Мастер – класс для педагогов ДОУ «Айрис фолдинг - радужное складывание»
методическая разработка по аппликации, лепке

Карпова Инна Александровна

Суть техники довольно проста и доступна каждому. На основе из цветного картона или плотной бумаги вырезается контур какой-либо фигуры – айрис-шаблон и с оборотной стороны заполняется полосками цветной бумаги. Их укладывают в строго определенном порядке по заранее составленной схеме. Каждая цветная полоска при укладке аккуратно приклеивается на концах карандашным клеем или скотчем к изнанке основы. После того как рисунок полностью выложен, оборотная сторона изделия подклеивается бумагой. ​ Готовый рисунок, если это необходимо, дополняется деталями.

Рисунок складывается в результате наклеивания бумаги под определенным углом в виде закручивающейся спирали.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_ayris_folding.docx56.63 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов ДОУ «Айрис фолдинг - радужное складывание».

Цель: Передача практического опыта педагогам, о преимуществах использования технологии Айрис фолдинг в творческом развитии дошкольников.

Задачи:

- Создать условия для профессионального самосовершенствования педагогов;

- Организовать передачу педагогом-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов;

 - Способствовать использованию техники Айрис  фолдинг в творческом развитии детей.

Методы и приемы: целеполагание, рассказ, объяснение, художественное слово, наглядное сопровождение, вопросы, уточнение, практическая деятельность, рефлексия.

Оборудование: Ноутбук, проектор, влажные салфетки, мольберт, магнит, образец,

Раздаточный материал: Полоски бумаги, клей, схема, трафарет, ножницы, клей карандаш.

1) Вводная часть.

Воспитатель:

- Здравствуйте, коллеги! Сегодня мы поговорим и вспомнил об искусстве работать с бумагой, создавать различные работы из цветной бумаги, я говорю об аппликации. И для начала давайте вспомним, что мы знаем о аппликации (Тест для педагогов)

Я хочу рассказать о технологии, которая, пришла к нам из Голландии. Отгадайте загадку: «Словно гном из доброй сказки расплескал по небу краски» - это Радуга. «Радужное складывание» по-английски Айрис фолдинг.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что у большинства современных детей, все чаще специалистами отмечается общее моторное отставание и слабое развитие моторики рук. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.

Проблема, на решение которой направлено мероприятие: поиск способов работы с детьми посредством знакомства с простейшими техниками декоративно – прикладного творчества, которые помогут им во взаимопонимании с родителями и другими детьми. Рукоделие в технике айрис фолдинг - это способ самовыражения, ощущения радости творчества, изображения своего состояния, креативного мышления, рефлексии. ​

Достоинств Айрис фолдинга в развитии творческих способностей ребенка довольно много. Занятия Айрис фолдингом помогают развивать внимание, наблюдательность, творческое воображение и пространственное мышление детей,

- воспитывать у трудолюбие, аккуратность и точность в работе, полезные трудовые навыки и творческую самостоятельность.

- развивать сенсорное развитие детей в процессе знакомства с цветом, формой и величиной предмета.

- совершенствовать мелкую моторику рук,

- тренировать глазомер.

- развивать конструктивное мышление и художественный вкус,

- развивать у детей умение логически мыслить.

 2) Теоретическая часть.

Воспитатель:

Сегодня я поделюсь с вами техникой работы с бумагой, которая называется Айрис фолдинг.

Техника Айрис фолдинг, история которой отсчитывается с середины 20-го века, то есть на данный момент ей уже около 70 лет, родилась на просторах красивой страны Голландии. Сегодня метод снова входит в моду и набирает все большую популярность среди мастеров, вплетаясь в современные техники декоративно-прикладного искусства. В настоящее время в качестве материалов используется не только традиционная цветная бумага, но и все виды самодельной, разнообразная скрап-бумага, оригами-бумага, различные декоративные картоны и даже ткань. Кроме основных материалов для работы нужны также и другие расходники.

Можно сказать, что на первый взгляд удивительное название этой техники объясняется достаточно просто – разнообразные работы, выполненные с ее применением, очень похожи на диафрагму фотокамеры или радужную оболочку глаза. Суть техники довольно проста и доступна каждому. На основе из цветного картона или плотной бумаги вырезается контур какой-либо фигуры – айрис-шаблон и с оборотной стороны заполняется полосками цветной бумаги. Их укладывают в строго определенном порядке по заранее составленной схеме. Каждая цветная полоска при укладке аккуратно приклеивается на концах карандашным клеем или скотчем к изнанке основы. После того как рисунок полностью выложен, оборотная сторона изделия подклеивается бумагой. ​ Готовый рисунок, если это необходимо, дополняется деталями.

