ПРОГРАММА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО–ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ВОСПИТАННИКОВ 4 – 7 ЛЕТ
рабочая программа по аппликации, лепке

Программа дополнительного образования по тестопластике «Мир творчества» представляет оригинальный вариант реализации   специфических задач художественно-эстетического образовании ядетей по лепке. Программа содержит полный курс занятий   для воспитанников 4 – 7 лет и  предполагает использование современных технологий и техник тестопластики, которые  оказывают помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с маленькими детьми.

Пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования, родителям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_tvorchestva.docx94.84 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «ДЕТСКИЙ САД № 489 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ВОСПИТАННИКОВ 4 – 7 ЛЕТ

«Мир творчества»

                                                                     Составитель: Фроленко Т.П.

                                                             Воспитатель высшей категории

г. Новосибирск  2019

АНОТАЦИЯ

Программа дополнительного образования по тестопластике «Мир творчества» представляет оригинальный вариант реализации   специфических задач художественно-эстетического образовании ядетей по лепке. Программа содержит полный курс занятий   для воспитанников 4 – 7 лет и  предполагает использование современных технологий и техник тестопластики, которые  оказывают помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с маленькими детьми.

Пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования, родителям.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА.

Каждый день в нашей жизни мы, так или иначе, используем тесто. Чаще всего – в виде кондитерских изделий. И даже не подозреваем, что когда-то давным-давно еще древние египтяне делали из теста замечательные поделки, которые можно назвать даже произведениями искусства. Как они сохранились? Секрет прост: их делали из соленого теста. Благодаря этому они не деформировались, не подвергались внешним воздействиям.

Лепить из соленого теста большое удовольствие и радость. Данный вид искусства имеет маленькие затраты и очень большие возможности, так как все необходимые материалы легко доступны, а результаты порой поражают ожидания. Соленое тесто – экологически чистый материал, поэтому его можно смело доверять любому малышу, и не беда, если маленький исследователь попробует его на вкус. Лепка ведет к развитию у детей мелкой моторики, формирует слаженность работы рук и глаз, развивает образное и интеллектуальное мышление. В связи с отсутствием типовых образовательных программ по курсу тестопластика, возникла необходимость в создании авторской образовательной программы с учётом образовательных компетенций.

В процессе обучения воспитанники научатся самостоятельно изготавливать различные подарки, сувениры и украшения для себя, родных и близких. Поделки, изготовленные своими руками, позволяют проявить ребенку индивидуальность и фантазию, они обладают особой аурой, хранят частичку души и любви ребенка. Поэтому программа «Мир творчества» является актуальной в наше время.

В процессе работы идёт развитие мелкой моторику рук, усидчивости, внимательности, трудолюбия, что благотворно влияет на развитие и становление личности ребенка. Также  воспитывается упорство, наблюдательность, воображение и хороший вкус. Это и подчеркивает педагогическую целесообразность программы.

Новизна программы заключается в том, что она включает в себя не только обучение тестопластике, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, для изготовления которых используются поделки из солёного теста.

Данная программа составлена на основе методических пособий Глебова И.Ю., Тупичкина Е.А. Содержание работы кружка «Страна Тестопландия» в условиях предшкольной подготовки; Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста; Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду: Книга для воспитателя детского  сада / Н.Б. Хананова И.Н. Соленое тесто.  

Принципы  построения  программы:

  • от простого к сложному;
  • связь знаний, умений с жизнью, с практикой;
  • научность;
  • доступность;
  • системность знаний;
  • воспитывающая и развивающая направленность;
  • всесторонность, гармоничность   в содержании знаний, умений, навыков;
  • активность и  самостоятельность;
  • учет возрастных и  индивидуальных особенностей.

Нормативно - правовой базой для разработки программы послужили следующие документы:

  • Федеральный закон РФ «Об образовании» от 29.12.2002 г. № 273 –ФЗ.
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ (СанПин 2.4.1. 3049-13).  

Цель программы:создание условий для развития сенсомоторной функции у воспитанников дошкольного возраста через использование технологии тестопластики.

Задачи программы:

  • обогащать опыт ощущений и восприятий ребёнка;
  • способствовать развитию воображения, памяти, внимания;
  • формировать сенсорные эталоны: цвет, форма, величина;
  • развивать мелкую моторику, синхронизировать работу обеих рук;
  • обучать приёмам лепки из соленого теста, научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук;
  • стимулировать понимание речи и активную речь самого воспитанника;
  • воспитывать усидчивость, трудолюбие, умение работать в группе;
  •  приучать  к аккуратной работе за столом.

Организация услуги.

Программа рассчитана на 108 занятий, реализуемых в течение трех учебных лет (с сентября по май). Периодичность – 1 занятие в неделю: в группе первого года обучения - 20 минут, в группе второго года обучения - 25 минут, в группе третьего года обучения – 30 минут.

Этапы реализации программы

В программе выделены три этапа развития творчества дошкольников на занятиях по тестопластике. Каждый этап имеет свои особенности и творческие задачи.

I этап (начальный) – «Путешествие в страну «Мир творчества» начинается».

Цель:  познакомить воспитанников с историей возникновения тестопластике, ее возможностями; научить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста; обучить технологии изготовления различных изделий из соленого теста.

На первом этапе детям предлагаются задания, которые требуют от них первоначальной ориентировки в творческой деятельности: сочини, придумай, измени и т.д., при этом они проявляют элементы творчества. 

Часть занятий отведена лепке из натурального (неокрашенного) теста. Детей знакомятся с правилами росписи готовых изделий. Эта деятельность обогащает ребенка творчески, помогает осознать тесную связь лепки и рисования.

