Избушки ледяная и лубяная
план-конспект занятия по аппликации, лепке

Баздрева Римма Валентиновна

Конспект по самообразованию

 

непосредственно-образовательная деятельность

по художественно-эстетическому развитию (аппликации)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ «Возовский детский сад «Светлячок» Поныровского района Курской области

Конспект по самообразованию

непосредственно-образовательная деятельность

по художественно-эстетическому развитию (аппликации)

в средней группе «Солнышко»

по теме:

«Избушки ледяная и лубяная» по сказке «Заюшкина избушка»

                                                                       Подготовила: Баздрева Р. В.

                                                 

                                   

2021 г.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (аппликации) в средней группе «Солнышко».

Тема: «Избушка ледяная и лубяная»

Цель: выполнить законченную композицию на предложенную тему.

Задачи.

«Художественно-эстетическое развитие»:

- формировать умение создавать на одной аппликационной основе разные образы сказочных избушек (лубяную для зайчика, ледяную для лисички);

- направить на самостоятельный выбор исходных материалов и средств художественной выразительности;

- развивать творческое мышление и воображение;

- воспитывать интерес к народной культуре;

- формировать желание отражать в рисунке эстетические эмоции и полученные представления.

«Речевое развитие»:

- активизировать и обогащать словарь детей;

- развивать связную речь, навыки речевого общения.

«Познавательное развитие»:

- закреплять знания геометрических фигур (развивать умение делить геометрические фигуры – квадрат, прямоугольник пополам);

- закрепить способ разрезания квадрата по диагонали с целью получения двух треугольников; способ разрезания прямоугольника с целью получения двух квадратов;

- формировать умение ориентироваться на листе бумаги;

-развивать мелкую моторику рук;

- закреплять знания последовательности времен года.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Форма работы: фронтальная.

Методы и приемы: наглядные методы: показ наглядных пособий.

Словесные методы: рассказывание сказки, отгадывание загадок, беседа, указания воспитателя в процессе занятия.

Практический метод.

Использование современных технологий. Сюрпризный момент: появление персонажа – Котик

Материалы, инструменты, оборудование.

Демонстрационный: плакаты «Времена года», «Цветные пейзажи», Комплект иллюстраций «Сказочные домики». Персонажи кукольного или настольного театра – лиса и заяц, новогодние маски лисы и зайца, иллюстрации из книжек сказки «Заюшкина избушка»

Раздаточный: листы бумаги белого цвета для фона; готовые детали для аппликации по количеству детей: бумажные квадраты для стен лубяных избушек – в теплой гамме; бумажные квадраты для стен ледяных избушек в холодной гамме; бумажные квадраты цвета для разрезания на треугольники – крыши двух избушек; бумажные белые прямоугольники - для окошек.

Дополнительный: фольга, конфетти, обрезки бумаги, фантики; цветные карандаши, салфетки бумажные и матерчатые.

Предварительная работа: чтение и пересказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка», рассматривание иллюстраций к сказке. Беседа о сказочных домиках. Знакомство с явлением контраста в искусстве (избушка – лубяная – ледяная; заяц – добрый доверчивый – лиса – хитрая и коварная). Аппликация «Домик из кубиков и кирпичиков» (освоение способа деления квадрата по диагонали с целью получения двух треугольников).

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1 – часть: (стук в дверь)

Игровой момент.

Раздается стук в дверь, воспитатель показывает игрушку котика с волшебным сундучком и говорит, что он пришел к нам в гости. Котик здоровается с детьми и задает им вопросы:

Котик. Вы меня узнали, кто я?

Дети.

Котик. Что у меня в руках?

Дети.

Котик. А, что в сундучке лежит, как вы думаете?

Дети.

Котик. Я не простой котик, меня зовут кот Мурлыка. Я люблю рассказывать детям сказки. И сундучок у меня не простой, а волшебный. Там сказки живут. Хотите узнать какие? Садитесь на стульчики.

(Пытается открыть сундучок, но не может.)

Котик. Что-то ничего у меня не получается. Наверное, мы забыли сказать волшебное слово. Давайте вместе вспомним какие волшебные слова мы знаем (после ответов детей сундучок открывается). Прежде чем заглянуть в сундучок давайте отгадаем загадки:

Хвост пушистый – краса,

А зовут ее …

(Игрушка лисы)

По полю прыг – прыг,

По снегу тык – тык.

(Игрушка зайца)

Кто рано встает,

Голосисто поет,

Детям спать не дает?

(Игрушка петуха)

Котик. Дети как вы думаете, из какой сказки эти звери: лиса, заяц, петух?

Дети.

Котик. Да, правильно, это герои русской народной сказки «Заюшкина избушка». А сейчас наши сказочные герои оживут, и вы увидите и услышите сказку «Заюшкина избушка».

(складывает игрушки в сундучок и закрывает его)

Котик. Давайте все вместе скажем дружно: «Раз, два, три! Сказка оживи!».

Драматизация сказки

Жили – были лиса да заяц. У лисы была избенка ледяная, а у зайца лубяная.

Пришла весна-красна, у лисы избенка растаяла, а у зайца стоит избенка. Вот лиса попросилась у него переночевать, да его из избенки и выгнала! Какая избушка была у зайчика? –лубяная, она из лубочков, т. е. из деревянных бревен. Лубяной – значит деревянный.

