Статья "Экологическое воспитание дошкольников средствами интерактивных технологий. 2023
статья (подготовительная группа)

Миргалимова Альфия Нургалиевна

Статья "Экологическое воспитание дошкольников средствами интерактивных технологий. 2023

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гаджиева Айна Муртузалиевна,

воспитатель МАДОУ ДС №37 «Дружная семейка», г. Нижневартовск, ХМАО-Югра.

Миргалимова Альфия Нургалиевна,

воспитатель МАДОУ ДС №37 «Дружная семейка», г. Нижневартовск, ХМАО-Югра.

Экологическое воспитание дошкольников средствами интерактивных технологий

Экологическое образование предполагает формирование у ребёнка интереса к природе, эмоциональное отношение к её объектам, способность видеть её красоту природы и желание её сохранить. Главной нашей задачей, как педагогов ДОУ, является, научить ребёнка относится к любому живому существу, организму как самому ценному, единственному, уникальному, имеющему право на жизнь.

Экологическое образование на сегодняшний день признано одним из приоритетных  направлений для усовершенствования образовательной деятельности. За последние года практика показала, что с помощью традиционных методов работы не в полной мере можно решить задачи экологического воспитания. С развитием прогресса, нужны интерактивные методы работы с детьми, которые позволяют стать им активными участниками образовательного процесса. Использование педагогами интерактивных игр и пособий даёт возможность детям увидеть таинства и явления живой и неживой природы, позволяет получить полное представление о мире. Использование интерактивного оборудования позволяет в увлекательной форме привлечь внимание детей, а также наглядно показать взаимосвязи живой и неживой природы. Сама суть интерактивного оборудования в том, что все дети вовлечены в образовательный процесс, каждый вносит свой вклад в решение общей задачи. Часто на практике сталкиваешься с пассивностью детей. И причины такой пассивности в недостатке впечатлений. Иногда дети не способны справиться с самым простым заданием, но когда оно переводится в практическую деятельность или игру, дети с удовольствием и легко проходят его. А как мы знаем, у детей дошкольного возраста ведущий вид деятельности игра и она способствует расширению представлений детей о мире. Таким образом, использование интерактивного оборудования  как средств экологического воспитания позволяет педагогу формировать у детей полное представление об окружающем мире.

В своей практике, в нашем саду для экологического воспитания детей, мы используем такие технологии как «Логико - малыш», интерактивная доска, «Икс-бокс», «Нураша», «Анатомия человека», «Документкамера».

Интерактивное пособие  «Логико - малыш» разработали Дорис Фишер и Манфред Крик. Он состоит из планшета с разноцветными передвижными фишками и комплектов карточек по разным темам. Каждый комплект карточек посвящён определённому сообществу, обитатели которого  тесно связаны между собой. В любой из карточек обращается внимание ребенка на такие вопросы, как, например, чем это сообщество отличается от других, как животные приспособлены к обитанию в такой среде, кто и как маскируется, каким образом связаны между собой растения и животные. А также  пособие помогает составить представление детей о поведении в природе, например такие вопросы как что случится, если в лесу вырубят деревья; что произойдёт, если озеро загрязнится.

Итак, пособие «Логико - малыш» направлено не только на экологическое образование, но и на развитие мышления, развитие речи, а также эмоциональной сферы ребёнка.

Интерактивная доска. Игры на интерактивной доске очень интересны для детей, так как они сами являются участниками процесса. Они могут удалять, передвигать, увеличивать, рисовать картинки. Красочные изображения вызывает положительные эмоции у детей, благодаря чему они активно проявляют свой интерес к знаниям, они охотно отвечают на вопросы, тренируется память, развивается воображение и творческие способности. В процессе экологического образования дошкольников необходима увлекательная информация и обширный наглядный материал. И в помощь к нам приходит использование интерактивной доски. Так, например, показ мультфильмов («Лунтик»- очень красочный мультфильм, действия которого происходят на природе), мультимедийные презентации (обучающие материалы, помогающие рассказать детям об окружающем мире), мультимедийные экологические игры (игры – путешествия, игры – загадки, дидактические игры, викторины и т.д.), а также звуковые материалы (аудио записи голосов животных и птиц, шум леса, дождя, ветра, шелест листьев и т.д).

Интерактивная доска позволяет рисовать электронными маркерами, что привлекает к ней внимание, помогает развивать память, мышление и речь, развивает мелкую моторику.

Итак, с помощью интерактивного оборудования, не только используется материал из глобальной сети интернет, но и разрабатываются воспитателями свои игры и презентации. Использование ИКТ позволит сделать занятия увлекательными. Дети становятся активными, проявляют живой интерес, что способствует хорошей результативности занятия.

Иксбокс Игра является главным инструментом развития, что позволяет использовать интерактивный комплекс «Играй и развивайся» Xbox Kinect в образовательной деятельности ДОУ. Развивающий комплекс «Играй и развивайся» рассчитан на дошкольников всех возрастов, начиная с трех лет. Около100 игр, соответствующих календарно-тематическому планированию и ФГОС, разделены на блоки: «Окружающий мир», «Безопасность», «Математика», «Речевое развитие» и «Английский язык».

Для работы с комплексом требуется телевизор или проектор, а также ноутбук, к которому подключается датчик. Датчик очень компактный, и поэтому его можно переносить и использовать в любом помещении.

Предлагаем вашему вниманию одну из интерактивных игр для детей среднего и старшего возраста, которые мы использовали в своей практике. Интерактивная игра «Домашние и дикие птицы» по теме «Птичий двор». Цель игры: закрепить знания у детей о домашних и диких птицах. Инструкция: Посмотри, что это за птичка! Помести диких птиц в лес, а домашних на ферму! Краткое содержание: на экране выводится изображение птицы. Ребёнку нужно назвать эту птицу, затем определить домашняя это птица или дикая птица. После чего поместить дикую птицу в лес, а домашнюю на ферму.

Итак, интерактивные подвижные занятия, в которых дети управляют игрой с помощью жестов, полностью меняют процесс обучения, превращая пространство в фантастическую страну знаний. Такие мероприятия дают воспитателю новые возможности в работе, а детям дарят удовольствие от учебного процесса и обеспечивают хорошую подготовку к школе.  

Пособие «Анатомия человека» Представьте малыша, перед которым открывается целая вселенная: столько нужно успеть узнать о загадках природы, а главное — о себе самом! Глазки, ротик, носик — это то, что ребёнок освоил ещё в возрасте до 2-х лет. Постепенно вопросов становится всё больше. Наша задача в игровой форме, понятным языком объяснить малышу, из чего состоит человек, как работают внутренние органы и как люди взаимодействуют с внешним миром.

Красочное и привлекательное инновационное устройство помогает детям понять строение человеческого организма, а также знакомит их с отдельными органами и их важнейшими функциями. Лёгкий для понимания способ обучения детей объясняет основные функции человеческого тела через интуитивное взаимодействие — с помощью касаний «Умной ручки».

Устройство «Анатомия человека» в интерактивном режиме представляет описание и название внутренних органов, костей, мышц человеческого организма.

Итак, занимательная анатомия помогает детям расширить кругозор новыми знаниями о профессии врача, о строении человеческого тела и внутренних органов при помощи игры. Дети смогут комплексно осознать строение тела, построить здоровый образ жизни и питания.

Документ камера — это специальная видеокамера на гибком штативе. Ее можно подключить к телевизору, проектору или компьютеру. Незаменимая вещь всегда, когда нужно показать что-то маленькое или существующее в единственном экземпляре на большую аудиторию. Все что "видит" камера в реальном времени передается на экран. Можно показывать книги, картинки, опыты, схемы, прозрачные пленки, все что угодно.

Итак, документ-камера может использоваться на занятиях, когда требуется демонстрация опытов или наблюдение за реальными процессами. Смена ракурса, производимая с помощью документ-камеры, позволяет детям «погружаться» в среду опыта или всего процесса, рассматривать его в мельчайших деталях.

Детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии»

 станет хорошим пособием для практической лабораторной деятельности по изучению окружающего мира. С помощью этой детской цифровой лаборатории можно рассказать ребенку о таких понятиях, как температура, свет, звук, магнитное поле, электрический ток, чтобы это было увлекательно, познавательно и грамотно с научной точки зрения. Набор состоит из восьми мини-игр, каждая из которых посвящена своему датчику. Внутри каждой сцены содержится набор экспериментов. При этом сцена и персонажи в сцене реагируют на показания датчика и результат эксперимента, помогая ребенку понять суть явления. Игра содержит задания, предусматривающие работу в парах. Результатом проведения таких заданий становится сравнение двух показателей.

Итак, результатом использования лаборатории будет значительное повышение уровня знаний дошкольников в области занимательной физики; расширение и обогащение кругозора; развитие познавательного интереса; развитие навыков безопасного экспериментирования. С лабораторией «Наураша в стране Наурандии» это сделать легко, увлекательно, а самое главное - доступно для детей.

Таким образом, экологическое образование будет проходить более успешно, если наряду с традиционными технологиями обучения, включать в образовательный процесс и интерактивные технологии.

Список литературы:

1.От рождения до школы. основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. — 4-е изд., перераб. — М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2017. – 352 с.

2.Экологика. Методическое пособие для подвижных занятий «Играй и развивайся» / И. И. Пичугина: ИП Мякотин И. В., 2019.

3.Парциальная программа «Юный эколог». Для работы с детьми 3–7 лет / Сост. Нико-лаева С. Н. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. — 112 с.

4.Николаева С.Н. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников. — М., 1995.

5.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. — М., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология поликультурного воспитания дошкольников средствами этно-шоу

1. Раскрытие эстетического развития дошкольников посредством театрализованной музыкально-хореографической деятельности, способствующей постижению явлений поликультурного мира через проживание в образа...

Технология поликультурного воспитания дошкольников средствами этно-шоу

1. Раскрытие эстетического развития дошкольников посредством театрализованной музыкально-хореографической деятельности, способствующей постижению явлений поликультурного мира через проживание в образа...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ.

В современном мире задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность и является одной из основных задач дошкольного образования – воспитать любовь к Родине. А это и люб...

Статья "Экологическое воспитание дошкольников средствами интерактивных технологий. 2023

Статья "Экологическое воспитание дошкольников средствами интерактивных технологий. 2023...

Математическое развитие детей с ОВЗ по средствам интерактивных технологий

Презентация по теме самообразования "Математическое развитие детей с ОВЗ по средствам интерактивных технологий"....

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ.

В современном мире задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность и является одной из основных задач дошкольного образования – воспитать любовь к Родине. А это и люб...