Рисунок складывается в результате наклеивания бумаги под определенным углом в виде закручивающейся спирали.

Рисунки в этой технике делаются с помощью айрис-шаблонов. В «Айрис-Фолдинге» можно использовать не только специальную (для этой техники) бумагу, но и обычную  цветную, бархатную, упаковочную (для подарков), цветную фольгу – любую , какую подскажет собственная фантазия.

Иными словами «Айрис-Фолдинг» - заполнение вырезанной по контуру картинки  разноцветными полосками.

Для процесса изготовления изделия в технике айрис фолдинг понадобится: картон, цветная бумага, любой клеящий материал и схема (айрис-шаблон, на которой видны контуры готового креативного изображения, а также указан порядок и направление размещения цветных полосок бумаги. Эффект композиции зависит от сочетания подобранных по цвету полос, от выполненной схемы в геометрической фигуре, от ритма вычерченных на схеме линий, обозначенных цифрами. В процессе выполнения композиции в технике айрис фолдинг, происходит самовыражение детей без слов, развитие моторики рук, мастерства.

Есть много способов выкладывания полос по технике Айрис фолдинг.​ Это основные и дополнительные способы .

Итак, алгоритм выполнения работы:

Начинать всегда стоит с выбора рисунка, который вы хотите воплотить в жизнь. Вообще можно выбрать абсолютно любое изображение.

Схему при желании можно разработать самостоятельно, а также воспользоваться уже разработанными схемами других мастеров.

При создании работы в технике Айрис фолдинг потребуется: картон, цветная бумага, ножницы, карандаш, линейка, ластик, клей, схема, скрепки.

Можно подобрать элементы декора для лицевой стороны поделки: бисер, атласные ленты, пайетки и др.  исходя из своих навыков и умений.

В зависимости от того, какая фигура находится в середине, столько цветов в работе можно использовать. Треугольник — значит три, четырехугольник значит 4 и более.

На картоне обводится шаблон и аккуратно по контуру вырезается.

Схема фиксируется к лицевой стороне картона с помощью скотча так, чтобы она полностью была видна в отверстии.

С помощью линейки расчерчиваются и вырезаются полоски. Каждая полоска складывается вдоль пополам. Длина и ширина полосок должна быть больше, чем на схеме.

Полоски приклеиваются по цифрам от единицы, строго придерживаясь последовательности.

Клей должен касаться только картона или других полосок, но никогда не должен касаться схемы.

После того, как будут наклеены все полоски заклеивается окошечко, оставшееся по середине.

Отделяется схема от картона.

Изнаночная сторона заклеивается чистым листом бумаги.

Работа готова.

3. Практическая часть

Воспитатель:

-  У вас на столах есть все необходимые материалы, шаблон, схемы и полоски уже готовы.

 Практическая работа воспитателей.

Воспитатель:

 - Вижу, коллеги заканчивают свои работы. У всех получились прекрасные картины. Эту красоту должны увидеть все! Я предлагаю выйти на середину зала и всем показать свои работы.

 

Воспитатель:

- Хочу поделиться своей творческой находкой. Для детей есть упрощённый приём работы по данной технике. Для первых поделок можно использовать широкие полоски, выложенные в одном направлении: горизонтально, вертикально, диагонально. А цифры на схеме можно заменить точками разного цвета. Первыми шаблонами могут быть простые предметы, геометрические фигуры. По мере усвоения техники делать полоски уже, чередовать цвета, использовать разные направления, усложнять схемы.

5) Рефлексия.

- Возникли ли у Вас трудности при выполнении поделки? Какие?

- Будите ли Вы, использовать данную технологию в творческом развитии детей? Где?

- Подумайте, где вы еще можете использовать эту технику?

Воспитатель:

-  Я благодарю вас за работу. Желаю вам творческих успехов в вашей работе.

Сегодня не всем было легко, у кого-то возникли трудности. Но их всегда можно преодолеть. Свое выступление мне бы хотелось закончить словами из притчи.

Жил когда-то один мудрец, который все знал. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в руках бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее задавлю. Скажет мертвая – выпущу».

Мудрец подумал и сказал: «ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ».

