программа Кружковой работы «Папье-маше»
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа)

Бушуева Светлана Егоровна

Цель программы: развитие личностного и творческого потенциала ребенка посредством декоративно-прикладной деятельности, основанной на обучении технике папье-маше.

Достижению поставленной цели способствует выполнение ряда поставленных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_pape-mashe.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию № 29»

«Сибирячок»

ПРОГРАММА

Кружковой работы «Папье-маше»

На 2022-2023 учебный год.

                                                                                                               Руководители кружка:

                                                                                                               Воспитатели 2 старшей группы

                                                                                                               Бушуева Светлана Егоровна

                                                                                                               Бурван Лилия Анатольевна                

г. Зеленогорск

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ ОБУСЛОВЛЕНА СЛЕДУЮЩИМИ ФАКТОРАМИ:

1) Целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности ребенка. Важное направление в развитии личности – нравственно-эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладении основами творческой деятельности.

2) Особенность современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. В процессе обучения по данной программе ребенку дается возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир бумаги, превращать ее в различные поделки, предметы быта;

постичь структуру, свойства, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.

3) Возрастными психологическими особенностями старшего дошкольника.

Ребёнок в этом возрасте осваивает новый вид деятельности – учебный. Для его успешного освоения необходимо интенсивное развитие психических процессов и зрительно-моторной координации. Занятия в технике папье-маше помогают развить мелкие мышцы кистей рук. А также оказывают и психотерапевтическое воздействие: способствуют сокращению перегрузки детей.

Работа с бумагой имеет огромное образовательное и воспитательное значение, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Конструирование расширяет его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни. Занятия, по созданию поделок в технике папье-маше, воспитывают художественный вкус ребенка, умение наблюдать, выделять главное, характерное.

На занятиях, ребенок творит, выдумывает, узнает много нового, осваивает технологические приемы, участвует в игровых ситуациях, развивает образное и пространственное мышление. Это необходимо и для подготовки к школе. Уже давно доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Существует несколько технологий изготовления папье-маше: 

  • Работа слоями. Принцип работы – наклеивание слоев бумаги, один на другой, на какую-то форму до получения желаемой толщины изделия. Чем больше слоев, тем изделие крепче.
  • Работа с тестом из бумаги. другая техника – изготовление из бумаги теста, напоминающего глину. Из этой массы можно лепить целые изделия небольших размеров или покрывать ею базовые формы.

  

Цель программы: развитие личностного и творческого потенциала ребенка посредством декоративно-прикладной деятельности, основанной на обучении технике папье-маше.

Достижению поставленной цели способствует выполнение ряда поставленных задач:

1. Формировать навыки работы с разной по фактуре бумагой.

2. Овладевать техникой папье-маше.

3. Создавать условия, способствующие успешности каждого ребенка, в соответствии с его возможностями.

4. Содействовать развитию творческих способностей и самостоятельности в работе с бумагой.

5. Развивать интерес к декоративно-прикладному искусству.

6. Развивать мелкую моторику рук.

7. Воспитывать усидчивость, терпение и аккуратность в работе.

Этапы работы:    

1 этап – подготовка материалов (дети рвут бумагу на мелкие кусочки, берут основу и обклеивают бумагой 1-2 слоями без использования клейстера, последующие 2-4 слои на основе клейстера)

2 этап – детская поделка по всему объему смазывается клейстером и подвергается моделированию. Желаемая форма фигуры достигается путем наложения дополнительных слоев бумаги или специальных предметов. В самых тонких местах работы должно быть 7-8 слоев бумаги. Поделку отложить и дать ей полностью высохнуть и отвердеть.

3 этап – отделение полученной формы от основы и грунтовка гуашью.

4 этап – роспись изделия гуашевыми красками или оформление аппликацией.

Для длительного хранения покрытие лаком в отсутствие детей.

Организация рабочего места:

1. Кружковая работа проводится во второй половине дня с подгруппой детей (до 10 человек).

2. Изменен сам подход к обучению, т.е. этот вид деятельности не обозначен как занятие.

3. Для детей это стало интересным и увлекательным делом.

4. Создана доверительная обстановка.

Оснащение педагогического процесса:

1. Газетная, тетрадная, белая и цветная бумага.

2. Клейстер или обойный клей.

3. Вазелин для смазывания твердых поверхностей.

4. Воздушные шары, пластилин, глина, детская посуда.

