Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мукосолька»
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа)

Егорова Галия Явдатовна

Направленность: художественная Уровень: базовый. Возраст обучающихся: 3-4 года Срок реализации: 1 год 

Цель: способствовать развитию навыков «ручной умелости», а также развитию художественных и творческих способностей дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mukosolka.docx77.66 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа

«Мукосолька»

        https://lachat.ru/wp-content/uploads/2019/02/post_5c58a4cf2da8e.jpg

Содержание

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

  1. Пояснительная записка
  2. Цель и задачи программы
  3. Содержание программы
  4. Планируемые результаты

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1 Учебный план

2.2 Календарный учебный график

2.3 Условия реализации программы

2.4 Формы аттестации, контроля

2.5 Оценочные методы

2.6 Методические материалы

2.7 Рабочие программы

2.8 Список литературы

Приложения

Раздел 1.  Комплекс основных характеристик программы

  1. Пояснительная записка

       Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Тестопластика» (далее - программа) разработана в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых документов:

-Федеральный закон от 29.12.2012 N* 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

-Приказ Министерства Просвещения России от 09.11 .2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и Осуществления Образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41

«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

-Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09—3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);

-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

-Устав Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка — детский сад № 97» города Магнитогорска.

Направленность Программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Тестопластика» имеет художественно-эстетическую направленность. Она направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Данная Программа также носит практико-ориентированный характер, так как направлена на овладение детьми основными приемами лепки, соединения деталей, просушки изделий, а также росписи готовых изделий красками.

Актуальность Программы

«Поддерживать детский интерес – одна из главных задач взрослых»

Раннее развитие очень продуктивно. Но чтобы научить чему – то ребенка, сначала нужно научиться самому и сделать это вместе с ребенком.

Начиная с раннего возраста, детям дается возможность постигать свойства различных материалов, активно действуя с ними. Методы сотворчества со взрослым и окружающими детьми, являются основными. Детей нацеливают не на постепенное овладение способами изготовления однотипных построек и поделок, а на изготовление множества различных конструкций и изделий с помощью основного усвоенного ими способа действия.

Занятия по художественному труду развивают творческие способности детей, сноровку, воспитывают трудолюбие, усидчивость, терпение. Накапливая конструкторский и художественный опыт, ребенок получает возможность воплощать свои представления, фантазии в постройках, поделках в дальнейшем развитии.

«Тестопластика» - занятия, направленные на активизацию мыслительной и трудовой деятельности, на развитие мелкой моторики рук, любознательности и творческого потенциала, и совместное сотрудничество ребенка и взрослого.

Каждый ребенок обладает уникальным, присущим ему комплексом способностей к различным видам деятельности. Если предоставить ему возможность развиваться, то способности ребенка проявятся и разовьются, тем самым, обогащая его новыми знаниями.

В процессе творчества дети учатся создавать вещи своими руками и руками педагога, познают загадки, радости и разочарования созидания, все это важные составляющие процесса обучения и развития. Каким бы не вышел шедевр, будь он просто ярким куском или экспонатом, достойным выставки, для ребенка это только результат, а не причина заниматься творчеством в первую очередь. Самая главная задача взрослого в этом возрасте поддерживать детский интерес.

Творческий процесс учит детей исследовать и умело обращаться со своим миром. Творческий процесс может стать возможностью переключить внимание ребенка, снять агрессию.

Творческий процесс – это настоящее чудо. Понаблюдайте за тем, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание.  Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки – это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствия, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни.

Отличительные особенности.

Отличительной особенностью программы «Тестопластики» от уже существующих программ является специфика материала, используемого для лепки. Соленое тесто становиться все более популярным в нашей стране, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. В работе с ним многих привлекает не столько доступность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые дает этот материал для развития творческих способностей дошкольников.

Соленое тесто – это замечательный материал для поделок. Оно обладает целым рядом преимуществ: не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, экологически чистый натуральный материал, не вызывающий аллергии. Его можно заготовить впрок, хранить в холодильнике несколько дней. Тесто можно сделать цветным, добавляя краски в воду при замешивании или раскрасить уже готовое высохшее изделие. После обжига или сушки такие изделия затвердевают и могут долго храниться. С ними можно играть, украсить свой дом или подарить сувениры своим родным. Это универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы. Техника лепки из соленого теста достаточно проста и доступна для детей дошкольного возраста во всем своем богатстве и разнообразии способов.

