авторская программа "Чудеса творчества"
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)

Фролова Екатерина Андреевна

программа занятий для детей дошкольного возраста по экопластике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_ekoplastika2022.docx32.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад № 67 «Виктория»» города Смоленска

Рабочая программа

по реализации задач дополнительной образовательной услуги

«Обучение экопластике»

для детей групп общеразвивающей направленности 5-7 лет

по образовательной области

«Художественно – эстетическое развитие»

Составитель:

воспитатель первой категории

Фролова Екатерина Андреевна

2022

Смоленск

Актуальность

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это дает художественная деятельность. Интегрированный курс, основанный на синтезе искусств: музыки, театрализации, художественной литературы и изобразительного искусства позволит включать искусство в образовательный процесс, повседневную жизнь детей как неотъемлемую часть эстетической среды, использовать в различных видах деятельности, развивать детское творчество. Художественно – эстетическое направление является центром спирали, по которой непрерывно движется познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное направления развития ребенка.

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения.  Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей. Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство.  Художественно-эстетическое воспитание помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству.

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – очень важный период в жизни детей. В этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, который с радостью и удивлением открывает для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Поэтому художественно - продуктивная деятельность самый доступный вид работы с детьми в детском саду. Этот вид деятельности создает условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого он создает что-то красивое и необычное. 

Экопластика – вид детского художественного творчества, в котором художественные образы создаются из разных материалов. Это слово строится на основе двух производных слов «ЭКОЛОГИЯ» - наука о доме, как среде обитания в широком смысле этого понятия; «ПЛАСТИКА» – динамичная форма и процесс формирования в самом общем смысле. Экопластика – это такой вид художественного творчества, в котором произведение создается в сотворчестве с великим художником природой. Понятие «Экопластика» включает в себя и такую многогранную составляющую как экологичность, что предполагает, с одной стороны, натуральность и естественность (то есть безвредность для здоровья), с другой стороны, необходимость бережного отношения к природе (культура поведения и отношения к природному окружению).

Экопластика предоставляет детям возможность максимально реализовать игровые интересы и желания. Они создают забавные игрушки, фигурки для спектакля, скульптуры для своего игрового пространства, сувениры и подарки для близких людей. Экопластика, или создание оригинальных картин, изделий и композиций из природного материала, - одно из любимейших занятий детства. Дошколята с увлечением мастерят поделки и сувениры из самых разных материалов. Почти все дети любят разыгрывать представления с забавными персонажами. Да и взрослые вместе со своими детьми окунаются в свои детские впечатления.

Экопластика развивает в детях художественный вкус и умение, воспитывает терпение, приучает к аккуратности, обогащает внутреннюю жизнь. Дети получают истинное удовольствие от выполненной работы. А очень важно, чтобы ребёнок – дошкольник нашёл себе увлечение, приобрел мастерство и открыл двери в мир творчества. Работая в кружке, дети получают возможность творить, выдумывать, узнавать много нового, учатся анализировать. Сколько радости получают дети от сделанной своими руками поделки. Не меньшее удовольствие получают родители, видя результаты труда в кружке своего ребёнка.

         Понимая ценность и значимость кружка «Экопластика» в гармоничном развитии личности, а также его роль в развитии индивидуальных творческих способностей детей, я поставила в своей работе следующие задачи:

- развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, сравнивать их между собой;

- формировать умения, связанные с художественно - образным отражением предметов и явлений в различных видах изобразительной деятельности;

- развивать способности к изобразительной и дизайн-деятельности (чувство цвета, формы, композиции);

- учить детей создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше;

- воспитывать у детей личностную позицию как при восприятии произведений изобразительного и прикладного искусства, так и в процессе самостоятельного творчества.

Основная цель кружка «Экопластика»: Развитие художественно-творческих способностей детей 5-7 лет путём использования нетрадиционных форм рисования, аппликации и лепки.

В своей работе опираюсь на следующие принципы:

  • Принцип систематичности. Заключается в непрерывности, регулярности, планомерности воспитательно – образовательного процесса.
  • Принцип сознательности. Когда ребенок узнает, что – либо новое, он всегда задает вопросы: для чего? почему? Чтобы на них ответить, ребенок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.
  • Принцип поэтапности. От простого к сложному – важное условие при обучении экопластике.
  • Принцип наглядности. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия и желания его сотворить.
  • Принцип доступности и индивидуальности. Дети имеют различные способности, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Обучаю ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам.

