продолжи пословицу        4

Задание 2: Назовите полезные ископаемые        5

Задание 3: В гостях у Бажова.        5

Задание 4: Отгадайте загадки по сказам Бажова.        6

 Красота самоцветов.        7

Задание 1: Какой самый знаменитый уральский камень?        7

  1. Программное содержание:

Обобщить знания детей о произведениях П.П.Бажова. Продолжать знакомить с красотой и  богатствами Уральского края, с его традициями, с занятиями людей в прошлом, с их бытом. Развивать умение отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать любовь к родному краю, желание узнать о нём больше, любовь к людям, воспевающим Урал.

Цель проекта: создание условий для формирования предпосылок поисковой деятельности через реализацию проекта «В гостях у Хозяйки Медной Горы». Знакомство детей с разнообразием камней в природе, их особенностями, свойствами, значением и применением человеком через игровую и экспериментальную деятельность.

Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи гуманного взаимодействия с природой в процессе поисковой деятельности.

Задачи:

Обучающий компонент:

  • Формировать навыки исследовательской деятельности.
  • Учить детей классифицировать камни: драгоценные камни, полезные ископаемые, исторические и археологические памятники.
  • Обогащать словарный  запас дошкольников

Развивающий компонент:  

  • Способствовать расширению кругозора детей, развитию эстетического вкуса,
  • Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены изделия из камня.
  • Формировать интерес к объектам неживой природы  и к опытнической деятельности с ними.

Воспитывающий компонент:

  • Формировать нравственно - патриотические чувства к родному краю, гордость за культурно – историческое наследие,
  • развивать  любознательность, интерес,
  • воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
  • Воспитывать коммуникативные навыки.

Методы проекта:

  • Словесные: познавательные беседы (вводные, эвристические); чтение энциклопедий, художественной литературы: сказки, легенды; рассказывания детей (пересказы сказок, былин, из личного опыта поездки с родителями, рассказывание о предмете).
  • Наглядные: демонстрация наглядных пособий: презентаций, диафильмов, слайды репродукций картин хакасских художников, фотографий, видеозаписей;
  • Практические: моделирование, экспериментирование, коллекционирование.
  • Игровые: дидактические игры, игры малой подвижности, социо-игровые.
  • Исследовательские: наблюдение за неживой природой; поисковая деятельность, обследование с использованием лупы, сравнение предметов, рефлексивные (подведение итогов, анализ).

Тип проекта: информационно–исследовательский.

Участники: дети 5-6 лет, воспитатели, родители.

Сроки реализации:  октябрь - декабрь

Ожидаемый  результат:

  • высокая  познавательная активность  ребенка;
  • знаком с  полезными ископаемыми  Урала, знает их свойства, особенности, значение и применение человеком.
  • обогащение словарного запаса;
  • проявление интереса к литературному творчеству: сочинению стихов, рассказов, сказок;
  • проявление  чувства бережного обращения к неживой природе.
  • сформировано умение искать ответы на интересующие вопросы самостоятельно.
  • повышение степени участия родителей в жизни группы;

  1. Занятие:

Ребята, вы любите путешествовать? (Да).

Сегодня я предлагаю отправиться в путешествие по Южному Уралу в гости к самой Хозяйке Медной горы. Согласны? (Да).

Сегодня, когда я пришла на работу, то на столе я нашла вот что. (Показываю письмо). Послушайте, что написано в этом письме.

 «Здравствуйте ребята, я узнала, что вы собираетесь ко мне в гости, посмотреть мои сокровища. Но попасть ко мне не просто. Вы должны  пройти сложный путь и ответить на все мои вопросы.  За каждое правильно выполненное задание вы получите по камню самоцветному.  В помощь вам - карта. Путь ваш будет лежать через ваш родной край, побываете в гостях у Павла Петровича Бажова, посетите музей в городе Касли, рассмотрите мои камни самоцветные, а там и до меня рукой подать. Хозяйка Медной горы».

Ну что ребята отправимся в путешествие? (Да).

Чтобы у нас все получилось, мы с вами должны встать в круг и сказать волшебные слова.

"Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся"

Когда ладошки наши касаются, душа с душою встречаются,

И сердце добром наполняется – так красота на земле рождается.

Ребята, мы с вами живем в самой большой и прекрасной стране на Земле! Вы уже знаете, как называется наша страна? (Россия).  Правильно, у нашей страны удивительное, красивое, звучное имя — Россия!