 Еще одной отличительной особенностью Программы является тесная связь тестопластики с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация образовательной деятельности в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками. Также занятия по тестопластике тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением с художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

Принципы построения Программы:

1. Учет возрастных особенностей воспитанников. В связи с возрастными особенностями воспитанников – отсутствие устойчивого внимания, усидчивости, быстрой утомляемости рекомендуется изготовление простых поделок, не требующих длительных усилий. В процессе обучения идет усложнение изделий и повышение требований к качеству. Уровень подготовки детей, посещающих занятия различен, поэтому наиболее продуктивным подходом к занятиям является дифференцированный подход, позволяющий каждому ребенку добиваться положительного результата.

2. Принцип наглядности. Педагогический процесс должен обеспечиваться дидактическим материалом, в который входят книги и журналы с образцами изделий, стенды с готовыми изделиями, иллюстрации из газет и журналов позволяющие зрительно воспринимать услышанное. Применение наглядных пособий играет большую роль в усвоении детьми нового материала. Средства наглядности позволяют дать детям разностороннее понятие о каком-либо образце, и способствует более прочному усвоению материала. Они дают точное представление о размере, форме, объеме изделий. Наглядным 2 пособием служит и различный иллюстрационный материал, которым обычно сопровождается рассказ или беседа.

3. Принцип доступности. Обучение на доступном для понимания воспитанников материале способствует повышению интереса и желанию учится выбранному виду творчества, стремлению к успешному выполнению практических заданий.

4. Принцип единства обучения и воспитания. В процессе изготовления сложных поделок, требующих сосредоточенности, усидчивости, развитие мелкой моторики рук, осуществляется формирование таких качеств личности, как терпение и трудолюбие. Дети учатся работать аккуратно, планомерно, стремятся к достижению положительного результата, преодолевая трудности и прилагая усилия. Программа построена на основе принципа непрерывности и постепенного усложнения содержания материала. Преимущества этой программы в том, что она рассчитана на детей с различным уровнем подготовки и развития и может быть использована для индивидуальной, групповой работы, работы малыми группами. Ребёнок дошкольного возраста на любом этапе может включиться в реализацию программы.

Адресат программы

Возраст воспитанников, участвующих в реализации данной Программы – от 3 до 4 лет. Принимаются все желающие, без специального отбора.

Объем, сроки реализации программы; режим занятий

Программа рассчитана на 1 год обучения.  На полное освоение программы

требуется 30 часа.

Год обучения

Общее количество часов

Количество часов в неделю

Количество занятий в неделю

1 год обучения

15 минут

1

1.2 Цель и задачи программы

Цель: способствовать развитию навыков «ручной умелости», а также развитию

художественных и творческих способностей дошкольников.

Задачи:

Образовательные:

  • учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира

посредством тестопластики;

  • учить основным приемам тестопластики (скатывание прямыми и круговыми

движениями; расплющивание, сплющивание, соединение, защипывание, оттягивание,

сглаживание, присоединение, прижимание);

  • учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного,

тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции,

цвета;

  • учить пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при

изготовлении изделий из соленого теста, соблюдать технику безопасности;

  • повышать уровень познавательной активности.

Развивающие:

  • развивать у детей творческое воображение, фантазию;
  • развивать у детей интерес к данному виду деятельности;

развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;

  • развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику,

речь.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к лепке из соленого теста;
  • воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести

начатое дело до конца;

  • воспитывать взаимопомощь при выполнении работы;
  • воспитывать экономное отношение к используемым материалам.

1.3 Содержание программы

Тематическое планирование на учебный год:

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

сентябрь

Диагностика

«Погремушка»

«Вот так тесто!»

Моя ладошка

«Печенье для куклы»

«Баранки для медвежонка»

октябрь

«Яблочки для ежонка»

«Мышка - норушка»

«Морковки для зайчонка»

«Солнышко»

(с бумажными лепестками)

ноябрь

«Смородина»

«Грибы на полянке»

«Грибочки»

(плоскостные)

«Вкусное печенье» (плоскостное)

декабрь

«Ёжик»

«Коврики»

(плоскостные)

«Новогодние игрушки»

«Ёлка»

(плоскостная)

январь

«Снеговик»

«Птички»

«Сосульки- воображульки»

«Снеговик»

(плоскостной)

февраль

«Пирамидка» (плоскостная)

«Сердечко»

(плоскостное)

«Неваляшка»

«Неваляшка»

(плоскостная)

март

«Цветочек»

(плоскостной)

«Пушистые тучки»

(плоскостные)

«Птенчик в гнёздышке»

«Радуга»

(плоскостная)

апрель

«Ромашка»

(плоскостная)

«Гусеница»

«Бабочка»

(плоскостная)

«Пирамидка»

май

«Вот какой у нас салют»

(плоскостной)

«Одуванчик золотой»

(плоскостной)

«Цветик - семицветик»

(плоскостной)

Диагностика –

лепка по замыслу

Планирование занятий:

месяц

№ занятия

Название

Деятельности

Задачи занятия

Материалы, оборудование

                                 

1.