Слова дети повторяют хором и индивидуально

Воспитатель. А у лисы?

Ответы детей.

Воспитатель. Что сделала лиса? Какая она была?

Ответы детей.

2 часть: (слышится плач лисы)

Воспитатель. Кто это плачет? Ребята, смотрите лиса никуда не убежала. Она сидит под кустиком. Почему она плачет? Вам ее жалко?

Ответы детей.

Воспитатель. Да, она осталась без избушки. Чем мы можем ей помочь? Давайте сделаем аппликативные избушки: лубяные – зайке, ледяные – лисичке, чтобы лиса и заяц жили дружно по соседству и мирно беседовали, глядя друг на друга из окошек.

Воспитатель.  Давайте вспомним из каких частей состоит дом?

Ответы детей.

Воспитатель выставляет на мольберте лист бумаги (основу для композиции), стена- большой квадрат, крыша – треугольник, окно – маленький квадрат. На основе этой схемы начинает моделировать варианты избушек, и включает детей в подбор материалов.

Например, показывает большой квадрат желтого, оранжевого, бежевого, цвета и спрашивает у детей для чего нужна эта деталь (часть постройки) и какой она формы, цвета, и для чьей постройки она подойдет? Приклеивает стену заюшкиной избушки на композиционную основу. Затем показывает большой квадрат голубого, синего, фиолетового, бирюзового цвета и задает вопросы. Приклеивает стену лисьей избушки. Как можно сделать крышу? Показывает квадрат белого цвета и разрезает его по диагонали на два треугольника, как показано на схеме. Из одного квадрата получилось сразу две крыши белого цвета, которые подходят к обеим избушкам – ледяной и лубяной. К тому же, их можно раскрасить любым цветом. Показывает прямоугольник. Это окошки. 

Воспитатель. Чтобы получить два окошка из прямоугольника, я складываю его пополам, как показано на схеме, точно соединяю края, пальчиком проглаживаю по линии сгиба, разрезаю – получилось два окошка. Они могут быть разного цвета – это зависит от светильников и штор.

Посмотрите, на столе лежат квадраты разного цвета для домиков, есть вата (ведь лисичка с зайчиком будут дружить, наверное, в снежки будут играть, их можно сделать из ваты), ватные палочки для того чтобы нарисовать снегопад, карандаши, фломастеры, кисти, разные печатки для украшения.

Повторяем и уточняем творческую задачу – на листе бумаги сделать картинку – аппликацию «Была у зайчика избушка лубяная, а у лисы – ледяная»: стены избушек выложить из квадратов разного цвета, две крыши из одного квадрата, а окошки из прямоугольника.

Физкультминутка «Зайчики»

(Выскочили «маленькие зайчики». Лапки поджали к груди. Им весело они скачут.)

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

(дети показывают)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть,

(дети показывают)

Раз-два, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

(дети скачут)

Кто-то зайку напугал-

Зайка прыг и убежал.

(дети садятся на места)

Прежде чем начать работать вспомним правила. Ножницы берем за два кольца, держим двумя пальцами (указательным и большим). Перед тем как приступить к наклеиванию, нужно наметить детали на листе. Кисть держим в правой руке, намазываем только на клеенке. Поворачиваем лист бумаги клеем вниз. Сверху прикрываем салфеткой, убираем лишний клей.

Приступаем к работе.

Дети выполняют работу.

Воспитатель. Как мы с вами получили окно, крышу? Как вы убирали лишний клей? Какая у тебя избушка? Кто будет жить в твоей избушке? Чем ты будешь украшать полянку?

3 часть:

Ребята, зайчик и лисичка увидели, какие вы домики красивые сделали и захотели там пожить. А сейчас лисичка и зайчик хотят внимательно рассмотреть домики. Лисичка с зайчиком рассказывают, почему им понравились домики.

Оформление выставки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий игровой развивающей ситуации для детей подготовительной группы "Избушки лубяная и ледяная"

На основе русской народно йсказки "Заюшкина избушка" у детей сформируются представления  о различных природных зонах, об особенностях видов жилищ, в зависимости от климатических условий.Во ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе с использованием игровых технологий Тема: «Избушка ледяная и лубяная»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию / аппликация в средней группе...

"Избушка ледяная и лубяная"

Конспект  НОД по рисованию в старшей группе «Избушка лубяная и  ледяная».(По сказке «Лиса и заяц»)...

Конспект НОД по рисованию с элементами аппликации в средней группе «Избушка ледяная и лубяная»

Конспект НОД по рисованию с элементами аппликации в средней группе «Избушка ледяная и лубяная»Цель: создание на аппликативной основе разных образов сказочных избушек – лубяной д...

Конспект НОД по рисованию с элементами аппликации в средней группе «Избушка ледяная и лубяная»

Конспект НОД по рисованию с элементами аппликации в средней группе «Избушка ледяная и лубяная»Цель: создание на аппликативной основе разных образов сказочных избушек – лубяной д...

Аппликация «Избушка ледяная и лубяная»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе .Тема НОД: Аппликация  «Избушка ледяная и лубяная»....

Избушка ледяная

Новогодний праздник в младшей группе...