Программа дополнительного образования "Веселый пластилин"
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа)

Юрченко Ольга Аркадьевна

В программе разработаны занятия по обучению детей 5-6лет технике нетрадиционного рисования - пластилинографии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_plastilin.docx731.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15 «Ладушки» (корпус 2)

                                                                     

                               

                             Программа  дополнительного образования

по обучению детей 5-6 лет

технике нетрадиционного рисования –

пластилинографии

«Веселый пластилин»

Автор: Юрченко Ольга Аркадьевна,

воспитатель

Срок реализации - 1 год

                                   

г.Камень-на-Оби

2021-2022год

Содержание:

I. Целевой раздел:

Пояснительная записка

1. Цель и задачи кружка

2. Принципы и подходы

3. Планируемые результаты

4.Условия реализации программы

II Содержательный раздел

2.1. Содержание работы по 5 образовательным  областям

2.2. Методы, используемые при организации занятий с детьми (техники):

2.3. Работа с родителями в ДОУ.

III. Организационный раздел.

3.1. Программно-методическое обеспечение.

3.2.Календарно-тематическое планирование кружка .

IV. Литература:

I. Целевой раздел

Пояснительная записка

Кружок по художественно-изобразительной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в нетрадиционной технике работы с пластилином — пластилинографии, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.

Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Младший дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.

Развитию пальцев руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Задания составлены с учетом возрастных, физиологических и психологических особенностей младших дошкольников. Малыши учатся и растут, играя, игра является основной формой и содержанием их воспитания и развития, поэтому нами отдано предпочтение игровому построению занятий. Эмоциональные переживания за вымышленных персонажей побуждают детей к целенаправленной продуктивной деятельности, развивают у них такие качества, как доброта, сопереживание, желание помочь,  порадовать кого-то.

На каждом занятии  решаются  не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка, его творческие способности, умение общаться с другими людьми. Дети получают знания, умения, навыки; происходит закрепление информации, полученной на других занятиях; расширяются возможности изобразительной деятельности детей по принципу «от простого к сложному».

Цель и задачи кружка:

Цель: развитие у детей мелкой моторики рук и творческих способностей посредством нетрадиционной техники – пластилинографии.

Задачи:

-Учить основным приемам пластилинографии (раскатывание, надавливание, размазывание, отщипывание, расплющивание).

-Учить работать на заданном пространстве.

-Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

-Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

-Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

-Развивать у детей интерес к художественной деятельности.

-Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

Принципы и подходы

Построение изобразительной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Основные принципы:

-принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту  среде: игры, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность;

-принцип гуманистичности – индивидуально-ориентированный подход и всестороннее развитие личности;

-принцип деятельности – развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку;

-принцип интеграции – сочетание одного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов;

-принцип системности – решение поставленных задач в системе кружковой работы.

Планируемые результаты

-овладение детьми различными приемами лепки (шарики, мазки, размазывание, растирание) и активное использование лепных навыков в самостоятельной продуктивной деятельности детей;

-умение уверенно подбирать цвет пластилина и делить его на части соответственно замыслу;

-усидчивость, аккуратность в выполнении творческих заданий;

-умение воспринимать, сопереживать, высказывать свое мнение, отношение;

-умение общаться в коллективе;

-умение передавать форму, цвет, настроение.

Условия реализации программы:

-занятия проводятся 1 раз в две недели с октября по май, длительностью 20 минут, индивидуально или  микрогруппами;

-сотрудничество с родителями, педагогами ДОУ;

-организация предметно-развивающей среды;

-подбор необходимого материала и технических средств обучения.

Методическое обеспечение:

-картон белый или цветной;

-набор мягкого (воскового) пластилина;

-салфетки для рук;

-стеки;

-доска для лепки;

-бросовый или природный материал (зубочистки, трубочки, бусинки и др.)

Сотрудничество  с родителями:

Задачи:

- Познакомить родителей с целью и задачами кружка;

- Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном и социальном мире.

- Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома, познакомить их со способами рисования пластилином, развития воображения, творческих проявлений ребенка. 

 Формы взаимодействия с семьями воспитанников:

-организация участия детей в конкурсах и выставках детского творчества;

-организация мастер-классов;

-индивидуальные беседы;

-беседы, консультации, поручения родителям.

II.Содержательный раздел

 Содержание работы по 5 образовательным  областям:

Познавательное развитие.

Задачи:

-Выделять в предметах цвет и делать его объектом специального рассматривания;

-Выделять форму в объектах;

Речевое развитие.

Задачи:

-Обогащение пассивного и активного словаря.

-Овладение речью как средством общения.

Физическое развитие.

Задачи:

- профилактика нарушений психофизического развития детей.

-Формировать и закреплять полезные навыки, способствующие хорошему самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни;

-Учить соблюдать меры безопасности при обращении с пластилином и другим оборудованием.

Социально-коммуникативное развитие.

Задачи:

-Формировать элементарные способы сотрудничества.

-Воспитывать доброжелательное отношение, доверие к взрослым и сверстникам.