 

II этап (промежуточный) – «Увлекательнаятестопластика»

Цель: научить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста; обучить технологии изготовления различных изделий из соленого теста; начать формирование знаний о композиции, основах цветоведения, технике рисунка акварелью и гуашью.

Работа строится на основе возникшего у детей желания внести свои добавления, изменения в изделие, создаваемые по готовому образцу, схеме, рисунку и т.д. На этом этапе большое внимание уделяется детскому экспериментированию с материалами, с инструментами и техниками. Детям предлагаются задания, которые ведут их к целенаправленным действиям и поискам.

III этап (завершающий) – «Мы – фантазеры».

Цель: развитие художественных и творческих способностей дошкольников, привитие способности видеть прекрасное в окружающей действительности; развитие способности самостоятельно создавать выразительные образы в лепке из соленого теста, отличающиеся оригинальностью (субъективной новизной), вариантностью, гибкостью, подвижностью.

В работе с дошкольниками используются такие формы организации художественно-творческой деятельности, как создание детьми индивидуальных работ в лепке, создание детьми коллективных работ. На коллективных занятиях дети изготавливают художественные панно, макеты, рельефные картины и т.д. 

Занятия организуются в учебных группах, сформированных с учётом возрастных закономерностей и уровнем первоначальных знаний и умений воспитанников. Обучение проводится по подгруппам.

Возраст воспитанников.

Данная программа рассчитана на воспитанников 4 – 7 лет. Программа по тестопластике «Мир творчества» основана на интеграции художественно-речевой, музыкальной, игровой, изобразительной, театрализованной деятельности.

Основные методы обучения дошкольников реализации программы:

  • наглядные;
  • словесные методы с опорой на наглядность;
  • словесные методы без опоры на наглядность;
  • практические методы, которые должны носитьигровой характер.

Основные приемы работы приемы:

Словесные приемы, игровые. Скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми движениями рук, надавливание шариков пальцем сверху, сглаживание, сплющивание, прищипывание.

Структура занятия.

Все занятия ориентированы на психологическую защищенность воспитанника, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.

1. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).

2. Объяснение, показ приемов лепки.

3. Лепка детьми.

4. Динамическая пауза

5. Доработка изделия из дополнительного материала.

6. Рассматривание готовых работ.

Материально-техническое обеспечение реализации программы:

  • доски, упаковочная плёнка, скалки для раскатывания теста;
  • салфетки - бумажные и тканевые;
  • различные стеки или предметы их заменяющие: ручки, карандаши, зубочистки, палочки, пластиковые ножи;
  • инструменты для нанесения рисунка на поверхность теста: расчёски, зубные щётки, пластиковые вилки, ложки, палочки от Чупа-чупса;
  • печатки и штампики для нанесения рисунка: соломинки от коктейля, крупные пуговицы, монеты, колпачки фломастеров, пробки, камушки, ракушки и т.д.;
  • формочки для кексов, формочки для игр с песком;
  • трафаретки для печенья, пластиковые крышки от аэрозолей, колпачки шариковых ручек, бумажные шаблоны, соломинки от коктейля;
  • соединительные детали: соломинки от коктейля, использованные стержни от шариковых ручек, палочки;
  • природный материал (ракушки, перья, шишки, каштаны, жёлуди, перья, зёрна, травки, семена, косточки и т.д.);
  • бросовый материал (пробки, спички, коробки, катушки из-под ниток, втулки из-под скотча, пенопласт, кусочки ткани, нитки и т.д.);
  • пуговицы, бисер, блестки, фольга и др.;
  • клей ПВА;
  • кисточки разных размеров, краски акварельные, гуашь, фломастеры.

Преимущества соленого теста:

  • можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;
  • легко отмывается и не оставляет следов;
  • безопасно при попадании в рот.
  • лепится замечательно, к рукам не липнет;
  • можно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе;
  • предметы из соленого теста хорошо красятся.
  • поверх краски хорошо еще покрывать лаком - сохранится на века...
  • с готовыми предметами можно играть - без боязни, что оно потеряет форму.

Рецепты соленого теста:

Рецепт № 1:  2 стакана муки (можно в муку, не выходя из нормы двух стаканов, добавить сухой крахмал. Например, 1 1/2 ст. муки + 1/2 ст. крахмала. С добавлением крахмала тесто станет более эластичным. Из такого теста особенно хорошо получаются тонкие детали, например, лепестки цветов.), 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г, можно добавить 2 стол, ложки клея ПВА. Вместо воды можно сварить клейстер из крахмала.

Рецепт № 2: 2 стакана муки, 1 стакан мелкой соли, 1 стакан воды, 0.5 пакета пищевого красителя, 2 столовые ложки растительного масла.

Рецепт № 3: 1.5 стакана муки, 1 стакан мелкой соли, 1 столовая ложка растительного масла, 1 стакан воды. В муку постепенно добавлять воду   и масло, замесить тесто.

Способы сушки:

Воздушная сушка. Самый экономичный, но и самый длительный. При воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно - за 1 день изделие просушивается не более чем на 1 мм толщины. Такую сушку целесообразнее всего проводить летом, когда можно использовать тепло солнечных лучей. (Зимой на батарею украшения ни в коем случае класть нельзя!). 

Ожидаемые результаты и способы определения результативности.

 Для каждого ребѐнка конкретным показателем его успехов является:

 1. Возрастающий уровень его авторских работ, легко оцениваемый и визуально, и педагогом.

2. Скорость выполнения заданий и чѐткость ориентировки при выборе их способов успешного выполнения.

3. Коллективное участие в коллективных работах и мероприятиях.

4. Оригинальность предлагаемых художественных решений.

5. Окрепшая моторика рук.

К концу обучения дети  знают рецепты приготовления соленого теста, теоретические основы цветоведения и светотени, умеют лепить по представлению отдельные предметы и натюрморты, фигуры человека, животных и птиц бытовые украшения.

В результате освоения данной программы дошкольники овладевают следующими умениями и навыками:

Первый год обучения:

  1. скатывание прямыми движениями;
  2. скатывание круговыми движениями;
  3. расплющивание;
  4. соединение в виде кольца;
  5. защипывание  края формы;
  6. лепка из нескольких частей;
  7. оттягивание части от основной формы;
  8. сглаживание поверхности формы;
  9.  присоединение  части;
  10.  прижимание;
  11. примазывание;
  12.  вдавливание для получения полой формы;
  13.  использование стеки.

Второй год обучения:

  1. лепка с натуры;
  2. лепка по представлению;
  3. лепка из целого куска;
  4. сглаживание поверхности формы;
  5. устойчивость изделия;
  6. выразительность образа;
  7. динамика движения;
  8. лепка из нескольких частей;
  9. пропорции;
  10.  роспись;
  11. налепы;
  12.  углубленный рельеф.

Третий год обучения

  1. лепка с натуры;
  2. лепка по представлению;
  3. динамика движения;
  4. выразительность образа;
  5. лепка скульптуры из 2-3 предметов;
  6. поза;
  7. пропорции;
  8. разные способы лепки;
  9. сплющивание;
  10. защипывание, соединение краев теста;
  11.  оттягивание;
  12.  сглаживание;
  13.  вдавливание;
  14.  прижимание;
  15. примазывание;
  16.  раскатывание;
  17.  мелкие налепы;
  18.  устойчивость;
  19.  рельеф;
  20.  роспись;
  21. использование стеки.

В конце учебного года – выставка творческих работ детей.

Как итог реализации программы предусмотрено проведение мониторинга по освоению программы по тестопластике.

Цель: выявить интерес к лепке из соленого теста, технические умения, замысел, способность проявить творчество детей 4 - 7 лет.

Оценка дастся по трехбалльной системе: высокий уровень - 3 балла, средний уровень - 2 балла, низкий  - 1 балл.

№п/п

Критерий

Высокий

уровень

Средний уровень

Низкий

уровень

1.

Содержание изображения.

содержание передано точно

есть незначительные искажения

искажения значительные, содержание  не передано

2.

Передача формы  

форма передана точно

есть незначительные искажения

искажения значительные, форма не удалась

3.

Строение предмета

части расположены верно

есть незначительные искажения

пропорции предмета переданы не верно

4.

Передача пропорций предмета в изделии:  

пропорции предмета соблюдаются

есть незначительные искажения

пропорции предмета переданы не верно

5.

Композиция.

соблюдается пропорциональность в изделии разных предметов

композиция не продумана, носит случайный характер

пропорциональность разных предметов передана не верно.

6.

Передача движения

движение передано достаточно четко

движение передано неопределенно, неумело

изображение статичное

7.

Оценка ребенком, созданного им изображения

адекватна

неадекватна (завышенная, заниженная)

отсутствует

8.

Уровень самостоятельности

выполняет задания самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;  

необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, с вопросами обращается редко

вопросами к взрослым не обращается

9.

Творчество

самостоятельность замысла

оригинальность изображения

нет стремления к наиболее полному раскрытию замысла

Учебный план

реализации дополнительной образовательной программы по художественно – эстетическому развитию воспитанников 4 – 7 лет

«Мир творчества»

Этапы работы

Тема

Количество занятий

Количество часов

I

Первый год обучения (4 – 5 лет)

«Путешествие в страну МукаСолька»

36

(по 20 минут)

12

II

Второй год обучения

(5 – 6 лет)

«Удивительная тестопластика»

36

(по 25 минут)

15

III

Третий год обучения

(6 – 7 лет)

«Мы – фантазеры»

36

(по 30 минут)

18

IV

Диагностика образовательных результатов

Проводится по ходу образовательной деятельности: в сентябре, мае.

Итого

108

45

Учебно-тематическое планирование

Первый год обучения: «Путешествие в страну Мир творчества»

Месяц

Неделя

Название занятия

Задачи

Сентябрь

1

«Королева Мира творчества приглашает друзей»

Познакомить детей с историей и особенностями тестопластики, с названиями и назначением инструментов и приспособлений. Вызвать интерес к лепке из соленого теста.

2

«Ягодки на тарелочки»

Учить детей лепить шар разными способами: круговыми движениями ладоней для получения тарелки и пальцев — для ягодок. Показать возможность преобразования (сплющивания) шара в диск для получения тарелочки и поднимания (загибания) бортиков, чтобы «ягодки не выкатились».). Развивать глазомер, мелкую моторику, чувство формы.

3

«Я пеку, пеку, пеку»

Развивать чувство формы, пропорций, согласованность в работе обеих рук; показать разнообразие форм мучных изделий: печенье (круг, колобок, шар, пирожок, бублик (кольцо); активизировать освоенные способы лепки и приёмы оформления поделок (раскатывание шара, сплющивание в диск и полусферу, прищипывание, защипывание края, вдавливание, нанесение отпечатков);

4

«Бублики-баранки»

Рассказать о свойствах соленого теста: мягкое, пластичное, из него можно лепить; вызвать интерес к лепке баранок и бубликов; формировать умение раскатывать столбики (колбаски) разной длины (для баранок – длинные, для бубликов – короткие) и замыкать в кольцо; развивать восприятие формы и величины, глазомер,

Октябрь

1

«Осеннее дерево с листочками»

Создавать образ осеннего дерева с помощью теста; продолжать учить детей скатывать шар из теста между ладоней и расплющивать его сверху пальцев на картоне. Учить детей наносить тесто на поверхность; развивать сообразительность, мышление, мелкую моторику рук.

2

«Корзина с вишнями»

Учить сравнивать и описывать фрукты, отгадывать загадки, учить лепить из соленого теста ягоды методом раскатывания из небольших кусочков, корзину из длинного пластилинового жгутика; закреплять приёмы скатывания  круговыми движениями между ладоней, и метод спирального скручивания; развивать аккуратность, моторику пальцев рук.

3

«Ёжики-колючки»

учить лепить ежика, передавая характерные особенности внешнего вида, экспериментировать с художественными материалами для изображения колючей «шубки». Направить на самостоятельный поиск средств образной выразительности. Воспитывать уверенность в изобразительной деятельности.

4

«Грибы для ежат»

Развивать творческие способности; вызвать эмоциональный отклик у детей - желание оказать помощь ежику; учить детей лепить знакомые предметы, используя усвоенные ранее приемы: формировать умение раскатывать шар, сплющить его, умение прищипывать с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета; раскатывание цилиндра-ножки; соединение деталей.

Ноябрь

1

«Мышка – норушка»

Учить детей лепить мышку на основе конусообразной или яйцевидной формы (по выбору педагога). Показать способы создания выразительного образа: заострение мордочки, использование дополнительных материалов (для ушек - семечек, для хвостика - верёвочек, для глаз - бусинок или бисера). Развивать чувство формы и мелкую моторику

2

«Сороконожка»

Продолжать учить лепить выразительные образы живых существ по мотивам стихотворения. Разнообразить и обогатить способ лепки на основе цилиндра: раскатывать прямыми движениями ладоней длинные столбики, видоизменять форму - изгибать, закручивать, передавая движение, дополнять мелкими деталями.

3

«Друзья для Мишки»

Формирование интереса к работе с соленым тестом;

продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки соленого теста от куска и скатывать из них шарики; надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к основе; углублять знания детей о жизни животных в лесу; развивать память, речь, мелкую моторику рук; воспитывать интерес к природе и отображению впечатлений.

4

«Лепим сказку»

Коллективная работа

Учить детей создавать по замыслу композицию из грибов в лукошке. Закрепить приемы лепки из соленого теста: раскатывание, сплющивание, лепка пальцами. Совершенствовать технику лепки. Развивать чувство формы, мелкую моторику рук.

Декабрь

1

«Сосулька»

Формировать у детей представление о своих возможностях и успешности в творческой деятельности.

2

«Снежинка»

Продолжить учить детей раскатывать пласт соленого теста скалкой, вырезать стекой рельефную фигурку «овечки» по шаблону, выравнивая края палочкой или стекой.

Предложить детям самостоятельно решить проблемную ситуацию – найти способ придания шероховатости поверхности теста (шерсть овечек, крона деревьев).

3

«Игрушка на Новогоднюю ёлку»

Учить раскатывать тесто в тонкий жгут, сворачивать его в круг, располагать на картоне; закреплять приемы лепки: скатывание пластилина между ладонями; закреплять умение соединять части, плотно прижимая, их друг к другу; вызывать положительные эмоции от полученного результата.

4

«Снеговик в гостях у маленькой ёлочки»

Продолжать учить детей создавать выразительные образы конструктивным способом; пояснить связь между пластической формой и способом лепки; учить задумывать свой образ, делить материал на нужное количество частей, разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей; показать приемы оформления вылепленной фигурки дополнительными материалами; развивать глазомер, формы и пропорции; интеграция разных видов деятельности.

Январь

1

«Забавный поросенок»

Изготовление забавного поросенка из соленого теста;  уточнение, расширение знаний детей по теме «Домашние животные»; развивать слуховое восприятия; учить лепить забавного поросенка передавая характерные особенности строения и окраски; развивать мелкую моторику рук, чувство объема и формы; закреплять раннее изученные приемы лепки;

Воспитывать художественный вкус.

2

«Печенье к Рождеству»

Учить детей из солёного теста создавать форму шара, сплющивать и украшать её, выполнять некоторые операции пальцами, закреплять цвет, форму, величину; развивать творческие способности, самостоятельность, слуховое восприятие, внимание, речь, умение отвечать на вопросы, учить замечать особенности сказочного образа, его отличие от реального, использовать знакомые приёмы рисования красками.

Февраль

1

«Медведь»

Формировать эстетические вкусы, развивать творческие способности и мышление; учить лепить предмет, состоящий из нескольких частей, передавая характерные черты (уши, мордочку); закреплять знакомые приемы лепки: скатывание, раскатывание, соединение частей приемом примазывания; развивать самостоятельность, воспитывать интерес к лепке

2

«Декоративные сердечки»

Продолжать развивать интерес к лепке из соленого теста; закреплять приемы лепки, освоенные на предыдущих занятиях: придавливание с легким оттягиванием приплюснутого шара; поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором из бусин; обратить внимание детей на технику безопасности при работе с мелкими предметами.  Развивать творческое воображение.

3

«Веселые неваляшки»

Продолжать учить основным приемам лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание; закреплять ранее приобретенные навыки: понимать вопросы, различать основные цвета и некоторые оттенки, любоваться готовыми изделиями, память, мелкую моторику; воспитывать доброту, эмоционально-положительное отношение к персонажу

4

«Цыплята»

Формировать умение прищипывать мелкие детали; закрепить приемы лепки, освоенные в предыдущих группах; закрепление приемов аккуратной лепки; закрепить знания о домашних птицах; развивать диалогическую речь: участвовать в беседе, отвечать на вопросы, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и умение работать в коллективе

Март

1

«Букет для любимой мамы»

Продолжать знакомить детей со свойствами соленого теста; обучать приемам лепки: от одного куска теста отрывать небольшие кусочки, раскатывать прямыми и круговыми движениями ладоней, защипывать и оттягивать края; учить использовать для нанесения узора стеки.

2

«Ах, матрёшечка, матрёшечка»

Продолжать знакомство с образом русской народной игрушки - матрёшкой, которая является традиционным сувениром из России.

3

«Гонцы весны»

Учить детей лепить фигурки птиц из соленого теста по мотивам филимоновской игрушки; продолжать знакомить детей с филимоновской игрушкой как видом декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность; формировать способ лепки птицы на основе цилиндра; развивать эстетический вкус, мышление, мелкую моторику рук; воспитывать интерес к народному искусству.

4

«Роспись готовых изображений»

Совершенствовать технику росписи фигурок из соленого теста. Закреплять умение рисовать гуашью, смешивать краски.

Апрель

1

«Воробышки на лужице»

учить детей лепить птиц из пластилина конструктивным способом из четырех частей, разных по форме и размеру, с использованием природного материала (грецкий орех для туловища, семечки для клювиков, перышки для крылышек и хвостиков) и дополнительного материала (бисер для глазок). Направить на самостоятельный поиск способов передачи движения лепной фигурки (голова опущена вниз, крылья приподняты).

2

«Осьминог»

Учить передавать в лепке сходство и характерные особенности осьминога; сформировать умение лепить осьминога из нескольких отдельных частей, закреплять приёмы скатывания шариков, придание им цилиндрической формы.

3

«Ути – ути»

Познакомить детей со скульптурным способом лепки. Учить оттягивать от всего куска соленого теста такое количество материала, которое понадобится для моделирования головы птицы; свободно применять знакомые приёмы лепки.

4

«Весёлая черепашка»

Учить детей лепить черепаху из отдельных частей: панцирь, голова, лапы, хвост; упражнять в приемках скатывания, вдавливания, раскатывания, присоединения и примазывания.

Май

1

«Весенняя полянка» (коллективная работа)

Научить детей лепить бабочек, составлять композицию на панно; закрепить навыки лепки из соленого теста предметов разной формы (шар, колбаска, лепешка, передавать особенности предметов; закрепить у детей знания об особенностях жизни насекомых.

2

«Мы нашли в траве жука»

вызвать интерес, желание слепить божью коровку; познакомить детей со скульптурным способом лепки; учить приему оттягивания от целого куска теста такое количество материала, которое понадобится для моделирования головы; развитие познавательного интереса  и бережного отношения детей к живой природе (в частности, к насекомым).

3

«Божья коровка»

обеспечить закрепление знаний и способов лепки из соленого теста; закрепить умение раскатывать комочки теста круговыми движениями с получением колобка, а затем сплющивать; формировать наблюдательность, способность сосредотачиваться на поделке.

4

 «Принцесса Мира творчества приглашает друзей»

Учить детей организовывать выставку и презентовать свои работы, выступать в роли активных участников. Развивать творческую активность, инициативность и самостоятельность.

Второй год обучения: «Удивительная тестопластика».

Месяц

Неделя

Название занятия

Задачи

Сентябрь

1

«Пряничный домик»

Закрепить умение детей работать со стекой при изготовлении основной детали по шаблону; развивать творческие способности фантазию в процессе украшения избушки дополнительными деталями из теста; развивать ручной праксис

2

«Пряники русские»

Продолжать вызывать интерес к лепке из соленого теста; формировать умение вырезать пряники с помощью формочек для выпечки; активизировать приемы декорирования лепных образов с помощью природных материалов.

3

«Изготовление хлебобулочных изделий из солёного теста»

Расширять и уточнять представление детей о хлебе, изделий из него, развивать умение лепить хлебобулочные изделия из соленого теста; закрепить умение детей лепить, используя приемы раскатывания круговыми, продольными движениями ладоней, используя прием промазывания, украшать свои изделия при помощи стека, лепнины.

4

«Хлебушек душистый, теплый, золотистый»

Закрепить знания детей о труде взрослых, благодаря которому хлеб приходит на стол, формировать положительное отношения к труду пекаря; воспитывать бережного отношение к хлебу, как продукту, особо почитаемому людьми; обучать детей основным способам и приемам лепки хлебобулочных изделий из соленого теста: калачей, хлебов, караваев, батонов и т. д.;

Октябрь

1

«Фрукты в корзине»

(коллективная работа)

Познакомить обучающихся с технологией изготовления композиции с фруктами из соленого теста; повышать компетентность детей на основе изучения поделок из соленого теста, закрепить прием приглаживания; воспитывать интерес к декоративно - прикладному творчеству, как основе профессии дизайнера; обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в работе; воспитывать у детей уважение к труду, стремление принимать участие в коллективной работе.

2

«Овощная ярмарка»

(коллективная работа)

Учить детей лепить разные по форме овощи (шарообразные, овальные, конусообразные), передавать их характерные признаки; закрепить прием приглаживания; познакомить детей с понятием «ярмарка»; подбор относительных прилагательных, обозначающих цвет, форму, вкус овощей.

3

        «Гриб-боровик»

Закрепить умение лепить знакомые предметы, используя усвоенные приемы: раскатывание теста прямыми и круговыми движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами для уточнения формы. Развивать творческую самостоятельность, воображение.

4

«Фруктовая сказка»

Познакомить детей с картиной художника И. И. Машкова «Синие сливы». Продолжать знакомить с жанром натюрморта. Вызвать эмоциональную отзывчивость, удовольствие от восприятия картины. Обратить внимание на цвет как средство передачи настроения.

Ноябрь

1

«Кто что любит»

Учить детей лепить щенка из соленого теста, передавать его характерные особенности (тело овальное, голова круглая, морда вытянутая, короткие лапы); воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность.

2

«Угощение для Бабы Яги»

Воспитывать бережное отношение к хлебобулочным изделиям; расширять кругозор, обогащать словарный запас, развивать связную речь; развивать мелкую моторику рук, интерес к ручному труду; продолжать знакомить детей с тестом как с материалом и учить детей лепить из теста "печенье".

3

«Осенний натюрморт»

Учить детей создавать объёмную композицию (натюрморты) из соленого теста; совершенствовать изобразительную технику (самостоятельно выбирать способ и приёмы лепки); развивать композиционные умения – размещать несколько объектов, создав гармоничную композицию (крупные в центре или на переднем плане, мелкие сверху или сбоку); формировать эстетическое отношение к произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности.

4

«Золотая рыбка»

продолжать закреплять навыки работы с соленым тестом на плоскости, создавая изображение в полуобъеме; добиваться выразительности и необычности исполнения сказочного образа; развивать аккуратность в работе.

Декабрь

1

«Лепим сказку»

Учить детей лепить предмет из двух частей: шарика и палочки, соединять части, плотно прижимая их друг к другу. Упражнять в раскатывании теста прямыми и круговыми движениями ладоней.

2

«Веселый снеговик»

Развивать мелкую моторику кистей рук, координацию движений. Учить детей передавать образ смешного снеговика силуэтным способом. Познакомить с новым способом крепления деталей – с помощью зубочистки.

3

«Новогодние игрушки»

Моделирование игрушек из 2-3 частей для новогодней елки, сочетание разных приемов лепки, раскатывание округлых форм, соединение деталей, сплющивание, прищипывание, вдавливание

4

«Ёлочка»

Обеспечить закрепление знаний и способов лепки из соленого тест; закрепить умение раскатывать комок теста круговыми движениями с получением колобка, а затем сплющивать.

Январь

1

«Петушок с семьёй»

Продолжать формировать знания о скульптуре, относиться к ней как к произведению искусства; совершенствовать у детей умение лепить по представлению знакомые предметы, из соленого теста передавая их характерные особенности.

2

«Животные холодных стран»

Продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить тесто на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей.

Февраль

1

«Декоративные сердечки»

Продолжаем учить лепить рельефные картины. Показать варианты изображения цветов с элементами – сердечками. Учить лепить сердечки способом моделирования формы пальцами.

2

«Фоторамка для папы»

Закрепить ранее усвоенные умения и навыки лепки из соленого теста; композиционно правильно располагать вылепленные детали на готовой рамке; развивать чувства композиции; соединять детали при помощи кисти смоченной в воде; воспитывать стремление добиваться хорошего результата.

3

«Снегири»

Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из соленого теста; и развивать умение передавать характерные особенности; формировать умение сглаживать поверхности формы.

4

«Кот Мурсик»

Развивать умение передавать характерные особенности; формировать умение сглаживать поверхности формы; закреплять умение предавать в  лепке выразительность образа.

Март

1

«Хризантемы для мамы»

Учить создавать панно; учить детей создавать поделку в рамке, на дощечке; делать лепестки при помощи надрезов теста ножницами и поднимая надрезы вверх, делать рамку при помощи жгутиков.

2

«Путешествие в лес»

Закрепить умение детей лепить фигуры животных, птиц, насекомых из соленого теста. Создать коллективные композиции. Развивать фантазию.

3

«Как весна зиму прогнала»

Учить детей выявлять во время изображения основной характер формы, пропорции, строение предмета, наиболее характерные детали и движение.

4

« Сказочный торт»

Вызвать у детей интерес к лепке сказочного торта на примере анализа наглядного пособия «Сказочные угощения», обратить внимание на его конструкцию, на приёмы украшения, использование настоящих свечей, кондитерских присыпок.

Апрель

1

«Море волнуется раз»

Закрепить знания детей об обитателях морей и океанов посредством лепки из пластилина; продолжать знакомить детей с обитателями подводного мира; закреплять навыки лепки из соленого теста; воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе.

2

«Дельфин»

Расширить знания о живой природе; изготовить фигурку дельфина из солёного теста; развивать интерес детей к природе; развивать творческие способности детей через приобщение  прикладному искусству; развивать мелкую моторику рук; воспитывать любовь к животным.

3

«Веселые колокольчики»

Приобщить детей к истокам русской народной культуры; формирование чувства сопричастности к русской истории и национальной культуре; развивать интерес к историческому и культурному прошлому русского народа.

4

«Перелетные птицы»

Познакомить детей с понятиями: «лететь «клином», «цепочкой», «стайкой»; расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах; частях тела птиц.

Май

1

«Цветик – семицветик»

Продолжать учить детей раскатывать кусочек теста круговыми и прямыми движениями между ладоней. Использовать дополнительные детали: листик для завершения образа, умение пользоваться стекой, учить делить кусочек теста визуально на равные части;

2

«Цветы в вазе»

Упражнять детей выполнять приёмы тестопластики; закрепить умение выкраивать детали с помощью бумажного шаблона; развивать глазомер, ориентировку на плоскости и мелкую моторику пальцев рук; воспитывать эстетические качества.

3

«Лягушата в пруду»

Продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы комбинированным способом, пояснить связь между пластической формой и способом лепки; учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей; показать приемы оформления вылепленной фигурки дополнительными элементами.

4

«Золотой луг»

Учить детей лепить одуванчик и насекомых по выбору (бабочек, жуков, пчел, стрекоз); учить передавать в поделке характерные особенности растения и насекомых, придавать поделке устойчивость, гармонично располагать свою поделку среди работ других детей; формировать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе. Развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к живой природе.

Третий год обучения: «Мы – фантазеры»

Месяц

Неделя

Название занятия

Задачи

Сентябрь

1

«Рыбка сувенирная»

Поддерживать интерес у детей к занятиям тестопластикой, обучать некоторым приемам изготовления рельефа из соленого теста; обучить приемам изготовления рельефа из соленого теста (работа с шаблоном, прием декорирования); воспитывать у детей усидчивость аккуратность; прививать уважение к историческим традициям творчества; развивать воображение, внимательность, мелкую моторику рук.

2

«Подсолнух»

Накапливать опыт работы с тестом, выполнять приёмы тестопластики и барельефа; упражнять в выкраивании деталей из теста с помощью бумажного шаблона; развивать глазомер и мелкую моторику пальцев рук; воспитывать чувство коллективизма и эстетические качества.

3

«Овощная ярмарка»

Учить детей лепить разные по форме овощи (шарообразные, овальные, конусообразные), передавать их характерные признаки.

4

«Гроздь винограда»

Учить детей изображать гроздь винограда; творчески подходить к выполнению работы, изображать гроздь винограда, закреплять навыки аккуратной лепки.

Октябрь

1

«Осенняя береза»

Закреплять навыки и умения лепки из соленого теста; учить создавать образ дерева, листьев, травы из теста, используя разный метод лепки (шарики, колбаски, сплющивание); развивать мелкую моторику, чувство цвета и формы.

2

«Корзина с грибами»

Расширить знания о грибах; способствовать развитию речи; учить детей лепить корзину с грибами; развивать умение передавать некоторые характерные признаки грибов (углубление, загнутые края, утолщающиеся ножки); развивать умение применять знакомые приёмы лепки: лепка предмета из отдельных частей, скатывание шарика, раскатывание столбиков движениями ладоней вперед-назад на дощечке.

3

«Кисть рябины»

Учить раскатывать тесто для создания ягод, веток или листьев рябины; развивать мелкую моторику рук.

4

«Дерево жизни»

Формировать умение применять знания по декоративному творчеству при создании образа в лепке; формировать правильные приемы лепки, показать новые приемы декорирования.Воспитывать аккуратность в работе с соленым тестом, любовь к окружающей природе и бережное отношение к ней.

Ноябрь

1

«Фоторамка: наша дружная семья»

Формировать умение создавать предметную композицию из соленого теста – объемную рамочку; продолжать развивать навыки декоративной лепки; учить использовать разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф); продолжать формировать умение создавать узор стекой; развивать композиционные умения и способность к воплощению образа со своей точки зрения;

2

Раскрашивание рамки

Продолжать формировать умение создавать узор стекой; развивать композиционные умения и способность к воплощению образа со своей точки зрения.

3

«Мои любимые игрушки»

Уточнять представления детей об игрушках, отмечая характерные признаки их внешнего вида; формировать способы зрительного восприятия в упражнении на сличение силуэтных изображений и соотнесение их с реальными изображениями; развивать мелкую и общую моторику.

4

Раскрашивание игрушки

Продолжать формировать умение создавать узор стекой; развивать композиционные умения и способность к воплощению образа со своей точки зрения.

Декабрь

1

«Сказочная птица»

Учить детей соотносить реальные и сказочные образы, создавать в лепке образ сказочной птицы, передавая её необычность, используя элементы декоративного оформления. Продолжать знакомить детей с техникой лепки из солёного теста, учить планировать дальнейшую работу на следующем занятии.

2

«Зайчонок»

Учить детей лепить зайца, используя игрушку в качестве натуры; передавать форму частей игрушки: овальную (туловище, округлую (голова, цилиндрическую (ноги); передавать пропорциональное соотношение частей и детали (уши, хвост, лапы); учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их  одну часть к другой.

3

«Дед Мороз»

Расширить знания, умения и навыки лепки изделий из соленого теста; развивать эстетические чувства детей, навыки самостоятельного творчества; использовать различные декорирующие материалы при создании сувениров; развивать мелкую моторику рук.

4

«Новогодние подарки»

Развитие мелкой моторики, познавательной активности; развитие силы, подвижности кисти и пальцев, точности и координации их движений (замес теста, раскатывание пласта, формование поделок); развитие ориентировки в микро пространстве (на поверхности стола, на раскатанном пласте теста); развитие зрительного восприятия (цвет, форма, величина).

Январь

1

«Буренушка»

Учить лепить животных с натуры, передавая основные части тела, особенности внешнего вида; закреплять умение лепить комбинированным способом (конструктивным и скульптурным); продолжать учить свободно применять знакомые приемы лепки

2

«Лепка золотой рыбки»

Учить детей лепить фигурку рыбку, передавать форму туловища, строение, форму частей, пропорции, плотно скреплять части, Инициировать самостоятельность при выборе дополнительных материалов.

Февраль

1

«Лепка автомобилей»

Формирование умений лепки машины из раскатанных шаров; продолжать учить детей, лепить предмет, состоящий из нескольких частей одинаковой формы, но разной величины.

2

«Как мы весну спасали»

Развитие мелкой моторики, познавательной активности; развитие силы, подвижности кисти и пальцев, точности и координации их движений. Воспитывать инициативность и самостоятельность.

3

«Подарок к 23 февраля»

Продолжать учить работать по схеме изготовления поделки из соленого теста; вспомнить основные символы и атрибуты Российской Армии; развивать усидчивость, мелкую моторику.

4

«Животные жарких стран»

Закрепить умение лепить животных, передавая его характерные особенности, пользуясь усвоенными ранее приемами лепки;развивать мелкую моторику рук при создании объемных поделок из  соленого теста.

Март

1

«Фиалка в подарок маме»

Учить создавать изображения одних и тех же предметов по–разному, вариативными способами, закрепить правила работы с соленым тестом: раскатывать пласт, пользоваться стекой при оформлении жилок листьев, разминать, оформлять края лепестков, передавая им характерную форму; развивать навыки коллективного творчества. Расширять образные представления детей.

2

«Лепим чайник»

Продолжать учить изображать посуду, передавая особенности формы; творчески подходить к выполнению работы и самостоятельно выбирать способ лепки; украшать готовое изделие  налепами; закреплять навыки аккуратной лепки.

3

«Нужные профессии»

Закрепить и расширить представления о профессиях, труде людей; воспитывать уважение к людям труда; закреплять умение составлять небольшой рассказ о вещи, сделанной руками человека; побуждать лепить предметы, используя знакомые приёмы лепки.

4

«Цирк»

Учить передавать характерное строение фигур, самостоятельно решать, как лепить фигурки из целого куска; развивать умение задумывать содержание своей лепки, используя приемы ранее изученные; развивать самостоятельность, творчество. Воспитывать аккуратность.

Апрель

1

«Домовенок»

посредством лепки из соленого теста создать условия для развития творческих способностей детей при изготовлении оберега в виде домовенка; добиваться закрепления приемов лепки: отщипывание, скатывание, сплющивание, оттягивание, мелкийналеп.

2

«Космические корабли»

Учить детей лепить космические корабли конструктивным и комбинированным способами. Развивать воображение и умение переносить знакомые способы и приемы лепки в новую творческую ситуацию.

3

«Пришельцы из космоса»

Направить детей на самостоятельный поиск способов создания фантастических образов (пластическими, графическими и аппликативными средствами); вызвать интерес к изображению разных пришельцев и средств их передвижения в космическом пространстве.

4

«Полет птиц»

Посредством лепки из соленого теста создать условия для развития творческих способностей детей.

Май

1

«Теремок»

Создание условий для сотрудничества детей при выполнении коллективных сюжетных композиций.

2

«Подснежники»

Формирование у учащихся знаний о раннецветущих растениях: подснежниках. Знакомство с устным народным творчеством: легендах о подснежниках.

3

«Весенний букет»

Продолжать учить детей создавать цветочные композиции пластическими средствами по мотивам народного искусства. Совершенствовать технику рельефной лепки. Показать способ получения большого количества одинаковых элементов - сворачивание трубочки и разрезание на части. Поощрять самостоятельность и творчество.

4

«Прощальный бал во дворце королевы Мир творчеств»

Создать положительный эмоциональный настрой, праздничное настроение. Развивать инициативу и творческую активность детей.

Литература:

  1. М.А. Антипова Соленое тесто. – Ростов н/Д.: ИД Владис, 2008г.
  2. Г.М. Блинов Чудо-кони, чудо-птицы. Рассказы о русской народной игрушке. – М. Детская литература, 1977.
  3. В.С. Горичева., М.И. Нагибина Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина.– Ярославль. Академия развития, 1998.
  4. И.Ю. Глебова, Е.А. Тупичкина Содержание работы кружка «Страна Тестопландия» в условиях предшкольной подготовки. // Практика организации предшкольного образования на всех ступенях образования: сборник научных статей.
  1. Е.А. Глебова И.Ю. Развитие творческого воображения детей в процессе занятий тестопластикой. // Детский сад от А до Я, 2011. - №1(49). – с.107.
  2. Д.Н. Колдина Лепка с детьми. – М. Мозаика-синтез, 2009.
  3. О.А. Морозова Волшебный пластилин – М.: Мозаика синтез.1999.
  4. Н.В. Зимина Шедевры из соленого теста. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009.
  5. Т.С. Комарова Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
  6. И.А.  Лыкова Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М.:ТЦ «Сфера», 2000.
  7. Н.Б.   Халезова и др. Лепка в детском саду: Кн. для воспитателя дет.сада /.   И.Н. Хананова Соленое тесто. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 104 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по художественно – эстетическому развитию образовательная область «Художественное творчество»

Художественное творчество является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми ее направлениями. Особенно, важное, значение для воспитания и развития ребенка имеет ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По художественно-эстетическому развитию воспитанников старшего дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования вокального кружка «Бэби-БЭМС»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по художественно-эстетическому развитию воспитанников старшего дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования  вокального кружка «Бэби-БЭМС»...

Рабочая программа по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников в творческой мастерской «Пластилиновая сказка»

Основная задача данной программы - это создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей посредством пластилинографии...

Дополнительная общеразвивающая программа по художественно эстетическому развитию воспитанников 4-7 лет "Разноцветные ладошки"

Дополнительная общеразвивающая программа по художественно эстетическому развитию воспитанников 4-7 лет "Разноцветные ладошки"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по «Художественно-эстетическому развитию» составлена на основе программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И .А. Новоскольцевой; программы по музыкально-ритмическому воспитанию детей Т. Сауко, А. Бурениной.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо «Художественно-эстетическому развитию»составлена на основе программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И .А. Новоскольцевой;программы по м...