Конспект по художественно -эстетическому развитию лепка на тему:" Дымковская игрушка"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)

Хомченко Оксана Владимировна

Конспект по художественно -эстетическому развитию лепка на тему:" Дымковская игрушка"

Скачать:


Предварительный просмотр:


КОНСПЕКТ

НЕПРЕРЫВНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ (Лепка)

на тему: «Дымковская игрушка»

для детей средней группы.

                                                                                                                                                                                                                                                              

Цель.  Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, как видом

народно декоративно – прикладного искусства.

Задачи.

Образовательные:

  • Продолжать знакомить с историей происхождения дымковской игрушки, с многообразием игрушек и спецификой декора.
  • Учить лепить из глины дымковскую игрушку – уточку.
  • Закреплять приемы лепки: раскатывание, вытягивание,  сглаживание. оттягивания отдельных частей из целого куска (шея, голова) и прищипывание   мелких деталей (клюв, хвостик)
  • Формировать навыки аккуратной лепки из глины.
  • Обогащать активный словарь детей по теме.

Развивающие:

  • Развивать интерес у детей к народному декоративно-прикладному искусству; приобщать к национальным – культурным традициям, расширяя и углубляя знания о народных игрушках.
  • Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, связную речь, творческое воображение, координацию речи с движениями.
  • Развивать интерес к лепке.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивая других.
  • Воспитывать интерес к художественному творчеству, посредством знакомства с дымковскими игрушками и привлечения детей к лепке дымковского утоенка.
  • Воспитывать любовь и уважение к народным традициям и труду народных мастеров.
  • Воспитывать усидчивость.

Подготовительная работа:

  • Знакомство с дымковскими изделиями, с техникой их выполнения, с мастерами промысла, их росписью.
  • Рассказ воспитателя о дымковской игрушке, об особенностях узора, композиции, цветосочетании,
  • Рассматривание альбомов, картин о народных игрушках, раскрашивание книжек - раскрасок.
  • Чтение русских потешек, песенок, загадок.
  • Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства.
  • Рисование элементов дымковской росписи.

Материалы и оборудование

Демонстрационный:

  • Дымковские игрушки из глины.
  • Фотографии и  иллюстрации дымковских игрушек.
  • Картинки- образцы с элементами лепки.
  • Образец воспитателя на подставке.
  • Рассказ о истории «Дымковская игрушка».
  • Запись  русской народной мелодии (музыка для лепки)

Раздаточный:

  • Глина для лепки  белая
  • Доска для лепки, стеки, салфетки.

Используемые методы:

  • Сюрпризный момент.
  • Словесные методы (рассказ воспитателя, метод вопросов, беседа, метод повторения).
  • Игровые методы и приемы.
  • Физкультминутка.
  • Показ и объяснения воспитателя.
  • Анализ работ воспитателем и детьми.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

оформление в группе по теме «Дымковская деревня».

Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся с ними.

 Скажите, пожалуйста, как называется страна, в которой мы живем? (Россия)

Что вы можете рассказать о России, какая она? ( большая,огромная необьятная, самая большая страна в мире) (Ответы детей)

Воспитатель дополняет ответы детей.

А еще богата русская земля народными мастерами. Много  поделок делают они из разных материалов и красиво расписывают.

2.Основная часть.

Ребята , а  вы  узнали кто у меня в руках ! - дымковская барышня. Пришла из далекой страны Дымково, где делают разные игрушки. А вы хотите узнать, как делают   дымковские игрушки. Тогда, я вас приглашаю присесть и послушать историю  про «Дымковская игрушку». (Дети садятся на стульчики)

Далеко, далеко, за дремучими лесами, за зелеными полями, на берегу голубой реки Вятка стоит большое село. Каждое утро вставали люди, растапливали печи, смотрели, как из труб домов вьется дымок, поэтому и назвали свое село Дымково. Жили в том селе веселые и озорные люди. Любили они лепить из глины веселые, яркие, красочные игрушки, свистульки.

Ребята посмотрите на Дымковские игрушки: вот лошадка, индюк, козлик и барышня, такая красивая, как я. А по имени этого села и игрушки стали называться как? (ответы детей).

Берёт мастер кусок глины и начинает лепить из неё фигурку. А глина мягкая! Мягче, чем пластилин. Слепит игрушку и сразу в печь! От огня и жара фигурка высыхает и становится твердой, как камушек. Остынет игрушка после печи - мастер красит её всю в белый цвет. Когда высохнет белая краска – начинается настоящее волшебство!..

Мастер берёт яркие краски и начинает расписывать игрушку разноцветными узорами.

А игрушки выходят – просто загляденье!

-Дымковский индюк хорош!

Лучше в мире не найдешь!

Красный, синий, золотой –

Вот какой весь расписной!

-По двору петух шагает.

Курочек он охраняет.

-Дымковская барышня

Ходит не спеша.

Ею все любуются –

Ах, как хороша!

Вот какие яркие, нарядные, веселые, игрушки делают дымковские мастера.

Воспитатель: Вам понравились Дымковские игрушки?  

Дети: ДА

Физкультминутка

На дворе у нас мороз.

 

На дворе у нас мороз.

Чтобы носик не замёрз,

Надо ножками потопать

И ладошками похлопать. (Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами.)

А теперь представим лето.

Речка солнышком согрета.

Мы плывём, плывём, плывём,

Дно ногами достаём. (Плавательные движения руками.)

Мы выходим из речушки

Направляемся к опушке. (Ходьба на месте.)

.

Воспитатель:

Воспитатель: Молодцы ребята!

А вы хотите стать настоящими мастерами Дымковской игрушки?

Дети: хотим.

ВоспитательТогда давайте отправимся в мастерскую. Построились все за  мной.

В мастерскую мы идем, парам, парам…

Дружно песенку поем, парам, парам…

Ой, ребята, дымковская индюк, а почему одна и очень грустная? Она что-то хочет мне сказать. Говорит, что у нее пропали утята и просит нас помочь найти их.

Ребята, как мы можем ей помочь?

Дети: Мы сможем ей слепить утят.

Воспитатель: Правильно. Давайте мы сегодня дымковской уточке слепим утят, а на следующем занятии вы  разукрасите их дымковскими узорами.

Ребята, прежде чем приступить к работе, давайте рассмотрим уточку.

Из каких частей она состоит? (Голова, туловище, хвост).

Посмотрите на ее туловище, какой оно формы? (овальной).

А, что еще есть у уточки? (клюв, хвост)

Будем лепить уточку из целого куска.

Я тоже, как мастер села Дымково хочу слепить своего  Дымковского утенка. Я беру глину, раскатываю и придаю форму колбаски, перегибаю на палец, затем вытягиваю шею и голову, сглаживаю, прищипыванием вытягиваю длинный клюв. После этого также прищипыванием вытягиваю короткий хвостик. (Показываю).

Вот мой утенок готов..

Воспитатель: Ребята, сейчас я предлагаю вам слепить   своих  Дымковских утят.

Вправо, влево повернись

И в умельцев превратись!

 У каждого из вас есть клеенка для лепки и глина, которыми вы будете  работать.

Давайте перед работой разомнем ручки  и развеселим Дымковскую уточку.

Разминка перед работой: (Воспитатель вместе с детьми выполняет игровые движения с кистями рук)

На волнах качаясь

Уточка плывёт

То нырнёт, то вынырнет

Лапками гребёт.

Воспитатель:  Ребята, а  что мы должны сделать в начале работы с куском глины? (Раскатываем между ладонями чтобы получилась колбаска и перегибаем на палец)

- Как будем делать шею и голову ( Оттягиваем и формируем голову и прищипываем на голове клюв)

- Как будем лепить хвост (Оттягиваем кусок с другой стороны )(Показываю на картинках, дети повторяют последовательность выполнения, а затем выполняют работу самостоятельно.)

Звучит русская народная мелодия. Дети лепят.

( Во время самостоятельной лепки, воспитатель по необходимости, оказывает индивидуальную помощь, следит за посадкой, за техникой исполнения работ, хвалит детей.)

  1. Заключительная часть:

Воспитатель: Молодцы! Вот какие наши мастера ловкие, умелые! Быстро слепили уточек для мамы утки. 

Воспитатель: А как называются  игрушки, с которыми мы познакомились? ДетиДымковские.

Воспитатель: Скажите, из чего лепили Дымковские мастера игрушки?

Дети: Из глины.

Воспитатель: Ребята, а что вам понравилось больше сегодня? Тебе Самире?..

Дети: Лепить утенка, рассказ о дымковской игрушке…

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо потрудились. Какие красивые, хорошие уточки у вас получились! Теперь они должны подсохнуть. А на следующем занятии мы будете их расписывать дымковскими узорами.

Воспитатель: Ребята, давайте своих утят отправим на  озеро, к маме утке. Дымковская утка благодарит вас за помощь. Мне тоже очень понравились ваши утята. Спасибо, ребята за работу! Я хочу вас угостить петушками.

А сейчас мы попрощаемся с гостями, скажем  всем до свидания.

Из мастеров  превращаемся в ребят и возвращаемся в группу.

Вправо влево повернись и в ребяток превратись.

(дети паровозиком уходят в группу).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД «Художественно-эстетическое развитие» Лепка «Забавный поросенок»

Конспект НОД «Забавный поросенок»  для детей  средней группы.Разработала  воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Фазлова Н.Р....

ОО " Художественно- эстетическое развитие" Рисование на тему:"Дымковская слобода"

Закреплять знания о дымковских игрушках,о дымковский росписи;эмоционально положительное отношение к народному , декоративному искусству.  Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета и композ...

Конспект непрерывной образоватеьной деятельности по художественно - эстетическому развитию лепка на тему: "Дымковская лошадка".

Сформировать интерес к дымковской игрушке, развивать умение передовать в лепке образ лошадки....

Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» Раздел: «Рисование» Тема: « Дымковская роспись индюка»

Конспект занятия по рисованию  в старшей группе. Задачи:          Образовательные.          1. Продолжать знакомить детей с народно- пр...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) по теме: «Дымковская слобода»

Конспект занятия по рисованию в старшей группе детского сада по теме:"Дымковская слобода" (коллективная работа с использованием готового рисунка Слободы, на формате листа ватмана и заранее п...

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию Лепка «В мастерской дымковской игрушки» Старшая группа

Конспект образовательной деятельностипо художественно-эстетическому развитиюЛепка  «В мастерской дымковской игрушки»Старшая группа Подготовила:Воспитатель Станчу О.И...

Конспект по художественно-эстетическому развитию (лепка) в познавательном развитии «Подарок для Деда Мороза»

Цель: ознакомление детей с праздником «День рождение Деда Мороза». Формирование и умение лепить узоры из пластилина для оформления кусочка торта.Задачи: - познакомить детей с традициями пр...