Художественное творчество (лепка) «Жаворонок»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Миронова Надежда Васильевна

Цель- знакомство с обрядом  встречи  весны через изготовление птицы-жаворонка из теста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepka_iz_solyonogo_testa.docx43.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по художественному творчеству (лепка) «Жаворонок»

                                      (подготовительная  группа)

1.      Место работы

МАДОУ № 52, г. Калининград

2.      Автор материала, должность

Миронова Н. В,  воспитатель

3.     Направление

Познавательно-исследовательская деятельность

4.   Образовательная область

Декоративно-прикладное творчество (лепка).

5.      Возраст воспитанников

6-7 лет

6.  Продолжительность мероприятия

25 минут-30 минут

7.      Форма проведения мероприятия

Открытое занятие

8.      Методы

   Словесные,  наглядные,  практические,  проблемно-поисковые, ИКТ,  игровые,  эмоциональное стимулирование 

9.   Приёмы

    Просмотр  презентации,  художественное слово (пословицы, загадки), пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, эмоциональный  настрой,  физминутка, самостоятельная  деятельность детей,   сравнение

10.   Формы работы

  Индивидуальная, коллективная.

11.  Цели, задачи НОД

    Цель- знакомство с обрядом  встречи  весны через изготовление птицы-жаворонка из теста.

Задачи НОД

- Образовательные: формировать и развивать умения детей лепить из теста  жаворонка, свернув в узелок  жгутик теста

-  Развивающие: развивать мелкую моторику рук, творческое воображение;   формировать познавательный интерес.

-  Воспитательные:  прививать  интерес к русскому фольклору,

уважительное отношение к обычаям и традициям предков, воспитывать аккуратность, усидчивость , любовь к природе  

12.  Материалы

Солёное тесто, стеки, доски для лепки, материалы для украшения жаворонков: изюм,  горох

13. Оборудование

Аудиозапись с мелодиями, компьютер, проектор

14. Словарная работа

Жаворонки,  день весеннего равноденствия, проталинки

15.  Действующие лица

 Дети, воспитатель, Весна, Зима

Ход занятия

Этап,

продолжительность

Деятельность воспитателя

Организационный момент

Эмоциональный настрой

- 1минута

  ( слайд 1)  Дети входят в группу под музыку -1    

Воспитатель:  Всем-всем  доброе утро!

   Ребята! У вас такие лучистые улыбки, что  на душе теплеет.

К солнышку потянулись,  ( выполняют движения)

Лучики взяли,

К сердцу прижали,

Людям отдали!

И сказали всем: «Здравствуйте»

Воспитатель. Какие вы молодцы!  С хорошим  настроением  начинаем  нашу работу!       ( дети садятся)

Мотивационно-побудительный

-3 минуты

Воспитатель –  К нам на занятие спешит ещё одна  гостья.  Отгадайте загадку:

«Если снег повсюду тает, день становится длинней,

Если все зазеленело, и  в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит, если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,   значит, к нам пришла…?»  (весна)  А вот и она  -

( слайд 2)    (Весна здоровается)

Здравствуйте, мои друзья,

Всех вас рада видеть я.

Всюду – в поле и в лесу

Людям радость я несу.         Просмотр клипа -2  «Весна - красна  идёт»  

Воспитатель: На Руси Весну очень ждали.

1-й ребенок.

Весна, весна, проснись со сна!

А ты, зима, ступай за моря,

Надоела ты нам и наскучила,

Наши рученьки приморозила.

2-й ребенок.

Нам, зима, ты надоела,

И весь хлеб у нас поела,

Все дрова у нас пожгла,

С крыш солому унесла.

 

 ( слайд 3)     Все: Весна! Весна - красна!    Тепло-солнышко!

Приди скорей! Согрей детей!

Приди к нам с радостью,  С великой милостью!  

Злую вьюгу прогони, студёну зиму унеси!      ( садятся)

   Воспитатель: - Ребята! Ребята, прислушайтесь.    Звучит  Музыка-3 ( метель, вьюга)

Что вы слышите? ( слайд 4)  Это, наверное, Зима шалит, дает знать о себе, злится на  Весну!     ( появляется Зима)

Зима.   Бью челом тебе, Весна теплая.

Расскажи  ты мне без утайки:

Почему тебя величают все,

Меня – Зимушку – проклинают все?

Весна. Потому что ты – больно лютая,

И холодная и голодная.

Побыла ты, Зима, в гостях у людей,

Не пора ли тебе уходить из гостей?

Воспитатель: Как говорили в старину, песни-веснянки зиму замыкают. Давайте споём  ( слайд 5)     Музыка-4

Ой, бежит ручьем вода, нету снега, нету льда.

Ой, вода, ой, вода, нету снега, нету льда.

Прилетели журавли, и соловушки мои.  

Журавли, журавли. И соловушки мои.

Мы весняночку поём, весну красную зовем.

Мы поём, мы поём, Весну красную зовём.

