Планирование проектной деятельности в старшей группе «Смешарики» по художественно – эстетической направленности «Бумагопластика»
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)

Бессчастнова Алёна Николаевна

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важной составной частью в развитии и воспитании детей. Уровень программы: ознакомительный. Программа разработана в соответствии с новыми требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта и составлена с учетом программы и методических рекомендаций Л.В.Куцаковой «Конструирование и ручной труд».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bumagoplastika.doc154 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Светлячок» с. Рыбушка» муниципального образования «Город Саратов»

410520 г. Саратов, с. Рыбушка, ул. Парковая, дом 4 А тел.: (845-2) 97-98-65 эл.почта: rubdou@mail.ru   

ПРИНЯТА  на

Педагогическом совете

Протокол № 1

от 28 августа 2022 года

СОГЛАСОВАНО:

Старший воспитатель

МДОУ Светлячок» с. Рыбушка ____________ Моисейкина О.В.

29 августа 2022года

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МДОУ

«Светлячок» с. Рыбушка _____________ Краснова И.В.

30 августа 2022года

Приказ № ____

Планирование проектной

деятельности в старшей

группе «Смешарики»

по художественно – эстетической

направленности

«Бумагопластика»

2022г.-2023г.

Подготовил воспитатель:

 Бесчастнова А.Н

СОДЕРЖАНИЕ.

Наименование раздела

Стр

I

Целевой раздел

1.1

Пояснительная записка

2

1.2

Актуальность

2

1.3

Педагогическая целесообразность

3

1.4

Отличительные особенности данной программы

3

1.5

Цели программы

3

1.6

Задачи программы, задачи в развитии, задачи воспитания

3

1.7

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

4

1.8

Методы, применяемые при подготовке к занятиям 

4

1.9

Формы подведения итогов реализации программы

4

II

Содержательный раздел

2.1

Учебный план

5

2.2

Календарно - тематическое планирование

5

III

Организационный раздел

3.1.

Методическое обеспечение программы

6

3.2.

Материально-техническое обеспечение программы

6

3.3

Список литературы

6

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

 1.1Пояснительная записка.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важной составной частью в развитии и воспитании детей. Уровень программы: ознакомительный. Программа разработана в соответствии с новыми требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта и составлена с учетом программы и методических рекомендаций Л.В.Куцаковой «Конструирование и ручной труд».

Обеспечивая в процессе работы с бумагой всестороннее развитие детей, у них формируются жизненно необходимые навыки и умения, раскрываются и развиваются потенциальные возможности. Организовывать работу необходимо так чтобы ребята обретали уверенность в своих силах, стремились создавать красивое, глядя на окружающий мир глазами художника; ощущали себя значимыми, умелыми, способными и талантливыми. Программа способствует формированию у детей творческих способностей и фантазии. При организации работы с бумагой необходимо соединять игру, труд и обучение, что поможет обеспечивать единство решения познавательных, практических и игровых задач.

          Основная цель занятий по художественному труду в детском саду - это научить детей с удовольствием мастерить, фантазировать и делать своими руками интересные поделки из бумаги, так, чтобы и процесс, и результат приносили радость. Получаемые на занятиях по ручному труду положительные эмоции (радость, восторг от сделанных своими руками игрушек, открыток и т. д) являются важным стимулом. Постепенно у детей формируются такие черты характера, как целеустремленность, настойчивость.

         Художественный труд способствует развитию сенсомоторики: согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движения, гибкости, точности в выполнении действий. Конструируя, ребёнок развивается умственно. Развивается смекалка, сообразительность, память, пространственно - ассоциативное и логическое мышление. Все это необходимо для дальнейшего обучения детей в школе.

Большая роль в овладении бумагопластикой в программе отводится коллективным работам.

         В процессе совместной работы создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые в старшем дошкольном возрасте приобретают значительную побудительную силу. Каждый ребёнок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле. В данном виде труда есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. У ребят наблюдается стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего дела. Результаты коллективного труда открывают ребят, побуждают их к выполнению новых поделок.

         Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Программа помогает индивидуализировать сложность работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняются. Это даст возможность предотвратить перегрузку ребенка, освободить его от страха перед трудностью и приобщить к творчеству.

 1.2 Актуальность программы.

        Убедительно доказано научными исследованиями прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук у детей. Это отчетливо прослеживается в ходе индивидуального развития каждого ребенка. Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи и психических процессов, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие. В сенсомоторном развитии важное место занимает ручной труд, с помощью которого формируется точность в выполнении действий, совершенствуется координация движений, согласованность в работе глаза и руки, эталонные представления о форме, цвете, величине, пространстве, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, закладывается основа для развития мыслительных операций.

       Одним из близких и доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики является художественно-продуктивная деятельность, занятия бумагопластикой.

Бумагопластика дает возможность детям фантазировать и проявлять свои творческие способности.

1.3 Педагогическая целесообразность.

     Программа обусловлена важностью создания условий для эффективного формирования у детей пространственных представлений, логического мышления, геометрических понятий, развития моторики и глазомера.

