Лепка " Дымковский индюк"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)

Колоденко Юлия

В детском саду большое внимание уделяется развитию интереса к традициям и истории русского народа, знакомству с народными промыслами.

Народная игрушка - особый вид народного творчества. Она предназначена не только для игры, но и для украшения быта. Дымковская игрушка самая известная. Отличается предельно простой  и ясной формой. 

Предлагаю конспект занятия по лепке дымковской игрушки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepka_dymkovskiy_indyuk.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                « Дымковский индюк»

Цель: Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством.

Задачи: Расширять представление детей о дымковской игрушке,  желание  и умение лепить игрушку своими руками.

Закреплять различные способы лепки: раскатывание, вытягивание, прищипывание, сглаживание. Показать характерные особенности дымковской игрушки - индюка.

Воспитывать самостоятельность и творчество.

Методические приемы и указания:

Показ игрушки.

Показ и напоминание приемов лепки.

Объяснение, рассказ, вопросы.

Стихи, потешки.

Предварительная работа:

Рассматривание народных игрушек.

Разучивание народных игр, хороводов.

Лепка стилизованных птиц: уточка, курочка, петушок.

Материалы и оборудование:

Народные дымковские игрушки.

Дощечки, стеки, пластилин, тряпочки.

Ход:

1 часть.

Рассказ:

Дети, мы с вами живем в большой и прекрасной стране - Россия. В ней очень много разных городов, сел, деревень, в которых живут настоящие мастера и умельцы. Вот сегодня мы с вами отправимся в гости к таким мастерам в  село Дымково:

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали и село большое

Дымково назвали.

Когда-то давным-давно у крестьянских ребятишек, которые жили в такой избе, не было столько игрушек, как у вас. И поэтому крестьяне сами мастерили для своих детей игрушки из соломы, тряпочек, дерева, глины. Вот посмотрите, какие веселые игрушки лепили из глины дымковские мастера.

 Вечера зимою длинные.

 Лепит мастер здесь из глины.

 Все игрушки не простые,

 А волшебно-расписные.

 -  Какие цвета есть в дымковской росписи? (Ответы детей).

 -  А какие узоры использовали мастера? (Точки, колечки, кружочки, волнистые линии, решетки и т.д.)

Кружочки, клеточки, полоски -

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

 -  А какие игрушки лепили дымковские мастера? (Петухи, барыни, лошадки, козлики и
т.д.)

 2 часть:

- А вы хотите, тоже стать дымковскими мастерами и устроить выставку для своих родителей? ( Выставляю перед детьми дымковского индюка на дощечку).

Вот индюк нарядный, весь такой он ладный,

У большого индюка все расписаны бока.

Всех нарядом удивил, крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост, у него совсем не прост,

Точно солнечный цветок. А высокий гребешок,

Краской яркою горя, как корона у царя.

Индюк сказочно красив, Он напыщен, горделив.

Смотрит свысока вокруг, птица важная - индюк.

Что обязательно нужно сделать, прежде чем вылепить такого индюка? (Рассмотреть со всех сторон.)

Из каких частей состоит индюк? (тело, голова, хвост, крылья, корона)

Индюк - птица, значит его тело такой же формы, как у других птиц. Какое же оно? (Овальной формы.)

Посмотрите на голову и шею индюка. Какая голова и шея? (Голова у него маленькая, незаметно переходит в шею.)

А какая шея? (Длинная, гибкая, у тела немного расширяется.)

Что вы заметили интересного на голове и шее индюка? (Высокий круглый гребень, как корона, веерообразный и длинная бородка, похожая на кисть из круглых ягод.)

Какие по форме крылья и хвост? (круглой формы, волнистые по краю)

Видно ли тело индюка? (Нет, оно прикрыто большими крыльями до самой земли.)

Во время рассматривания индюка медленно поворачивать образец, чтобы дети видели его со всех сторон. Обращаю внимание на толстые ноги и подставку сзади возле хвоста для устойчивости фигурки.

Показ способа лепки.

Делим пластилин на большой кусок, для туловища, и поменьше, для крыльев и гребешка.

Сначала лепится овальное туловище, затем один конец делаем тоньше, чтобы загнуть вверх, оттягиваем голову с шеей. Толстый конец с другой стороны сплющиваем, чтобы прикрепить к нему хвост.

Затем делим другую часть пластилин на з части (два маленьких шарика для крыльев и один большой для хвоста).

Для крыльев лепим шарики и сплющиваем их между ладонями. Затем делаем пальцем углубление по краю, чтобы получились волнистые края).

Потом лепим веерообразный гребешок и длинную бородку.

Украшаем хвост и крылья каждый по-своему, используя для этого нелепы, стеку.

3 часть.

А теперь я приглашаю вас в мастерскую.

Сначала разомнем пальчики.

Пальчиковая игра «Десять птичек – стайка»

(Сжать кулачки, на название каждой птички отгибать один пальчик)

Пой-ка, подпевай-ка,

Десять птичек - стайка:

Эта птичка - соловей, эта птичка - воробей,

Эта птичка - совушка, сонная головушка.

Эта птичка – свиристель, эта птичка - коростель.

Эта птичка - скворушка, серенькое пёрышко.

Это - зяблик, это - стриж, это - развесёлый чиж….

Ну, а это - злой орлан. Птички, птички по домам!

(Игра проводится 2 раза в разном темпе).

Дети приступают к  работе. Напоминаю  детям приемы лепки.

В заключении дети любуются готовыми игрушками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Дымковский индюк"

Изготовление дымковской игрушки в технике бумагопластика для всероссийского конкурса журнала "Обруч"  и издательства "ЛИНКА - ПРЕСС" "Лето народных игр" в номинации "Мастер-класс" - сертификат по...

«Укрась хвост дымковскому индюку».

Играшение игрушки дымковской росписи...

Дымковский индюк

Увлекательное занятие по лепке в подготовительной группе...

Дымковский индюк

Отчет о тематической неделе " Дымковские игрушки"...

конспект занятия по лепке "Дымковский индюк" подготовительная группа

задачи: научить лепить дымковского индюка конструктивным способом, используя в украшении игрушки налеп...