ЛЕПКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по аппликации, лепке (младшая группа)

Пермякова Елена Викторовна

В статье описаны особенности воздействия лепки на развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛЕПКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

В.А. Сухомлинский

 Современные ученые - нейробиологи и психологи (Л.В. Антакова-Фомина [2 с.235], Е.И. Исенина, М.М.Кольцова [3 c.172] и др.), занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь.

Мелкие движения пальцев рук стимулируют развитие артикуляционного аппарата, совершенствуют речевое дыхание, интонацию и речевой ритм. Помимо вышеуказанного, мелкая моторика оказывает непосредственное влияние на формирование логики, мышления, укрепление памяти, тренировку наблюдательности, воображения и координации, развитие изобразительных и графических навыков.

Работа по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста сегодня строится с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, базироваться на комплексном подходе, соответствовать принципу дидактики «от простого к сложному», быть доступной. Следовательно, планомерная, целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей, оказывает благополучное влияние на развитие всего детского организма и помогает правильно развиваться малышу.

Когда ребенок лепит, развивается его мелкая моторика, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом.

Один из видов лепки – лепка из теста.

Лепка из теста - отличный вариант занятия, стимулирующего развитие мелкой моторики рук. Тесто имеет много положительных моментов, таких как: оно не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, экологически чистый, натуральный материал, не вызывающий аллергию. Забавные композиции, сделанные своими руками, могут стать прекрасными подарками. Тесто легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны.  Во время работы с тестом дети раннего дошкольного возраста получают возможность как интеллектуального, так и эстетического развития. Вылепливая фигуры и композиции, ребенок учится: развивать трудовые навыки; укреплять пальцы; улучшать ловкость рук. В процессе работы с тестом дети отрабатывают различные приемы, раскатывая, защипывая, сплющивая материал. Все эти действия способствуют укреплению кистей, позволяют пальцам и рукам стать более чувствительными. [4]

Ведущим методом обучения формообразующим движениям должен быть показ, сопровождаемый простым, точным объяснением действий. Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведется непрерывный разговор с детьми. [5]

 «Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих сверстников в освоении различных навыков», пишет педагог Татьяна Никитина [6]. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки, приобретаемые ребенком благодаря лепке. Елена Петровна Пименова, автор книги «Пальчиковые игры», подчеркивает, что «чем больше дети занимаются лепкой, тем увереннее и координированнее становятся движения их пальцев»[7, с.32].

Еще одна специфическая черта лепки - ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками.

Очень важно ввести игровые приемы, обыгрывание тех предметов, которые они слепили. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность и закрепляет интерес к продуктивной деятельности.

Лепка - чрезвычайно полезный вид детского творчества: кроме развития художественного вкуса и пространственного воображения, она влияет на мелкую моторику, т.е. при работе с тестом массируются определённые точки на ладонях, которые в свою очередь активизируют работу мозга и развивают интеллект ребенка.

«Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки кисть руки есть ещё одна речевая зона мозга», – пишет М.М. Кольцова [7, с. 24]. Поэтому тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики, следует начинать как можно раньше.

Таким образом, можно сказать, что лепка позволяет развивать в детях различные качества, такие как умственная активность, творчество, художественный вкус и многие другие. Все эти качества служат хорошей основой для формирования в последующем социально-активной личности ребенка.

  1. АнтаковаФомина Л. В.Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук /Л.В.Антакова- Фомина// Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД. -1974
  2. Кольцова, М.М. Движение и развитие моторной речи  / М.М. Кольцова. – М.: Педагогика, 1973. – 172 с.
  3. Методы развития мелкой моторики у младших школьников с использованием лепки-[Электронный ресурс] URL: https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00241470_0.html
  4. Янушко Е.Я. Лепка с детьми раннего возраста (1—3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей./Е.Я.Янушко — М.: Мозаика-Синтез, 2006. 
  5. Никитина Т. Лепка как средство развития мелкой моторики/ Т.Никитина //Маам.ру[Электронный ресурс]URL:https://www.maam.ru/detskijsad/lepka-kak-sredstvo-razvitija-melkoi-motoriki-mladshih-shkolnikov-s-narushenijami-rechi.html
  6. Пименова Е.П. Пальчиковые игры / Е.П. Пименова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 32с.
  7. Буцыкина Т.П., Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников. / Логопед. – 2005 – №3. – С. 21-24.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Рисование пластилином как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»

Дошкольное воспитание ставит перед педагогами задачу всестороннего развития личности ребенка и его подготовку к обучению в школе. Но, в отличие от обычно развивающихся дошкольников, дети с ограниченны...

Художественное творчество как средство развития мелкой моторики руки детей младшего дошкольного возраста.

Доказано, что одним из условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений, или мелкой моторики. По степени умелости детской руки...

«Рисование пластилином как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста»

Значение  лепки для развития ребенка огромно. Лепка – один из самых эмоциональных видов изобразительной деятельности....

"Использование техник тестопластики как средства развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

Лепка развивает и совершенствует природное чувство осязание обоих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы. Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и перех...

Открытое занятие по теме самообразования:"Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста как основы познавательно-речевого развития"

В дошкольном возрасте дети продолжают развивать мелкую моторику с помощью специальных игр и занятий (рисование, лепка, мозаика, аппликации и прочие). Меняются и игрушки ребенка. Теперь вместо погремуш...

«Нетрадиционные способы лепки как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

Транслирование опыта практических результатов педагогической деятельности по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушеними речи посредством нетрадиционного способа - лепк...

«Лепка как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Теоретическое обоснование развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами лепки.     ...