Диагностика

«Погремушка»

(лепка из пластилина)

- Выявление уровня технических умений пальцев рук: раскатывание деталей прямыми и круговыми движениями.

- Выявление уровня умений создания образа из 2-х деталей, передавая пропорции и взаимное размещение частей.

Пластилин, доски для лепки

2.

3.

4.

1.

2.

«Вот так тесто!»

Моя ладошка

«Печенье для куклы»

«Баранки для медвежонка»

«Яблочки для ежонка»

«Мышка - норушка»

- Познакомить с тестом как художественным материалом (экспериментальное узнавание и «открытие» пластичности как основного свойства теста).

- Закрепить умения и навыки, полученные ранее (лепить шар, раскатывать лепешку, оставлять отпечаток).

- Обогащать пассивного словаря прилагательными (мягкий, пластичный, солёный) и глаголами (замесили, раскатали).

-Развивать мелкую моторику рук.

-Воспитывать аккуратность вовремя работы.

-Продолжать формировать навыки работы с соленым тестом;

-  способствовать развитию эстетического восприятия;

-  развивать умение внимательно слушать воспитателя;

-  развивать общую и мелкую моторику пальцев рук (кладя бисер, пайетки на печенье для украшения).

-  Воспитывать аккуратность в работе.

- Продолжать учить детей лепить из соленого теста. - Учить детей делить тесто на несколько равных частей, раскатывать столбики,

соединять их в колечки разного размера, примазывая место соединения.

- Развивать чувство формы и мелкую моторику.

- Воспитывать аккуратность в работе.

- Закреплять умение детей делить тесто на несколько равных частей, раскатывать

шарики разного размера.

- Учить составлять композицию из отдельных элементов.

- Развивать фантазию и творческие способности.

- Учить детей лепить мышку на основе конусообразной формы. Показать способы создания выразительного образа: заострение мордочки, использование дополнительных материалов (для ушек - арбузных семечек, для хвостика -верёвочек, для глаз – спичечных головок).

- Развивать чувство формы и мелкую моторику.

- Воспитывать интерес к отображению представлений о сказочных героях пластическими средствами.

Комок (розовый, синий) солёного теста, клеёнка для лепки, скалка.

Кукла Катя, комок солёного теста, доски для лепки, бисер, пайетки (для украшения печенья)

Игрушка-Медвежонок, солёного теста, блюдо для баранок и сушек, доски для лепки.

Игрушка-Ёжик дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, яблоки разного цвета и размера.

Игрушка-мышка, большой комок солёного теста, доски для лепки, арбузные семечки (для ушек), спичечные головки (для глаз, носа), верёвочки (для хвоста)

3.

«Морковки для зайчонка»

- Продолжать знакомить детей с тестом

как художественным материалом

- Освоение способа лепки предметов в форме конуса.

- Вызвать интерес к моделированию морковок разной величины.

- Развивать чувство формы.

- Воспитывать аккуратность, уверенность, самостоятельность.

Морковь, оранжевые комочки теста, доски для лепки, заготовки (для ботвы),

4.

«Солнышко»

(с бумажными лепестками)

-Учить придавать тесту круглую, сплющенную форму.

- Приклеивать на тесто цветной картон– лучики солнца.

- Вызывать у детей эмоциональный отклик.

* учить закрашивать подсушенные работы краской, не выходя за контур.

Рисунок солнца, не окрашенные комки теста, доски для лепки, полоски жёлтого картона (для лучиков)

*жёлтая гуашь, кисти.

Планирование занятий:

ноябрь

1.

«Смородина»

-Учить лепить шар круговыми движениями пальцев.

- Нанизывать «ягоды» на проволоку.

-Развивать глазомер, мелкую моторику, чувство формы.

Рисунок ветки смородины, красные комоч- ки теста, доски для лепки,  проволока (веточка)

2.

«Грибы на полянке»

- Учить детей лепить грибы конструктивным способом из 2-х частей (ножка, шляпка).

- Вызвать интерес к созданию коллективной композиции. Развивать способности к формообразо-ванию и композиции.

- Воспитывать любознательность и аккуратность.

Рисунок грибов, коричневое, красное, белое тесто, доски для лепки, основа для композиции

3.

«Грибочки»

(плоскостные)

- Учить детей получать силуэтные изображения из теста: выдавливание формочкой для выпечки.

- Развитие тактильных ощущений.

* учить закрашивать подсушенные работы краской, не выходя за контур.

 

Рисунок грибов,

большой комок солёного теста, клеёнка для лепки, скалка, формочки для выпечки печенья,

* красная, коричневая гуашь, кисти.