-Создавать условия для эмоционально насыщенного содержательного общения взрослого с ребенком и детей друг с другом.

-Формировать  позитивные установки к различным видам труда и творчества.

Художественно-эстетическое развитие.

Задачи:

-Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы;

-Становление эстетического отношения к окружающему миру;

-Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

III.Организационный раздел.

Тематическое планирование кружка (Приложение №1)

IV. Литература:

  1. Давыдова Г.Н. "Пластилинография для малышей» «Скрипторий 2003, 2008.;
  2. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» (под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А., 2014г.;
  3. Рейд Б.»Обыкновенный пластилин» АСТ-ПРЕСС,1998;
  4. Комарова Т.С. «Дети в мире творчества» М, 1995г.
  5. . Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997 – 160 с.») (Серия «Учить и воспитывать, развлекая)
  6. 4. Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.
  7. Интернет- ресурсы
  8. Приложение №1
  9. Календарно – тематическое планирование

Месяц

Тема

Программное содержание

Сентябрь

Отбор детей в кружок

Октябрь

1 неделя

«Осеннее дерево»

Обучать детей приемам работы в технике «пластилинография»: лепить отдельные детали (листочки) – отщипывать, раскатывать, придавливать.                     

Октябрь

3неделя

«Грибок»

 Учить размазывать пластилин по контуру пальчиком, не выходя за него; напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную форму.

Ноябрь

1неделя

 «Яблоки поспели»

Продолжать освоение приема  пластилинографии – растягивание (размазывание) по контуру; подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема; закреплять умения детей аккуратно использовать

пластилин в своей работе.

Ноябрь

3неделя

«Гроздь рябины»

Учить  детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и                              скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев, раскатывать тонкие колбаски-веточки прямыми движениями, соединять все в одно изображение - гроздь  рябины.

Декабрь

1неделя

«Петушок – золотой гребешок»

Продолжать учить детей работать в технике пластилинографии, отщипывать маленькие кусочки  и раскатывать шарики круговыми движениями пальцев рук, заполняя ими контур, формировать чувство цвета.

Декабрь

3неделя

«Елочка-красавица»

Закреплять  с детьми технику – выкладывание силуэта цветными шариками из пластилина, не выходя за контур; развивать мелкую моторику, глазомер.

Январь

3неделя

«Картинки-заплатки»

Продолжать учить детей подбирать пластилин по цвету, соответствующему контуру, закреплять умение раскатывать маленькие шарики и закреплять их на силуэте.

Февраль

1неделя

«Снежинка»

Продолжать учить детей раскатывать тонкие колбаски из пластилина, соединять их в снежинку, хорошо прилепляя к основе-картонке; развивать глазомер, мелкую моторику.

Февраль

3неделя

«Снеговик»

Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина, закреплять умение равномерно  растягивать пластилин  от центра до краев, не выходя за контур; дополнять изображение по желанию(морковка, глазки и т.д.)

март  1неделя

«Цветы для мамы»

Учить создавать композицию из отдельных деталей, используя

 имеющиеся умения и навыки работы с пластилином –

 раскатывание, сплющивание, сглаживание;

Закреплять умение детей выполнять лепную картинку; воспитывать желание порадовать близкого человека. 

Апрель

1неделя

«Веточка яблони»

Изображать ветку цветущего дерева в технике «пластилинография»;

создавать композицию из отдельных деталей, используя

имеющие умения и навыки работы с пластилином –

раскатывание, сплющивание.

Апрель

3неделя

«Божья коровка»

Продолжать учить детей подбирать пластилин по цвету к соответствующему силуэту, закреплять прием раскатывания маленьких шариков круговыми движениями пальцев, заполнять бесцветные кружочки на силуэте; развивать глазомер.

Май

1неделя

«Одуванчики»

Закреплять у детей прием раскатывания тонких колбасок,  учить выкладывать из них цветок-одуванчик, закрепляя на картонной основе; способствовать развитию формообразующих движений рук в работе с пластилином.

Май

3неделя

«Радуга-дуга»

Закреплять у детей прием раскатывания маленьких шариков, выкладывания их в полоски по цвету, изображая радугу; отражать свои представления о красивых природных явлениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительному образованию "Веселый пластилин"

Программа по дополнительному образованию "Веселый пластилин"...

Программа кружка дополнительного образования "Веселый пластилин"

Программа кружка дополнительного образования "Веселый пластилин"...

Проект «Кружок дополнительного образования «Веселый пластилин», уровень обр. орг., 2018г.

Проект «Кружок дополнительного образования «Веселый пластилин», уровень обр. орг., 2018г.Результат презентация «Веселый пластилин», 25 воспитанников, 15 родителей, 1 педа...

Программа дополнительного образования "Весёлый пластилин"

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию программу дополнительного образования "Весёлый пластилин"...

Программа дополнительного образования "Веселый пластилин"

Рабочая программа кружка «Веселый пластилин» разработана на основе дополнительной образовательной программы «Моя тропинка к успеху» и на основе методических разработок автора Д...