Методы и приемы обучения

1.Последовательное знакомство с различными видами экопластике:

  • Нетрадиционное рисование: печатки, кляксография, оттиск, рисование восковыми мелками и другое.
  • Работа с пластилином или солёным тестом (предметная, сюжетная, декоративная). Такие виды, как пластилинография, барельеф, объёмные подделки и другое.
  •  Аппликация (накладная, обрывная, модульная и симметричная; квиллинг, торцевание и другое).

2.Словесный метод:

  • беседа, рассказ;
  • объяснение, пояснение;
  • вопросы;
  • словесная инструкция.

3.Наглядный:

  • рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии);
  • показ выполнения работы (частичный, полностью).

4.Практический.

5.Игровой.  

Специфической чертой «Экопластики» является её тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к продуктивной деятельности, расширяет возможности общения со сверстниками и взрослыми.

Для того чтобы деятельность детей стала осмысленной, понятной и отвечающей в полной мере их потребностям, в своей работе я стараюсь использовать интегрированный подход. Построение процесса обучения на интегративной основе позволяет гармонизировать работу двух полушарий мозга. Происходит слияние образного и логического мышления. При этом интеграция содержания предполагается не в рамках одного занятия, а в границах нескольких занятий. Объединяющим ядром выступает общий познавательный контекст.

Интеграция экопластики с другими образовательными областями:

  • речевое развитие;
  • познавательное развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • физическое развитие.

Для работы в кружке в детском саду имеются: иллюстративный материал, наглядные пособия, материал для нетрадиционного рисования и аппликации, пластилин и солёное тесто, что делает занятия интересными для ребят, активизируя их внимание и творческие способности.


Ожидаемые результаты:

  • дети научились различать, называть и применять на практике нетрадиционные способы изображения при помощи природного материала;
  • дети научились приемам работы нетрадиционным художественным материалом
  • у детей развивается мелкая моторика рук;
  • формируется способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту;
  • ребята развивают творчество и фантазию, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
  • появилась любовь и уважение к изобразительному искусству;
  • формируется художественный вкус и чувство гармонии;
  • формируются навыки самостоятельности.

Перспективный план  

образовательной деятельности дополнительной услуги

кружка «Экопластики»

Осень

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Барельеф

«Пластилиновое дерево»

(2 занятия)

(см. распечатку)

Солёное тесто

«Дары осени в корзине»

Рубцова Е. «Лучшие поделки из солёного теста», стр. 51.

Объёмная аппликация с использованием цветной бумаги и пластилина (солёного теста)

(2 занятия)

«Белочка и грибок»

(по выбору детей)

(см. распечатку)

Аппликация из бумаги. Мозаика.

«Лист клёна»

(2 занятия)

Дубровская Н. В. «Мозаика. Наглядно-методическое пособие»: наглядное – методическое пособие, стр. 36

Объёмная аппликация

«Грибок с кленовыми листочками»

(2 занятия)

(см. распечатку)

Картонные фигурки (мальчик и девочка) «одетые» в солёное тесто и украшенные бусинками

«Праздничные наряды»

Антипова М, Рубцова Е. «Солёное тесто: Украшения и подарки. Лучшая книга для начинающих», стр. 27.

«Осенние листочки» (квиллинг) (2 занятия).

Болдова М., Копцева С. «Бумагия. Полное пошаговое руководство по современным бумажным техникам», стр. 21

Подделка из солёного теста

«Подкова на счастье»

Рубцова Е. «Лучшие поделки из солёного теста», стр. 49.

Объёмная аппликация

«Зонтик с кленовыми листочками»

(2 занятия)

(см. распечатку)

Витраж «Листопад»

Дубровская Н. В. «Витражи из цветной бумаги. Наглядно-методическое пособие»: наглядное – методическое пособие», стр. 29

Накладная аппликация «Разноцветные осенние листочки» (по выбору детей: клён, дуб и т.д.)

(2 занятия)

Мелосская Божена «Искусство вырезания из бумаги. Картины, открытки, дизайнерские украшения», стр. 178

Солёное тесто

«Медальоны»

Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала, стр. 131

Барельеф на тарелке

«Осеннее листочки дуба»

(см. распечатку)

Барельеф

«У лукоморья дуб зелёный»

(2 занятия)

(см. распечатку)

Гофрированный квиллинг

«Корзинка с животным

(по выбору детей)

Центр Корейского Бумажного творчества «Квиллинг. От простого к сложному», стр. 22.

