Мастер – класс для педагогов ДОУ «Айрис фолдинг - радужное складывание».
методическая разработка

Ширшенкова Эльвира Алексеевна

Цель: Передача практического опыта педагогам о преимуществах использования технологии Айрис фолдинг в творческом развитии дошкольников.

Задачи:

- Создать условия для профессионального самосовершенствования педагогов;

- Организовать передачу педагогом-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов;

 - Способствовать использованию техники Айрис  фолдинг в творческом развитии детей.

Методы и приемы: целеполагание, рассказ, объяснение, художественное слово, наглядное сопровождение, вопросы, уточнение, практическая деятельность, рефлексия.

Оборудование: Ноутбук, проектор, влажные салфетки, мольберт, магнит, образец,

Раздаточный материал: Полоски бумаги, клей, схема, трафарет яблока, листы картона, ножницы, клей карандаш, покрытия.

1). Вводная часть.

Воспитатель:

- Здравствуйте, коллеги! Сегодня я расскажу о технологии, которая, пришла к нам из Голландии.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что у большинства современных детей, все чаще специалистами отмечается общее моторное отставание и слабое развитие моторики рук. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.

Проблема, на решение которой направлено мероприятие: поиск способов работы с детьми посредством знакомства с простейшими техниками декоративно – прикладного творчества, которые помогут им во взаимопонимании с родителями и другими детьми. Рукоделие в технике айрис фолдинг - это способ самовыражения, ощущения радости творчества, изображения своего состояния, креативного мышления,  рефлексии.​

Достоинств айрис  фолдинга в развитии творческих способностей ребенка довольно много. Занятия айрис  фолдингом помогают

  •  развивать внимание, наблюдательность, творческое воображение и пространственное мышление детей,
  • воспитывать у трудолюбие, аккуратность и точность в работе, полезные трудовые навыки и творческую самостоятельность.
  • развивать сенсорное развитие детей в процессе знакомства с цветом, формой и величиной предмета.
  •  совершенствовать мелкую моторику рук,
  • тренировать глазомер.
  • развивать конструктивное мышление и художественный вкус,
  • развивать у детей умение логически мыслить.

 

Основательница Творческой Мастерской и Школы Энергетической живописи в Санкт-Петербурге Анна  Байкова говорила:

«Когда мы занимаемся творчеством, наше сердце раскрывается и переливается цветами радости и счастья».

2) Теоретическая часть.

Воспитатель:

Сегодня я поделюсь с вами техникой работы с бумагой, которая называется Айрис фолдинг.

Техника айрис фолдинг, история которой отсчитывается с средины 20-го века, то есть на данный момент ей уже плюс-минус 70 лет, родилась на просторах красивой страны Голландии. Сегодня метод снова входит в моду и набирает все большую популярность среди мастеров, вплетаясь в современные техники декоративно-прикладного искусства. В настоящее время в качестве материалов используется не только традиционная цветная бумага, но и все виды самодельной, разнообразная скрап-бумага, оригами-бумага, различные декоративные картоны и даже ткань. Кроме основных материалов для работы нужны также и другие расходники.

Можно сказать, что на первый взгляд удивительное название этой техники объясняется достаточно просто – разнообразные работы, выполненные с ее применением, очень похожи на диафрагму фотокамеры или радужную оболочку глаза. Суть техники довольно проста и доступна каждому. На основе из цветного картона или плотной бумаги вырезается контур какой-либо фигуры – айрис-шаблон и с оборотной стороны заполняется полосками цветной бумаги. Их укладывают в строго определенном порядке по заранее составленной схеме. Каждая цветная полоска при укладке аккуратно приклеивается на концах карандашным клеем или скотчем к изнанке основы. После того как рисунок полностью выложен, оборотная сторона изделия подклеивается  бумагой.​  Готовый  рисунок, если это необходимо, дополняется деталями.

Для процесса изготовления изделия в технике айрис фолдинг понадобится: картон, цветная бумага, любой клеящий материал и схема (айрис-шаблон, на которой видны контуры готового креативного изображения, а также указан порядок и направление размещения цветных полосок бумаги. Эффект композиции зависит от сочетания подобранных по цвету полос, от выполненной схемы в геометрической фигуре, от ритма вычерченных на схеме линий, обозначенных цифрами. В процессе выполнения композиции в технике айрис фолдинг, происходит самовыражение детей без слов, развитие моторики рук, мастерства. 

Арт-  терапия является оздоравливающей спутницей при всех видах творческой деятельности детей

Есть много способов выкладывания полос по технике айрис фолдинг.​ Это основные и дополнительные способы .

Итак, алгоритм выполнения работы:

Начинать всегда стоит с выбора рисунка, который вы хотите воплотить в жизнь. Вообще можно выбрать абсолютно любое изображение.

Схему при желании можно разработать самостоятельно, а также воспользоваться уже разработанными схемами других мастеров.

При создании работы в технике Айрис фолдинг потребуется: картон, цветная бумага, ножницы, карандаш, линейка, ластик, клей, схема, скрепки.

Можно подобрать элементы декора для лицевой стороны поделки: бисер, атласные ленты, пайетки и др.  исходя из своих навыков и умений.

На картоне обводится шаблон и аккуратно по контуру вырезается.

Схема фиксируется к лицевой стороне картона с помощью скотча так, чтобы она полностью была видна в отверстии.

С помощью линейки расчерчиваются и вырезаются полоски. Каждая полоска складывается вдоль пополам. Длина и ширина полосок должна быть больше, чем на схеме.

Полоски приклеиваются по цифрам от единицы, строго придерживаясь последовательности.

Клей должен касаться только картона или других полосок, но никогда не должен касаться схемы.

После того, как будут наклеены все полоски заклеивается окошечко, оставшееся по середине.

Отделяется схема от картона.

Изнаночная сторона  заклеивается чистым листом бумаги.

Работа готова.

Сегодня я предлагаю вам сделать яблоко.

3. Практическая часть

Воспитатель

-  У вас на столах есть все необходимые материалы, шаблон, схемы и полоски уже готовы.

Алгоритм действия:

  1. Схему перекладываем к лицевой стороне картона и фиксируем с помощью скотча так, чтобы она полностью была видна в отверстии.
  2. Сначала приклеиваем полоски на листья сгибом в центр по линиям схемы, придерживаясь порядка цифр. Клей не должен касаться схемы, только картона или других полосок.
  3. Затем приклеиваем полоски на яблоко.  Двигаться нужно все время по цифрам, здесь нужно соблюдать чередование цветов.
  4. В конце заклеиваем окошечко заклеиваем окошечко.

 

При необходимости оказываю помощь.

Практическая часть сопровождается видеоклипом «Радуга».

4) Итог.

Воспитатель

 - Вижу, коллеги заканчивают свои работы. У всех получились прекрасные яблочки. Эту красоту должны увидеть все! Я предлагаю выйти на середину зала и всем показать свои работы.

Обсуждение

- Возникли ли у Вас трудности при выполнении поделки? Какие?

- Будите ли Вы, использовать данную технологию в творческом развитии детей?  Где?

- Подумайте, где Вы еще можете использовать эту технику?

Пусть яблоко, который вы сделали, принесёт вам счастья, а может быть, вы подарите его тому человеку, которому желаете добра. Спасибо, за участие!

Воспитатель:

- Хочу поделиться своей творческой находкой. Для детей есть  упрощённый приём работы по данной технике. Для первых поделок можно использовать широкие полоски, выложенные в одном направлении: горизонтально,   вертикально, диагонально. Первыми шаблонами могут быть простые предметы, геометрические фигуры. По мере усвоения техники делать полоски уже, чередовать цвета, использовать разные направления, усложнять схемы.

5) Рефлексия.

Воспитатель:

-  Мастер класс пришел к концу. Как говорят: «Совершенству нет предела».  Спасибо всем за прекрасный мастер- классс.