Уважаемые коллеги, все в наших руках! Ведь творчество – это момент создания, будущего в настоящем. Спасибо за внимание.

Ключ к тесту: 1а, 2в, 3б, 4б, 5г, 6в, 7д, 8б, 9в, 10б, 11в, 12а, 13в, 14а, 15а

Тест по теме: «Аппликация»

1. Что не относится к видам бумаги?

а) фанера б) ватман в) калька

2. Какого вида аппликации не существует?

а) сюжетная б) декоративная в) сезонная (по временам года)

3. Из чего делают бумагу?

а) камень б) дерево в) стекло

4. При вырезании детали из бумаги поворачивают в руках:

а) только ножницы б) только бумагу в) ножницы и бумагу

5. Для аппликации подойдут разноцветные кусочки ...

а) ткани б) бумаги в) кожи г) из всего вышеперечисленного

6. Как можно вырезать много листиков из листа бумаги?

а) Нарезать бумагу на много кусочков

б) Вырезать листики по одному.

в) Сложить лист бумаги в несколько раз

7. Какая техника не используется в аппликации?

а) приклеивание деталей к основе;

б) пришивание;

в) наклеивание;

г) сминание;

д) рисование по мокрому.

8. По содержанию аппликация бывает (исключите лишнее):

а) Предметная аппликация б) Плоская аппликация в) Декоративная аппликация

 г) Сюжетная аппликация

9. Правильно держать и пользоваться ножницами начинают обучать детей …

 а) 1 младшей группы

 б) 2 младшей группы

 в) Средней группы

 г) Старшей группы

 д) Подготовительной группы

10. Образец, по которому изготавливают изделия, одинаковые по форме и размеру.

а) эскиз

б) шаблонC:\Users\User\Searches\Desktop\0c362a2ea5d7e1b7a59295fdc08s--materialy-dlya-tvorchestva-applikatsiya-iz-tkani.jpg

в) разметка

11. Выбери, какой вид аппликации изображен на картинке:

а) сюжетная

б) силуэтная

в) декоративная

12. Вид изобразительной техники, основанный на вырезании, наложении различных деталей и закреплении их на фоне

 а) аппликация

 б) оригами

 в) плоская игрушка

13. Орнамент – это…

а) узор, в котором элементы только чередуются

б) узор, в котором элементы только повторяются  

в) узор, в котором элементы и чередуются, и повторяются

14. Найдите правильную технологическую последовательность оформления аппликации

а) выбор сюжета, узора; подбор бумаги; вырезание изображения; раскладывание деталей на фоне; наклеивание; высушивание

б) выбор сюжета, узора; подбор бумаги; вырезание изображения; наклеивание; высушивание

15. Какая аппликация выполняется без ножниц:

а) мозаика

б) декоративная

в) предметная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Айрис фолдинг – радужное складывание»

В статье описана работа конструирования  из бумаги...

Мастер - класс для педагогов ДОУ "Айрис - фолдинг"

Мастер - класс для педагогов  ДОУ  "Айрис - фолдинг"...

Мастер-класс по изготовлению новогодней открытки "Айрис-фолдинг - радужное складывание"

Презентация и мастер-класс для родителей по изготовлению новогодней открытки "Елочка" в технике "Айрис-фолдинг"...

Выступление на педагогическом совете "АЙРИС-ФОЛДИНГ – РАДУЖНОЕ СКЛАДЫВАНИЕ" 30.11.2018 г.

laquo;Айрис-фолдинг» или «Радужное складывание» - этот вид художественной аппликации интересен своими необычными, оригинальными и объемными изображениями....

Презентация "Мастер-класс для педагогов Айрис- фолдинг « Радужное складывания»

Техника айрис фолдинг возникла на территории Голландии.Эта техника достаточно проста и интересна для людей любого возраста, особенно она нравится детям, так как получаемое в результате изображени...

Мастер – класс для педагогов ДОУ «Айрис фолдинг - радужное складывание».

Цель: Передача практического опыта педагогам о преимуществах использования технологии Айрис фолдинг в творческом развитии дошкольников.Задачи:- Создать условия для профессионального самосовершенствова...

Мастер – класс для педагогов ДОУ «Айрис фолдинг - радужное складывание».

Цель: Передача практического опыта педагогам о преимуществах использования технологии Айрис фолдинг в творческом развитии дошкольников.Задачи:- Создать условия для профессионального самосовершенствова...