Кляксография

(см. распечатку)

Зима

Декабрь

Январь

Февраль

Обрывная аппликация «Новогодняя ёлка»

(см. распечатку)

Рисование свечой и красками «Зимний пейзаж/снежинки»

(по выбору детей)

(см. распечатку)

«День Святого Валентина» (плетённые сердечки)

Ермолаева Н. В., Малышева А. Н. «Аппликация: открытки, подарки и сувениры», стр. 124.

Мелосская Божена «Искусство вырезания из бумаги. Картины, открытки, дизайнерские украшения», стр. 104-169.

Новогодние игрушки

«Весёлые животные»

(по выбору детей)

(2 занятия).

Антипова М, Рубцова Е. «Солёное тесто: Украшения и подарки. Лучшая книга для начинающих», стр. 80.

Антипова М, Рубцова Е. «Солёное тесто: Украшения и подарки. Лучшая книга для начинающих», стр. 313

Аппликация мозаика

«Зимний пейзаж»

(2 занятия)

Дубровская Н. В. «Мозаика. Наглядно-методическое пособие»: наглядное – методическое пособие, стр. 22

Айрис фондинг

«Воздушные шары-сердца» (2 занятия).

Мелосская Божена «Искусство вырезания из бумаги. Картины, открытки, дизайнерские украшения», стр. 179.

Рисование солью

«Зимний пейзаж»

(см. распечатку)

«Весёлые снеговики»

(солёное тесто)

(2 занятия).

(см. распечатку

Антипова М, Рубцова Е. «Солёное тесто: Украшения и подарки. Лучшая книга для начинающих», стр. 61)

Открытка «Мой папа» (лепка + оригами) 

(2 занятия).

(см. распечатку)

Открытка в технике квиллинг

«С новым годом»

(2 занятия)

Зайцева А. А. «Квиллинг. Самый полный и понятный самоучитель. Все приёмы в одной книге», стр. 39

Шарик-Кусудама

(2 занятия).

Зайцева А. А. «Ёлочные игрушки из бумаги своими руками», стр. 60.

Панно «Подснежник»

(яичная скорлупа)

(2 занятия).

Зайцева А. А. «Подделки из яичной скорлупы: мозаика, декупаж, квилинг», стр. 40

Солёное тесто

«Рождественский ангел»

(см. распечатку)

Барельеф на тарелке

«Зимний домик»

(см. распечатку)

Солёное тесто

«Брошки с застёжкой»

Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала, стр. 132

Витраж

«Рождественская свеча»

Дубровская Н. В. «Витражи из цветной бумаги. Наглядно-методическое пособие», стр. 56-57.

Весна

Март

Апрель

Май

Открытка «8 марта» (квиллинг) 

(2 занятия)

(см. распечатку)

Лепка точечным способом

Медаль

«Космический корабль»

(см. распечатку)

Торцевание из бумажных салфеток

«День Победы -9 Мая»

(2 занятия)

(см. распечатку)

Аппликация на тарелочках с гофрированной бумагой

 «Цветы»

(по выбору детей)

(см. распечатку)

Аппликация Торцевание

«Полёт космического корабля» (2 занятия)

(см. распечатку)

Солёное тесто

«Венок из ромашек»

Антипова М, Рубцова Е. «Солёное тесто: Украшения и подарки. Лучшая книга для начинающих», стр. 292

Солёное тесто

«Дерево счастья»

(2 занятия)

Антипова М, Рубцова Е. «Солёное тесто: Украшения и подарки. Лучшая книга для начинающих», стр. 308

Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала, стр. 150-153

Подделка квиллинг

«Петушок»

Зайцева А. А. «Подделки из яичной скорлупы: мозаика, декупаж, квилинг», стр. 60

Квиллинг

«Букет колокольчиков»

(2 занятия)

Букина С, Букин М. «Квиллинг: волшебство бумажных завитков», стр. 92

Квиллинг «Васильки»

(2 занятия)

Бойко Е. А., Чебаева С.О. «Домашний сундучок. Квилинг и декупаж», стр. 23.

Квиллинг

«Пасхальное яйцо»

Зайцева А. А. «Подделки из яичной скорлупы: мозаика, декупаж, квилинг», стр. 24.

Мелосская Божена «Искусство вырезания из бумаги. Картины, открытки, дизайнерские украшения», стр. 233.

Энн Мартин «Креативный квиллинг: открытки, украшения, подарки», стр. 24

Аппликация мозаика «Бабочка»

(см. распечатку)

Кляксография

«Волшебные цветы»

(см. распечатку).

