Программа дополнительного образования "Волшебная бумага"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Абзалова Альмира Динаровна

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, и наоборот: способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности является изобразительная деятельность, в частности, аппликация. Аппликация в детском саду — эффективное средство познания действительности. Она помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. Аппликация важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений.

Данная программа направлена на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развития воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка.

Кружок дает широкие возможности для творческого самовыражения, способствует осознанному выбору ребенком деятельности на созидание, создание нового, а не на разрушение, желание сломать.

Цель работы кружка: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии.

Задачи:

  • формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
  • учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок);
  • учить работать с нетрадиционным материалом при создании аппликации;
  • умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
  • учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции);
  • обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);
  • развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;
  • развитие речевых навыков;
  • развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;
  • воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;
  • воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

Форма работы с детьми:

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятий составляет 25-30 минут.

Программа рассчитана для детей с 5 -7лет. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы.

Срок реализации программы 9 месяцев.

Ожидаемые результаты работы: решение задач данной программы поможет детям:

  • уметь украшать свою работу различными материалами;
  • уметь планировать работу по реализации замысла;
  • предвидеть результат и достигать его;
  • мастерить игрушки, сувениры, создавать объемные картины, композиции.
  • развить активность и самостоятельность детей в художественно-эстетической деятельности;
  • уметь находить новые способы для художественного изображения;
  • передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
  • использовать различные приемы и техники при выполнении аппликации.

Подведение итогов: осуществляется в виде  проведения выставок.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

При работе в кружке "Волшебная бумага" дети должны:

Знать: правила техники безопасности; название и назначение инструментов, необходимых при работе над аппликацией; правила общения; названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;

Уметь: наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения; различать материалы по их назначению; качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий; безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

.

МАДОУ детский сад №25 г. Туймазы муниципального района

Туймазинский район республики Башкортостан

расположенного по адресу: г. Туймазы ул. Островского д.16б

                                                                                             

                                             Утверждено:

                                                                                       Заведующий МАДОУ детский сад №25

                                           г. Туймазы

                                                                                        _____________________ Валеева Э.М.

                                                                                     Приказ №_______ «___» _____ 2022г.

Программа дополнительного образования

по художественно-эстетическому развитию

«Волшебная бумага»

Воспитатель: Абзалова А.Д.

г. Туймазы, 2022г

Содержание

1

Пояснительная записка

3

2

Цель и задачи кружка

5

3

Срок реализации и режим работы кружка

6

4

Предметно-развивающая среда

7

5

Сетка занятий с детьми

9

6

Тематический план занятий с детьми

11

7

Анализ

17

8

Список  использованных источников

18

9

Приложение

19

Пояснительная записка

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, и наоборот: способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности является изобразительная деятельность, в частности, аппликация. Аппликация в детском саду — эффективное средство познания действительности. Она помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. Аппликация важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений.

Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различных клеев, ниток. В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.

Виды аппликации:

  • предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);
  • сюжетная, отображающая те или иные события;
  • декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, бумажные салфетки, ватные диски, крупы, ткани и т.д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции.

Данная программа направлена на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развития воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка.

Кружок дает широкие возможности для творческого самовыражения, способствует осознанному выбору ребенком деятельности на созидание, создание нового, а не на разрушение, желание сломать.

Цель и задачи кружка

Цель работы кружка: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии.

Задачи:

  • формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
  • учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок);
  • учить работать с нетрадиционным материалом при создании аппликации;
  • умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
  • учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции);
  • обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);
  • развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;
  • развитие речевых навыков;
  • развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;
  • воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;
  • воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

Срок реализации и режим работы кружка

Форма работы с детьми:

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятий составляет 25-30 минут.

Программа рассчитана для детей с 5 -7лет. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы.

Срок реализации программы 9 месяцев.

Ожидаемые результаты работы: решение задач данной программы поможет детям:

  • уметь украшать свою работу различными материалами;
  • уметь планировать работу по реализации замысла;
  • предвидеть результат и достигать его;
  • мастерить игрушки, сувениры, создавать объемные картины, композиции.
  • развить активность и самостоятельность детей в художественно-эстетической деятельности;
  • уметь находить новые способы для художественного изображения;
  • передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
  • использовать различные приемы и техники при выполнении аппликации.

Подведение итогов: осуществляется в виде  проведения выставок.

Предметно-развивающая среда

  • цветной картон
  • гофрированная бумага
  • цветная бумага формат А4
  • салфетки
  • клеенки
  • ножницы
  • клей
  • клей-карандаш
  • простые карандаши
  • различный природный материал
  • кисточки для клея
  • скотч
  • цветная двусторонняя бумага, тонированная бумага
  • ватные диски.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

При работе в кружке "Волшебная бумага" дети должны:

Знать: правила техники безопасности; название и назначение инструментов, необходимых при работе над аппликацией; правила общения; названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;

Уметь: наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения; различать материалы по их назначению; качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий; безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

1. «Театрализованная деятельность». Создание подарков для сказочных героев, персонажей, масок и предметов ряженья для драматизации.

2. «Физическая культура». Использование поделок в оформлении к праздникам, развлечениям.

3.«Музыкальное воспитание». Использование поделок в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

4. «Развитие речи». Использование на занятиях художественного слова, создание поделок к сказкам, потешкам, стихотворениям.

5. «Ознакомление с окружающим». Расширение кругозора в процессе различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а также знакомства со строением предметов, объектов.

Сетка занятий с детьми

Количество занятий

в неделю

Количество занятий

в месяц

Количество занятий

в год

Кол-во
детей
в группе

1 раз в неделю

(Среда)

4

31

23

Тематический план занятий с детьми

Месяц

Тема

Содержание занятия

Компонент ДОУ

Материал

Октябрь

1.Такая разная бумага

  «Из чего делают бумагу»

Познакомить и расширять представление детей о бумаге, разных ее видах, свойствах и качествах.

Развивать моторику пальцев, познакомить с разными  способами манипуляции с бумагой.

Листы бумаги А4 формата, кусочки цветной бумаги, салфетки, кусочки картона

. Скрутите…

Сверните…

Научить  скручивать из бумаги кулёчек, делать нос, рожки, цветок.

Познакомить с новым способом манипуляции с бумагой: сворачивание

2.Скатайте…

Показать способ  игры с бумагой - скатывание. Сделать башню(домик) из трубочек.

Способствовать развитию навыков конструирования.

Цветные листы бумаги, пирамидка, кубики.

3.Сложите…

Изучить прием складывания бумаги. Сделать гармошку, веер, сердечко,

бабочку.

Развивать моторику пальцев, познакомить с новым способом манипуляции с бумагой.

Цветные листы бумаги, клей, нитка.

Ноябрь

4.Цветы

Научить детей склеивать цветок

Бумажная пластика. Развитие чувства ритма и цвета.

Полоски бумаги разного цвета.

5.Осенний букет

коллективная работа

Познакомить с новым способом вырезания одинаковых силуэтов из бумаги, сложенной гармошкой

Развитие творчества, воображения.

Цветная бумага, клей, ножницы,засушенные листья, несколько веток деревьев,

липкая лента

6.Гирлянда

Закрепить умение детей составлять гирлянду

Бумажная пластика. Развитие чувства ритма и цвета в гирлянде.

Полоски цветного картона, бумаги разного цвета, клей, ножницы,ленточка,карандаш.

7.Украшения на скатерти

Познакомить с декоративной аппликацией

Развитие творчества, воображения.

Цветная бумага,клей

Декабрь.

8.Снежинки.

Склеивание снежинок из полосок.

Воспитывать интерес к бумажной пластике. Наклеить снежинки на окна к празднику.

Цветные полоски из плотной бумаги разного цвета, предметы ряженья к новогоднему празднику.

9.Елочка.

Изготовление елочки и ее украшений способом «Мятая бумага»

Создание праздничного настроения и украшение приемной.

Цветная бумага, салфетки разного цвета, клей, игрушка елочки.

10.Карнавальные маски (очки).

Оформление и украшение карнавальных масок (очков).

Воспитывать интерес к бумажной пластике.

Заготовки карнавальных масок, цветная бумага, вата.

11.Подарок родителям к Новому году.

Сделать аппликацию

«Снеговик»

Развитие творчества, воображения

Цветная бумага, клей,открытки.

Январь.

12.Елочки

Изготовление елочек из кругов разного диаметра(коллективная работа)

Способствовать развитию навыков конструирования.Воспитывать интерес к бумажной

пластике.

Цветная бумага зелёного, голубого цвета, ножницы, шаблоны кругов, салфетки.

13.Зимушка-зима

Учить самостоятельно определять содержание аппликации

Развитие творчества, воображения

Листы  бумаги синего цвета для фона, цветная бумага, клей.

14.Птичка-невеличка

Сделать аппликацию из геометрических фигур

Воспитывать интерес к бумажной пластике.

Цветная бумага,клей,ножницы,картон для основы,листы белой бумаги

Февраль (повторение пройденного материала)

15.Моя любимая игрушка

Закреплять умение вырезать округлые формы разных размеров из квадратов и прямоугольников

Развивать творческие способности

Половинки альбомных листов,цветнаябумага,прямоугольник 6*4.5(туловище);8*4(лапы),квадрат3*3(голова) ,ножницы, клей.

16.Пожарная машина

Учить вырезать детали, составлять из них и наклеивать пожарную машину

Развивать моторику пальцев рук, творческие способности, воспитывать аккуратность.

 Половинки альбомных листов, цветная бумага красного цвета, прямоугольник 9*3-основание,квадрат6*6-кабина, полоска 14*2,3-лестница, 3квадрата3*3-колёса и окно, ножницы, клей.

17.Подарок для папы

Учить вырезать детали по шаблону, составлять композицию .

Способствовать усвоению навыков работы с бумагой, развивать эстетическое восприятие, мелкую мускулатуру  рук.

Цветная бумага,

клей, ножницы,

карандаш,

картон для основы.

18.Черепашонок.

Изготовление черепашонка.

Закрепить изученный способ аппликации: мятая бумага. Развивать воображение.

Листы и кусочки гофрированной бумаги или салфеток, клей, кисточка.

Март. «Объемная аппликация»

19.Мама

Закреплять умение самостоятельно вырезать детали,

продолжать учить составлять задуманный образ из вырезанных форм.

Бумажная пластика. Развитие воображения.

Цветная бумага,

клей, ножницы, прямоугольники из цветной бумаги(20*7),квадраты из белой бумаги(4*4),.

20.Улица

Закрепление умение пользоваться ножницами.

 Бумажная пластика.

Цветная бумага, клей, ножницы, альбомный лист, карандаш.

21.Светофор

Учить детей делать объемную аппликацию.

Бумажная пластика. Развитие воображения через воспитание наблюдательности.

Полоски цветной  бумаги разного размера, картон, клей.

22.Транспорт

Автобус.

Научить детей делать объемную аппликацию – автобус, закрепить умение пользоваться ножницами, умение сгибать картон.

Бумажная пластика. Развитие воображения через воспитание наблюдательности.

Развивать моторику пальцев.

Картон, 4 квадрата, для получения колес автобуса, цветная бумага.

Апрель

23.Бабочка

Изготовление бабочки из цветной бумаги.

Способствовать усвоению навыков работы с бумагой, развивать эстетическое восприятие, мелкую мускулатуру 

 рук.

Цветная бумага, клей, кисточка, лист бумаги, картинки с изображением лета, бабочек, сачок.

24.Русские берёзки

Закрепить умение детей «правильно» обрывать  бумагу.

Познакомить детей с таким приемом аппликации, как рваная бумага.

Разноцветная цветная бумага,клей,карандаш,ножницы

25.Улитка (настольная игрушка)

Закрепить умение правильно пользоваться ножницами и клеем

Развивать эстетическое восприятие, мелкую мускулатуру рук

Разноцветная цветная бумага, картон,заготовки основы.

26.Стрекоза.

