Проект " Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации"
проект по аппликации, лепке (старшая группа)

Сокольникова Вера Вадимовна

" Истоки способностей дарований детей - на кончиках их пальцев....."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2018.docx39.66 КБ

Предварительный просмотр:

    МАДОУ «Детский сад №15 с. Кабанск»

              Вид проекта: творческий, долгосрочный.

«Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации»

        

        Подготовила:

        воспитатель

        Сокольникова В.В.

                                 

                                            Кабанск – 2018 год        

 «Истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев.

Чем больше уверенности в движениях

детской руки, тем тоньше взаимодействие руки

с орудием труда, сложнее движения,

ярче творческая стихия детского разума.

А чем больше мастерства в детской руке,

тем ребенок умнее…»

В. А. Сухомлинский

Актуальность

В наше время особенно актуальной встала проблема развитие мелкой моторики у детей, так как наукой уже давно доказано существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью, интеллектом и речью у детей. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста. Научно доказано, что дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной, костной, и нервной системы организма.

Проблема:

• Слабо развита мелкая и тонкая моторика пальцев рук.

• Недостаточный уровень речевой активности детей.

• Неумение выполнять задание по образцу, слабо развито умение ориентироваться на плоскости.

Гипотеза

При специальной организации обучения нетрадиционной изобразительной деятельности у дошкольников быстрее развиваться мелкая моторика. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Поэтому очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребёнком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

Целью данной работы является развитие интеллектуальной сферы и познавательного интереса, стимуляция речевой активности через обогащение чувственного опыта детей в процессе продуктивной деятельности.

Задачи:

• Развить умения производить точные движения кистью и пальцами рук.

• Развить способности координированной работу рук со зрительным восприятием.

• Развивать творческую активность, фантазию.

• Развивать память, внимание, творческое воображение, мышление, речь, глазомер, познавательный интерес.

• Обучать ловкости в обращении с различным материалом, тренировать мышцы рук детей.

Описание проекта

• Тип проекта: творческий

• Вид проекта: долгосрочный

• Участники проекта: дети, родители, педагоги

Этапы реализации:

1 этап: организационный (февраль2018г.)

2 этап: практический (март. – май 2018г.)

3 этап: заключительный (май 2018г.)

Методы и формы:

Методы: различные игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность, заучивание стихов и потешек, чтение художественной литературы.

Наглядные: анализ литературы, наблюдения, обследование предметов, рассматривание картин и иллюстраций.

Словесные: беседа, использование художественного слова, совместный анализ работ.

Практические: показ способа действия, анкетирование.

Формы:

• Целевые прогулки

• Экскурсии в музей, школу искусств

• Занятия, с использованием ИКТ

• Совместная деятельность педагогов с детьми в течении дня

• Самостоятельная деятельность детей

Предполагаемые результаты:

1. Овладение практическими навыками в аппликации.

2. Появление познавательной активности.

3. Развитие моторики руки, в соответствии с возрастом детей.

4. Воспитание уверенности в собственных силах и устойчивый интерес к занятиям.

Этапы реализации проекта:

I этап – организационный (февраль – март)

• Изучение  методической литературы, опыта работы по проблеме.

• Создание предметно - развивающей среды.

• Анкетирование и консультирование родителей, привлечение их к сбору разнообразного материала для аппликации в нетрадиционной технике.

• Работа с Интернет ресурсами по нетрадиционным техникам аппликации с дошкольниками.

Составление  перспективного плана работы по реализации проекта.

Разработка критериев оценивания умений и навыков детей.

II этап – практический

• Подготовка дидактических пособий, атрибутов.

• Разработка методических рекомендаций, конспектов занятий.

• Работа с детьми, воспитателями, родителями по теме проекта.

• Составление каталога «Нетрадиционные техники аппликации».

III этап – обобщающий

• Анализ результативности проекта.

• Организация выставки детских работ.