4.

«Вкусное печенье» (плоскостное)

- продолжать учить детей получать силуэтные изображения из теста: выдавливание формочками для выпечки.

- Развитие тактильных ощущений.

* учить закрашивать подсушенные работы краской, не выходя за контур.

Большой комок солёного теста, клеёнка для лепки, скалка, формочки для выпечки печенья,

* жёлтая гуашь, кисти.

Планирование занятий:

декабрь

1.

«Ёжик»

- Продолжать учить детей лепить ёжика на основе конусообразной формы. Показать способы создания выразительного образа: заострение мордочки, использование дополнительных материалов (для иголок- семечек, для глаз, носа – спичечных головок).

- Развивать чувство формы и мелкую моторику.

- Воспитывать интерес к отображению представлений о сказочных героях пластическими средствами.

Игрушка-ёжик,  комок солёного теста, доски для лепки,  семечки (для иголок), спичечные головки (для глаз, носа.

2.

«Коврики»

(плоскостные)

- Закреплять умение раскатывать столбики.

- Вызвать интерес к моделированию коврика из 8 полосок.

- Учить выравнивать детали по длине, лишнее отрезать стекой.

- Развивать чувство формы и величины (длины), способности к композиции.

Полоски картона, разлинованные поперёк, доски для лепки, комки теста 4-х цветов, стеки

3.

«Новогодние игрушки»

- Продолжать учить детей получать силуэтные изображения из теста: выдавливание формочками для выпечки.

- Развитие тактильных ощущений.

-  Учить украшать работы пайетками, бусинами.

Разноцветные комки солёного теста, клеёнка для лепки, скалка, формочки для выпечки пече- нья, пайетки, бусины

4.

«Ёлка»

(плоскостная)

- Вызвать интерес к моделированию ёлки из налепов теста.

- Учить выравнивать детали по контуру.

- Развивать чувство формы, способности к композиции.

-  Учить украшать работы пайетками, бусинами.

Зелёные комки солёного теста, контуры ёлки на картоне, пайетки, бусины

Планирование занятий:

январь

1.

«Снеговик»

-Учить лепить работу, состоящую из частей одной формы, но разного размера.

- Развивать чувство формы и пропорции.

- Формировать умение планировать свою работу.

-Воспитывать любознательность, самостоятельность

Комки солёного теста, зубочист- ки (для основы), пластилиновые формы ведёрок, спичечные го –ловки (для глаз), семечки (для рта), веточки (для рук)

2.

«Птички»

- Вызвать интерес к моделированию птицы на плоскости.

- Учить выравнивать детали по контуру.

- Развивать чувство формы, способности к композиции.

- Воспитывать интерес к природным явлениям и передаче своих впечатлений в изодеятельности.

* учить закрашивать подсушенные работы краской, не выходя за контур.

Фотографии синицы, снегиря, воробья, большой комок солёного теста, доски для лепки,

*кисть,

Жёлтая, коричневая, чёрная, красная гуашь

3.

«Сосульки- воображульки»

- Учить лепить предметы в форме конуса.

- Вызвать интерес к моделированию сосулек разной дины и толщины.

- Побуждать сочетать разные приёмы: сплющивание, скручивание, вытягивание.

- Развивать чувство формы.

- Воспитывать интерес к природным явлениям и передаче своих впечатлений в изодеятельности.

Силуэт крыши, белое, голубое тесто, доски для лепки

4.

«Снеговик»

(плоскостной)

- Вызвать интерес к моделированию снеговика на плоскости.

- Учить выравнивать детали по контуру.

- Развивать чувство формы, способности к композиции.

-  Учить дополнять работу деталями: глаза, нос, ведро, снежинки, сугробы.

- Воспитывать интерес к природным явлениям и передаче своих впечатлений в изодеятельности

Цветной картон с силуэтом снеговика, комки белого теста, доски для лепки, красное

тесто(для ведра, носа), спичечные головки (для глаз), проволока (для рта)

Планирование занятий:

февраль

1.

«Пирамидка» (плоскостная)

- Вызвать интерес к моделированию пирамидки на плоскости.

- Учить детей лепить, соблюдая границы рисунка, выбирать цвет по желанию.

- Развивать глазомер, мелкую моторику.

-Воспитывать любознательность, самостоятельность

Пирамидка, цветной картон с силуэтом пирамидки, комки цветного теста, доски для лепки.

2.

«Сердечко»

(плоскостное)

- Упражнять в обрезании теста по контуру формы.

- Развивать умение составлять узор из макарон на тесте.

- Развивать у детей чувство цвета.

- Развивать образное мышление, творческое воображение.

Картон в виде сердца, красное тесто, стеки, доски для лепки,

макароны разных форм

3.

«Неваляшка»

-Учить лепить игрушку, состоящую из частей одной формы, но разного размера.

- Развивать чувство формы и пропорции.

- Формировать умение планировать свою работу.

-Воспитывать любознательность, самостоятельность

Неваляшки-игрушки, разноцветные комки солёного теста, зубочист- ки (для основы), комочки белого теста (для лица)

4.

«Неваляшка»

(плоскостная)

- Вызвать интерес к моделированию неваляшки на плоскости.

- Учить детей лепить, соблюдая границы рисунка, выбирать цвет по желанию.

- Развивать глазомер, мелкую моторику.

-Воспитывать любознательность, самостоятельность

* учить закрашивать подсушенные работы краской, не выходя за контур.

Неваляшка-игрушка, картон с силуэтом неваляшки, комки солёного теста, доски для лепки, бусины (для глаз), дуги (для рта),

*кисть,

цветная гуашь

Планирование занятий:

март

1.

«Цветочек»

(плоскостной)

- Вызвать желание изготовить подарок для мамы.

- Упражнять в скатывании комочков теста прямыми движениями между ладонями, сплющивать их, придавать им форму пальцами.

-  Развивать чувство формы,  пропорции, цвета.

- Учить «оживлять» поделку рисунком, выполненным стекой.

- Воспитывать заботливое отношение к родителям, желание порадовать.

Картинки с изображением цветка с круглыми, овальными лепестками, пластиковые крышки круглой формы, комки цветного теста, доски для лепки, стеки.

2.

«Пушистые тучки»

(плоскостные)

- Вызвать интерес к моделированию тучек из налепов теста – отрывать или отщипывать кусочки теста разного размера и прикреплять к фону.

- Развивать чувство формы, способности к композиции.

* учить закрашивать подсушенные работы краской, не выходя за контур.

Рисунки с изображением туч, облаков, комки  неокрашенного солёного теста, контуры тучки на картоне, доски для лепки, *кисть,

синяя гуашь

3.

«Птенчик в гнёздышке»

- Вызвать интерес к созданию композиции «Птенчик в гнёздышке».

- Учить лепить гнёздышко скульптурным способом: раскатывать шар, сплющивать в диск, вдавливать, прищипывать.

- Лепить птенчика по размеру гнёздышка, состоящего из нескольких частей.

- Развивать чувство формы, цвета, композиции.

Игрушки-птенчики, комки теста белого и жёлтого цвета, доски для лепки,

семечки (для клюва), спичечные головки (для глаз)

4.

«Радуга»

(плоскостная)

- Вызвать интерес к моделированию радуги на плоскости.

- Учить детей лепить, соблюдая границы рисунка,

- Развивать глазомер, мелкую моторику.

-Воспитывать любознательность, самостоятельность

* учить закрашивать подсушенные работы краской, не выходя за контур, подбирать цвет по очерёдности (согласно цветовой гамме радуги).

Иллюстрации  радуги, голубой картон с контурами радуги, комки неокрашенного теста, доски для лепки,

*кисть,

акварель цветов радуги

Планирование занятий:

апрель

1.

«Ромашка»

(плоскостная)

- Упражнять в скатывании комочков теста прямыми движениями между ладонями, сплющивать их, придавать им форму пальцами.

-  Развивать чувство формы,  пропорции, цвета.

- Воспитывать заботливое отношение к родителям, желание порадовать.

Картинки с изображением ромашки, листы цветного картона,  комки белого, жёлтого, зелёного теста, доски для лепки, стеки.

2.

«Гусеница»

-Учить лепить работу, состоящую из частей одной формы, но разного размера.

- Развивать чувство формы и пропорции.

- Формировать умение планировать свою работу.

-  Учить дополнять работу деталями: шапочка, глаза, нос.

-Воспитывать любознательность, самостоятельность

Картинки с изображением гусеницы,

зеленое, цветное (для шапочки) соленое тесто, бумажный листок, спичечные головки (для глаз), доски для лепки,

3.

«Бабочка»

(плоскостная)

- Учить лепить работу, состоящую из частей.

- Учить детей передавать форму бабочки, используя приемы: раскатывать шар, столбик,  сплющивать, вытягивать на листе бумаги.

- Развивать чувство формы и пропорции.

-Воспитывать любознательность, самостоятельность

* учить украшать подсушенные работы краской, не выходя за контур, подбирать цвет.

Картинки с изображением бабочки,

крышки от майонеза, соленое тесто, проволочки(для усиков), бусинки (для глаз)

*кисть, гуашь.

4.

«Пирамидка»

-Учить лепить игрушку, состоящую из частей одной формы, но разного размера.

- Развивать чувство формы и пропорции.