5. Водоэмульсионная краска, кисточки, гуашь или акварель.

6. Подкладные листы.

Организация рабочего времени:

Ведение кружковой работы 1 раз в неделю (вторник)

Длительность занятия не более 25 минут.

Работа с родителями:

1. Беседа о значении работы с бумагой для развития мелкой моторики рук, творчества и воображения.

2. Подбор материалов и совместное оснащение центра ручного труда.

3. Организация выставок детских работ и участие в конкурсах поделок.

4. Посещение МВЦ, с целью знакомства детей с художественным творчеством.

5. Проведение комплексного развлечения «Ярмарка прикладного искусства».

Ожидаемые результаты:

1. Овладели навыками работы, разной по фактуре бумагой, а так же техникой папье-маше.

2. При изготовлении поделок, дети проявляют творчество и фантазию.

3. Развился интерес к декоративно-прикладному искусству.

4. Освоены навыки декорирования посуды.

5. Стали более усидчивы, терпеливы и аккуратны в работе с бумагой и клеем.

6. Получены навыки для самостоятельной творческой деятельности в работе с бумагой.

Список используемой литературы:

1.Иванова Е.П. Поделки из папье-маше. М.: ООО «Книжный клуб семейного досуга». 2011.64с.

2.Лыкова И.А. Мастерилка. Детское художественное творчество. Издательский дом «Карапуз». 2008. 68с.

3.Матюхина Ю.А., Медведева О.П. Папье-маше. Нехитрая наука бумажных шедевров. М.: Феникс. 98с.

4.Рэй Гибсон. Папье-маше. Бумажные цветы. Серия: Наши руки не для скуки. Издательство Росмэн. 1998. 65с.

5.Бельтюкова Н.Б. Самоделки из папье-маше/-М.:АСТ;СПб:Сова,2006

6.Родионова С. Папье-маше. Самая полная энциклопедия. Издательство АСТ-Пресс.2009г.

7.Чаянова Г.Н. Папье-маше. Издательство Дрофа-Плюс 2007г.

Перспективный план работы кружка

«Папье-маше»

на 2022 – 2023 учебный год.

Сентябрь:

1. Сбор необходимого материала и оформление центра кружка

    «Папье-маше».

2. Диагностика навыков и умений детей.

3.Составление перспективного плана кружковой работы.

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Октябрь

«Удивительные

плоды»

Изготовление с помощью пластиковых муляжей фруктов.

1.Обрыв бумаги и наложение её по всей поверхности формы без клея.

Наложение 2 слоя с помощью обойного клея.

2.Наложение 3-4 слоев с помощью обойного клея.

Просушка. Распилка готового изделия на 2 половинки (для изъятия муляжа).

3.Соединение 2 половинок 5 и 6 слоем с помощью обойного клея. Просушка. Оформление готовых изделий с помощью гуаши и акварельных красок.

Пластиковые муляжи овощей и фруктов.

Газетная бумага, белая бумага, розетки для клея, обойный клей.

Подкладные листы.

Пилочка для лобзика.

Готовые изделия «плодов».

Краски гуашевые и акварельные.

Стаканчики для воды, кисти, подкладные листы.

Ноябрь

«Стаканчик для карандашей»

Оклеивание пластикового стаканчика.

1.Обрыв бумаги и наложение её по всей по всей поверхности формы без клея.

Наложение 2 слоя с помощью обойного клея.

2.Наложение 3-4 слоя с помощью обойного клея. Просушка.

3.Наложение 5-6 слоев с помощью обойного клея. Просушка. Вынуть стаканчик из формы и обрезать края.

Пластиковый стаканчик, вода, газетная бумага, белая бумага, обойный клей, подкладные листы.

Оформление стаканчика для карандашей. Оклеивание готовых стаканчиков цветной бумагой.

Оформление аппликацией.

Обойный клей, цветная бумага, ножницы.

Декабрь

«Новогодние шары»

Изготовление с помощью пластиковых шаров «Новогодних шаров».

1.Обрыв бумаги и наложение её по всей поверхности формы без клея.

Наложение 2 слоя с помощью обойного клея.

2.Наложение 3-4 слоев с помощью обойного клея. Просушка. Распилка готового изделия на 2 половинки (для изъятия шара).

3.Соединение 2 половинок 5 и 6 слоем с помощью обойного клея. Создание петельки из атласной ленты. Просушка.    

Пластиковые шары.