Выставки совместных работ детей и родителей.

Диагностика детей.

Рабочий план реализации проекта

- Работа началась с мониторинга уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук (Приложение №1).

- Составление перспективного и календарного плана работы с детьми, по результатам мониторинга (Приложение №2).

- Проведение консультативных мероприятий с родителями, с целью вовлечения их в работу проекта (Приложение №3).

Изучив опыты работы по данной проблеме, я пришла к выводу, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе. Работа с детьми организуется как в процессе непосредственно -образовательной деятельности, так и в вечернее время.

Используемая литература:

Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» – М.:«Просвещение», 1991.

Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа (образовательная область «Художественное творчество»): учебно-методическое пособие – М.: ИД «Цветной мир», 2012.

Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. «Аппликация в детском саду» – Ярославль«Академияразвития, Академия холдинг», 2002.

Иванова О. Л., Васильева И. И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011.

«Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т. С. Комаровой.

Комарова Т. С., Сакулина «Изобразительная деятельность в детском саду».

Лыкова И. А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.

Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки».

Лыкова И. А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.

Лыкова И. А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки»«Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.

Доронова Т. Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г.

        Приложение № 1

Комплексно-тематическое планирование

Дата

Мероприятия

Исполнители

Результат

Февраль 2018г.

Изучение методической литературы по данной теме. 

Мониторинг  по аппликации и ручному труду. 

Организация в группе творческой мастерской (оснащенной различными художественными материалами).

Оформление и пополнение папки по данной теме.

Проведение диагностики.

Оформление творческой мастерской.

Март 2018г.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Подарок маме»

«Подводный мир»

«Корзина с цветами»

«Домик в деревне»

Скатывание салфеток.

Работа с манкой.

Разные техники.

Разные виды круп.

Апрель 2018г.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Ветка вербы»

«Звёзды на тёмно- синем небе»

«Космос»

«Любимое животное»

Аппликация с ватой.

Скатывание салфеток.

Работа с манкой.

Работа с бросовым материалом.

Май 2018г.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Краски весны»

«Пушистые комочки»

Мониторинг  по аппликации и ручному труду. 

Выставка детских работ.

Ниткография.

Работа с пшеном.

Проведение итоговой диагностики. Оформление выставки детского творчества .

Приложение №2

 

План мероприятий с родителями

Срок проведения

Мероприятия

Тема

        Февраль

Сбор природного и бросового материала с помощью родителей.

Наличие материала.

            Март

Консультации для родителей

Тема: «Крупная польза от мелкой моторики»

Тема: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики»

Март

Тестирование для  родителей.

Анализ результатов тестирования.

            Апрель

Папка-передвижка

Тема: «Развитие мелкой моторики»

Апрель

Консультации для родителей

Тема: «Влияние нетрадиционной, художественной деятельности на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

           Май

Консультации для родителей

Тема: «Материалы для работы с детьми по изготовлению поделок».

Май

Оформление альбома по нетрадиционной технике аппликации

«Цветик семицветик»

Приложение №3

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Просим вас принять участие в опросе по теме:

"Роль изобразительной деятельности в развитии ребенка"

  1. Задумывались ли Вы о том, как влияет изодеятельность на развитие личности ребенка?_____________________________________________
    2. Считаете ли Вы необходимым осуществлять руководство детской изобразительной деятельностью?__________________________________
    3. Посещаете ли Вы с ребенком выставочный зал?____________________
    4. Привлекаете ли Вы внимание ребенка к родной природе?____________
    5. Знакомите ли Вы ребенка с иллюстрациями книжной графики?_______________________________________________________
    6. Есть ли у Вас в доме уголок, где ребенок сможет заняться любимым делом?_________________________________________________________
    7. Какие изобразительные материалы имеются в распоряжении вашего ребенка?_______________________________________________________
    8. Имеется ли в доме специальное место для хранения этих материалов?____________________________________________________
    9. Разнообразно ли содержание рисунков вашего ребенка?_______________________________________________________
    10. Как Вы относитесь к результатам детского изобразительного творчества?
    - украшаете дом;
    - дарите кому-то;
    - бережно храните работы;
    - другие варианты.
    11. С какими нетрадиционными техниками рисования Вы знакомы?______________________________________________________
    12. Нужен ли Вам совет по поводу контроля за работой ребенка и оказания ему разумной помощи?___________________________________________