Объёмная аппликация из разноцветных салфеток

«Пасхальное яйцо»

Бойко Е. А., Чебаева С.О. «Домашний сундучок. Квилинг и декупаж», стр. 57.

Солёное тесто

Рамка для фотографии

(по выбору детей)

(2 занятия)

Антипова М, Рубцова Е. «Солёное тесто: Украшения и подарки. Лучшая книга для начинающих», стр. 172-190


Используемая литература:

  1. Антипова М, Рубцова Е. «Солёное тесто: Украшения и подарки. Лучшая книга для начинающих» - Ростов н/Д: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2010.
  2. Бойко Е. А., Чебаева С.О. «Домашний сундучок. Квилинг и декупаж» - М.: Астрель, 2012.
  3. Букина С, Букин М. «Квиллинг: волшебство бумажных завитков» - Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
  4. Болдова М., Копцева С. «Бумагия. Полное пошаговое руководство по современным бумажным техникам». – М.: Эксмо, 2019.
  5. Дубровская Н. В. «Новый год. Рождество: Веселые поделки своими руками»: наглядное – методическое пособие. -СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2008.
  6. Дубровская Н. В. «Витражи из цветной бумаги. Наглядно-методическое пособие»: наглядное – методическое пособие. -СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2010.
  7. Дубровская Н. В. «Подарки для мамы. Поделки к Дню рождения, 8 марта, Дню Матери»: наглядное – методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2014.
  8. Дубровская Н. В. «Мозаика. Наглядно-методическое пособие»: наглядное – методическое пособие. -СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2014.
  9. Мелосская Божена «Искусство вырезания из бумаги. Картины, открытки, дизайнерские украшения». – Х.: - Аргумент Принт, 2013.
  10. Рубцова Е. «Лучшие поделки из солёного теста» - Ростов н/Дону: Владис, 2011.
  11. Ермолаева Н. В., Малышева А. Н. «Аппликация. Подарки, открытки, сувениры» - Ярославль: ООО «Академия развития», 2011.
  12. Зайцева А. А. «Подделки из яичной скорлупы: мозаика, декупаж, квилинг» - М.: Эксмо, 2013.
  13. Зайцева А. А. «Квиллинг. Самый полный и понятный самоучитель. Все приёмы в одной книге» - М.: Эксмо, 2013.
  14. Зайцева А. А. «Ёлочные игрушки из бумаги своими руками» - М.: Эксмо, 2014.
  15. Зайцева А. А. «Искусство квилинга: Магия бумажных лент» - М.: Эксмо, 2010.
  16. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2010.
  17. Новацкая М. «Лепим зоопарк. Пошаговый мастер-класс.» - СПб.: Питер, 2014.
  18.  Центр Корейского Бумажного творчества «Квиллинг. От простого к сложному» -  М: – Дизайн Хаус, 2011.
  19. Энн Мартин «Креативный квиллинг: открытки, украшения, подарки» / Пер. с анг. У. Сапциной. – М.: Издательская группа «Контэнт», 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская музыкально-дидактическая игра на развитие танцевального творчества "Танцевальная мозаика"

Музыкально-дидактическая игра поможет в создании условий для творческих проявлений детей в танце, послужит для развития интереса к данному виду музыкальной деятельности, предназначена для детей 6-7 ле...

Авторские игры на развитие творчества детей.

Игры с музыкальным сопровождением для развития творческих проявлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста....

Авторская разработка. КОНСПЕКТ открытого показа образовательной деятельности в области «Художественное творчество», в разделе рисование Тема: «Красивые воздушные шары»

КОНСПЕКТ открытого показа образовательной деятельности в области «Художественное творчество»,   в разделе рисованиеТема: «Красивые воздушные шары» Вторая младшая группа...

Литературное творчество, авторские сказки "Огородно - фруктовые".

Мной были написаны "Фруктово - огородные сказки" для детей 4-6лет, для знакомства с сезонными работами на огороде. Рекомендовано для домашнего прочтения и в помощь воспитателям. При знакомстве детей с...

Конкурс авторского творчества

quot;Всё что сердцу дорого..." Стих собственного сочинения, представленный на краевом конкурсе поэтов -любителей....

Авторская программа "Увлекательное творчество"

Данная программа разработана на 4 года, для возрастной категории детей с 3 до 7 лет....

Авторская постановка этюда по ритмопластике (с элементами творчества) на классическую музыку для детей дошкольного возраста.

Сочетание классической музыки с ритмопластикой развивает у детей дошкольного возраста не только эмоциональное отношение к музыке и движениям, но  и  развивает творчество, фантазию, мышление....