Закрепить умение правильно сгибать цветную бумагу, срезая сразу два уголочка, аккуратно пользоваться ножницами и клеем

Учить детей оформлять свою работу красиво, развивать эстетический вкус фантазию.

Разноцветная цветная бумага, заготовки элементов работы.

27.Совместная работа детей на тему: «Скоро лето…»

Показать детям, как сделать совместную картину в рамке. Закрепить умение работать в коллективе.

Учить детей создавать композицию из кусочков бумаги. Развивать моторику пальцев

Лист бумаги А3 формата, кусочки цветной бумаги, клей ПВА, кисточка, открытки, картина в рамке.

Май.

28.Рыбка.

Закрепление навыков склеивания, умение пользоваться ножницами.

Наблюдение за аквариумными рыбками. Бумажная пластика.

Цветная бумага, клей, ножницы.

29.Божья коровка.

Закрепить умение правильно сгибать цветную бумагу, срезая сразу два уголочка, аккуратно пользоваться ножницами и клеем

Учить детей оформлять свою работу красиво, развивать эстетический вкус фантазию.

Разноцветная цветная бумага, заготовки элементов работы.

30.Свободная тема

Закрепить умение правильно сгибать цветную бумагу, аккуратно пользоваться ножницами и клеем

Учить детей оформлять свою работу красиво, развивать эстетический вкус фантазию.

Разноцветная цветная бумага, заготовки элементов работы.

31.Совместная работа детей на тему: «Лето…»

Закрепить умение работать в коллективе.

(Мониторинг)

Анализ результатов диагностики уровня развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста кружка: «Волшебная бумага»

Цель диагностики: выявить уровень развития мелкой моторики рук, через продуктивную деятельность.

Для получения результатов диагностики  используются  следующие методы и приёмы:

- беседы, игры, художественное слово;

- специально организованные занятия (кружок) по ручной умелости - аппликация,

- самостоятельная продуктивная деятельность детей;

- выставки, изготовление подарков.

Критерии диагностики разработаны исходя из задач кружковой работы и ручной умелости детей, накопленного практического опыта ребёнка, их индивидуальных особенностей. Занесены критерии в таблицу. Критерии были разделены по направлениям: развития мелкой моторики движений руки, пальцев и качество освоения ребенком продуктивного труда. Данные диагностики обработаны и получены следующие результаты по развитию у детей мелкой моторики рук и освоению качества продуктивной деятельности.

Выделили следующие уровни развития детей:

2- низкий уровень развития.

3-удовлетворительный уровень развития.

4-средний уровень развития.

5-высокий уровень развития.

Список  использованных источников

1.Колдина Д.Н Аппликация с детьми 5-6 лет.Сценарии занятий. –М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016,-64с.

2.Курто Роза М.Серия «Это так просто» Домашние животные на ферме,-Феникс,2015-36 с.

3.Соколова С.В. Оригами для самых маленьких.ДЕТСТВО-ПРЕСС,2016,-64с

4.Румянцева Е.А.Аппликация.Простые поделки/ Екатерина Румянцева-М.:АЙРИС-пресс/2016-128c.

5.АгаповаИ.А.,М.Давыдова М.А.Лучшие аппликации для детей-М.:ООО ИКТЦ «ЛАДА»,2010-192с.

6.Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа дополнительного образования " Волшебная бумага"

Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития ...

Программа дополнительного образования "Волшебная бумага"

Цель:  всесторонне и интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники работы  с бумагой, как художественного способа конструирования из бума...

Программа дополнительного образования «Волшебный мир бумаги» в рамках реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» воспитанников средней группы (4-5 лет) Срок реализации программы: 1 год.

Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей.      Учебная пр...

Проект программы дополнительного образования «Волшебный мир бумаги».

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. П...

Презентация по дополнительному образованию "Волшебная бумага"

В презентации представлена работа по кружковой работе "Волшебная бумага"...

Рабочая программа дополнительного образования "Волшебная бумага"

Рабочая программадополнительного образования Кружок «Волшебная бумага»для детей 5  - 7 лет...

Программа дополнительного образования "Волшебная Бумага" для среднего дошкольного возраста.

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности...