Дополнительная общеразвивающая программа "Волшебное тесто" в средней группе
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)

Антонова Алла Петровна

Рабочая программа по лепке в средней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnoe_testo.docx60.25 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 Содержание

1. Целевой раздел……………………………………………………………………….3

1.1 Пояснительная записка……………………………………………………………. 3

1.2 Актуальность и педагогическая целесообразность программы…………………3

1.3 Цель и задачи программы. Педагогические принципы…………………………..5

1.4 Отличительные особенности данной Программы………………………………..5

1.5 Возраст детей, участвующих в данной дополнительной образовательной программе. Сроки реализации…………………………………………………………6

1.6 Формы и режимы занятий………………………………………………………….6

1.7 Планируемые результаты освоения программы для каждой возрастной группы и целевые ориентиры для подготовительной к школе группы………………………7

1.8 Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы. Педагогическая диагностика…………………………………………….7

2. Содержательный……………………………………………………………………10

2.1 Характеристика ступеней программы. Календарно-тематическое

 планирование…………………………………………………………………………10

3. Организационный…………………………………………………………………. 27

3.1 Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.... 27

3.2 Описание материально- технического обеспечения образовательного

 Процесса………………………………………………………………………………27

Литература……………………………………………………………………………..29


Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности для детей дошкольного возраста 5-7 лет «Волшебное тесто» разработано в соответствии с

- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13;

- Письмом Минобразования России от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16

«Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;

- Программой художественно- эстетического развития дошкольников

- Уставом МАДОУ ДС № 32 «Бусинка»

                                           

                                         1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка

 Данная программа направлена на развитие у воспитанников творческих способностей. В программе «Волшебное тесто» представлены материалы по обучению дошкольников различным способам и техникам тестопластики, основанные на опыте работы в дошкольном образовательном учреждении с детьми 4-7 лет. Предлагается перспективное планирование дополнительных занятий по тестопластике для детей дошкольного возраста, рассчитанное на три года обучения. В программе дано примерное тематическое планирование и диагностика. Представленные разработки направлены на формирование необходимых изобразительных навыков и умений, на развитие художественно- творческих способностей, воображения и фантазии детей, а также мелкой моторики руки.

        1.2 Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Актуальность и целесообразность программы «Волшебное тесто» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям. Такой вид художественной деятельности как лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе; помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни и в искусстве.

Тестопластика – лепка изделий из солёного теста, является одним из видов художественного конструирования и является мощным способом развития у детей умственной активности, творчества, художественного вкуса и многих других качеств, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.

В процессе занятия тестопластикой все выше перечисленные качества развиваются особенно. Так как любой предмет имеет объём, он воспринимается ребёнком со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Лепка из теста, как деятельность, в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, усвоению целого ряда математических представлений. Дети непосредственно сопоставляют части предмета между собой, определяют их размеры (длину, толщину). Занятие лепкой способствует развитию чувство осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, ребёнок активно работает пальцами, причём чаще всего десятью, а это, как известно, способствует развитию речи.

Еще одной специфической чертой занятии по тестопластике является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Новизна и оригинальность программы «Волшебное тесто» заключается: в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития у дошкольников творчества, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения.

Соленое тесто – один из наиболее доступных материалов для творчества. Но даже самый простой материал полностью раскроет свои возможности только в том случае, если почувствовать его красоту, узнать его свойства и научиться работать с ним. Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки - оно эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны, а работа с солёным тестом доставляет удовольствие и радость.
Занятия лепкой являются благоприятной почвой для испытания детьми фундаментальных человеческих потребностей. В сфере общения, на занятиях лепкой, в существенной степени формируется характер ребенка, в частности, такие качества, как инициативность, уверенность в себе, настойчивость, упорство, аккуратность и др.

Особая ценность занятий заключается в том, что имея ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты, они могут помочь детям реализовать то лучшее, что в них есть. В отличие от типовой программы, настоящая программа и оригинальна тем, что затрагивает проблему гуманного отношения ребят к окружающему миру, знакомит детей с народным творчеством. Сравнительно несложные приёмы изготовления поделок из теста делает данное направление творчества необыкновенно привлекательным. Каждый имеет уникальную возможность выразить свои скрытые таланты, погрузиться в мир безграничной фантазии, в мир красоты и добра.

                    1.3 Цель и задачи программы. Педагогические принципы

Цель программы: развитие художественно- творческих способностей детей 4-7 лет Задачи: 

Педагогические задачи предполагают формирование таких свойств личности, как внимание, осознанность в действиях, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, художественный вкус, стремление к экспериментированию, формирование творческого начала в личности ребенка, развитие его индивидуальности.

Познавательные задачи реализуются через поиск детьми новых знаний в области изобразительного искусства и познание своих возможностей путем соединения личного опыта с реализацией заданных действий.

Творческие задачи - это те задачи, которые требуют от ребенка комбинирования известных приемов художественной деятельности и главным образом самостоятельно найденных в результате экспериментирования с соленым тестом.

Создание комфортного микроклимата в детском коллективе и в ДОУ в целом.

Совершенствование здоровье сберегающей среды в ДОУ.

