Выступление из опыта работы на педагогическом совете № 2 от 30.11.2022 года «Нетрадиционные техники аппликаций в детском саду»
учебно-методический материал по аппликации, лепке

Урсалова Ирина Эльдар-кызы

Нетрадиционные техники аппликации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx24.76 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление из опыта работы на педагогическом совете № 2 от 30.11.2022 года

 «Нетрадиционные  техники аппликаций в детском саду»

«Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое»

(Л.С.Выготский)

Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становления основ индивидуальности (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.). В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению не угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность, в том числе аппликация.

Вид деятельности под названием "аппликация" известен давно. Испокон веков женщины в свободное от работы время занимались различными видами рукоделия. Желание женщин приукрасить себя и свое жилище послужило толчком к изобретательству и выдумке.
 Сложно сказать, когда конкретно зародился тот или иной вид рукоделия, поскольку текстильные изделия тех времен почти не сохранились. Но можно точно сказать, что аппликация (или нашивание) различных лоскутов тканей, кожи и других материалов, а также наклеивание всевозможных материалов, таких как: крупы, семечки, скорлупа ореха, яичная скорлупа, любых природных материалов пришла к нам с Востока и из Византии. 
 Самая древняя аппликация, датированная 980 г. до н.э. была найдена в Египте. А в скифских курганах (100 год до н.э.—200 год н.э.) обнаружены фрагменты стеганых одеял с элементами аппликации. 

У разных народов аппликация выполняется из самых разнообразных материалов. Делали аппликации из бересты, войлока, ткани, кожи и бумаги.

 С годами различные виды аппликаций видоизменились, следуя за своей эпохой, направлением моды и появлением современных материалов. Стали применяться различные красители и лаки, что позволило продлить жизнь изделиям. 

Для аппликации можно использовать самые разные материалы: бумагу, ткань, нитки, ракушки и камешки, и даже самую обыкновенную крупу.

Аппликация — одно из самых любимых занятий детей. Малышам нравится что-то вырезать из бумаги или ткани, клеить, раскрашивать и в итоге получать творение, сделанное своими руками. 

Задачи моей работы:

1. Учить детей способам работы с различными видами изобразительных материалов ;

2. Развивать речевую активность через различные виды нетрадиционных техник аппликаций;

3. Создать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;

4. Развивать детскую художественную одаренность средствами нетрадиционных художественных техник ;

5. Развивать эстетическое восприятие детей;

6. Создать партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации среды для развития продуктивной деятельности через нетрадиционные техники аппликаций;

7. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально;

В примерном календарно-тематическом планировании я планирую познакомить детей со следующими видами нетрадиционных техник аппликации:

Модульная аппликация (мозаика)

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники.

Обрывная аппликация

Заключается в заполнении по принципу мозаики оторванными кусочками цветной бумаги внутри нанесённого контура изображения. Техника обрывной аппликации очень проста, доступна детям младшего дошкольного возраста. Очень нравится детям. Прекрасно развивает мелкую моторику пальцев рук.

Салфеточная аппликация

Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Работы, выполненные в данной технике, отличаются оригинальностью, красочностью. Дети с удовольствием занимаются данным видом аппликации и получают удовлетворение от готовой работы. Для более подготовленных детей есть возможность усложнить задачу, уменьшив размер сминаемых кусочков бумаги.

Такой вид творчества имеет ряд плюсов:

  • возможность создавать шедевры без ножниц;
  • развитие мелкой моторики маленьких ручек;
  • развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры;
  • широкие возможности для проявления креатива.

Торцевание

В основе этой техники – создание изображений и предметов с помощью объемных элементов из бумаги. Объемный элемент торцевания называют «торцовкой». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги. Именно из таких элементов и создается задуманное изделие. Каждая такая «торцовочка» как один мазок кисти в создании картины, как одна петелька в вязании или одна бусинка в бисероплетении.

Торцевание – работа не сложная, но кропотливая. Она требует не только усидчивости, но и аккуратности, внимания и определенной ловкости.

Аппликация из ниток

Знакомство с данным видом аппликации лучше начать с резанных ниток. Нужно нарисовать рисунок,нанести клей, посыпать ниточки, лишнее убрать.Интересные работы получаюся, если использовать нитки разные по структуре, плотности и цвету.

Нитками также можно еще и рисовать, этот метод называется ниткография.Получаются очень яркие, простые в исполнении картины.

Аппликация из ваты и ватных дисков

Аппликация из ваты является прекрасным способом изготовления различных открыток или рельефных мягких картинок. Для выполнения подобных работ, помимо ваты, можно использовать и ватные диски, которые во многих случаях очень сильно облегчают работу. Детки младшего возраста придут в восторг от выполнения простейших аппликаций в виде гусеницы, цветка или снеговика. Кроме того, вату можно красить, и тогда пространство для художественного эксперимента расширяется.

Аппликация из природного материала

- из засушенных растений

В настоящее время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, трав, листьев, так называемая флористика. Работа с этим материалом вполне доступна детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие, художественный вкус.

- из семян и круп

Для работы можно использовать различные круппы и семена. В своих первых работах использовали технику посыпания, когда на смазанную клеем поверхность, посыпается крупа, остатки стряхиваются. Следующие работы усложнялись: добавился горох, который нельзя просто насыпать, а необходимо выкладывать.Это занимает гораздо больше времени. Еще одна техника - это вдавливание. На основу наносим пластилин, после чего крупные круппы (фасоль, горох) в него вдавливаются. Работа с крупами прекрасно развивает мелкую моторику. Кроме этого дети узнают, как называются круппы, какие каши из них получаются

Аппликация из конфетти

Нащелкать дыроколом кружочки (цветочки, бабочки) из цветной бумаги. Нарисовать рисунок, намазать клеем, можно посыпать, а можно выкладывать по одному кружочку. Аппликации получаются яркие и интересные.Детям очень нравится данный вид аппликации.

В своей работе я использую следующие педагогические принципы:

1. Принцип сознательности и активности, основанный на осознанном включении детей в изобразительную деятельность, самостоятельный поиск ими выразительных средств, использование нетрадиционных техник изображения.

2. Принцип наглядности. Этот принцип позволяет формировать художественно-эстетическое восприятие и вкус, эмоционально-чувственное отношение к действительности.

3. Принцип систематичности и последовательности, реализуемый путем постепенного овладения практическими навыками и умениями в области нетрадиционной техники аппликации.

4. Принцип доступности, опирающийся на психологические особенности детей, использование физминуток, пальчиковой гимнастики, дидактические игры.

5. Принцип индивидуализации, учитывающий индивидуально-личностные особенности детей: темперамент, характер, интересы и др.

6. Принцип связи речи с психическими процессами, заключающийся в одновременном развитии творчества детей, обогащении и расширении лексического запаса, развитие связной речи через различные тематические беседы, чтение стихотворений, рассказывание ребенком о своей аппликации и т.д.

Результативность:

Обучение:

-Овладение простейшими нетрадиционными техниками аппликации;

-Представление о свойствах предметов;

-Появление познавательной активности.

Развитие:

-Развитие мелкой моторики

-Проявление самостоятельности в выборе средств и материалов

Воспитание:

-Навыки общения в совместной деятельности;

-Уверенность в собственных силах

-Устойчивый интерес к занятиям

У детей сформировался больший интерес к изобразительной деятельности и окружающему миру в целом, они научились думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявлять свои способности. Таким образом, использование нетрадиционных техник в работе с детьми, способствует их всестороннему развитию.

Вывод:

В процессе творчества дети научились создавать вещи своими руками, познали загадки, радости и разочарования созидания – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах нетрадиционных техник аппликаций, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности. Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам аппликации. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, использовать разные техники аппликации. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Аппликации детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Дети обрели уверенность в себе.

Перспектива:

  • Продолжить работу по освоению нетрадиционных техник аппликации;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на Педагогическом совете

Методы и приёмы по сохранению и укреплению здоровья детей, используемые при проведении дневной и целевой прогулок...

«Как я взаимодействую с педагогами ДОУ по формированию у детей двигательных навыков и привычки к здоровому образу жизни». Выступление из опыта работы на педагогическом совете «Образовательное учреждение как носитель здоровья детей».

В выступлении конкретно обозначена роль педагога при проведении утренней гимнастики и занятий по физической культуре при наличии инстуктора по физической культуре в ДОУ. Предлагается памятка....

Выступление на педагогическом совете на тему: «Здоровьесберегающие технологии на занятиях музыки в детском саду»

Сохранить здоровье ребёнка -- главная задача, стоящая перед персоналом детского сада. Музыка -- это одно из средств физического развития детей. Привычные виды музыкальной деятельности можно разработат...

Выступление из опыта работы на педагогическом совете ДОУ на тему: Технология «Буккроссинг» - новая форма приобщения детей к источнику знаний»

Познакомить коллег с технологией "Буккроссинг" как одной из новых форм приобщения детей к чтению...

Сообщение из опыта работы на педагогическом совете «Основные задачи работы по художественно-эстетическому развитию дошкольника»

Цель художественно-эстетического развития дошкольников — формирование у них эстетического идеала и художественного вкуса, а также способности к творчеству....

Сообщение из опыта работы на педагогическом совете «Основные задачи работы по художественно-эстетическому развитию дошкольника»

Художественные и эстетические качества являются качествами приобретаемыми. Привитие нравственных ценностей, чувства прекрасного, способности воспринимать произведения искусства происходит постепенно. ...