Программа дополнительного образования "Веселый пластилин"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (младшая группа)

Абзалова Альмира Динаровна

Рабочая программа кружка «Веселый пластилин» разработана на основе дополнительной образовательной программы «Моя тропинка к успеху» и на основе методических разработок автора Давыдовой Г.Н., направлена на развитие творческих способностей детей по изобразительной деятельности.

Рабочая программа кружка «Веселый пластилин» направлена на художественно – эстетическое развитие и составлена с учѐтом интеграции, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.

Актуальность проблемы. Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие ―пластилинография‖ имеет два смысловых корня:

―графил‖  –  создавать,  рисовать,  а  первая  половина  слова  ―пластилин‖  подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Педагогическая целесообразность программы «Волшебный комочек»

объясняется тем, что в ней основной материал — пластилин, а основным инструментом является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям разного дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит

 

определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Занятия представляют собой большую возможность для развития и обучения детей, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть, тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить еѐ до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Формы организации кружка «Веселый пластилин»- групповая

 

 

  1. Цель и задачи реализации программы

 

Цель программы: Создание условия для совершенствования изобразительных умений, навыков собственного творчества детей через продуктивную деятельность с применением нетрадиционных приемов работы с пластилином в технике пластилинографии.

Задачи программы:

 Образовательные:

  1. Создать условия для удовлетворения индивидуальных потребностей воспитанников в художественно – эстетическом развитии.
  2. Создать условия для выявления, развития и поддержку талантливых воспитанников, а также лиц проявивших выдающиеся способности
  3. Создать  условия  для         освоения передачи простейших образов предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
  4. Создать условия для развития навыков работать на заданном пространстве.
  5. Создать условия для освоения основных приемов пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
  6. Создать условия для понимании задачи, умения слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
  7. Создать условия для развития умений обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_lepka_mladshaya_gruppa.docx41.73 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

1.Список детей………………………………………………………………………………………2

2. Пояснительная записка…………………………………………………………………………..3

2.Цель и задачи реализации программы…        ………..…3

3.Планируемые результаты освоения рабочей программы……………………………………...4

4.Способы проверки результатов освоения программы………………………………………..        6

5. Формы проведения итогов реализации и отслеживания результативности программы…...6

6.Таблица оценки результативности работ детей        ………….6 

7.Учебный план        ……………7

9.Календарно – тематический план        …………...7

10.Организационный раздел…        …………..10

11.Литература         …………...10

1.Пояснительная записка

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

(В.А. Сухомлинский)

Рабочая программа кружка «Веселый пластилин» разработана на основе дополнительной образовательной программы «Моя тропинка к успеху» и на основе методических разработок автора Давыдовой Г.Н., направлена на развитие творческих способностей детей по изобразительной деятельности.

Рабочая программа кружка «Веселый пластилин» направлена на художественно – эстетическое развитие и составлена с учѐтом интеграции, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.

Актуальность проблемы. Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие ―пластилинография‖ имеет два смысловых корня:

―графил‖  –  создавать,  рисовать,  а  первая  половина  слова  ―пластилин‖  подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Педагогическая целесообразность программы «Волшебный комочек»

объясняется тем, что в ней основной материал — пластилин, а основным инструментом является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям разного дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит

определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Занятия представляют собой большую возможность для развития и обучения детей, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть, тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить еѐ до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Формы организации кружка «Веселый пластилин»- групповая

  1. Цель и задачи реализации программы

Цель программы: Создание условия для совершенствования изобразительных умений, навыков собственного творчества детей через продуктивную деятельность с применением нетрадиционных приемов работы с пластилином в технике пластилинографии.

Задачи программы:

 Образовательные:

  1. Создать условия для удовлетворения индивидуальных потребностей воспитанников в художественно – эстетическом развитии.
  2. Создать условия для выявления, развития и поддержку талантливых воспитанников, а также лиц проявивших выдающиеся способности
  3. Создать  условия  для        освоения передачи простейших образов предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
  4. Создать условия для развития навыков работать на заданном пространстве.
  5. Создать условия для освоения основных приемов пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
  6. Создать условия для понимании задачи, умения слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
  7. Создать условия для развития умений обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

 Развивающие:

  1. Создать        условия        для        развития        изобразительных        умений        посредством пластилинографии.
  2. Создать условия для развития тонких и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.
  3. Создать условия для развития воображения, памяти, мышления, мелкой моторики рук, стремление к самостоятельности.

