Статья «Развитие творческих способностей дошкольников средствами предметной среды ДОУ»
статья

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ – важный момент, на который необходимо обращать особое внимание. Правильно созданная предметная среда дает возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. У каждого ребенка должна быть возможность выбрать себе занятие по интересам, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. При этом в группе создается положительный эмоциональный фон, что свидетельствует о жизнерадостности детей, их открытости и проявлении их желания посещать детский сад. Ответственная задача педагога состоит в умении смоделировать такую предметно - пространственную среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Ведь предназначение педагога — дать каждому малышу возможность жить полноценной жизнью здесь и сейчас

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему:«Развитие творческих  способностей дошкольников средствами предметной среды дошкольного образовательного учреждения»

Подготовила :

Воспитатель ГБДОУ детский сад  №72

Магамедова Лаура Бабаевна

 

В настоящее время происходят кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашей страны, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей. Объясняется это тем, что в этом возрасте дети проявляют чрезвычайную любознательность, у них имеется огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста напрямую зависит от правильно созданной и организованной предметно – пространственной среды в группе. Среда является фактором развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Это влечет за собой повышение уровня художественного воспитания, раскрытия творческих способностей детей. Они играют большую роль в будущей жизни ребёнка.

Стоит отметить, что развитие творчества не происходит само по себе. Оно требует особого внимания. В творческой деятельности ребёнок познаёт окружающий мир, постоянно открывает для себя что-то новое, способен ставить и решать нетиповые проблемы. В это же время у дошкольников формируются исследовательские навыки, исследовательский склад мышления, способность быстро входить в новые предметные области, анализировать новые ситуации, увидеть невидимое, объединить разное, упростить сложное. Одним словом, дети приучаются к творческой активности, к творческому труду, к творческому поиску и решению.  

Грамотно оформленная предметно-пространственная среда выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества педагога, так как ее формирование требует от педагога фантазии и разнообразния способов создания.

Самое время сказать о месте педагога в организации предметно – пространственной среды. Он же автор, он же и компонент. Автор потому, что, зная особенности развития каждого ребенка, творит, проектирует и создает среду; компонент потому, что определяет свое место в ней относительно каждого ребенка.

Предметно-пространственная среда должна стать насыщенной, неординарной, разнообразной, меняющейся. Педагоги должны стараться оформить игровые центры так, чтоб у каждого ребенка было желание чем-либо заняться, что-то смастерить, построить, создать своими руками и не только одному, но и совместно со сверстниками.

Рассмотрим наполнение предметной среды в разных центрах творческой активности детей:

Центр сюжетно – ролевых игр.

Этот центр активности предоставляет широчайшие возможности для развития фантазии и творчества, ведь сюжетная игра связана с условным действием в воображаемой ситуации. Благодаря организации сюжетно – ролевых игр дети учатся объединяться, договариваться, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. Ребенок непосредственно принимает на себя игровую роль, вокруг которой строится воображаемая ситуация. Целесообразно наполнить данный центр костюмами для ряженья, головными уборами, разного рода украшениями и аксессуарами. Важно разместить материал для сюжетно – ролевых игр в группе таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их по замыслу. На сегодняшний день широкое распространение имеют маркеры игрового пространства, позволяющие легко развернуть ту или иную игровую ситуацию без привязки к конкретному месту.

Центр театрального мастерства.

Это поистине один из самых любимых детьми центров активности, в котором «живут» куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, кукольный, настольный). Их дети с удовольствием используют для обыгрывания сказочных сюжетов. Играя в театр, дети становятся и режиссерами, и актерами своих спектаклей, в которых учатся воплощать свои творческие замыслы, находить и выбирать выразительные средства. В результате такой творческой деятельности они легко и непосредственно включаются в театральное действие; свободно, непринужденно общаются друг с другом; у детей развивается мышление, образная речь, воображение.

Здесь же целесообразно разместить музыкальные инструменты – так у детей имеется возможность самостоятельно озвучить собственные театрализованные постановки или подготовить отдельный концерт.

Центр конструирования.

Данный центр активности как никакой иной способствует развитию детского творчества. Однако важным условием при этом является обилие видов конструкторов, из которых ребенок создает свои конструкции. Именно в этом случае конструирование приобретает творческий характер, дети создают новые уникальные планы, учатся находить нестандартные решения, осуществляя значительные изменения и различное комбинирование известных операций.

Центр творчества.

Он организован для занятий продуктивными видами детской деятельности (рисование, лепка, аппликация). Все эти виды детской активности играют важную роль в развитии ребенка-дошкольника и в развитии творческих способностей детей. Этот центр способен выполнять разные функции, однако, прежде всего, развивает креативность, любознательность, воображение и инициативу детей. Важно предоставить детям широкий спектр изобразительных материалов, которые позволят сформировать их творческий потенциал, эстетическое восприятие, воображение, художественно-творческие способности, самостоятельность и активность.

Таким образом, организация предметно-развивающей среды в ДОУ – важный момент, на который необходимо обращать особое внимание. Правильно созданная предметная среда дает возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. У каждого ребенка должна быть возможность выбрать себе занятие по интересам, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. При этом в группе создается положительный эмоциональный фон, что свидетельствует о жизнерадостности детей, их открытости и проявлении их желания посещать детский сад.

Ответственная задача педагога состоит в умении смоделировать такую предметно - пространственную среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Ведь предназначение педагога — дать каждому малышу возможность жить полноценной жизнью здесь и сейчас


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:" Экологизация развивающей предметной среды".

Cоздание условий для формирования у ребенка основ экологического сознания, элементов экологической культуры, реализации новых представлений об универсальности и самоценности природы....

Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет,Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет,посредством развивающих математических игр и упражнений»(из опыта работы)

Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет,Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет, посредством развивающих математических  игр и упражнений&raqu...

Статья "Ранняя профориентация дошкольника средствами экономического воспитания"

В современном мире каждый человек должен быть финансово грамотным, а особенно педагог, преподающий этот курс воспитанникам и их родителям. Педагог должен иметь системное мышление, знать смежные област...

Статья "Экологическое воспитание дошкольников средствами интерактивных технологий. 2023

Статья "Экологическое воспитание дошкольников средствами интерактивных технологий. 2023...

Статья "Экологическое воспитание дошкольников средствами интерактивных технологий. 2023

Статья "Экологическое воспитание дошкольников средствами интерактивных технологий. 2023...