- Формировать умение планировать свою работу.

-Воспитывать любознательность, самостоятельность

Пирамидка, разноцветные комки солёного теста, зубочист- ки (для основы), доски для лепки

Планирование занятий:

май

1.

«Вот какой у нас салют»

(плоскостной)

- Вызвать интерес к моделированию салюта на плоскости.

- Учить детей лепить, соблюдая границы рисунка, сочетать приёмы лепки: раскатывание жгутика и шарика (лепёшечки)

- Развивать глазомер, мелкую моторику.

-Воспитание интереса к наблюдению красивых явлений в окружающей жизни и их отражению в изодеятельности.

* учить закрашивать подсушенные работы краской, не выходя за контур, подбирать цвет согласно композиции.

Рисунок  салюта, голубой картон с контурами салюта, комки неокрашенного теста, доски для лепки,

*кисть,

акварель цветов радуги

2.

«Одуванчик золотой»

(плоскостной)

- Создание выразительных образов луговых цветов – жёлтых одуванчиков.

- Упражнять в скатывании комочков теста прямыми движениями между ладонями, сплющивать их, вытягивать.

- Развивать чувство формы,  пропорции,

- Учить «оживлять» поделку с помощью стеки -  по контуру, по всей форме.

- Воспитывать эстетические эмоции, художественный вкус.

Картинки с изображением одуванчиков, листы цветного картона,  комки зелёного, жёлтого теста, доски для лепки, стеки.

3.

«Цветик - семицветик»

(плоскостной)

-Учить лепить работу, состоящую из частей.

- Упражнять в скатывании комочков теста прямыми движениями между ладонями, сплющивать их, придавать им форму пальцами.

- Развивать чувство формы и пропорции.

- Формировать умение планировать свою работу.

-Воспитывать любознательность, самостоятельность

* учить закрашивать подсушенные работы краской, не выходя за контур детали.

Картинка с изображением семицветика, листы цветного картона,  комки неокрашенного теста, доски для лепки,

*кисть,

акварель цветов радуги

4.

Диагностика-

лепка по замыслу

- Выявление уровня технических умений пальцев рук: раскатывание деталей прямыми и круговыми движениями.

- Выявление уровня умений создания образа из деталей, передавая пропорции и взаимное размещение частей.

- Выявление уровня развития образного мышления, творческого воображения.

Фотографии выполненных работ в течение года, разноцветное тесто, доски для лепки, крышки от майонеза, материал для украшения работы (бусины, семечки, пайетки), стеки

  1. Планируемые результаты освоения программы

В конце реализации программы дети должны:

Знать:

  • основные приемы тестопластики: скатывание прямыми и круговыми движениями;

расплющивание, сплющивание, соединение, защипывание, оттягивание, сглаживание,

присоединение, прижимание;

  • инструменты и приспособления для лепки;
  • правила техники безопасности при работе с инструментами и красками;
  • правила оборудования рабочего места.

Уметь:

  • отламывать от большого куска теста небольшие кусочки;
  • скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики;
  • раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски;
  • последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной

работы;

  • пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении

изделий из соленого теста;

  • соблюдать технику безопасности;
  • работать в коллективе.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1 Учебный план

Модуль

Количество часов

Общее количество часов

Теоретическая

часть

Практическая

часть

l.

Пластилин.

0,125

0,125

0,25

2.

Тестопластика. Плоскостные фигуры.

0,125

3,875

4

3.

Тестопластика. Объёмные фигуры.

0,125

4,125

4,25

4.

5.

Тестопластика. Бумага

Тестопластика. Лепка по замыслу.

0,125

0,125

0,125

0,125

0,25

0,25

Всего:

0,625

8,375

9

2.2 Календарный учебный график

Продолжительность учебного года

с 01.09.2022 г. по 31.05.2023 г.

Продолжительность образовательного процесса

36 недель

Режим работы

1 раз в неделю, длительность  15 минут

Выходные

Суббота, воскресенье, праздничные дни,

установленные законодательством РФ

Педагогическая диагностика образовательных результатов

В начале года: 01.09.2022 г. 04.09.2022 г.

Отчетные занятия

В конце года: 24.05.2023 г. 31.05.2023 г.

2.3 Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

1) Помещение для занятий должно быть просторным, хорошо освещенным, проветриваемым.

2) Материалы и инструменты: мука, соль, клей, гуашь, доска для лепки, скалочка, баночка с водой, кисточка для смачивания теста, влажные салфетки, формочки для вырезания теста, цветной картон, стеки, ножницы, бисер, бусы, крупа, нитки, фольга, зубочистки, различный природный и нетрадиционный материал.