Воспитатель:  Давайте попрощаемся с Зимой – помашем ей вслед руками.

 А Весна  с нами останется, пусть радует нас!

  Весна:  Спасибо, ребята! Не останутся теперь люди без весеннего тепла!

( слайд 6)      22 марта называют – день весеннего равноденствия. Давайте вместе скажем: день  весеннего равноденствия (повторяют) Сейчас весы сравнялись. День равен ночи. А дальше одна чаша весов будет тяжелее, потому что день расти начинает.

   ( слайд 7)  Сегодня необычный день  ещё и тем, что это – день прилёта птиц. В этот день, говорили в старину, прилетают из тёплых стран 40 птиц и первая из них – жаворонок.  Этот день в народе так и называется «Жаворонки».

 -  Посмотрите,  что я вам принесла! Что это? ( показывает гнездо)

- Как вы думаете, кто в нём может быть? ( конечно, птичка)

-  Посмотрите, это маленький жаворонок. Ему одному очень скучно. Как вы думаете, чем мы можем ему помочь? ( высказывают предположения: спеть, станцевать…

Актуализация знаний

-4 мин

Воспитатель   - Это хорошо!  Но  давайте сначала поближе познакомимся с  жаворонком. ( рассказывают дети)

( слайд 8)     Ребёнок-  1. Эта   птичка небольшая, размером с воробья. Обитают жаворонки в открытых местах. Никогда не встречаются в лесу, никогда их  не увидишь на дереве .

 ( слайд 9)     Ребёнок-2  Обычно они сидят на земле или на кочках. Гнездо делают в ямке, сделанной самой птицей, либо копытом лошади или коровы.

( слайд 10)     Ребёнок-3   Жаворонки едят семена разных трав и охотятся на насекомых - гусениц, муравьев, червячков.

( слайд 11)     Воспитатель: Они бывают разными.

( слайд 12)      Это очень дружные птицы, держатся стайками по проталинам.. Говорят: «Сколько проталинок, столько и жаворонков».

 ( слайд 13)     Петь жаворонки начинают сразу в марте. Они обладают очень звонким и чистым голосом. Вот послушайте!                      (видеоклип-5 пение жаворонка)

Динамическая пауза- 1 минута

( слайд 14)        Воспитатель: - А теперь отдохнём :

В небе жаворонок пел,      (Дети выполняют маховые движения руками)

Колокольчиком звенел,       (Вращают кистями поднятых рук)

Порезвился в вышине,

Спрятал песенку в траве.   (Слегка помахивая руками, опускают их через стороны вниз)

Тот, кто песенку найдет,     (Дети приседают, руками обхватывают колени)

Будет весел целый год.      (Дети стоя весело хлопают в ладоши)

Основной момент

Восприятие и освоение нового материала-

 8минут

( слайд 15)        Воспитатель:- Раньше   в этот день  пекли  фигурки  птиц  с распахнутыми   крылышками, глазками - изюминками.

 В разных местах  выпечка  была разная, (посмотрите на слайдах!) ( слайд 16-17)         И  называлась по - разному: «грачами», «птюшками», «чувильками»,

«куликами», но чаще «жаворонками». Как вы думаете, почему так?

-Друзья мои, внимательно  посмотрели на рабочие места. Какой материал вы видите на столе? (тесто)

-Вы  догадались, чем  будем сейчас заниматься? (лепкой)

Да, сегодня мы тоже  попробуем из теста слепить весеннюю птичку. А поможет нам в этом Рукодельница! ( приходит переодетая Зима с подносом и  говорит:)

Пусть в группе  у вас всегда будет весна-

Волшебные руки творят чудеса!  

-Рада видеть вас в моей мастерской!  Посмотрите на этот поднос ( там лежат пирожки, блины, баранки, жаворонки)

- Что их объединяет? (из муки сделаны, они съедобны)

- Что  вас больше заинтересовало? (жаворонки)

  -Сегодня я вас научу  их лепить. Но при работе нужна аккуратность и  внимательность.   Хочу проверить ваше внимание.  Постарайтесь хлопнуть, когда услышите слово, обозначающее не птицу. 

Прилетели птицы: голуби, синицы, конфеты  и стрижи.

Прилетели птицы: аисты, вороны, галки, макароны.        

Прилетели птицы: голуби и пиццы, ласточки, синицы,

Скворушки, чижи, скалки  и стрижи.

 Пельмешки и  кукушки. Чипсы и подружки,

 Матрёшки , поварёшки, совы и ватрушки.

 Молодцы!  Вы очень внимательные! Давайте сделаем друзей для нашего жаворонка в гнезде.

- Подготовим наши  волшебные пальчики к работе. Проведём

пальчиковую  гимнастику: (слова  говорят хором и выполняют движения) ( под  музыку 6)

Как снега растают -    (руки ладонями вниз разводим в стороны)

Птицы прилетают,      (машем руками, как крыльями)

Гнёзда вьют из веток   (соединим руки ладонями вверх, пальцы полусогнуты – «гнездом»)

Для птенцов, для деток.   (пальцы переплетены, сгибаем – разгибаем пальцы)

 

- ( слайд 18)        Прежде, чем приступить к работе с тестом, надо знать некоторые правила:

  • -Начинай работу с разрешения воспитателя.
  • -При работе не следует ставить локти на стол.
  • -Содержи рабочее место в порядке и чистоте.
  • -Будь внимателен, не отвлекайся.
  • - Избегайте попадания крошек и рук в глаза. 
  • - Нельзя тесто брать в рот, жевать и глотать его.
  • - Работай аккуратно.
  • - Грязные руки надо вытирать салфеткой.
  • - Если нужно – помоги товарищу.

Практическая работа -8 мин

( слайд 19)        

Рукодельница   показывает  технологию лепки жаворонка: из куска теста раскатываем шарик, шарик раскатываем в жгут. Жгут завязываем в узелок, оставляя короткие концы. Один конец сплющиваем и делаем надрезы – хвост. Из другого вытягиваем клюв, берём горошинки  или изюм – вот и глаза.     Поэтапный ход -  на слайдах  презентации) 

     Для украшения своих жаворонков  выбираете материал по своему усмотрению из коробочек на столе

- Можно ли ещё по-другому  вылепить жаворонка? Посмотрите варианты.

( слайд 20-21 )        

 Самостоятельная лепка  жаворонков   под нежную  мелодию-7  

 ( слайд 22)        Воспитатель - Ребята, раньше  готовые изделия  раздавали детям со словами «Жаворонки прилетели, на головку сели» - тем самым благословляя детей.

А так как жаворонок является символом поля и луга, испеченных жаворонков также насаживали на шесты и бежали с ними в поле, и что есть силы кричали, звали  весну.

   Вечером печеных птичек обычно съедали, а головки крошили, разбрасывая на четыре стороны птицам на корм.

Рефлексивно-итоговый этап

рефлексия

-1 мин

Рукодельница

- - Вы довольны своим мастерством?   Вижу - справились с работой. Молодцы!

    Сейчас я всех попрошу выйти со своими жаворонками ко мне. Давайте вытянем свои ручки с птичками к солнышку и скажем.

Жаворонки, жаворонки!

Прилетите к нам,

Унесите от нас зиму холодную.

Принесите нам весну красную!

Итог

 -2 мин

( слайд 23)        Воспитатель 

-Друзья, подведём итог.

 -С какой птицей познакомились?  Чему  сегодня научились?

 -Возникло ли желание ещё творить-лепить?

Если занятие вас чему-то научило  - помашите широко руками

Если  не всё поняли и не всё смогли -  машем  ладошками

А если ничему не научились на занятии - машем пальчиками

-За руки умелые, за ум и смекалку,

Сказать большое спасибо всем я хочу!

И на память буклеты  коллегам дарю!

( слайд 24)        Весна:  А от меня примите угощение. Вот вам пирожки – «жаворонушки».  До новых встреч!

Радости  всем, светлых надежд и весеннего  настроения!

Под приятную музыку- 8  дарим подарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественное творчество - лепка. Занятие по лепке в подготовительной группе « В гостях у повара».Тема «Профессии»

Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости. Еще один важный момент –благоприятный эмоциональный настрой у детей. Особенно приятно видеть , как...

Конспект занятия. Художественное творчество. Лепка. 2-ая мл. Тема: Плоды фруктовых деревьев. Лепка по замыслу.

Конспект занятия. Художественное  творчество.  Лепка. 2-ая мл.Тема: Плоды фруктовых деревьев.  Лепка по замыслу.Цели: Закрепить знания о фруктах, о способах их приготовления. Учить...

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие Мир искусства и художественное творчество. Лепка. Тема: «Лепка по замыслу».

Образовательная область: художественно-эстетическое развитиеМир искусства и художественное творчество. Лепка.Тема: «Лепка по замыслу». Оборудование: пластилин, дощечки для пластилина,...

Мир искусства и художественное творчество. Лепка План — конспект по лепке для детей 4-5лет «Как мы играли в подвижную игру «Прилет птиц» (АПРЕЛЬ)

Мир искусства и художественное творчество. ЛепкаПлан — конспект по лепке для детей 4-5лет «Как мы играли в подвижную игру «Прилет птиц» (АПРЕЛЬ)Воспитатели: Малкова Л.П., Ветро...

Художественное творчество ( лепка). 2-я младшая группа. Тема: «Колобок (сюжетная лепка )».

Художественное творчество ( лепка).2-я младшая группа.Тема: «Колобок (сюжетная лепка )».Задачи: продолжать развивать умение скатывать комки пластилина между ладонями круговыми движениями; ...

Занятие по художественному творчеству лепка из соленого теста "Жаворонок"

Занятие посвящено старинному, славянскому празднику "Жаворонки"...