     Предполагает работу с детьми в форме индивидуальных занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

1.4 Отличительные особенности данной программы:

  • возможность корректировки заданий в процессе обучения в зависимости от опыта детей, степени усвоения ими учебного материала.

 Бумагопластика  развивает у детей способность работать руками под контролем сознания. Прежде всего, он учится общаться с бумагой, угадывать ее качества, развивается мелкая моторика пальцев. Психологи считают, что это очень важно для нормального формирования речи. Бумагопластика дает для этого огромный простор – мелких движений не только много, они еще разнообразны. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. Ведь большинство из нас «однорукие»: мы почти все делаем одной рукой. И это приводит к непропорциональному развитию полушарий. А занятие бумагопластикой гармонизирует работу полушарий мозга. И это помогает развитию творческих задатков у ребенка.

1.5 Цель программы:

  • Расширить знания детей о бумаге и о способах изготовления из нее поделок. Развивать умения и навыки работы с бумагой. Развивать у детей мелкую моторику в процессе бумагопластики.
  • Способствовать развитию личности детей через творческую деятельность.
  • Формирование художественно-творческих способностей, обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений в процессе работы с бумагой.

1.6 Задачи программы

Задачи в обучении:

  • Познакомить со свойствами и различными видами бумаги.
  • Познакомить с различными техниками работы с бумагой.
  • Познакомить и расширить знания о геометрических терминах, использовать их в речи при работе.

Задачи в развитии:

  • Научить способам отрывания, сминания, скатывания, скручивания, обрывания, разрезания, вырезания, многократного сгибания в разных направлениях, складывания и приклеивания.
  • Учить составлять узоры, различные композиции, создавать поздравительные открытки и поделки.
  • Развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев.
  • Развивать умения владеть необходимыми для работы инструментами и материалами.
  • Развивать творческое воображение, художественные и интеллектуальные способности.

Задачи в воспитании:

  • Воспитывать аккуратность при выполнении работ и умение доводить начатое дело до конца.
  • Воспитывать чувство коллективизма, товарищества и адаптации к социуму во время выполнения коллективных работ.

1.7 Ожидаемые результаты реализации программы:

  • познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
  • познакомятся с основами знаний в области композиции,
  • формообразования;
  • познакомятся с основными видами работ из бумаги (поделки из комочков бумаги, мозаика из рваной бумаги, оригами, торцевание, гофрирование и квилинг);
  • овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сминание, скручивание, комкование, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
  • научатся работать необходимыми для изготовления поделок инструментами и приспособлениями;
  • познакомятся с основными видами работ из бумаги (поделки из комочков бумаги, мозаика из рваной бумаги, оригами, торцевание, гофрирование и квилинг).
  • научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.
  • научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании индивидуальных работ;
  • научатся взаимодействовать друг с другом во время коллективных работ: помогать, уступать и договариваться с товарищами.

1.8 Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на:

  • Словесные (рассказ-объяснение, беседа, пальчиковая гимнастика, стихи, загадки);
  • Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения детей);
  • Игры, игровые ситуации (обыгрывание поделок детьми, физкультминутки);
  • Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы с бумагой и инструментами);

При организации работы кружка используется дидактический материал. Он включает в себя образцы работ, выполненные педагогом, иллюстрации.

1.9 Формы подведения итогов реализации программы:

Проведение выставок детских работ.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

2.1 Учебно-тематический план.

Возраст детей

Количество детей в группе.

Дни проведения.

Длительность

занятий.

Количество занятий в неделю.

Количество занятий в год.

Время

затрачено в год.

5-6 лет

12

вторник/среда через неделю

25мин.

1

38

950 мин.

2.2 Календарный план.

Месяц

Тема занятия

Количество занятий

Всего

Теория

Практика

Сентябрь

История происхождения бумаги и её волшебные свойства.

1

1

До свидания лето (Цветок) аппликация из ладошек.

1

1

Подсолнух (объёмная аппликация)

1

1

Осеннее дерево (аппликация из салфеток)

1

1

Октябрь

Что нам осень принесла (фрукты) - объёмная аппликация

1

1

Гриб мухомор (торцевание)

1

1

Рыбка (аппликация из бумажных полосок капелек)

1

1

Разноцветная осень (торцевание с элементами квиллинга)

1

1

Ноябрь

Цыплёнок (салфеткокручение)

1

1

Фоторамка «Осенние мотивы» (салфеткокручение)

1

1

Осенний лес (объёмная аппликация)

1

1

Попугай (аппликация из бумажных полосок капелек)

1

1

Декабрь

Снежинки (модульная аппликация ЗD)

1

1

Снеговик (торцевание по пластилину)

1

1

Ёлочные игрушки (объёмная аппликация из круглых салфеток)

1

1

Новогодняя ёлка (торцевание из салфеток ЗD)

1

1

Январь

Ёлочная игрушка «мишка» из «гармошки» (объёмная аппликация)

1

1

Неваляшка (мятая бумага)

1

1

Снеговик (квиллинг ЗD)

1

1

Ёлочная игрушка из «гармошки» (объёмная аппликация)

1

1

Февраль

Еловые шишки (гофр, бумага)

1

1

Снежный домик (аппликация из гофр. Бум.)

1

1

Открытка для папы (танк торцевание)

1

1

Аквариум (мятая бумага)

1

1

Март

Букет крокусов (гофр бум ЗD)

1

1

Цветочный горшок на 8 марта (салфетки)

1

1

Подснежники в корзинке (объёмная аппликация)

1

1

Ваза для цветов (салфетки)

1

1

Апрель

Ромашка и бабочки

1

1

Лебеди (объёмная аппликация из гофр. бум.)

1

1

Кувшинки (ЗD из гофр. Бумаги.)

1

1

Цветущая веточка

1

1

Май

Цветущая вишня (гофр, бум)

1

1

Открытка 9 мая (торцевание)

1

1

Бож. Коровка (торцевание на пластилине)

1

1

Солнышко (аппликация из ладошек)

1

1

Всего занятий

36

1

35

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.        

3.1  Методическое обеспечение программы.

   Для успешной реализации программы, необходимо, прежде всего, владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость.

     Помещение в котором проводятся занятия должно быть светлым, соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям. До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения

     В процессе обучения дети и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.

3.2 Материально-техническое обеспечение программы:

  • Бумага офисная цветная; бумага офисная белая; бумага цветная; гофрированная бумага; картон цветной; картон белый; бумага для акварели; клей ПВА; клей – карандаш; ножницы; техника для просмотра презентаций.

3.3 Список литературы:

  1. Аппликация и бумагопластика. - М.: АРТ, 2008. - 164с., ил.
  2. Евсеев Г.А Бумажный мир. - М.: АРТ, 2006.- 107с., ил.
  3. Черныш И. Удивительная бумага. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 160с., ил.
  4. Садилова Л.А. Поделки из мятой бумаги - М.:2008
  5. И. Агапова и М. Давыдова «Игрушки и подарки из бумаги и картона». Изд-во «ДОМ.ХХI век» Москва 2007г.
  6. Петрова И.М. Объёмная аппликация - С-П.: Детство-пресс 2002г.
  7. И.И. Кобитина «Работа с бумагой: поделки и игры». Занятия с детьми старшего возраста. Творческий центр «Сфера» Москва 2001г.
  8. Галина Корнева «Бумага» Азбука творчества; Играем, вырезаем, клеим. Издательский дом «Кристалл» Санкт-Петербург; 2001г.

 Приложение.

             Общие правила техники безопасности:

  1. Работу начинай только с разрешения педагога. Когда педагог обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.
  2. Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены.
  3. Употребляй инструменты только по назначению.
  4. Не работай неисправными и тупыми инструментами.
  5. При работе держи инструмент так, как показал педагог.
  6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.
  7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
  8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном педагоге порядке.
  9. Не разговаривай во время работы.
  10. Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.

Правила обращения с ножницами:

  1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.
  2. При работе внимательно следи за направлением реза.
  3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
  4. Не держи ножницы лезвиями вверх.
  5. Не оставляй ножницы в открытом виде.
  6. Не режь ножницами на ходу.
  7. Не подходи к товарищу во время резания.
  8. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.
  9. Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.

Правила обращения с клеем:

  1. При работе с клеем нужно пользоваться специальной кисточкой.
  2. Наносить клей на изделия аккуратно.
  3. Иметь салфетку для вытирания лишнего клея.
  4. При попадания клея в глаза и рот промыть чистой водой.
  5. Не пачкать клеем столы, стулья, одежду.

Правила обращения с бумагой:

  1. Обводить шаблоны с обратной стороны цветной бумаги, экономно расходуя место.
  2. Осторожно!!! О края бумаги можно обрезаться!
  3. После работы остатки ненужной бумаги выбрасывать в мусорную корзину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по художественно – эстетическому направлению «Дерево в 3D исполнении»

Существует понятие «3D – технологии», которые  дают возможность погружения  дошкольников  в образовательную деятельность через создаваемый   3 D- анимацией  живой образ ,...

Конспект интегрированного занятия по познавательному и художественному-эстетическому развитию (бумагопластика) в старшей группе «Почемучки» на тему: «Хлебный Колос».

Задачи :Обучающая:- дать детям представление о колосе, его строении;- закрепить знания детей, о зерновых культурах из которых пекут хлеб;- закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатс...

Проектная деятельность "Угощение на День Рождения" (художественно-эстетическая деятельность)

У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий ...

Проект планирования образовательной деятельности педагога на день по художественно-эстетическому развитию. Тема недели «Красавица Весна в гости к нам пришла» Возраст 4-5 лет, средняя группа.

Проект планирования образовательной деятельности педагога на день по художественно-эстетическому развитию.Тема недели «Красавица Весна в гости к нам пришла» Возраст 4-5 лет, средняя г...

Проект планирования образовательной деятельности педагога на день по художественно-эстетическому развитию.

Проект планирования образовательной деятельности педагога на день по художественно-эстетическому развитию....