Способ приготовления соленого теста: Муку (300г) и соль (300г) тщательно перемешать.           Затем добавить воду (200мл) и тщательно вымешивают до 8 однородного состояния. Как обычное тесто. Тесто для лепки должно быть довольно крутым.

Информационное обеспечение. Наличие наглядно-иллюстративного и дидактического материала:

 методические разработки занятий;

 учебные и методические пособия;

 технологические карты по изготовлению изделий;

 фотографии, картины, рисунки детей, иллюстрации из книг;

 образцы изделий (муляжи, игрушки, поделки из соленого теста, скульптуры, макеты);

 аудио-, видеозаписи, презентации;

 ноутбук, магнитофон.

2.4 Формы аттестации

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов. При отслеживании и фиксации образовательных результатов воспитанников учитывается процесс деятельности и готовая работа.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

 участие в выставках в детском саду;

 участие в творческих конкурсах различного уровня;

 использование изготовленных работ в сюжетно-ролевых играх;

 открытые мероприятия с участием родителей;

 мастер-классы для родителей

2.5 Оценочные материалы

Способами определения результативности являются: анализ продуктов деятельности и анализ процесса деятельности.

Конкретным показателем успехов ребенка является:

 возрастающий уровень его работ, легко оцениваемый визуально;

 скорость выполнения заданий и четкость ориентировки при выборе способов их успешного выполнения;

 оригинальность художественных решений;

 окрепшая моторика рук.

2.6 Методические материалы

Особенности организации образовательного процесса. Программа включает развивающие занятия для детей, в которых используется комплекс упражнений и игр, направленный на развитие общей и мелкой моторики, а также продуктивной и познавательно – творческой деятельности. В основу Программы заложено формирование 9 у ребенка сенсомоторной координации – согласованного действия рук и глаз. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания.

Методы обучения.

1) Методы словесной передачи и слухового восприятия: объяснение, беседа, рассказ, чтение, пересказ.

2) Методы наглядной передачи и зрительного восприятия: наблюдение, показ предметов, показ картины, иллюстрации, показ образца, показ способа действия, использование видеофильмов.

3) Практические методы обучения: упражнения; игровой метод; элементарные опыты; моделирование.

Формы организации образовательного процесса. На занятиях предусматриваются следующие формы организации образовательной деятельности:

 индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

 фронтальная (работа со всеми воспитанниками одновременно; например, при объяснении нового материала или отработке определенного технологического приема;

 групповая (разделение воспитанников на группы для выполнения определенной работы);

 коллективное выполнение работ для выставки.

Формы организации учебного занятия:

 занятие-игра;

 практическое занятие;

 открытое занятие.

Основной формой организации учебного занятия является занятие-игра, при организации которого педагог выполняет следующие правила:

 Не мешать ребенку творить.

 Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.

 Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.

 Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его.

 Поддерживать инициативу детей.

 Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка.

В процессе занятий, накапливая практический опыт в выполнении изделий из соленого теста, воспитанники от освоения основных форм лепки постепенно переходят к более сложным работам и изготовлению творческих работ. Овладение мастерством лепки создает возможности для творческой самореализации детей. На занятиях используется художественное слово, музыка, что способствует образному восприятию темы, оказывает эмоционально-эстетическое воздействие. Во время работы используется кратковременный отдых (физкультминутки).

Педагогические технологии:

 игровая деятельность;

 педагогика сотрудничества.

Большая роль на занятиях отводится приемам игровой технологии, так как свободная деятельность детей во время игры располагает к более доступному восприятию информации. В процессе игры воспитанники учатся общаться, анализировать, выделять главное, излагать свои мысли.

Алгоритм учебного занятия. Основной формой организации образовательного процесса является совместная деятельность ребенка и воспитателя, которая состоит из этапов: организационный момент, основной, рефлексивный.

Структура занятия:

1) Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).

2) Объяснение, показ приемов лепки.

3) Лепка детьми.

4) Физическая пауза.

5) Доработка изделия из дополнительного материала.

6) Рассматривание готовых работ.

2.7 Рабочие программы

Программа рассчитана на 1 год обучения.  На полное освоение программы требуется 30 часов.

           Программа предназначена для обучающихся младшего дошкольного возраста 3-4 лет. Заниматься по этой Программе может каждый ребенок, желающий научиться данному ремеслу, независимо от уровня подготовленности. Программа не предусматривает специальной ориентации обучающихся на профессиональную деятельность, хотя и не противоречит возможности дальнейшей реализации полученных в ее рамках знаний и умений отдельных дошкольников в качестве отправных, к получению в учреждениях углубленной специализированной подготовки соответствующей специальности.

Структура занятия — 3-4 год жизни.

Вводная часть. Цель вводной части занятия — создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры). Объяснение, показ приемов лепки.

Основная часть. Цель основной части занятия — развивать мелкую моторику пальцев, согласованность движений рук и формировать художественные навыки и эстетический вкус у детей дошкольного возраста к декоративно - прикладному искусству. Лепка детьми.

Завершающая часть. Целью этой части занятия является создание у каждого воспитанника чувства принадлежности в группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятиях.

Цель: способствовать развитию навыков «ручной умелости», а также развитию

художественных и творческих способностей дошкольников.

Задачи:

Образовательные:

  • учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира

посредством тестопластики;

  • учить основным приемам тестопластики (скатывание прямыми и круговыми

движениями; расплющивание, сплющивание, соединение, защипывание, оттягивание,

сглаживание, присоединение, прижимание);

  • учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного,

тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции,

цвета;

  • учить пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при

изготовлении изделий из соленого теста, соблюдать технику безопасности;

  • повышать уровень познавательной активности.

Развивающие:

  • развивать у детей творческое воображение, фантазию;
  • развивать у детей интерес к данному виду деятельности;

развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;

  • развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику,

речь.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к лепке из соленого теста;
  • воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести

начатое дело до конца;

  • воспитывать взаимопомощь при выполнении работы;

воспитывать экономное отношение к используемым материалам.

Планируемые результаты освоения программы

Знать:

  • основные приемы тестопластики: скатывание прямыми и круговыми движениями;

расплющивание, сплющивание, соединение, защипывание, оттягивание, сглаживание,

присоединение, прижимание;

  • инструменты и приспособления для лепки;
  • правила техники безопасности при работе с инструментами и красками;
  • правила оборудования рабочего места.

Уметь:

  • отламывать от большого куска теста небольшие кусочки;
  • скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики;
  • раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски;
  • последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной

работы;

  • пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении

изделий из соленого теста;

  • соблюдать технику безопасности;

работать в коллективе.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1 Учебный план

Модуль

Количество часов

Общее количество часов

Теоретическая

часть

Практическая

часть

l.

Пластилин.

0,125

0,125

0,25

2.

Тестопластика. Плоскостные фигуры.

0,125

3,875

4

3.

Тестопластика. Объёмные фигуры.

0,125

4,125

4,25

4.

5.

Тестопластика. Бумага

Тестопластика. Лепка по замыслу.

0,125

0,125

0,125

0,125

0,25

0,25

Всего:

0,625

8,375

9

Календарный учебный график

Продолжительность учебного года

с 01.09.2022 г. по 31.05.2023 г.

Продолжительность образовательного процесса

                                36

недель

Режим работы

1 раз в неделю, длительность  15 минут

Выходные

Суббота, воскресенье, праздничные дни,

установленные законодательством РФ

Педагогическая диагностика образовательных результатов

В начале года: 01.09.2022 г. 04.09.2023 г.

Отчетные занятия

В конце года: 24.05.2023 г. 31.05.2023 г.

  1. Список литературы

         

1. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду, программа и методические рекомендации, для занятий с детьми 2-7 лет. «Мозаика – Синтез», М.2006.

2.  Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет И.А.Лыковой «Цветные ладошки».

3. Е. В. Рубцова «Фантазии из соленого теста».

4. Силаева К., Михайлова И. Соленое тесто, «Эксмо», М.2007.

5. И. Н. Хананова «Соленое тесто», М.2006.

6. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду, Центр «Сфера», М.2008.

7. В. А. Хоменко «Соленое тесто: шаг за шагом», Харьков, 2007.

8. Чаянова Г.Н. Соленое тесто, М.2005.

9. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мукосолька"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мукосолька" является дополнительной ощеобразовательной общеразвивающей программой художественной направленности.В систме дополнительного о...

Дополнительная общеобразовательная программа кружка "Мукосолька"

Цель программы: раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, воображения, внимания. Формирование личности ребенка в творческом его развитии....

Дополнительная общеразвивающая программа по тестопластике "Мукосолька"

Программа кружка дополнительного образования по лепке из соленого теста...

Дополнительная общеразвивающая программа по тестопластике "Мукосолька"

Цель программы: подарить детям радость творчества, закрепить ранее полученные навыки работы с соленым тестом, показать новые приемы лепки, помочь развить творческие и коммуникативные способности ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА кружка «Мукосолька»

Программа кружка направлена на формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально - образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и пред...

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направления «Тестопластика -Мукосолька» для детей дошкольного возраста (4-5 лет) на 2021-2022 учебный год (срок реализации - 1 год)

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направления «Тестопластика -Мукосолька» для детей дошкольного  возраста (4-5 лет) на 2021-2022 учебный год (срок р...