 Воспитательные:

  1. Создать условия для поддерживания проявлений фантазии и смелости в применении собственных замыслов.
  2. Создать условия для воспитания у детей интереса к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности.
  3. Создать условия для воспитания навыков аккуратной работы с пластилином.
  4. Создать условия для воспитания отзывчивости, доброты, умения сочувствовать персонажам, желание помогать им.
  5. Создать условия для воспитания желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

  1. 3. Планируемые результаты освоения рабочей программы

Пластилинография способствует освоению образовательной программы кружка. К концу года дети:

 Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

 В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведѐтся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и  активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

 Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

 Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Предполагаемый результат.

По итогам освоения программы дети освоят основные приемы пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание), создавая при помощи взрослого выразительные образы хорошо знакомых предметов окружающего мира, сформируются навыки ручной умелости: дифференцированные движения кистей и пальцев рук.

4.Способы проверки результатов освоения программы

проходят в виде смотров-выставок, где в процессе просмотра работ, дети вместе с родителями обсуждают работы, интересуются оригинальностью замысла и воплощением его в работе.

  1. 5.Формы подведения итогов реализации и отслеживание результативности программы.

Формы подведения итогов реализации и отслеживание результативности дополнительной образовательной программы:

  • Контрольные занятия – проводится мониторинг освоения уровня усвоения рабочей программы и субъективной позиции ребенка в детской деятельности.
  • Выставки детских работ для родителей, детей ДОУ.
  • Участие в международных, всероссийских, областных и районных конкурсах.

6.Таблица оценки результативности работ детей

Программа предполагает необходимый учѐт техники выполнения работ, сравнительное диагностирование детей по учебным полугодиям.

ФИО

ребѐнка

Технические навыки

Проявление творчества в декоре

Развитие мелкой моторики

Проявление аккуратноси и трудолюбия

Раскатывание

Сплющивание

Размазывани е

Н.Г

К.Г

Н.Г

К.Г

Н.Г

К.Г

Н.Г

К.Г

Н.Г

К.Г

Н.Г

К.Г

  1. 7. Учебный план

Дошкольный возраст

Младший дошкольный возраст

Кол-во часов

в неделю

Кол-во часов в

год

Художественная направленность

Кружок

«Веселый пластилин»

Обогащение представлений теоретических

основ пластилинографии

0,5

16

Обогащение практических умений

Пластилинографии

0,5

16

Итого

1

32

8.Тематическое планирование для II младшей группы

Месяц

Тема

Цель

Октябрь

1

Раздел

«Растительный мир»

Тема: «Созрели яблоки в саду»

Создание условия для ознакомления с приемами выполнение декоративных налепов разной формы

2

Тема: «Репка на грядке»

Создать        условия        для        развития        навыков

работать на заданном пространстве.

3

Раздел

«Рукотворный мир»

Тема: «Украсим        кукле платье»

Создание условий для        освоения передачи простейших образов предметов

4

Тема:        «Мой        веселый, звонкий мяч»

Создание условий для совершенствования приѐмов сплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы

Ноябрь

5

Раздел

«Растительный мир»

Тема: «Корзинка        с

ягодками». (коллективная работа)

Создание условий для совершенствования умений скатывать пластилин между ладонями, придавая ему шарообразную форму

6

Тема: «Мухомор»

Создать        условия        для        развития        навыков

работать на заданном пространстве.

7

Тема: «Грибы на пенечке»

Создать условия для освоения основного

приема  -        размазывание, для получения плоского изображения исходной формы

8

Раздел «Животный мир»

Тема: «Барашек»

Создание  условий  для        освоения навыков

скатывания        длинных        колбасок        и выкладывание их на рисунок

Декабрь

9

Раздел

«Рукотворный мир»

Тема: «Светофор»

Создать        условия        для        развития        навыков работать на заданном пространстве.

10

Раздел

«Рукотворный мир»

Тема: «Снеговик»

Создать условия для освоения основного приема  -        размазывание, для получения

плоского изображения исходной формы

11

Тема:«Дед        Мороз,        Дед

Мороз! Он подарки нам принес»

Создание        условий        для        сплющивание

шариков пластилина и размазывание их на картоне

12

Раздел

«Растительный мир»

Тема: «Пушистая ѐлочка»

Создание условий для развития умений раскатывать        пластилин        прямыми движениями. Выкладывание жгутов на

контур

январь

13

Тема:        «Украсим        ѐлку шарами»

Создание условий для совершенствования приѐмов        сплющивания        шарика        на

горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы

14

Раздел

«Растительный мир»

Тема: «Зимний   лес»        (с элементами рисования)

Создание условий для развития умений раскатывать        пластилин        прямыми движениями (знакомство со жгутами). Выкладывание по одному по вертикали

листа

15

Раздел

«Природные явления»

Тема: «Узоры на окнах»

Создание        условий        для        раскатывания

жгутиков,        выкладывание        в        разных направлениях

16

Раздел

«Растительный мир»

Тема: Кактус в горшочке

Создание условий для        освоения навыков

скатывания        длинных        жгутиков        и выкладывание их на рисунок

Февраль

17

Раздел

«Рукотворный мир»

Тема: «Весѐлые друзья»

Создание условий для развития умения преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями ладоней

18

Раздел

«Рукотворный  мир» Тема:        «Подарки        для друзей»

Создание условий для умения прикреплять готовую        форму        на        плоскость        путѐм

равномерного        расплющивания        по поверхности основы

19

Раздел

«Рукотворный мир»

Тема: «Моя семья»

Создание условий для совершенствования приѐмов сплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения

плоского изображения исходной формы

20

Раздел

«Рукотворный мир»

Тема: «Подарок для папы»

Создание условий для развития умений прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по

поверхности основы

Март

21

Тема: Ветка мимозы

Создать условия для развития умений отщипывать        небольшие        кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики

круговыми движениями пальцев

22

Раздел

«Растительный мир»

Тема: Ромашки для мамы.

Создание условий для обучения детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы

предмета, его строения, частей.

23

Раздел

«Рукотворный мир»

Тема:        «Весѐлые человечки»»

Создание условий для развития умений раскатывать кусочки пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук.

24

Раздел

«Рукотворный мир» Тема: «Воздушные шарики»

Создание условий для обучению детей приему сворачивания длинного жгута по спирали.

Апрель

25

Раздел

«Животный мир»

Тема: Кудряшки        для овечки

Создание условий для освоения навыков скатывания длинных жгутиков в круг и выкладывание их на рисунок

26

Раздел

«Природные явления”

Тема: «Звездное небо»

Создание условий для украшения изделия из пластилина различными декоративными

материалами.

27

Раздел «Животный мир»

Тема: Жираф

Создание условий для закрепления умений раскатывать пластилин между ладонями прямыми и округлыми движениями,

оттягивать пальцами нужные части предметов.

28

Раздел

«Животный мир»

Тема:        «Подружки        для Золотой рыбки»

Создание условий для украшения изделия из пластилина различными природными изделиями

Май

29

Раздел

«Животный мир»

Тема: Бабочка

Создание условий для украшения изделия из пластилина различными декоративными

материалами.

30

Тема:        Божьих        коровок скорее слепите!

Создание условий для развития умений лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы в

определенном порядке.

31

Раздел

«Природные явления”

Тема: Радуга дуга

Создание условий для развития умений лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы в

определенном порядке

32

«Звѐздный час» (Выставка работ)

Создание условий для выявления основных показателей        готовности        к        усвоению

программы кружка

10.Организационный раздел

  1. Расписание

День недели

Время

Среда

16:00

Литература

  1.  «Нравственно – эстетическое воспитание ребенка в детском саду» / Ветлугина Н. А., Казакова Т. Н, Пантелеев Г. Н. – М.: Просвещение, 1989. – 79 с.
  2. Художествненое –эстетическое развитие детей 5-6 лет. Занятие пластилинографией. Автор- составиитель Т.В. Смирнова. – Влогоград: Учитель, 2015
  3. Давыдова Н. В. Пластилинография. Животные и птицы. 2003.2017
  4. Давыдова Г. Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2015.
  5. Давыдова        Г.        Н. «Детский        дизайн»        Пластилинография        -        3        М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2017.
  6. http://www.ruskid.ru/lepka/
  7. http://detsadmickeymouse.ru/load/detskoe_tvorchestvo/rabota_s_plastilinom/tekhnika_lepki_i z_plastilina/29-1-0-2138
  8. http://detskiysad.ru/izo/lepka.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительному образованию "Веселый пластилин"

Программа по дополнительному образованию "Веселый пластилин"...

Программа кружка дополнительного образования "Веселый пластилин"

Программа кружка дополнительного образования "Веселый пластилин"...

Проект «Кружок дополнительного образования «Веселый пластилин», уровень обр. орг., 2018г.

Проект «Кружок дополнительного образования «Веселый пластилин», уровень обр. орг., 2018г.Результат презентация «Веселый пластилин», 25 воспитанников, 15 родителей, 1 педа...

Программа дополнительного образования "Весёлый пластилин"

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию программу дополнительного образования "Весёлый пластилин"...

Программа дополнительного образования "Веселый пластилин"

В программе разработаны занятия по обучению детей 5-6лет технике нетрадиционного рисования - пластилинографии....