Пластилинография
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа)

Побережняк Ирина Аркадьевна

«Пластилинография – как средство развития художественных способностей у детей младшего дошкольного возраста»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение «Пластилинография – как средство развития художественных способностей у детей младшего дошкольного возраста»

(из опыта работы)

«… Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В. А. Сухомлинский

              В настоящее время педагоги, специалисты в области дошкольного образования, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти.

С каждым годом становится все больше детей, которые отстают от своих сверстников в своем развитии. Человеческие руки – это тот инструмент, при помощи которого можно повлиять на общее развитие ребенка. Лепка способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию навыков необходимых для успешного обучения. Лепка развивает чувство прекрасного, а также воспитывает усидчивость, развивает ловкость пальцев и трудовые умения. Велико образовательное и воспитательное значение лепки, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих сверстников в освоении различных приемов ручной умелости. Работа с пластилином – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» -создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Определив направление в работе, приступила к реализации.

Мной разработана образовательная программа по дополнительному образованию – работа с пластилином в этом жанре.

Создание программы дополнительного образования обосновано отсутствием методического обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей младшего дошкольного возраста. Так же данная образовательная программа - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

Цель работы: создать условия для самовыражения средствами искусства и развития у детей творческих способностей и интереса к ручному труду, а также развитие познавательной деятельности через формирование умения работы с пластилином.

Занятия пластилинографией помогли решить следующие задачи:

Обучающие:

-знакомить с новыми способами изображения – лепка нетрадиционным способом основными приемами (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);

-формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством лепки;

-формировать умение сопоставлять тактильное обследование предмета со зрительным восприятием формы, пропорции и цвета.

Воспитательные:

-воспитывать навыки аккуратной работы;

-воспитывать усидчивость, терпение, самостоятельность, эстетический вкус;

-воспитывать отзывчивость, доброту,  желание помогать сверстникам.

Развивающие:

-  создать условия для формирования интереса:

- к процессу и результатам работы;

-способствовать повышению речевой активности детей;

-развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-моторную координацию, осязание и тактильно-двигательного восприятия, зрительно-пространственные навыки;

- организовать участие детей в выставках, конкурсах детского творчества.

 Методы организованной образовательной деятельности:

  1. Словесный метод: беседа, рассказ, объяснения, пояснения, опрос, словесная инструкция.
  2. Наглядный метод: рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия), показ приёмов выполнения работы (частичный, полностью).
  3. слушание соответствующей возрасту народной, классической, этнической и детской музыки.

            Педагогическая диагностика уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей проводится 2 раза в год (октябрь, апрель) - на начальном и итоговом этапах, по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

               Ожидаемые результаты работы:        

       В результате обучения по данной программе дошкольники научатся:

- различным приёмам работы с пластилином;

- следовать устным инструкциям;

- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и фантазию;

- овладеют навыками культуры труда;

- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

            Основной материал - пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Занятие пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).

           Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти..

Дети в интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности воспитанников стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание. Дети знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

В процессе обучения широко использовались наглядные пособия, что способствует сокращению времени на изложение теории. Для создания непринужденной творческой атмосферы использовались игры и игровые приемы, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Работа  заинтересовала родителей наших воспитанников. В рамках родительского собрания был проведен мастер класс «Удивительные картины». Полки нашей группы украшают поделки, сделанные своими руками наших детей и их родителей.  

В процессе организованной деятельности  наши воспитанники научились доводить начатое дело до конца и показали хорошие результаты обучения, которые были намечены в программе по работе с пластилином. Детьми освоены правила техники безопасности при работе с инструментами и красками; правила оборудования рабочего места и хранения своих поделок. Дети научились следовать устным инструкциям, пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из пластилина; оценивать свою работу и работы своих товарищей, работать в коллективе. Поделки, изготовленные своими руками, обладают необыкновенной привлекательностью.

Итак, подводя итоги проделанной работы, следует отметить что развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством занятий пластилинографией, позволяет развивать способности воспитанников к созданию оригинальных изделий, в процессе работы, над которыми были самостоятельно применены и усвоены знания, умения, навыки, проявлена индивидуальность, художество, детская фантазия, воображение и особое видение мира. Пластилинография способна увести детей в увлекательную страну художественного творчества, открыть дверцу в мир фантазии и мастерства.

Есть известное педагогическое правило: хочешь, чтобы ребенок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. Если ребенок почувствует успех, то будет стараться еще больше, как гласит пословица «Верная указка - не кулак, а ласка». Поэтому в  работе был соблюден принцип от простейшего к сложному. Благодаря этому дети находились в ситуации успеха, уверенности в своих силах. С охотой и желанием приступали к выполнению новых работ.

Для совершенствования работы по данной проблеме наметила следующие перспективы:

-продолжить знакомить детей с различными техниками продуктивной деятельности;

- следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у детей; продолжать осуществлять взаимодействие с семьями своих воспитанников.

Литература:

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -  М.: Просвещение, 2010, 289 с.

2. Грибовская  А. А., Халезова – Зацепина М. Б. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2 – 7 лет. – ТЦ Сфера, 2013, 80с.

3. .Г. Н. Давыдова «Пластилинография для малышей», Москва 2008 г. Издательство «Скрипторий 2003».

4. О. Г. Жукова «Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей младшего возраста» Москва 2007 г. Издательство «Айрис – пресс».

     5. Д. Н. Колдина «Лепка и рисование с детьми 3 – 4 лет», Москва 2009 г. Издательство «Мозаика – синтез».

6. И. А. Лыкова «Лепим с мамой. Азбука лепки. Учебно – методическое пособие для детского художественного творчества» серия «Мастирилка», 2005

7. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная про грамма дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, -  М.: Мозаика – Синтез, 2012, 336 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Пластилинография- умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии»

Цель:Развитие мелкой моторики рук через освоение нетрадиционной техники работы с пластилином.Задачи:Формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пласт...

Конспект по пластилинографии "Знакомство с пластилинографией"

-познакомить детей с понятием - трафарет, показать и научить приемам работы с ним.-развивать мелкую моторику руки, развивать цветовосприятие, умение правильно выбирать тон пластилина, графические навы...

Консультация для родителей «Что такое пластилинография? Виды пластилинографии»

Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений...

Консультация для родителей «Что такое пластилинография? Виды пластилинографии»

Консультация для родителей «Что такое пластилинография? Виды пластилинографии»Данилова Г.Н.Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «...

Мастер-класс по пластилинографии в средней группе "Сказочный мир пластилинографии"

Цель мастер- класса: Развитие у детей художественно-творческих навыков и способностей по средствам пластилинографии. Дать родителям знания о пластилинографии, как о нетрадиционном спосо...