КРУЖОК "УМЕЛЫЕ РУЧКИ"
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа)

Токарева Светлана Алексеевна

развитие речи и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр и средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кружок «Умелые ручки» во второй младшей группе.

Проблема: низкий уровень речевого развития, а так же мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Некоторые родители считают: ребенок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, что тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются независимо от общей мышечной координации! И очень ловкий ребенок может испытывать затруднения при письме — именно потому, что это совершенно другой навык.

Моторные центры речи находятся рядом с моторными центрами пальцев рук, поэтому, стимулируя моторику, мы развиваем речь.В младшем дошкольном возрасте наилучший эффект даёт тренировка пальцев рук. Наиболее интересным, занимательным и любимым мною способом для развития мелкой моторики рук, считаю применение пальчиковых игр во всём их разнообразии, так как они интересны детям, соответствуют возрасту, позволяют в короткий срок улучшить моторику рук. Так же хороший результат даёт применение нетрадиционных техник изобразительного искусства.

Поэтому мы решили создать кружок для развития мелкой моторики «Умелые ручки», который объединяет два вида деятельности: театрализованную и продуктивную. Первая часть занятия – пальчиковые игры и упражнения, вторая – продуктивная деятельность.

Цель: развитие речи и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр и средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.

Задачи:

  • Привить детям любовь к художественному слову.
  • Познакомить детей с пальчиковыми играми и пальчиковым театром.
  • Познакомить с видами нетрадиционного изображения.
  • Развивать фантазию, творческое воображение.
  • Развитие коммуникативных навыков.

Тема

Интеграция

Содержание

Цели

ОКТЯБРЬ

1

 «Сорока-ворона».

ХЭР

РР

ФР

  1. Рассказывание потешки  «Сорока-ворона» с использованием пальчикового театра.
  2. «Обрывная аппликация». «Каша»
  1.  Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
  2. Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, аккуратно наклеивать на нарисованную форму

2

 «Сорока-ворона».

ФР

РР

ХЭР

  1. Пальчиковая игра «Сорока-ворона».
  2. «Аппликация с использованием пластилина». «Каша»
  1. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

  1. Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать, заполняя готовую форму.

3

 «Осенние листочки».

РР

ХЭР

ФР

  1. Разучивание пальчиковой игры «Осенние листочки».
  2. «Аппликация с использованием салфеток»
  1. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
  2.  Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, наклеивать на нарисованный фон.

4

«Осенние листочки»

ФР

РР

ХЭР

  1. Повторение пальчиковой игры «Осенние листочки».
  2. «Создание коллажа»

  1. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
  2. Закреплять практические навыки аппликации; формировать пространственные представления – учить правильно располагать изображения на листе бумаги, дополняя созданный ранее сюжет.

                                                                                                                                     НОЯБРЬ

1

«Тили – тили – тесто»

(знакомство с пластическим материалом

РР

ХЭР

ФР

  1. Разучивание потешки как пальчиковой игры. 
  2. Лепка из теста
  1.  Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
  2. Ознакомление с тестом как художественным материалом, экспериментальное узнавание и «открытие» пластичности как основного свойства теста.

2

 «Угощение для бельчат и ежат»

ФР

РР

ХЭР

  1. Повторение пальчиковой игры «Тили-тили-тесто».
  2. Получение силуэтных изображений из теста.
  1. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
  2. Выдавливание (вырезание) формочками для выпечки. Обведение и украшение форм пальчиками. Развитие тактильных ощущений.

3

«Мишка-косолапый вразвалочку идёт»

  1. П/И «Мишка косолапый».
  2. Аппликация из ниток «Мишка».

Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

  1. Познакомить детей с ниткам(пряжей) и её свойствами; учить приклеивать пряжу к картону на контурное изображение.

4

«Мишка-косолапый вразвалочку идёт».

РР

ХЭР

ФР

  1. Обыгрывание стихотворения с помощью плоскостных фигурок .
  2. «Обрывная аппликация» «Малина для мишки»
  1. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
  2. Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму, дополняя ранее созданное изображение.

ДЕКАБРЬ

1

«Первый снег».

ФР

ХЭР

РР

  1.  Пальчиковая игра «Как на горке снег…»
  2. «Аппликация с использованием салфеток». 
  1. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
  2. Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, аккуратно наклеивать на нарисованный фон. Развивать фантазию, пространственные представления.

2

«Первый снег».

РР

ФР

ХЭР

  1. Повторение пальчиковой игры «Как на горке снег…».
  2. «Аппликация с использованием пластилина».
  1. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
  2. Учить использовать в работе различные приёмы: отщипывание, скатывание, надавливание, размазывание.

3

«Были бы у ёлочки ножки…».

РР

ХЭР

  1. Обыгрывание стихотворения с помощью плоскостной игрушки.
  2. «Обрывная аппликация». 

  1.  Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
  2. Закреплять умение аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги, создавая изображение.

ЯНВАРЬ

1 (3-я неделя)

«Снеговик».

  1. Стихотворение «СНЕГОВИК».
  2. «Аппликация».
  1. Побуждать слушать стихотворный текст «Снеговик». Обыгрывать с помощью плоскостных фигурок. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать внимание, умение согласовывать движения и речь.
  2. Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя композицию. Закрепить геометрические формы.

2

«Мишка, мишка – лежебока»

РР

ХЭР

  1. Заучивание стихотворения.
  2. ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ «Мишка»

  1. Обыгрывание с помощью плоскостных фигурок. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
  2. Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать, заполняя готовую форму

ФЕВРАЛЬ

1

«Открытка к 23 февраля».