В нашей стране много всего самого удивительного: необыкновенная природа, красивые города, удивительные люди.

Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории как Россия. Посмотрите, ребята, на карту. Вот как много места занимает наша страна.Россия — наша Родина. В народе говорят: «Русский человек — без Родины не живет». Родина — это то, что объединяет всех людей, живущих в одной стране.

  1. 1задание .
    Продолжи пословицу

Одна у человека мать, одна у него и Родина.
За морем теплее, а на родине светлее.
Человек без Родины, что соловей без песни.
На чужой сторонушке рад своей воронушке. 
Где кто родится, там и пригодится.
Нет на свете ничего краше, чем Родина наша. 
В своем болоте и лягушка поет, а на чужбине и соловей молчит.
Родина краше солнца, дороже золота.

Молодцы, знаете пословицы.

А сейчас мы расскажем стихотворение о нашей Родине:

  1. Я узнал, что у меня
    Есть огромная семья.
    И тропинка,  и лесок,
    В поле каждый колосок
    Речка, небо голубое
    Это все мое родное!
  2. Слышишь песенку ручья,
    Это Родина моя!
    Детский сад, мои друзья -
    Это Родина моя!
    Всех люблю на свете я
    Это - Родина моя!
  3. Страна малахита
    Уральские горы
    По каменным плитам
    Ведут за собой нас
    В страну малахита.
    В страну, где не счесть
    Драгоценных камней,
    В страну работящих
    И добрых людей.

Наш край очень красивый в любое время года (Обратить внимание детей на фотографии природы Урала). Красоту нашего края воспели в своих стихах многие поэты.

  • Честь человеку, что любит свой край
    Если живёшь на Урале,
    Летом, зимой ли-его познавай!
    Ясны и пасмурны дали...
  • Больше ходи по зелёным лесам.
    Издавна здесь узнавали
    Новости птичьи по их голосам…
    Сколько секретов откроешь-не счесть!
    Краю родному уральскому-честь!
                                                  

Урал очень древний край. Люди издавна знали эти места. Археологи (попутно спросить у детей кто это такие) нашли на Урале не одну стоянку древнего человека. Людей сюда привлекали Уральские горы, которые тянутся с севера на юг на две тысячи километров.(Показать Уральские горы) В этих старых горах скопились залежи полезных ископаемых, которые нужны человеку.

  1. Задание 2: Назовите полезные ископаемые

(уголь и железная руда, медь и никель, хром и асбест, золото и знаменитые уральские самоцветы).

  1. Задание 3: В гостях у Бажова.

А кто был самым знаменитым сказителем на Урале?

Павел Петрович не понаслышке знал о металле, руде, самоцветах, ведь его дед и отец были горнозаводскими мастерами. Он очень любил свой край, его природу. Его интересовало всё, что связано с Уральскими горами, с их богатством. Он много общался с простым народом, собирал легенды, которые ему рассказывали рабочие горных заводов.
А потом эти легенды перелагал в сказы, жанр, который он придумал сам. Кто помнит, что такое сказ? Правильно. (сказ – это сказка на основе достоверных фактов, легенд с некоторым вымыслом).

П.П.Бажов много сказов подарил не только уральскому народу, но и всему миру.

  1. Задание 4: Отгадайте загадки по сказам Бажова.
  1. Кто-то сидит у окошка в избушке, 
    А маленький козлик стоит на опушке. 
    Ударит копытцем - каменья летят, 
    И россыпи их под луною блестят. 
    С козликом рядом кошка Муренка, 
    И смотрит на них из окошка …….Даренка
  2. Змейка эта не ползает, как другие, а свернётся колечком, головку выставит, а хвостиком упирается и подскакивает, вправо от неё золотая струя сыплется, а влево чёрная-пречёрная». Кто это?
  3. Как кукленка, девочка 
    Спляшет вам с припевочкой. Появляется в огне. 
    Как зовут? Скажи-ка мне. Огневушка – поскакушка.
  4. У большого камня женщина какая-то сидит: коса сизо- чёрная и не болтается, а ровно прилипла к спине, на конце ленты, не то красные, не то зелёные, сквозь косу просвечивают и позванивают будто листовая медь. А одежда у ней такая, что другой на свете не найдёшь. Камень, а на глаз как шёлк, хоть рукой погладить. И вокруг неё ящерок видимо- невидимо». Кто это? 
  5. Только этот мастер смог Сделать каменный цветок
  6. Малахитовая шкатулка: "Танюшка побегала много - мало по хозяйству и забралась в избу поиграть отцовскими камешками. Надела наголовник, серьги повесила… "

Молодцы  и с этим заданием справились.

  1.  Красота самоцветов.

– А кто знает, что такое самоцветы? Самоцветы – это камни. Но камни особые: очень красивые, прозрачные, цветастые, яркие. Никто не окрашивал их – они сами, от природы, такие: переливаются, сверкают, светятся разными цветами. Поэтому их и называют самоцветами. Самоцветы очень редкие и дорогие камни.Самоцветы добывают только в нескольких места во всём мире, в том числе и на Урале. Уральская подземная кладовая самоцветов – самая богатая в мире. Здесь добывают и изумруд, и яшму, и аметист, циркон, хризолит, топазы, аквамарины и др.

  1. Задание 1: Какой самый знаменитый уральский камень?

Самый знаменитый уральский камень – это малахит. Малахит прославил Урал на весь мир, потому что в нашем крае были самые большие залежи этого камня. А кто скажет, для чего человек использует самоцветы? Из самоцветов делали различные украшения, шкатулки, рамки для картин. (показ украшений).

Об этих камнях, о богатстве Уральской земли слагали много легенд.

Одну из них, я хочу вам рассказать. Этот камень называется кварц - «волосатик». Если посмотреть на свет, то мы увидим волосы внутри камня.  По легенде, богиня любви Венера, купаясь в горном источнике, потеряла прядь своих чудесных золотых волос. Обнаружила пропажу, когда наступила зима и вода замерзла вместе с волосами. Вначале Венера очень расстроилась. Но волосы в замерзшей воде выглядели так красиво, что богиня решила не забирать их, а чтобы никто не смог посягнуть на божественные локоны, превратила лед в прозрачный камень. И с тех пор люди находят диковинный хрусталь, хранящий волосы Венеры.Красивая легенда? Почти про каждый камень создана легенда. Так люди пытались объяснить появление камней.

Жизнь человека на Урале связана с камнями: и характер, и силу сравнивали с ними и даже голос. Например:

Если голос звонкий, говорили как? Серебряный голос.

Если глаза голубые? Бирюзовые глаза.

Если человек сильный? То у него стальные мышцы.

Ну, а если характер хороший? Золотой характер.

А что ещё у человека может быть золотым? Как вы думаете?

Сердце (что значит – сердце золотое?), доброе, чуткое, внимательное….Руки (что значит – руки золотые?)

 Ребята, сегодня мы  закрепили знания о нашем родном крае. Повторили сказы П. П. Бажова. А что вам  запомнилось и понравилось больше всего?

Мы обязательно будем узнавать всё больше и больше, но сейчас нам уже пора.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Мини- музей камня «В гостях у Хозяйки Медной горы»

Название  Проект мини-музея камня: «В гостях у Хозяйки Медной Горы»Тип   Исследовательско – игровой.По содержанию:  естественно –  научный.По времени проведения:   долгосрочный.ЦельПознакомить детей с...

Схема осуществления проекта «Мини-музей камня «В гостях у Хозяйки Медной горы»

 РазделпрограммыВиды детской деятельности Игровая деятельность  Дидактические игры с камнями  на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики: «Отыщи такой же камень», «Узнай на ощупь», «Каменная ...

Конспект прогулки к "Хозяйке медной горы"

Познавательный материал для детей во время прогулки....

Педагогический проект " В гостях у Хозяйки Медной горы"

Проблема нравственно- патриотического воспитания детей в современном мире актуальна и сложна, так как уделяется мало внимание знакомству их с природой России. Живя в стране  богатом полезны...

Проект мини-музей камня "В гостях у хозяйки Медной Горы"

Проект мини-музея камня «В гостях у Хозяйки Медной Горы» знакомит детей с разными видами камней, их особенностями, значением и применением человеком....

Сценарий новогднего праздника для детей 6-7 лет "Малахитовая елочка, или Дед Мороз в гостях у Хозяйки медной горы"

Сценарий создан по мотивам сказки П.Бажова. Необычное оформление, сюжет, игры, сюрпризный момент оставят в памяти у детей и родителей приятные воспоминания о празднике....

Паспорт проектной деятельности в старшей группе "В гостях у хозяйки медной горы"

Проблема нравственно - патриотического воспитания детей в современном мире актуальна и сложна, так как уделяется мало внимание знакомству их с природой России. Живя в стране  богатом полезными ис...