           1.4 Отличительные особенности данной дополнительной

                              образовательной программы

Отличительные особенности данной программы является развитие художественно- творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного здоровье сберегающего образовательного процесса. Дошкольный возраст–яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. 

Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по тестопластике у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.
Программа предполагает формирование ценностных, эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику открывать для себя волшебный мир искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого и исследовательского характера, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. А также проведение таких занятий способствуют снятию детских страхов, обретение веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром. Именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы по тестопластике «Волшебное тесто»

                   1.5 Возраст детей, участвующих в данной дополнительной

                            образовательной программе. Сроки реализации

Дети в возрасте 4-7 лет, посещающие детский сад, входят в состав группы не более 10 человек. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.

 Программа составлена по возрастным группам и рассчитана на четыре года. Она охватывает: среднюю группу- от 4 до5 лет, старшую группу- от 5 до 6 лет, подготовительную к школе группу- от 6 до 7 лет.

                                           1.6 Формы и режимы занятий

Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).

Периодичность занятий – один раз в неделю во вторую половину дня. Длительность занятий: средняя группа- 15-20 мин, старшая группа- 20-25 минут, подготовительная к школе группа- 25-30 мин. Занятия кружка начинается с сентября и заканчиваются в мае.

                          1.7 Планируемые результаты освоения программы

                для каждой возрастной группы и целевые ориентиры

                             для подготовительной к школе группы

Изобразительно-выразительные умения детей от 4 до 5 лет (средняя группа):

Проявлять интерес к книжным иллюстрациям.

Технические умения в лепке: создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию; использовать все многообразие усвоенных приемов.

Изобразительно- выразительные умения детей от 5 до 6 лет (старшая группа):

Выражать эмоционально - положительное отношение к окружающему миру, через созданный художественный образ, давать мотивированную оценку результатам своей деятельности и деятельности товарищей, проявлять интерес к творчеству и художественной деятельности, положительно относится к сотрудничеству со взрослыми, с детьми, к собственной деятельности, ее результату,

Технические умения в лепке: самостоятельно использовать различные техники для создания художественного образа, лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции. Выполнять композиции способами налепа и рельефа.

Изобразительно-выразительные умения детей от 6 до7лет (подготовительная группа):

Называть основные выразительные средства, высказывать эстетические суждения о произведениях искусства, эстетической развивающей среде.

Технические умения в лепке: лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения фигур; создавать сюжетные композиции из 2-3 и более изображений, выполнять декоративные композиции способами налепа и рельефа, расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства.

                 1.8 Формы подведения итогов реализации дополнительной

            образовательной программы. Педагогическая диагностика

В программе «Волшебное тесто» разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков. С этой целью используется адаптированная к задачам нашей программы диагностическая методика Лыковой И.А. и Казаковой Т.Г (Комплекс умений и способностей в изобразительном творчестве)

1. Средства выразительности:

а) объем, форма; б) пластика; в) композиция.

2. Практические умения (деление, формообразование, раскатывание, скатывание, оттягивание, загибание, прищипывание и прочее; сглаживание, прижимание, украшение).

3. Содержание лепки (птица, животное, человек, транспорт, предметы).

4. Жанры (виды: декоративная, скульптурная, фантазийная и др.)

5. Эстетические суждения и оценки.

6. Художественный образ.

Характеристика уровней

Высокий - ребенок создает (соответственно возрасту) разнообразные тематические и жанрово-художественные образы на основе развитых средств выразительности, сформированных практических умений; высказывает эстетические суждения и оценки.

В ходе диагностики выделено 15-20 показателей.

Средний - ребенок пытается создать художественные образы, используя разные средства выразительности. Отдельные средства выразительности и практические умения не сформированы (не выявлены). Иногда испытывает затруднения в тематических и жанровых решениях, эстетических суждениях и оценках.

В ходе диагностики выявлено 10-15 показателей.

Низкий - ребенок не может создать художественный образ. Не владеет основными средствами выразительности и практическими умениями.

В ходе диагностики выявлено менее 10 показателей.

Диагностика по лепке. Этапы формирования навыков. Критерии оценки детских работ.

Способы лепки

1 этап

2 этап

3 этап

Раскатывание

Раскатывает не уверенно, без нажима, «колбаска» получается короткая и не ровная

Раскатывает уверенно, до нужного размера, но не рассчитывает нажим и в середине получается тоньше, чем по краям

Раскатывает уверенно, делает равномерный нажим по всей длине, «колбаска» получается ровная и аккуратная.

Скатывание

Скатывает без нажима, шарик получается не ровный с заломами

скатывает не уверенно, нажим делает слабый, шарик получается не ровный

скатывает уверенно, делает равномерный нажим, катает долго, шарик получается ровный и аккуратный

Сплющивание

сжимает между ладоней без усилий, ладони не напрягает, лепёшка получается толстая

сжимает с усилием без контроля за толщиной лепёшки

сжимает с усилием, контролируя толщину лепёшки

Защипывание

защипывает слишком много или слишком мало

защипывает только в одну сторону, получается круглый защип

защипывает в любую сторону, получает и круглый и острый защип

Вытягивание

вытягивает без усилий, работает только двумя пальцами, результат получается не законченый

вытягивает с усилием, но не контролирует нажим, результат получается не ровный с заломами и перегибами

вытягивает с усилием, уверенно работает всеми пальцами, результат получается аккуратный необходимой толщины и высоты

Вдавливание

вдавливает не уверенно, нажим слабый, оттиск получается не выразительный

вдавливает уверенно, нажим не контролирует, оттиск получается размазанный слишком  глубокий

Вдавливает уверенно, нажим контролирует, оттиск получается в меру глубокий, ровный, аккуратный

Соединение деталей

прижимает слегка без усилий, забывает смазать водой

прижимает с усилием, мнёт изделие

присоединяет рассчитывая нажим, аккуратно с водой

Декорирование

только оттиск стекой

декорирует предложенным материалом хаотично

Материал выбирает самостоятельно, декорирует, соблюдая узор или чередование

Диагностика проводиться 2 раза в год: в начале учебного года (первичная- сентябрь-октябрь) и в конце учебного года (итоговая- май). Результаты обследования заносятся в разработанную таблицу-матрицу.

Диагностика по лепке.

Фамилия имя ребёнка

раскатывание

скатывание

сплющивание

защипывание

вытягивание

вдавливание

декорирование

Соединение деталей

творчество

Владение стекой

уровень

примечание

На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются слабые и сильные стороны, разрабатывается технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.

                                                 2. Содержательный

                               2.1 Характеристика ступеней программы.

                                 Календарно-тематическое планирование

Программа «Волшебное тесто» - это система занятий по художественной деятельности. Содержание системы работы и задачи художественно- творческого развития представлены по разделам:      

Конкретизация задач по возрастным группам осуществляется в зависимости от возраста, показателей художественного развития детей и того содержания, которое представлено по данной возрастной группе.

№ п/п

Тема занятий

Количество занятий

1 год обучения

Сентябрь

«Овощи фрукты»

4

Октябрь

«Цветы, деревья»

4

Ноябрь

«Птицы»

4

Декабрь

«Сказки»

4

Январь

«Животные»

3

Февраль

«Транспорт»

4

Март

«Морские обитатели»

4

Апрель

«Насекомые»

4

Май

«Творческий марафон»

4

Всего за один год обучения: 35

2 год обучения

Сентябрь

«Овощи фрукты»

4

Октябрь

«Цветы, деревья»

4

Ноябрь

«Птицы»

4

Декабрь

«Сказки»

4

Январь

«Животные»

3

Февраль

«Транспорт»

4

Март

«Морские обитатели»

4

Апрель

«Насекомые»

4

Май

«Творческий марафон»

4

Всего за 2 год обучения:35

3 год обучения

Сентябрь

«Овощи фрукты»

4

Октябрь

«Цветы, деревья»

4

Ноябрь

«Птицы»

4

Декабрь

«Сказки»

4

Январь

«Животные»

3

Февраль

«Транспорт»

4

Март

«Морские обитатели»

4

Апрель

«Насекомые»

4

Май

«Творческий марафон»

4

Общее количество занятий по Программе: 105

 Перспективное планирование первого года обучения (средняя группа)

п/п

Тема занятия

Программное содержание

Сентябрь

1

«Овощи и фрукты»

«Тыква»

Вызвать у детей интерес к лепке из соленого теста. Познакомить со свойствами материала. Учить раскатывать шар и украшать вылепленное изделие дополнительным материалом.

2

«Мухомор»

Учить раскатывать из маленького шарика столбик и соединять его с расплющенным шаром. Воспитывать отзывчивость и доброту.

3

«Капуста»

Продолжать учить скатывать маленькие шарики из пластилина, расплющивать их пальцем, создавая нужную форму предмета. Развивать умение отгадывать загадки.

4

«Натюрморт из фруктов»

Познакомить детей с жанром натюрморта, учить скатывать маленькие шарики из пластилина между ладоней и расплющивать их сверху пальцем на картоне. Развивать тактильные ощущения.

Октябрь

5

«Цветы, деревья»

«Подсолнух золотой»

Учим передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрываем творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научимся видеть конечный результат задуманной работы.

6

«Желтый одуванчик»

Продолжать учить детей скатывать маленькие разноцветные шарики из пластилина и расплющивать их ладошкой. Учимся использовать стек в работе для более выразительного образа цветочка. Развиваем наблюдательность.

7

«Цветик-семицветик»

Продолжать знакомить детей с солёным тестом, как нетрадиционным материалом для лепки.

Учить детей видоизменять форму шара - сплющивать его ладонями для получения лепешки. Воспитываем любовь к красоте.

8

«Японская сакура»

Продолжать учить детей скатывать маленькие разноцветные шарики из пластилина и расплющивать их пальцем сверху. Развивать наблюдательность.

Ноябрь

9

«Птицы»

«Воробушек»

Закреплять умение передавать в лепке пропорциональное соотношение частей и их расположение. Учить добиваться выразительного образа. Продолжать учить соединять части, прижимая их. Развивать фантазию при дополнении изделия необходимыми элементами.

 

10

«Совушка»

научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат работы.

11

«Снегирь»

Закреплять умение передавать в лепке пропорциональное соотношение частей и их расположение. Учить добиваться выразительного образа. Продолжать учить соединять части, прижимая их. Развивать фантазию при дополнении изделия необходимыми элементами

12

«Белый лебедь»

Развитие эстетического воспитания, любви к природе. Продолжаем учить скатывать шарик и расплющивать в необходимую форму для передачи художественного образа.

Декабрь

13

«Сказки»

«Снежинка»

Развивать тонкие движения пальцев рук. Воспитывать умение согласовывать свои действия с работой коллектива. Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Учить делить кусок на равные части. Воспитывать любовь к красоте.

14

«Снеговик»

Учить детей лепить предметы, состоящие из двух шариков. Закреплять умение доводить изделие до нужного образа с помощью дополнительного материала. Развивать речь и мышление.

15

«Ангел»

Учить добиваться выразительности образа. Соблюдать пропорции частей и их различия по величине. Закреплять умение понимать и анализировать содержание стихотворения.

16

«Новогодняя елочка»

Продолжать учить детей скатывать из пластилина маленькие шарики и прикреплять их на картон. Учить анализировать содержание стихотворения. Развивать внимание, речь и мышление.

Январь

17

«Животные»

«Мишка с севера»

закрепление технических навыков и приемов лепки из теста, лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине: голова меньше туловища, мелкие детали прикреплять, плотно соединяя их, учить создавать общую сюжетную композицию, развивать творческое воображение.

18

«Кошечка»

Развивать интерес к лепке, закреплять приём аккуратной лепки. Формировать умение лепить фигуру кошечки, состоящую из нескольких частей, передавая ее характерные особенности.

19

«Розовый поросенок»

Воспитывать интерес к сказкам. Закреплять умение детей лепить предметы, состоящие из нескольких деталей.

Февраль

20

«Транспорт»

«Красивый парусник»

Продолжаем закреплять полученные ранее навыки работы с тестом. Учим использовать в работе дополнительный материал, составлять сюжетную картину. Развиваем воображение, фантазию.

21

«Самолет, самолет, забери меня в полет…»

Развивать тонкие движения пальцев рук. Воспитывать умение согласовывать свои действия с работой коллектива. Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Учить делить кусок на равные части.

22

«Космическая ракета»

Развитие творческих способностей, мелкой моторики руки, фантазии. Продолжаем учить использовать конструктивный способ лепки.

23

 «Машина»

Продолжать учить детей лепить из пластилина предметы, состоящие из нескольких частей. Развивать речь, мышление.

Март

24

«Морские обитатели»

«Золотая рыбка»

Учить детей лепить предметы овальной формы, прищипывать детали и украшать изделие с помощью заостренной палочки. Развивать внимание. Закреплять умение различать цвета.

25

«Голубой кит»

Учить детей лепить кита из теста конструктивным способом, соблюдая пропорции, передавая характерные особенности формы животного. Учить комбинировать тесто с дополнительным материалом, для передачи сюжета.

26

«Любопытный морж»

закрепление технических навыков и приемов лепки из теста, лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине: голова меньше туловища, мелкие детали прикреплять, плотно соединяя их, учить создавать общую сюжетную композицию, развивать творческое воображение.

27

«Пингвин»

Учить детей лепить пингвина из теста конструктивным способом, соблюдая пропорции, передавая характерные особенности формы животного. Учить комбинировать тесто с дополнительным материалом, для передачи сюжета.

Апрель

28

«Насекомые»

«Разноцветная бабочка»

Вызвать интерес к окружающему миру, воспитывать бережное отношение к природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых в своей работе. Учить детей использовать разные приемы лепки из теста: скатывание, расплющивание. Учить детей создавать несложную композицию из двух элементов.

29

«Божья коровка»

учить создавать композицию из отдельных деталей; использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых; закреплять навыки, полученные на занятиях по лепке; развивать эстетическое восприятие; воспитывать любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве.

30

«Улитка на листочке»

Учить детей раскатывать тонкую колбаску прямыми движениями рук, скручивать ее, накладывая их друг на друга и прижимая. Воспитывать отзывчивость.

31

«Стрекоза»

Вызвать интерес к окружающему миру, воспитывать бережное отношение к природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых в своей работе. Учить детей использовать разные приемы лепки из теста: скатывание, расплющивание. Учить детей создавать несложную композицию из двух элементов.

Май

32

«Творческий марафон»

«Цветущий кактус»

Закреплять умение доводить изделие до нужного образа с помощью природного материала. Познакомить детей с комнатным растением – кактусом.

33

«Клоун»

Учить детей скатывать из пластилина шарики и прикреплять их на заданную основу Закреплять умение детей ориентироваться в частях тела. Развивать мелкую моторику рук и внимание.

34

«Портрет слона»

Учить использовать в работе конструктивный метод (лепка из отдельных частей), передавать характерные особенности слона. Развивать воображение, фантазию.

35

«Черепаха»

Учить катать большой шар и лепить из него диск (туловище черепахи), использовать в работе конструктивный способ лепки из частей. Развивать фантазию при украшении спинки черепахи. Развивать речь, мышление, мелкую моторику пальцев.

«Выставка работ детей данной группы»

 Перспективное планирование второго года обучения (старшая группа)

п/п

Тема занятия

Программное содержание

Сентябрь

1

«Овощи и фрукты»

«Тыквенная семья»

Продолжаем учить раскатывать шар, делить его на равные части и преобразовывать их в необходимую форму для передачи объема предмета. Украшать вылепленное изделие дополнительным материалом.

2

«Грибная поляна»

Закреплять умение детей пользоваться знакомыми способами передачи образа. Расширять и уточнять знания о грибах. Развивать творчество при оформлении своей поделки.

3

«Корзина с капустой»

Продолжать учить скатывать маленькие шарики из пластилина, расплющивать их пальцем, создавая нужную форму предмета. Развивать умение отгадывать загадки. Учить создавать сюжетную картину используя несколько предметов. Учить использовать стек для передачи характерных особенностей корзины.

4

«Блюдо с фруктами»

Учить лепить с натуры сложные по форме фрукты разных размеров, применяя лепку пальцами для получения вмятин, сужения формы, характерных для тех или иных фруктов. Учить подбирать соответствующий цвет. Развивать мелкую моторику, образное мышление.

Октябрь

5

«Цветы, деревья»

«Подсолнухи осенью»

Продолжаем учим передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрываем творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук. Учим использовать в работе конструктивный способ лепки. Учимся видеть конечный результат задуманной работы.

6

«Поляна одуванчиков»

Учить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно, передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работ.

7

«Осенняя березка»

Учить детей выкладывать на картоне силуэт дерева из колбасок. Закреплять умение раскатывать тонкие колбаски и лепить мелкие детали: скатывать шарики из теста и украшать ими изделие. Развивать творчество.

8

«Цветущая сакура»

Учить детей выкладывать на картоне силуэт веток из колбасок. Закреплять умение раскатывать тонкие колбаски и лепить мелкие детали: скатывать шарики из теста и украшать ими изделие. Развивать творчество.

Ноябрь

9

«Птицы»

«Воробушки»

Учить видеть выразительность образа птицы. Учить лепить конструктивным способом (из отдельных деталей), соблюдая формы и пропорции. Продолжать учить намечать стеком перышки, крылья, глаза.

10

«Ночная сова»

Закреплять умение передавать в лепке пропорциональное соотношение частей и их расположение. Учить добиваться выразительности образа. Продолжать учить соединять части, прижимая их.

11

«Снегири на веточке»

Учить составлять сюжетную композицию. Закреплять умение понимать и анализировать содержание произведения.

12

«Белый лебедь с купальницей»

закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.

Декабрь

13

«Сказки»

«Волшебная снежинка»

Развивать тонкие движения пальцев рук. Воспитывать умение согласовывать свои действия с работой коллектива. Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Учить лепить из частей, делить куски на части. Воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм. Воспитывать усидчивость, взаимопомощь.

14

«Снежная семья»

учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин; использовать холодную гамму цветов для передачи зимнего колорита. Развивать художественно-творческие способности, эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы.

15

«Красивый ангел»

развивать у детей познавательный интерес к природе. Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто, создавая изображение в полу объёме. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.

16

«Новогодняя елочка»

Продолжать учить детей раскатывать из теста колбаски и составлять из них на плоскости елку: прямой ствол и идущие в разные стороны ветви, удлиняющиеся у низу. Продолжать использовать стек в работе для придания выразительного образа, а также украшать изделие декором. Развивать творчество.

Январь

17

«Животные»

«Мишки с севера»

закрепление технических навыков и приемов лепки из теста, лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине: голова меньше туловища, мелкие детали прикреплять, плотно соединяя их, учить создавать общую сюжетную композицию, развивать творческое воображение.

18

«Добрый львенок»

Развивать интерес к лепке, закреплять приём аккуратной лепки. Формировать умение лепить портрет львенка, состоящую из нескольких частей, передавая ее характерные особенности.

19

«Царевна лягушка»

Воспитываем интерес к русским народным сказкам, желание предать свой художественный образ в лепке Царевны лягушки. Развиваем творчество, мелкую моторику руки, воображение.

Февраль

20

«Транспорт»

«Алые паруса…»

Учить детей создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: конструктивный способ лепки. Закрепить технику создания изображения на плоскости, композиционные умения.

21

«Самолет, самолет, забери меня в полет…»

Закрепить умение использовать различные способы лепки. Формировать чувство композиции и ритма. Развивать эстетическое восприятие окружающего мира.

22

«Космическая ракета в космосе»

Совершенствовать навыки работы с тестом, продолжать развивать мелкую моторику руки, чувство композиции и ритма. Развивать фантазию, используя дополнительный материал в работе.

23

«Грузовик»

Побуждать передавать в лепке образ знакомой игрушки. Закреплять умение изображать форму частей, их величину, расположение, цвет. Развивать чувство пропорции и композиции.

Март

24

«Морские обитатели»

«Аквариум»

Совершенствовать умения и навыки в свободном творчестве. Учить составлять композицию из нескольких предметов. Закреплять умение лепить шар с последующим преобразованием в необходимую форму. Развивать фантазию и воображение.

25

«Голубой кит»

Учить лепить животное из теста пластическим способом (из одного куска), предавая форму, пропорции, характерные детали. Учить соотносить слово и выразительное движение рук и пальцев.

26

«Сытый морж»

Учить передавать с помощью выразительных средств образ моржа. Учить использовать конструктивный способ лепки. Развивать чувство композиции.

27

«Пингвины на льдине»

 Продолжать учить детей лепить пингвина из теста конструктивным способом, соблюдая пропорции, передавая характерные особенности формы животного. Учить комбинировать тесто с дополнительным материалом, для передачи сюжета. Развивать чувство композиции.

Апрель

28

«Насекомые»

«Разноцветная  бабочка»

Вызвать интерес к окружающему миру, воспитывать бережное отношение к природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых в своей работе. Учить детей использовать разные приемы лепки из теста: скатывание, расплющивание. Учить детей создавать несложную композицию из двух элементов.

29

«Божья коровка на цветочке»

учить создавать композицию из отдельных деталей; использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых; закреплять навыки, полученные на занятиях по лепке; развивать эстетическое восприятие; воспитывать любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве.

30

«В траве сидел кузнечик…»

Упражнять в приемах скатывания, раскатывания и приплющивания. Продолжать учить соединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять методом примазывания. Развивать самостоятельность.

31

«Стрекоза на лугу»

Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Развивать чувство композиции, ритма. Закреплять умение лепить, используя изученные приемы. Воспитывать самостоятельность, активность, творчество.

Май

32

«Творческий марафон»

«Цветущий кактус в горшочке»

Продолжать лепить знакомые предметы конструктивным способом. Закреплять умение делить тесто на части различных размеров, при помощи стеки, передавая пропорции частей предмета и составлять из них задуманный образ.

33

«Клоун на арене цирка»

Учить детей использовать в своей работе комбинированный способ лепки, предавая форму головы, туловища, ног, рук, пропорциональное соотношение частей. Учить лепить фигуру в движении. Закреплять умение украшать одежду клоуна налепами. Развивать фантазию и воображение.

34

«Портрет слона»

Учить видеть выразительность образа слона. Учить лепить конструктивным способом (из отдельных деталей), соблюдая формы и пропорции. Развивать творчество.

35

«Африканская черепаха»

Учить самостоятельно доводить изделие до задуманного образа, придавать образу выразительность (черепаха ползет, ест, смотрит и т д) закреплять умение понимать и анализировать содержание стихотворения.

«Выставка работ детей данной группы»

 Перспективное планирование третьего года обучения (подготовительная к школе группа)

п/п

Тема занятия

Программное содержание

Сентябрь

1

«Овощи и фрукты»

«Тыквенный натюрморт»

Продолжаем учить раскатывать шар, делить его на равные части и преобразовывать их в необходимую форму для передачи объема предмета. Украшать вылепленное изделие дополнительным материалом. Развивать чувство композиции, творчество.

2

«Лесовичок- боровичок»

Закрепляем умение раскатывать из маленького шарика столбик и соединять его с расплющенным шаром. Учить из простых деталей создавать художественный образ. Развивать творчество, воспитывать отзывчивость и доброту.

3

«Корзина с овощами»

Учить детей лепить с натуры сложные по форме овощи разных размеров, применяя лепку пальцами для получения вмятин, сужения формы для получения формы тех или иных овощей. Развивать мелкую моторику руки.

4

Любимые фрукты на подносе»

Продолжать учить лепить из теста предметы овальной и круглой формы. Учить составлять красивую композицию из разных предметов. Развивать мелкую моторику рук и память.

Октябрь

5

«Цветы, деревья»

«Поляна подсолнухов»

Продолжаем учим передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрываем творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук. Учим использовать в работе конструктивный способ лепки. Учимся видеть конечный результат задуманной работы.

6

«Осенняя веточка рябины»

Учить детей выкладывать на картоне силуэт ветки рябины из колбасок. Закреплять умение раскатывать тонкие колбаски и лепить мелкие детали: скатывать шарики из теста и украшать ими изделие. Развивать творчество.

7

«Золотые одуванчики»»

Учить придумывать композицию из нескольких предметов, учить точно, передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.

8

«Декоративное панно с розами»

Продолжать учить детей скатывать маленькие разноцветные шарики из теста, затем формировать из них колбаски, расплющивать их пальцем сверху и формировать из них необходимую форму. Развивать мелкую моторику руки, чувство композиции.

Ноябрь

9

«Птицы»

«Воробьи на крыше»

Продолжать закреплять умение передавать в лепке пропорциональное соотношение частей и их расположение. Учить добиваться выразительного образа. Продолжать учить соединять части, прижимая их. Развивать фантазию при дополнении изделия необходимыми декоративными элементами.

10

«Ночной филин»

Закреплять умение передавать в лепке пропорциональное соотношение частей и их расположение. Учить добиваться выразительности образа. Продолжать учить соединять части, прижимая их. Развивать фантазию при дополнении изделия необходимыми элементами.

11

«Снегири синицы»

Учить составлять сюжетную композицию. Закреплять умение понимать и анализировать содержание произведения.

12

«Розовый фламинго»

Развивать интерес к лепке, закреплять приём аккуратной лепки. Формировать умение лепить розовый фламинго, состоящую из нескольких частей, передавая ее характерные особенности.

Воспитывать чувство красоты и гармонии с природой.

Декабрь

13

«Сказки»

«Сказочная птица»

Учить передавать сказочный образ, через основные приемы лепки и самовыражение. Закреплять умение правильно составлять композицию, продолжать развивать воображение.

14

«Снегурочка»

Учить лепить фигуру девочки в длинной шубке, правильно передавая форму, пропорции и строение. Продолжать учить плотно скреплять части, закреплять умение лепить детали одежды: шапку, шубку и украшать их тонкими колбасками и шариками. Развивать творчество и воображение.

15

«Рождественский Ангел»

Учить лепить фигуру ангела, правильно передавая форму, пропорции и строение. Продолжать учить плотно скреплять части, закреплять умение лепить детали сказочной одежды, крылья. Использовать в работе стек и другие дополнительные материалы для передачи выразительного образа.

Январь

16

«Животные»

«Животные севера»

Вызвать у детей желание лепить знакомых им зверей. Учить передавать лепке конструктивным способом строение животных. Учить добиваться выразительности образов. Учить лепить животных в движении и в разных положениях.

17

«Конь на лугу»

Учить лепить животное из теста конструктивным способом, предавая форму, пропорции, характерные детали. Учить соотносить слово и выразительное движение рук и пальцев.

18

«Верблюд в пустыне»

Закрепляем умение лепить животное из теста конструктивным способом, предавая форму, пропорции, характерные детали. Учить соотносить слово и выразительное движение рук и пальцев. Развиваем чувство композиции, ритм.

19

«Лисичка сестричка»

Развивать интерес к лепке, закреплять приём аккуратной лепки. Формировать умение лепить фигуру лисички, состоящую из нескольких частей, передавая ее характерные особенности.

Февраль

20

«Транспорт»

«Корабли на пристани»

Продолжаем учить детей создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: конструктивный способ лепки. Закрепить технику создания изображения на плоскости, композиционные умения.

21

«Летим на самолете»

Продолжаем развивать тонкие движения пальцев рук. Воспитывать умение согласовывать свои действия с работой коллектива. Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Учить делить кусок на равные части.

22

«Космический пейзаж»

Продолжаем овершенствовать навыки работы с тестом, продолжать развивать мелкую моторику руки, чувство композиции и ритма. Развивать фантазию, используя дополнительный материал в работе.

23

«Пассажирский поезд»

Побуждать передавать в лепке образ знакомой игрушки. Закреплять умение изображать форму частей, их величину, расположение, цвет. Развивать чувство пропорции и композиции.

Март

24

«Морские обитатели»

«Морской конек»

Учить изображать рельеф животного в виде декоративной пластины. Учить обводить шаблон стекой и удалять с ее помощью лишнее тесто. Продолжать учить самостоятельно доводить изделие до задуманного образа при помощи различных инструментов. Развивать образное мышление.

25

«Мы медузы, мы медузы…»

Учить детей использовать разные приемы лепки из теста: скатывание, расплющивание. Учить детей создавать несложную композицию из двух элементов.

26

«Семья моржей»

Учить передавать с помощью выразительных средств образ моржа, составлять композицию из нескольких фигур. Учить использовать конструктивный способ лепки. Развивать чувство композиции, воображение.

27

«Неуклюжие пингвины»

Продолжать учить детей лепить пингвинов из теста конструктивным способом, соблюдая пропорции, передавая характерные особенности формы животных. Учить комбинировать тесто с дополнительным материалом, для передачи сюжета. Развивать чувство композиции.

Апрель

28

«Насекомые»

«Бабочки в цветах»

Вызвать интерес к окружающему миру, воспитывать бережное отношение к природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых в своей работе. Учить детей использовать разные приемы лепки из теста: скатывание, расплющивание. Учить детей создавать несложную композицию из нескольких элементов.

29

«Семья божьих коровок»

Продолжать закреплять полученные умения и навыки в работе с тестом. Использовать конструктивный способ лепки. Дополнять композицию выразительными элементами. Довести до конца задуманный художественный образ.

30

«Кузнечик в траве»

Закреплять прием скатывания, раскатывания и приплющивания. Продолжать учить соединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять методом примазывания. Развивать самостоятельность, творчество.

31

«Стрекозы в цветах»

Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Развивать чувство композиции, ритма. Закреплять умение лепить, используя изученные приемы. Воспитывать самостоятельность, активность, творчество.

Май

32

«Творческий марафон»

«Цветущие кактусы в горшках»

Продолжать лепить знакомые предметы конструктивным способом. Закреплять умение делить тесто на части различных размеров, при помощи стеки, передавая пропорции частей предмета и составлять из них задуманный образ.

33

«Портрет клоуна»

Учить детей использовать в своей работе комбинированный способ лепки, предавая форму головы, пропорциональное соотношение частей лица. Учить лепить портрет, передавая эмоции на лице. Развивать фантазию и воображение.

34

«Мамонтенок»

Учить видеть и отмечать выразительные черты мамонтенка. Учить лепить конструктивным способом (из отдельных деталей), соблюдая формы и пропорции. Развивать творчество.

35

«Морская черепашка»

Учить самостоятельно доводить изделие до задуманного образа, придавать образу выразительность (черепаха ползет, ест, смотрит и т д) закреплять умение понимать и анализировать содержание стихотворения.

«Выставка работ детей данной группы»

                                                  3. Организационный

                             3.1 Методическое обеспечение дополнительной

                                            образовательной программы

Перечень используемых методик и программ  

Лыкова И.А. «соленое тесто в семье, детском саду» — М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008г.

Лыкова И.А. Пластелиновый ежик. Азбука лепки- М.: Карапуз, 2005.

Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем - М.: Карапуз, 2004.

Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.

 Современные педагогические инновационные технологии

-технология исследовательской деятельности

-здоровьесберегающие технологии (зрительные, дыхательные, пальчиковые гимнастики; физминутки, самомассаж, релаксация и др.)

- игровые технологии

-информационно-коммуникативные технологии (использование интернета в педагогической деятельности с целью информационного и научно- методического сопровождения педагогического процесса, подбор иллюстративного материала, сканирование, интернет—ресурсы, презентации и др.)

-Для работы по формированию художественно- эстетического воспитания дошкольников был разработан перспективный план работы кружка.

                 

      3.2 Описание материально-технического обеспечения

                                          образовательного процесса

• Организация процесса обучения в интересной доступной форме

• Наглядность обучения

• Наличие инструментов и материалов для работы

• Наличие помещения, соответствующего санитарно-гигиеническим нормам и требованиям.

• Мебель по росту детей.

Данная дополнительная общеразвивающая программа реализовывается в условиях развивающей среды.

Помещение: художественно-эстетический кабинет

Оборудование и материалы:

Инструменты: стеки, клеенки, стакан для воды, кисти, салфетки, доски для лепки, скалки

Бросовый материал: различные крупы, картон, фольга, упаковочная бумага пластмассовые готовые формы для поделок, бусинки, тесьма, канва, монеты, блестки, зубочистки, палочки или старые фломастеры, цветной песок

 Материалы для лепки: соленое тесто и разноцветное тесто.

Информационные ресурсы: художественная литература, иллюстрации, картинки, фотоматериалы, игрушки, образцы поделок, дидактические игры, магнитофон, записи детских песен, потешек, стихов.

                                                            Литература

 1. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 4-5 лет Лыковой И. А.

2. Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009.

3. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.

4. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М.:ТЦ «Сфера», 2000.

5. Лычагина И.А. Лепка из соленого теста с детьми 4-5лет .- М.Мозайка-Синтез,2017-112с.

6. Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада / Н.Б. Хананова И.Н. Соленое тесто. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 104 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).

 7. Глебова И.Ю., Тупичкина Е.А. Содержание работы кружка «Страна Тестопландия» в условиях предшкольной подготовки. // Практика организации предшкольного образования на всех ступенях образования: сборник научных статей.

8. Е.А., Глебова И.Ю. Развитие творческого воображения детей в процессе занятий тестопластикой. // Детский сад от А до Я, 2011. - №1(49). – с.107.

9. Интернет ресурсы Маам.ru http://www.int-edu.ni http://www.kinder.ru/default.htmв.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования для детей средней группы (4-5 лет) "Умные пальчики"

Данная программа составлена для детей среднего дошкольного возраста по развитию у детей мелкой моторики...

Конспект занятия кружка «Ступеньки творчества» (дополнительное образование) с детьми средней группы Тема «Волшебные палочки»

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое. Каждый дошкольник – это маленький исс...

Панно «Снегирь на рябине» из соленого теста (средняя группа)

Данный материал будет интересен воспитателям, педагогам начальных классов, педагогам дополнительного образования, родителям и творческим людям....

Программа дополнительного образования для детей средней группы «Волшебное тесто»

Задачи:Познавательные:Познакомить воспитанников с историей возникновения тестопластикиУчить замешивать соленое тесто;Учить тесто разминать, катать в шары и столбики; соединять детали с помощью воды;Уч...

Театрализованные и общеразвивающие игры в средней группе

Цель. Развивать внимание, выдержку, согласованность действий.Ход игры. Дети сидят на стульях в полукруге. Начиная игру, встают и садятся по очереди, сохраняя темпоритм и не вмешиваясь в действия друг ...

Общеразвивающие упражнения в средней группе

Комплексы ОРУ в средней группе...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ГОВОРУШКИ» (возрастная группа 3-4 года)

Дополнительная общеразвивающая программа "Говорушки" направлена на развитие речи детей 3-4 лет. В данной программе представлено подробное календарно-тематический планирование, расчитанное на...