ФР

РР

ХЭР

  1. Пальчиковая игра «МАШИНА».
  2. «Аппликация».
  1. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
  2. Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму машины.

2

«Маленькая птичка прилетела к нам».

РР

ХЭР

  1. Заучивание песенки «Маленькая птичка прилетела к нам».
  2. «Обрывная аппликация».
  1. Обыгрывание с помощью пальчикового театра. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
  2. Закреплять умение аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, скатывать из них шарики и приклеивать их к картону (кормушке).

3

«Птички».

РР

ФР

  1. Повторение песенки «Маленькая птичка прилетела к нам».
  2. «Рисование».
  1. Обыгрывание с помощью пальчикового театра. Обыгрывание с помощью пальчикового театра. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
  2. Познакомить с новым способом изображения. Учить обводить ладошку, дорисовывать детали, создавая знакомое изображение.

МАРТ

1

«Открытка для любимой мамочки».

ФР

РР

ХЭР

  1. Пальчиковая игра «Помощники».
  2. «Аппликация».
  1. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
  2. Учить правильно располагать изображения на основе и аккуратно приклеивать их.

2

«Красивые цветы».

ФР

РР

ХЭР

  1. Пальчиковая игра «Помощники».
  2. «Аппликация с использованием пластилина».
  1. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
  2. Учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики; учить, надавливающим движением указательного пальца, размазывать пластилин на картоне, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга.

3

«Солнышко».

РР

ФР

ХЭР

  1. Разучивание пальчиковой потешки «Солнышко, посвети».
  2. «Аппликация с использованием пластилина» - ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ.
  1. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
  2. Учить детей надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне.

4

«Солнышко».

  1. Повторение пальчиковой потешки «Солнышко, посвети».
  2. «Аппликация».
  1. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
  2. Учить самостоятельно обводить ладошку. Составлять изображение из вырезанных ладошек. Учить наносить клей на изображение, прикладывать изображение проклеенной стороной к бумаге, прижимать его ладонью и разглаживать салфеткой.

                                                                                                                                      АПРЕЛЬ

1

«Подснежники».

  1. Разучивание пальчиковой потешки «Алые цветы».
  2. «Аппликация».
  1. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
  2. Учить наносить клей на
  3. изображение, прикладывать изображение проклеенной стороной к бумаге, прижимать его ладонью и разглаживать салфеткой.

2

«Подснежники».

РР

ХЭР

  1. Повторение пальчиковой потешки «Алые цветы».
  2. «Создание коллажа».
  1. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику.
  2. Закреплять практические навыки аппликации; формировать пространственные представления – учить правильно располагать изображения на листе бумаги, дополняя созданный ранее сюжет. Использовать различные изобразительные средства (рисование, аппликация).

3

Ёжик

РР

ФР

ХЭР

  1. Разучивание стихотворения «Встретил ёжика бычок…».
  2. «Аппликация с использованием пластилина».
  1. Обыгрывание с использованием пальчикового театра. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать мелкую моторику. Совершенствовать память, умение согласовывать движения и речь.
  2. Учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики; учить, надавливающим движением указательного пальца, размазывать пластилин на картоне, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга.

4

Ёжик

РР

ХЭР

  1. Повторение стихотворения «Встретил ёжика бычок…».
  2. «Создание коллажа». 
  1. Обыгрывание с использованием пальчикового театра. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать мелкую моторику. Совершенствовать память, умение согласовывать движения и речь.
  2. Закреплять практические навыки пластилиновой аппликации; формировать пространственные представления — учить правильно располагать изображения на листе бумаги, дополняя созданный ранее сюжет.

                                                                                                                                        МАЙ

1.

«Цветущая яблонька»

  1. Разучивание пальчиковой потешки «Цветы».
  2. «Аппликация».
  1. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
  2. Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя изображение. Развивать пространственные представления.

2.

«Цветущая яблонька».

  1. Повторение пальчиковой потешки «Цветы».
  2. «Аппликация с использованием пластилина».
  1. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить.
  2. Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, создавая круглую форму, затем аккуратно приклеивать на готовый фон.

3

«Любимое животное»

  1. Заучивание песенки «К нам пришла собачка».
  2. «Картинка из ниток»
  1. Обыгрывание с помощью плоскостных фигурок с дырочками для пальцев. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
  2. Учить приклеивать пряжу на готовое изображение животного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для родителей на тему" Ручки-ручки, золотые!"

Техника рисования пальчиками позволяет создаватьпрекрасные образы, знакомит ребенка с цветовой гаммой, дает понимание результатасоединения цветов,развивает мелкую моторику, а также является прекрасным...

Открытый музейный урок "Русь ремесленная. Русь мастеровая" в младшей группе №3 дошкольного подразделения "Надежда" ГБОУ СОШ№2092.

6.10.15 в рамках открытого музейного урока "Русь ремесленная. Русь мастеровая"в младшей группе №3 прошел тематический день.Цель - приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре и народным т...

Открытый музейный урок «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»

расписание мероприятий к открытому музейному уроку «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»...

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста по теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возрастапо теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».Образовательные задачи:·       Вызвать интерес к зан...

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста по теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возрастапо теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая»....

Пост-релиз открытого музейного урока "Русь ремесленная. Русь мастеровая"

В пост-релизе  можно ознакомиться с формами работы , которые проводились с детьми дошкольного возраста во всех возастных группах  в рамках  открытого музейного урока "Русь ремесленная. ...

Мастер - класс для детей и родителей "Подготовим ручки к ручке"

Мастер - класс для детей и родителей "Подготовим ручки к ручке" в подготовительной к школе группе (6 - 7 лет)...