Газетная бумага, белая бумага, розетки для клея, обойный клей.

Подкладные листы.

Пилочка для лобзика.

Атласная лента.

Декорирование «Новогодних шаров».

Покраска и украшение готовых изделий.

Декорирование.

Готовые изделия «новогодних шаров».

Краски гуашевые и акварельные, стаканчики для воды, подкладные листы. Клей ПВА. Блестки, бисер, поетки и т.д.  

Январь

«Снегири на кормушке»

Оклеивание яичной скорлупы в 2-3 слоя. Просушка.

Наложение еще 2 слоя. Оклеивание птиц цветной бумагой. Просушка.

Пустая яичная скорлупа, белая и цветная бумага, обойный клей, подкладные листы.

Декорирование мелкими деталями (глаза, клюв, хвост).

Создание композиции.

Цветная бумага, клей ПВА, ножницы, готовая кормушка.

Февраль

«Ваза для цветов в

подарок маме»

Оклеивание готовой формы вазы.

1.Обрыв бумаги и наложение её по всей поверхности формы без клея.

Наложение 2 слоя с помощью обойного клея.

2.Наложение 3-4 слоев с помощью обойного клея. Просушка.

3.Наложение 5-6 слоев с помощью обойного клея. Просушка.

Готовая форма, вода, газетная бумага, белая бумага, обойный клей, подкладные листы.

Отделить заготовку от тарелки.

Выровнять края изделия.

Роспись готовой вазы под «хохлому».

Краски гуашевые и акварельные, вода, кисточки, подкладные листы.

Март

«Подарок – магнит на холодильник»

1.Оклеивание готовой формы в 3-4 слоя с использованием клея. Просушка.

2.Наложение еще нескольких слоев бумаги.

3.Из картона вырезать силуэты желаемых изделий (вертолетики, божьи коровки, жучки, рыбки, котики и другие формы). Вынуть пластиковую половинку киндер – сюрприза.

Наклеить её на выбранный силуэт. Ждать высыхания.

Киндер – сюрприз 1 половинка, газета, обойный клей, вода, картон, подкладные листы.

Оформление готового изделия красками, дополнить деталями.

Приклеивание магнита к поделке.

Кисти, гуашь, вода, подкладные листы, магнитик, клей ПВА.

Апрель

«Пасхальные яйца»

Оклеивание яичной скорлупы в 2 слоя.

Просушка. Наложение еще 2 слоя.

Просушка. Оклеивание цветной бумагой. Просушка.

Белая и цветная бумага, обойный клей.

Украшение готового изделия.

Клей ПВА, бисер, паетки, кисточки, подкладные листы.

Май

«Декоративная тарелка »

Оклеивание пластиковой тарелки.

1.Обрыв бумаги и наложение её по всей поверхности формы без клея.

Наложение 2 слоя с помощью обойного клея.

2.Наложение 3-4 слоев с помощью обойного клея. Просушка.

3.Наложение 5-6 слоев с помощью обойного клея. Просушка.

Пластиковая тарелка, вода, газетная бумага, белая бумага, обойный клей, подкладные листы.

Отделить заготовку от тарелки.

Выровнять края изделия.

Роспись декоративной тарелки под «гжель».

Краски гуашевые и акварельные, вода, кисточки, подкладные листы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружковой работы «Работа с бумагой « Квиллинг»

Cчитаю, что развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овл...

Программа кружковой работы "Удивительный мир "папье-маше"" для детей старшего дошкольного возраста

В рамках ДОУ, в направлении "Художественно-эстетическое развитие" не достаточно внимания уделено  формированию у детей  навыков и умений  по различным направлениям  декоративно-при...

Программа кружковой работы «Чудесная мастерская» в технике папье-маше.

Развитие личностного и творческого потенциала ребенка посредством декоративно-прикладной деятельности, основанной на обучении технике папье-маше....

Программа кружковой работы по тестопластике: «Вот какое тесто». Выборочные конспекты и фото работ.

Обучать детей различным техникам лепки из солёного теста; обучать культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настрою; умению планировать свою деятельность, предвидеть результат, дов...

Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми   младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом   образования в форме кружковой работы п...

Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год

laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...

План работы с родителями обучающихся в кружках по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Превращалки из папье-маше» на 2022-2023 учебный год

План работы с родителями обучающихся в кружках по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Превращалки из папье-маше»на 2022-2023 учебный год Цель: создать в груп...