Консультация для родителей"Польза мелкой моторики" 

Совсем недавно в Японии, стране передовой по части разных новшеств, был отмечен следующий парадокс. Дети, усаживаемые за компьютер в раннем возрасте и овладевающие письмом с помощью клавиатуры, перестали… разговаривать.

 Разбираясь в причинах происходящего, напуганные всерьез ученые выяснили – все дело в том, что, пользуясь клавиатурой, а не  обычными ручкой-карандашом при письме, ее воздействие приходится на точки руки, не имеющие связи с головным мозгом, не стимулирующие развитие определенных мозговых зон. А ведь именно от этих зон и зависит своевременное и правильное формирование и развитие речевых функций.

Таким образом, «дедовские» методы обучения грамотности были срочно возвращены назад. Вот почему в последнее время развитию мелкой (тонкой) моторики педагоги и психологи уделяют все большее значение.

 

Две значимых моторики.

Моторик на самом деле две – мелкая и крупная. И обе одинаково значимы для развития детей. Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения пальцами, крупная же – движения тела (корпуса, рук, ног).

Остановимся подробнее на мелкой моторике.

 

От пальчиков – к голове.

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два уже подтвержденных научно факта позволяют рассматривать кисть руки как «орган речи» наряду с артикуляционным аппаратом. Вот почему, обучая малыша речи, недостаточно только тренировок артикуляции, развитие движений пальцев рук просто необходимо!

Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также со вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Да и разве сама по себе хорошо развитая рука приносит мало пользы? Ведь именно благодаря ей человек всю жизнь делает так много нужных вещей: пишет, рисует, застегивает пуговицы и завязывает шнурки, работает на том же компьютере, наконец.

 

Стартуем с пеленок.

Когда начинать заниматься? Практически с самого рождения! Уже у новорожденных малюток мамы трогают пальчики, ладошки, а массаж этих зон и есть активная тренировка мелкой моторики. Поглаживая кисти рук ребенка, перебирая пальчики, вы уже стимулируете важнейшие мозговые отделы, а также и соседние зоны.

 

Игра пальчиков.

Мелкая моторика развивается игрой. Сначала малыш учится хлопать в ладоши, сжимать-разжимать пальчики руки, осваивает  «Сороку - белобоку  и «Козу рогатую» – все это неспроста. Тренируют руку кубики и сбор пирамидки или матрешки, игра в машинки или причесывание куклы. Дети постарше с удовольствием рисуют (есть специальные «пальчиковые» краски для самых маленьких), лепят из теста или пластилина, собирают конструкторы…  Кроме этого, существует целый ряд игр и игрушек, направленных на развитие мелкой моторики. Например, всевозможные «развивающие коврики». Детям предлагается плести веревочные косички, нанизывать бусинки, завязывать узелки.

 

Бабушкин рецепт.

А как же в «старые» времена люди росли без различных развивающих методик и вырастали в настоящих рукастых  мастеров? – спросите вы. Все просто: «бытовых» занятий, отлично развивающих руку и пальцы, огромное количество! Сейчас они также незаслуженно забыты – время диктует свои правила, избавляя нас от множества дел. Кто сейчас, к примеру, возьмется перебирать крупу? А это занятие всегда было закреплено за младшими в семье: расторопные пальчики и зоркие глазки – лучшие помощники в таком деле. Кстати, и терпение тренировалось, и усидчивость, и сосредоточенность. Прополка грядок и сбор ягод, лепка пельменей, заплетание  кос, штопка, шитье, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок из дерева и лепка из глины…  Почти все домашние дела так или иначе делались руками. Да и с пуговицами-шнурками сегодня дети все меньше общаются: липучки и «молнии» экономят время, силы и тормозят развитие мелкой моторики.

