ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Зимующие птицы»
проект по аппликации, лепке (средняя, старшая группа)

Ощепкова Наталья Викторовна
Актуальность, проблема проекта “ Природа – это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания” И.В.Гете Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана не случайно. Проведя беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц), удалось установить, что из 18 опрошенных воспитанников меньше половины детей группы (7 детей) узнали и назвали правильно почти всех предъявленных птиц, каждый третий (6 детей) смог узнать и уверенно назвать 6 птиц, а каждый шестой (3 детей) смог вспомнить и назвать только 4 птиц, 2 ребёнка не справились с заданием; об образе жизни, повадках, питании птиц большинство детей группы имели скудные представления. Таким образом, в процессе общения с детьми констатировали тот факт, что дети в недостаточной степени имеют представление о зимующих птицах: об их внешнем виде, образе жизни, повадках, питании. Дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой. У детей с ТНР отмечались затруднения в актуализации словаря по теме, в установлении семантических полей, в определении причинно-следственных связей, в оформлении связных высказываений. Цель проекта: Формирование познавательного интереса к миру природы. Экологическое просвещение и формирование экологической культуры, вовлечение детей и родителей в природоохранную работу. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи, коммуникативных способностей. Воспитание бережного, заботливого, ответственного отношения к зимующим птицам, формирование экологических знаний о них.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципральное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

«Детский сад № 19 комбинированного вида «Солнышко»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 «Зимующие птицы»

в  рамках образовательного продукта

тематической недели «Зимующие птицы»

C:\Users\Юлия\Desktop\23910.jpg

Авторы проекта:

Занина Т.А., воспитатель, I квалификационная категория;

Ощепкова Н.В., воспитатель, I квалификационная категория ;

Ласькова Е.В., учитель-логопед,  I квалификационная категория

Новосибирск, 2018

                

О проекте

Продолжительность  проекта: краткосрочный.

Срок реализации  проекта:  с 08.12.2018 по 14.12.2018, 1 неделя.

Тип, вид  проекта: познавательно-речевой, исследовательский, детско-взрослый.

Участники проекта:

  • воспитатели группы комбинированной направленности № 12 «Звёздочка» Татьяна Александровна Занина, Наталья Викторовна Ощепкова;
  • учитель-логопед Елена Владиславовна Ласькова;
  • дети 4-6 лет;
  • родители детей группы.

Охватваемые образовательные области: познавательно-речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.

Актуальность, проблема  проекта

                                                                           “ Природа – это единственная книга, каждая страница  

                                                                                                   которой полна глубокого содержания”

                                                                                                                                                   И.В.Гете

Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана не случайно. Проведя беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц), удалось установить, что из 18 опрошенных воспитанников меньше половины детей группы (7 детей) узнали и назвали правильно почти всех предъявленных птиц, каждый третий (6 детей) смог узнать и уверенно назвать 6 птиц, а каждый шестой  (3 детей) смог вспомнить и назвать только 4 птиц, 2 ребёнка не справились с заданием; об образе жизни, повадках, питании птиц большинство детей группы имели скудные представления.

Таким образом, в процессе общения с детьми констатировали тот факт, что дети в недостаточной степени имеют представление о зимующих птицах: об их внешнем виде, образе жизни, повадках, питании. Дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.

У детей с ТНР отмечались  затруднения в актуализации словаря по теме, в установлении семантических полей, в определении причинно-следственных связей, в оформлении связных высказываений.

Цель проекта:

Формирование познавательного интереса к миру природы. Экологическое просвещение и формирование экологической культуры, вовлечение детей и родителей в природоохранную работу.

Совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи, коммуникативных способностей.

Воспитание бережного, заботливого, ответственного отношения  к зимующим птицам, формирование экологических знаний о них.

Задачи проекта 

Для детей :

  • расширить знания детей о зимующих птицах, формировать бережное, ответственное отношение к миру природы, элементарные экологические знания; воспитывать желание помогать птицам в трудных зимних условиях; учить отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы;
  • повышение речевой активности, обогащение и активизация словаря по теме; формирование  грамматической стороны речи; развитие связной речи;
  •  познакомить со стихами, пословицами, художественными произведениями, загадками о птицах.

Для родителей:

  • формировать активность и заинтересованность в воспитательно–образовательном процессе; привлечь к изготовлению кормушек для птиц и их подкормке;  донести до родителей необходимость  на личном примере показывать детям, как надо бережно относиться к природе, охранять её и заботиться о ней; способствовать формированию навыков у родителей практического применения игр, упражнений, заданий в совместной деятельности с детьми в ходе коррекции речевых нарушений.

Для педагогов :

  • осуществить подбор необходимого материала по теме,  рассматривание альбома и иллюстраций  «Зимующие птицы», чтение художественной литературы, проведение тематических занятий и развлечений, пополнение предметно-развивающей среды по теме проекта, внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению представлений детей о зимующих птицах, развешивание кормушек на участке группы, подготовка и проведение мастер-класса по теме.
  • Совместная деятельность родителей и детей: изготовление и презентация кормушек, сбор корма для зимующих птиц (акция «Покормите птиц зимой»), семейная экскурсия в парк, просмотр научно-популярных видеоматериалов по теме и их обсуждение.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение у детей познавательго интереса к миру природы. Уточнение и актуализация представлений о зимующих птицах (знают и называют зимующих птиц, имеют представление об их образе жизни, повадках, чем питаются).
  2. Пополнение, уточнение и активизация словаря детей;  составление связных, грамматически оформленных  высказываний и суждений по теме.
  3. Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе группы.
  4. Совместное изготовление кормушек для птиц, их презентация; изготовление птиц в технике «оригами», оформление коллективного панно «Птичья столовая».
  5. Повышение педагогической культуры родителей.
  6. Пополнение предметно-развивающей среды картотеками игр, загадок, стихотворений по теме.
  7. Организация и проведение мастер-класса для детей и родителей по теме.
  8. Размещение кормушек на территории прогулочного участка группы.
  9. Изготовление и оформление выставок продуктами художественного творчества.
  10. Подбор тематической литературы для детей и размещение её в  «Центре книги».
  11.  Подборка методического материала для проведения НОД, коррекционного часа, рекомендаций для родителей.
  12.  Активное участие детей в беседах, играх, в продуктивной деятельности.
  13.  Появление у детей и родителей желания помогать птицам в зимнее время года.

Принципы:

  1. Принцип интегративности.
  2. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
  3. Принцип развивающего образования.
  4. Принцип научной обоснованости и практической применимости (непрерывности и системности образования).
  5. Принцип единства воспитательных, развивающих, образовательных и коррекционных целей и задач процесса образования детей.
  6. Принцип взаимодействия и сотрудничества.

Реализация проекта

Реализация проекта осуществлялась в 3 этапа:

  1. Подготовительный.

 С детьми:

Выявление имеющихся представлений по теме с использованием метода

«3-х вопросов».

Что знаем?

Что хотим узнать?

Как можем найти ответы на наши вопросы?

 - Некоторые птицы не улетают в теплые края (Полина Н.)

- У птиц есть перья, крылья (Ева С.)

- Им не холодно (Ваня М.)

- Можно сделать кормушки (Антон Е.)

- Им надо помогать (Антон Е.)

- Чем кормить птиц зимой? (Рома А.)

- Какие птицы не улетают на юг? (Никита Д.)

- Какие птицы прилетают к нам зимовать? (Ваня Т.)

- Как сделать кормушку? (Дима Ю.)

- Спросить у папы, мамы (Полина В.)

- Прочитать в книге (Рома А.)

- Посмотреть в компьютере (Максим С.)

- Узнать у взрослых (Таня Т.)

С родителями:

  • Беседы с родителями о необходимости их участия в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
  • Совместно с педагогами планирование предстоящих мероприятий в рамках проектной деятельности.
  • Выбор ролей, изготовление костюмов  и подготовка сценки в рамках мастер-класса.
  • Изготовление кормушек.
  • Подбор и ознакомление с необходимой литературой  по данной теме.
  • Планирование  и проведение семейной  экскурсии в парк с целью наблюдения за птицами.

С педагогами:

  • Выявление имеющихся представлений у детей по теме.
  • Определение цели, задач проекта «Зимующие птицы» на основе выявленных проблем.
  • Создание необходимых условий для реализации проекта.
  • Подбор программно-методического и иллюстрационного материала.

  1. Основной этап.
  • Планирование  и осуществление воспитательно-образовательной работы в период с 08.12.2018 по 14.12.2018.

Оформление выставок детских работ по художественно-эстетическому направлению  (Приложение 1).

  • Оформление прогулочного участка кормушками  (Приложение 2).
  • Разработка и проведение открытого мастер-класса в рамках образовательной деятельности по теме: «Зимующие птицы» (для детей старшего дошкольного возраста и родителей) (Приложение 3).
  • Оформление выставки художественной литературы по теме в Центре книги (Приложение 4).
  • Сборник методического материала по теме проекта (Приложение 5).
  1. Заключительный этап
  • Оформление проекта.
  • Создание видео-ролика.

Результаты реализации проекта:

  • Расширился кругозор детей о зимующих птицах (знают и называют зимующих птиц, различают их по внешнему виду, повадкам, имеют представления о том, какой корм предпочитают птицы и как его добывают), пополнился активный словарь детей по теме.
  • Дети познакомились с разными видами кормушек, совместно с родителями изготовили их.
  • В ходе работы над проектом дети проявили любознательность, познавательную активность, творчество, коммуникативные навыки.
  • Пополнилась развивающая среда в группе художественной литературой, иллюстрациями, фотографиями, презентациями, картотеками игр, загадок, стихотворений, пословиц и поговорок о зимующих птицах.
  • Родители проявили интерес и приняли активное участие в проектной деятельности.
  • У детей и родителей вызвано желание помогать и заботится о птицах в зимнее время года.
  • Повысилась компетентность родителей в вопросах оказания коррекционной помощи детям в процессе совместной деятельности в рамках определённой лексической темы.



Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в старшей группе детей с ТНР

по лексической теме «Зимующие птицы» 

Коррекционно-образовательные цели:

Уточнить и расширить представление о зимующих птицах, их строении.

Формировать понятие зимующие птицы.

Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения.

Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, множественное число существительных, совершенствовать навыки слогового анализа слов.

 Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Оборудование:  наборное полотно, картинки с изображением зимующих птиц,  мяч, цветные карандаши, тетради, макет дерева, птицы из картона, сюжетная картина «Птицы у кормушки».

1.         Организационный момент

Логопед встречает детей и предлагает каждому взять по одной предметной картинке.

  • Рассмотрите картинки и назовите.
  • Как одним словом можно назвать эти картинки? Кто это?

2.         Введение в тему

  • Правильно.
  • Как называются птицы, которые остаются зимовать?
  • Кто догадался, о чем мы будем говорить на занятии?
  • Поговорим мы сегодня о зимующих птицах. Рассмотрите картинки и назовите птиц.

3.         Рассматривание картинок

Логопед выставляет на наборное полотно картинки с изображением зимующих птиц: голубь, синица, воробей, ворона, дятел, снегирь.

  • Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на юг. Но не все, есть и такие, что не улетают, а живут у нас круглый год (ворона, голубь, воробей).
  • А есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать (синицы, снегири).
  • Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая спинка и черная голова и крылья.
  • У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные.
  • Расскажите мне про ворону. Какая она? (большая, черная, важная, хитрая).
  • Эта птичка вам хорошо знакома. Кто это? Расскажите про воробья.
  • Какой он? (маленький, серенький, шустрый, быстрый).
  • Эту птичку можно встретить в лесу. Это дятел.

Он часто стучит по дереву, а вы знаете, зачем он это делает?

  • Дятел лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков.
  • Про эту птицу вы мне сами расскажете. Кто это? Какой он? (Голубь большой, сизый, воркующий.)
  • Какие это птицы?
  • Почему их так называют?

4.         Пальчиковое упражнение «Дятел»

-        Пришло время поиграть с пальчиками.

Я по дереву стучу,                           Раскрытая ладонь - дерево, указательный палец

Червячка добыть хочу,                      другой руки - клюв дятла. На каждую строчку

Хоть он скрылся под корой,               четыре удара пальца по ладони.

Все равно он будет мой.

5.         Упражнение «Спрячь слоги в ладошки»

-        Давайте все вместе произнесем четко и прохлопаем слова:

Си-ни-ца, сне-гирь, во-ро-на, го-лубь.

Дети по одном выполняют задание, называя, сколько слогов в этих словах.

6.         Игра «Какой птички не стало?»

На доске — четыре - пять картинок с изображением зимующих птиц. Логопед незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает:

-        Какой птички не стало?

7.         Упражнение «Назови ласково» (с мячом)

-        Сейчас поиграем в мяч в игру «Назови ласково». Снегирь, синица, голубь…

8.         Составление предложений по картине

  • Ребята, посмотрите внимательно на картину и попробуйте полным предложением сказать, что на ней изображено.
  • Как называется домик с кормом для птиц?
  • Как вы думаете, кто смастерил и повесил кормушку? -Какие птицы прилетели к кормушке?
  • Сколько птиц прилетело?
  • Что едят синички?
  • Какие птицы улетают?
  • Почему нужно помогать птицам зимой?

9.         Упражнение «Каких птиц много на дереве?»

Логопед прикрепляет на ковролин макет дерева и прикрепляет к нему разных птиц.

-        Вы очень хорошие предложения придумали по картине, а теперь посмотрите - на дерево прилетело много птиц.

Давайте про них скажем так: На дереве много... синиц. На дереве много... дятлов. На дереве много... ворон. На дереве много... снегирей.

10.         Упражнение «Посчитай-ка»

-        Давайте теперь сосчитаем птичек, которые сидят на дереве.

Один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей. (Воробей, синица).

11.         Работа в тетрадях

Дети обводят по точкам снегиря и раскрашивают картинку.

12.         Итог занятия

  • Вспомните, о чём мы говорили на занятии?
  • Что мы делали на занятии?
  • Что понравилось?

Оценка  деятельности детей.



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Материал из папки взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей

для проведения коррекционного часа в старшей группе детей с ТНР

Тема: «Зимующие птицы»                                   Дата:  14.01.2019 – 18.01.2019

Дети должны иметь представления/знать:

- о внешнем виде зимующих птиц, среде их обитания, образе жизни, повадках, чем питаются и как добывают корм; как помогать птицам зимой;

- обобщающее понятие «зимующие птицы».

Расширение словарного запаса детей:

  • Названия: голубь, сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, сова, дятел, клёст, поползень, птица, кормушка, корм, стая, лес, гнездо, дерево,  ягоды, сало, крупа, зимовка, крыло,  лапа,  клюв, коготки, хвост, перья, окраска, повадки, птенцы.
  • Признаки: дикие, зимующие, быстрые, проворные, весёлые, дружные, голодные, заботливые, красногрудый (снегирь), желтогрудая (синица), пёстрый (дятел), белобокая (сорока).
  • Действия: высиживать, зимовать, вылупляться, кормить, летать,  перелетать, возвращаться, вить, выводить, клевать, каркать, чирикать, нахохлиться.
  • Наречия: холодно, голодно, пугливо,  морозно, зябко, настороженно.

Коррекционный час

  1.  Пальчиковая гимнастика по выбору (см. приложение).
  2. Упражнение на развитие дыхания «Дятел на дереве»

(с. 35, А.А. Гуськова «Развитие речедвигательной координации»).

  1. Работа над слоговой структурой слов.

Детям предлагается произнести слова по теме с одновременным прохлопыванием ритмического рисунка слова. На ударный слог выполняется хлопок в ладоши, на безударный – хлопок по коленям

(см. речевой материал по теме).

  1. Речь с движением «Скачет шустрая синица» (см. приложение)
  2. Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения

(см. индивидуальные тетради детей).



Понедельник

Знакомство с лексической темой:

- беседы по теме, рассматривание иллюстраций, альбомов, презентаций, видеороликов по теме;

- наблюдения за птицами на прогулочном участке группы.

Вторник

Развитие психических процессов

  • «Кто улетел? – развитие зрительного внимания, памяти.

Педагог выставляет 5-7 картинок с изображением зимующих птиц и просит детей отвернуться. В это время он убирает 1-2 картинки и спрашивает: «Кто улетел?» дети поворачиваются к картинкам и отвечают: «нет воробья/синицы и т.д.».

  • «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?» - развитие слухового внимания, мышления

(см.приложение)

Среда

Развитие

лексико-грамматического строя речи

  • «Посчитай» - упражнять в согласовании числительного с существительным:

Один воробей, два…, пять… .

Одна сова, две…, пять… .

Одно перо, два…, пять… .   И т.д.

  • «Скажи наоборот» - упражнять в подборе слов с противоположным значением (см.  приложение)
  • «Один – много» - упражнять в образовании множественного числа существительных:

Ворона – вороны

Воробей - …         Дятел - …

Снегирь - …          Сова - …

Птица - …             Перо - …

Крыло - …             Стая - … и т.д.

  • «Большой – маленький» - упражнение в образовании существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (см. приложение)
  • «Подбери слова» (см. приложение)

Четверг

Развитие фонематических процессов

  • «Хлопай – топай» - определение в слове наличие или отсутствие звука [а].

Педагог проговаривает названия зимующих птиц, если в названии птицы слышится звук [а], дети хлопают в ладоши, если нет – топают.

Пятница

Развитие связной речи

  • Рассказ «Снегирь»

Педагог предлагает послушать рассказ про снегиря, ответить на вопросы и пересказать его (см. приложение).



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

на тему: «Зимующие птицы»

( для детей старшего дошкольного возраста)

Область «Познание»

Тема: «Зимующие птицы».

Цели: формирование экологической культуры у детей.

Задачи:

 Развивающие:

• вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;

• развивать произвольное внимание, зрительную память, внимание, образное мышление.

Воспитательные:

• воспитывать доброжелательное отношение к птицам;

• вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

Образовательные:

• уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах: внешний вид, повадки, образ жизни, чем питаются, как добывают его;

• формировать умения и навыки наблюдения за птицами.

  • совершенствовать диалогическую речь;
  • закрепить понятие «Зимующие птицы».

Коррекционные:

  • обогащать и актуализировать словарь по теме;
  • развитие слухового и зрительного внимания, памяти.

Оборудование: картинки, фотографии зимующих птиц; слайдовая презентация «Зимующие птицы»; запись пения птиц; кормушка; корм для птиц.

Ход НОД.

Организационная часть.

Воспитатель. - Послушайте стихотворение, которое называется «Письма» А.Тараскина:

На снегу, как на страничке,

Пишут голуби, синички,

Пишет стая снегирей,

Пишет серый воробей

Письма Пете и Андрюшке,

Чтобы сделали кормушки.

Воспитатель. - Так кто же написал письмо? (Птицы.)

Воспитатель.  А чем они писали? На чём? (На белом снегу своими лапками птицы оставили следы.)

Воспитатель. Это и есть письмо, которое можно прочитать. О чём просят птицы? (Чтобы сделали кормушки.)

Воспитатель. Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Какой месяц? Какой сегодня день недели? (Ответы детей)

Основная часть.

Воспитатель.-  Итак, сегодня мы будем знакомиться с зимующими птицами. О зимующих птицах мы будем читать стихи, слушать их голоса, вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам об их жизни.

Воспитатель. Вначале мы отправимся с вами на птичью выставку. Как зовут нашего первого гостя?

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю,

— Чик-чирик! Не робей,

Я бывалый...

(Воробей)

Картинка с изображением воробья появляется на слайде.

Воспитатель. Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик) Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.

Ребёнок читает стихотворение.

Чик-чирик, чик-чирик!

Воробей скачет по дорожке,

Собирает хлебные крошки.

По ночам кочует,

Зёрнышки ворует!

Воспитатель. Какая птица умеет ворковать? (Голубь)

Картинка с изображением голубя появляется на слайде.

Воспитатель. Голуби – воркуют, доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. Народное названия птицы — сизак, сизарь. В разговорной речи часто употребляются слова «гуля», «гулька» (отсюда поговорка «с гулькин нос», то есть очень мало).

Воспитатель. Как голубь воркует? (Гру-гру)

Воспитатель. Следующая наша гостья

Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.

Может, в них и мало прока.

Но горда собой…

( Сорока)

Картинка с изображением сороки появляется на слайде.

Воспитатель. Послушайте, как трещит сорока. (Запись на СD-диске)

Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.

Воспитатель. Прилетела к нам

Особа всем известная,

Она – крикунья местная.

Увидит тучку тёмную,

Взлетит на ель зелёную

И смотрит, словно с трона,

Красавица-…(ворона).

Картинка с изображением вороны появляется на слайде.

Воспитатель. Послушайте, как ворона каркает. (Запись на СD-диске)

Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.

Воспитатель. О какой птице так говорят?

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой -

Все равно он будет мой!

(Дятел)

Картинка с изображением дятла помещается на выставку-доску.

Воспитатель. Послушайте, как стучит дятел. (Запись на СD-диске)

Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом.

Ребёнок читает стихотворение.

Дятел – врач лесного царства,

Дятел лечит без лекарства.

Лечит липы, клёны, ели,

Чтоб росли и не болели.

Воспитатель. Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это ...

(Снегири)

Картинка с изображением снегиря появляется на следующем слайде.

Воспитатель. Послушайте, как снегирь поёт. (Запись на СD-диске)

Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.

Ребёнок читает стихотворение.

Алой кисточкой заря

Красит грудку снегиря,

Чтоб в морозы и в пургу

Не замёрз он на снегу.

Воспитатель. Что это за птица?

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

(Синица)

На слайде появляется картинка с изображением синицы.

Воспитатель. Послушайте, как синичка поёт. (Запись на СD-диске)

Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.

Ребёнок читает стихотворение.

Пусть снег вокруг искрится

И зимний ветер злится –

Поёт не уставая

Синица расписная.

Воспитатель. Отгадайте, о ком идёт речь?

Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

И не козодой.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой.

(Клёст)

Картинка с изображением клёста появляется на слайде.

Воспитатель. О ком речь?

Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло -

Спать летит в дупло.

(Сова)

Днём спит,

Ночью летает,

Прохожих пугает.

(Филин)

Воспитатель. Какую пользу приносят совы? (Ответы детей)

Воспитатель. Познакомимся ещё с одной интересной, красивой птицей.

Эти птички с хохолком

И красивые притом,

На рябину прилетели.

Птички эти — … .

(Свиристель)

Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке?

Воспитатель показывает птицу, а дети называют её.

Воспитатель.  Как можно назвать этих птиц одним словом? (Зимующие) Почему? (Ответы детей)

Физкультминутка

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья мы сложим назад.

Крылья расправим,

Клювик почистим

И все вернёмся назад.

Дидактическая игра на внимание «Какой птички не стало? »

(На доске — 5-6 картинок с изображением зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало?»)

Воспитатель. Птицы нам приносят пользу. Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (Сделать кормушку и подкармливать птиц)

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их –

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Воспитатель. Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки.

Воспитатель. Еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.

Воспитатель. Ребята, а вы хотите покормить птиц? Вот у нас есть две кормушки: на одну прилетели снегири, а на другую – воробьи. Чем же их кормить? Кто мне поможет? (дети по желанию выходят и сыплют на кормушку тот корм, который предпочитает птица)

Дидактическая подвижная игра «На кормушке»

Воспитатель. Сейчас мы с вами поиграем. На столе лежат картинки птиц, подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам понравилась.

Дети подходят, берут птицу и садятся на своё место.

Воспитатель. Представьте, ребята, что вы - птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе, «прилетает» на «кормушку» (дети прикрепляют птицу на магнитную доску - кормушку).

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.

Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке (перечисляют). А как их назвать одним словом? (Зимующие)

Заключительная часть.

Воспитатель. Ребята, что вам понравилось сегодня делать больше всего? (Ответы детей). Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей) Как мы можем заботиться о птицах? (Ответы детей)


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Зимующие птицы"

В проекте представлена актуальность данной проблемы, цель и задачи, рабочий план реализации проекта, художественное слово, дидактическая игра, предполагаемый результат, фотографии из опыта работы....

Педагогический проект "Зимующие птицы".

Краткосрочный проект для работы с детьми среднего дошкольного возраста....

педагогический проект "Зимующие птицы"

система работы по ознакомлению детей старшей группы с зимующими птицами...

Педагогический проект "Зимующие птицы"

Данный проект предназначается для детей 5-6 лет....

Информационно-познавательно педагогический проект «Зимующие птицы»

Проект предназначен для  детей 2- ой младшей группы...

Педагогический проект "Зимующие птицы" (средняя группа)

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности...

Педагогический проект "Зимующие птицы"

Педагогический проект с детьми среднего дощкольного возраста "Зимующие птицы"....