 

Внимание, взрослые!

Уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки! Наступит время, когда ваш любимый ребенок будет ловко и быстро работать всеми десятью пальцами, движения рук будут точными и аккуратными. Но прежде необходимо набраться терпения и понимания, удерживаться от обвинений в адрес малыша: «Что у тебя за руки-крюки?!» и не злиться, когда очередная деталь сервиза будет разбита. Руки ребенка пока еще «не слушаются» своего хозяина, но малыш совсем не при чем. Особое внимание развитию навыков руки ребенка должны уделять родители, чьи дети не посещают детский сад. В детских дошкольных учреждениях педагоги и воспитатели большую часть времени уделяют занятиям на мелкую моторику: дети рисуют, пишут, лепят, работают с ножницами. Все это – залог успешного обучения в школе.

 

Несколько упражнений, развивающих мелкую моторику и двигательную функцию кистей рук.

 

1. Замки из песка и камней.

Специалисты рекомендуют: детишки должны чаще играть с песком и камешками. Пусть малыши рисуют пальчиками на песке, строят башенки, лопатками набирают его в свои машинки и высыпают обратно. Пусть собирают камешки, предположим, в одну кучку – мелкие, в другую – крупные, затем можно кучки смешать и попросить ребеночка, чтобы он проделал все заново.

 

2. Игра «Разноцветные снежинки» (возраст – 4 года).

Цель игры – развитие мелкой моторики рук и формирование аккуратности. Материалы: белая бумага, фломастеры, ножницы. Взрослый рассказывает и показывает, как правильно вырезать снежинки из листов бумаги. После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что «зимние красавицы» получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья.

 

3. Рисуем.

Взрослые с детишками могут обводить на  перегонки квадратики или кружочки. Предлагается рисовать различные геометрические фигуры, животных, а потом зарисовывать все в соответствующие тона.

 

4. Угадай-ка?

Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант – ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.

 

5. Лепка из пластилина.

С детьми дошкольного возраста хорошо лепить животных, предметы быта (тарелочки, кружечки, ложечку), для ребятишек школьного возраста, кстати, будет лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.

 

 

6. Поиски предмета.

Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5–10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб малыш с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

 

7. Игры с предметами домашнего обихода.

Равномерным слоем рассыпьте по подносу любую крупу. Проведите пальчиками малыша по крупе. Позвольте ему самому нарисовать, что он захочет. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (солнышко, дождик, травку), буквы, фигурки. Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. Берем пельменницу. Ее поверхность, как вам известно, напоминает соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

«Пальцы, как пчелы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли меда всем нам до весны,

Чтобы не снились голодные сны?»

 Насыпаем в кастрюлю горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

«Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут, будут из печи

Булочки и калачи».

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (можно даже полиэтиленовый мешочек или лист бумаги) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

 

8. Игры-шнуровки Марии Монтессори:

-развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; l развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий: «вверху», «внизу», «справа», «слева»; l формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); - способствуют развитию речи; -развивают творческие способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»

Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головн...

Семинар на тему: "Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной деятельности"

Семинар является заключительным отчётом о проведённой работе по формированию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.Выводы: работа по развитию мелкой моторики рук у детей способству...

Семинар для педагогов «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной деятельности».

Здравствуйте уважаемые коллеги!Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образовани...

Проект «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации»

Ерова ЕкатеринаПроект «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации»«Истоки способностей и дарованийдетей – на конч...

Проект "Развитие мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных методов".

Развитие мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных методов. ...

Статья "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"

      [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27621072","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 100px; width: 150px; float: left;"}}]] Разви...

Перспективный план работы Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации

Перспективный план работы. Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации...