Проект «Пластилинография как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
проект по аппликации, лепке (старшая группа)
Творческий проект направлен на создание условий для развития мелкой моторики дошкольника, что окажет плодотворное влияние на развития речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_plastilinografiya_2022-2023_starshaya_gruppa.docx | 699.45 КБ |
prilozhenie_4.docx | 11.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Пластилинография
как средство развития речи
у детей старшего дошкольного возраста»
Автор: Жилина Наталья Александровна
Старшая группа №4 «Апельсинки»
МБДОУ «Детский сад «Крепыш»
город Гагарин Смоленской области
2022-2023 учебный год
Содержание:
№ п/п | Содержание проекта воспитателя старшей группы №4 (2022-2023 учебный год) | № страницы |
1 | Паспорт проекта | 3 |
2 | Пояснительная записка | 4 |
2.1. | Актуальность | 4 |
2.2. | Цель, задачи проекта | 6 |
2.3. | Ожидаемый результат | 7 |
3 | Характеристика особенностей развития детей старшего возраста | 8 |
4 | Содержание проекта | 10 |
4.1. | Модель деятельности | 10 |
4.2. | Принципы реализации проекта | 11 |
4.3. | Методы | 11 |
5 | Обеспечение проекта | 12 |
5.1. | Ресурсное обеспечение проекта | 12 |
5.2. | Материально-техническое обеспечение проекта | 12 |
5.3. | Основные условия в детском саду | 13 |
5.4. | Формы работы с детьми, родителями | 13 |
5.5. | Мониторинг | 14 |
5.6. | Литература | 16 |
Приложения | ||
Приложение 1. Перспективно – тематическое планирование | ||
Приложение 2. Шаблоны для занятий | ||
Приложение 3. Картотека игр, загадок, физкультминуток | ||
Приложение 4 . Таблица мониторинга | ||
Приложение 5. НОД |
«В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета.
Творчество – вот имя этой волшебной птицы»
В.А.Сухомлинский
1. Паспорт проекта
Автор проекта: Жилина Наталья Александровна, воспитатель, первая квалификационная категория. |
Целевая аудитория: Обучающиеся дошкольных учреждений (старший дошкольный возраст), родители. |
Количество занятий в месяц: 4 |
Срок реализации: 1 год |
Типовые особенности проекта: По продолжительности: долгосрочный 2022-2023 учебный год По содержанию: занятия в технике «пластилинография», способствующие развитию мелкой моторики детей. По профилю знаний: творческий. По уровню контактов: сетевой. |
Адресация проекта: Для педагогов ДОУ, родителей. |
Проблема: Поиск средств для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. |
Объект исследования: Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. |
Нормативно – правовая база Программы
Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
17.10. 2013г.№1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
(ред. От 21.01 2019г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 26.09.2013 N 30038);
Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г.;
|
Формы подведения итогов реализации проекта: Проведение выставок детских работ. Презентация по итогам проекта. |
2. Пояснительная записка.
2.1. Актуальность.
Речь — одна из основных линий развития ребёнка. Родной язык помогает войти ребёнку в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и сверстниками. С помощью речи ребёнок познаёт мир, высказывает свои мысли и взгляды. ФГОС ДО определяет так речевое развитие: «Речевое развитие включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Известно, что речь не является врождённой способностью человека. Она формируется постепенно в процессе роста и развития человека.
К концу шестого года жизни ребёнок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он владеет правильным звукопроизношением, выразительной и эмоциональной речью, имеет необходимый для свободного общения со взрослыми и сверстниками словарный запас, грамматические формы. Его высказывания становятся точнее, содержательнее и выразительнее.
Речевое развитие ребёнка это сложный многоаспектный процесс. Он включает в себя различные стороны овладения ребёнком речью: психологическую, нейропсихологическую, лингвистическую, педагогическую и другие. Каждый ребёнок в норме проходит своеобразные ступени овладения различными сторонами речевого развития. Эти ступени являются условными, так как развитие каждого ребёнка протекает индивидуально и зависит от разных факторов, но тем не менее развитие подчиняется общим закономерностям, характерным для всех детей.
Речевое развитие детей является одним из приоритетных направлений образовательного процесса в детском саду. Это направление учебно-воспитательной работы ценно не только самим содержанием материала, но и теми методическими возможностями, которые он открывает для других направлений деятельности дошкольников.
Все мы знаем, что рука тесно связана с речью, по - этому, важно создавать условия для развития мелкой моторики, используя не только традиционные способы, но и применяя новые, современные. Одним из таких «универсальных» видов развития является творческое направление «пластилинография».
Пластилинография — одно из самых «молодых» направлений изобразительного творчества, нетрадиционная техника лепки, которая позволяет создавать выпуклые, барельефные, образы пластилином на твёрдой горизонтальной поверхности.
Из жизни современных детей максимально исключаются мелкие движения пальцев – вместо шнурков на ботинках у детей липучки, вместо рубашки с пуговицами, застежками – футболки. Уровень развития цивилизации прямо пропорционален снижению уровня развития мелкой моторики. В результате того, что взрослому облегчает жизнь и экономит время, это одновременно лишает ребенка возможности больше работать руками.
Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи, поэтому применение различных пальчиковых игр и упражнение, приёмов самомассажа и массажа, других технологий особенно актуальны при работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Занятия пластилинографией предоставляют большую возможность для развития и обучения детей дошкольного возраста, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Чтобы выявить и реализовать возможности детей, я разработала долгосрочный проект на тему «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста», в продолжении проекта «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста», реализованном в 2021-2022 учебном году. Разработанный проект составлен в соответствии с условиями ФГОС дошкольного образования, а также с учётом психологических аспектов развития ребёнка дошкольного возраста.
Проект составлен с учётом Программы ДОУ, с учетом ее целей и задач, задействованы все виды образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие.
- познавательное развитие
- речевое развитие
- художественно эстетическое
- физическое развитие.
2.2. Цель, задачи проекта.
Цель: Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, через нетрадиционную технику изобразительного искусства – пластилинографию.
Задачи:
Развивающие:
Создать условия для развития мелкой моторики дошкольника, что плодотворно влияет на качество развития речи.
Развивать сенсомоторную координацию, глазомер, мышление, восприятие, память.
Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности посредством пластилинографии.
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
Познакомить с основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, ощипывание, вдавливание).
Формировать умение работать на заданном пространстве.
Формировать умение выполнять многоцветную картину, к которой детали изображаются 2-3 цветами.
Развивать умение включать в работу дополнительные материалы – крупу, бисер, пайетки, природные материалы.
Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
Научить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
Закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию.
Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Оздоровительные:
Укреплять здоровье детей, используя, комплексы здоровьесберегающие технологий.
Благотворно влиять с помощью нетрадиционной технике рисования на эмоциональное состояние и психическое развитие детей.
2.3. Ожидаемый результат.
У детей старшей группы при регулярных занятиях в технике «пластилинография» будет более развита мелкая моторика рук, и как следствие будет активно развиваться речь.
У дошкольников сформируется тактильное восприятие, улучшится цветовосприятие, концентрация внимания, повысится уровень воображения и самооценки. У детей расширится и обогатится художественный опыт.
Будет формироваться предпосылки учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом; формироваться навыки трудовой деятельности
Возрастет активность и самостоятельность детей при занятиях изобразительной деятельности.
Начнет формироваться умение находить новые способы для художественного изображения, умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Факторы, способствующие реализации проекта:
Необходимый уровень теоретической и методической подготовки воспитателя;
Наличие учебно-методического комплекта для реализации программных задач на занятии;
Специально оборудованная развивающая среда в группе.
Факторы, препятствующие реализации проекта:
Нерегулярное посещение НОД детьми;
Отсутствие систематизации этапов, методов и приемов работы.
3. Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи.
Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» - зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования:
●от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями);
●от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения.
Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно- логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от не произвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки.
Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
4. Содержание проекта
4.1. Модель деятельности.
1 этап. Возникновение, развитие, осознание и оформление замысла.
2 этап. Процесс создания изображения детьми. Изображение по теме, названной воспитателем, не лишает ребенка возможности проявить творчество, помогая направить его воображение, разумеется, если при этом воспитатель не регламентирует изобразительное решение.
3 этап. Анализ результатов. Он тесно связан с двумя предыдущими этапами, является их логическим продолжением и завершением. Просмотр и анализ продукта, созданного детьми, должны осуществляться при максимальной активности, что позволяет детям полнее осмыслить результат деятельности.
4.2. Принципы реализации проекта.
Основные принципы развития детского творчества:
Принцип по- этапности (от простого к сложному)
Принцип динамичности (техника понятна и освоена в совершенстве)
Принцип сравнений (разнообразие вариантов и поиск новых техник и материалов)
Принцип выбора (творческое взаимодействие взрослого и ребёнка)
Дополнительные стимулы:
1.Игра является основным видом деятельности детей.
2.Сюрпризный момент.
3.Просьба о помощи, помочь слабому, детям важно почувствовать себя значимыми.
4.Музыкальное сопровождение.
5.Эмоциональное объяснение способов действий и показ приемов изображения.
4.3. Методы:
При разработке данного проекта были подобраны доступные, интересные темы занятий. К каждому занятию подобраны игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук.
Для решения поставленных задач, на занятиях максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный.
Занятия проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей техникой «пластилинография» помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.
5. Обеспечение Проекта.
5.1. Ресурсное обеспечение Проекта
1. Программно-методическое обеспечение.
2. Развивающая среда группы, оборудованная необходимым учебно-методическим комплексом.
3. Взаимодействие всех участников педагогического процесса.
4. Система взаимодействия с родителями.
5. Система мониторинга.
5.2. Материально – техническое обеспечение Проекта.
Материально-технические условия по реализации образовательной программы соответствуют:
●санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
●правилам пожарной безопасности;
●требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
●оснащенности помещений развивающей предметно-пространственной средой;
●требованиям к материально-техническому обеспечению программы (учебно - методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).
Работа по материально-техническому обеспечению планируется в годовом плане ДОУ, отражена в соглашении по охране труда.
Характеристика материально технической базы. Объекты, подвергающиеся анализу | Характеристика оснащения объектов |
Групповая комната старшая группа №4 | Групповая комната оснащена отдельной спальней. Группа имеет свой вход из общего коридора и свой выход на улицу. Группа полностью оснащена детской мебелью в соответствии с возрастом и требованиям СанПиНа, шкафами для учебно-методических и раздаточных материалов, рабочими столами и стульями для взрослых. Имеются материалы и оборудование для поддержания санитарного состояния групп. Оснащение предметно-пространственной развивающей среды соответствует возрасту детей и ФГОС ДО. |
5.3. Основные условия в детском саду.
Наличие богатой предметно - развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
1. Создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
2. Наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;
3. Использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий.
Организация развивающей предметно-пространственной в старшей группе
Уголок творчества. В распоряжении детей есть различные материалы для воплощения своих творческих замыслов: цветные карандаши и фломастеры, восковые мелки, простые карандаши, пластилин, доски для лепки, цветная, белая бумага и картон, акварель, кисти, непроливайки, клей, ножницы, стеки, большой выбор трафаретов, различные схемы для рисования животных, растений, бытовых приборов, схемы для поделок из бумаги, большой выбор раскрасок, магнитные доски для рисования. К центру имеется свободный доступ, в любое свободное время дети могут лепить, рисовать, вырезать, делать поделки из бумаги.
5.4. Формы работы с детьми, родителями
Формы работы с детьми.
Дидактические игры для развития воображения и фантазии.
Чтение загадок.
Рассматривание картин, изображений, иллюстраций.
Чтение художественной литературы.
Беседы.
Занятия с использованием нетрадиционной и не стандартной изобразительной технологии.
Формы работы с родителями.
Консультации. Беседы. Наглядная информация. Привлечение родителей к пополнению среды (нетрадиционные материалы). Участие в конкурсах, выставках.
Дата проведения | Тема консультаций, стендовой информации, |
Сентябрь | Стендовая информация «Терапевтические свойства пластилина» |
Октябрь | Стендовая информация «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» |
Ноябрь | Стендовая информация «Как правильно хвалить поделки» |
Декабрь | Стендовая консультация «Как воспитывать речь ребенка» |
Январь | Консультация «Упражнения с массажными мячиками» |
Февраль | Буклет «Почему дети должны рисовать» |
Март | Консультация «Развиваем речь с помощью сказок» |
Апрель | Консультация «Пальчиковая гимнастика» |
Май | Буклет «21 способ разнообразить творческие занятия с ребенком» |
5.5. Мониторинг по рисунку пластилином
Диагностика процесса и результатов работы детей в технике пластилинография осуществляется в рамках мониторинга всех видов творческой деятельности воспитанников. Процедура оценки осуществляется через наблюдение при осуществлении индивидуальной и групповой работы. При этом педагог оценивает деятельность ребёнка по шести позициям.
Таблица: критерии для мониторинга по пластилинографии
Анализируемый параметр | Критерии оценки (от 1-3) |
Творческая активность | ●повышенный интерес, творческая активность — высокий уровень; ●ребёнок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагог — средний уровень; ●ребёнок не активен, выполняет работу без особого желания — низкий уровень. |
Сенсорные способности | ●форма передана точно, разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения — высокий уровень; ●есть незначительные искажения, отступления от краски — средний уровень; ●форма не удалась, безразличие к цвету, одноцветность — низкий уровень. |
Композиция | ●форма передана точно, разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения — высокий уровень; ●есть незначительные искажения, отступления от краски — средний уровень; ●форма не удалась, |
Общая ручная умелость | ●хорошо развита моторика рук, аккуратность — высокий уровень; ●ручная умелость развита — средний уровень; ●слабо развита моторика рук, требуется помощь — низкий уровень. |
Самостоятельность | ●выполняет задания самостоятельно, без помощи, ребёнок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирает выразительные средства, доводит начатое дело до конца — высокий уровень; ●требуется незначительная помощь — средний уровень; ●выполняет задание с помощью педагога, необходима поддержка и стимуляция — низкий уровень. |
Показатели технических навыков | Раскатывание: ●выполняет самостоятельно — высокий уровень; ●требуется небольшая помощь — средний уровень; ●выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень. Сплющивание: ●выполняет самостоятельно — высокий уровень; ●требуется небольшая помощь — средний уровень; ●выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень. Раскатывание: ●выполняет самостоятельно — высокий уровень; ●требуется небольшая помощь — средний уровень; ●выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень. Размазывание: ●выполняет самостоятельно — высокий уровень; ●требуется небольшая помощь — средний уровень; ●выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень. |
5.6. Литература
1. Образовательная программа ДОУ, созданная с учетом ФГОС ДО.
2. Воспитание детей в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателей дет.сада/Анциферова А.А., Владимирова Т.А., Гербова В.В.Просвещение
3. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей –Сакулина Н.П., Комарова Т.С.Просвещение
4. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Пособие для воспитателей: Комарова Т.С. Просвещение
5.Комплексные занятия в детском саду по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Старшая группа.
6. Творческие занятия для дошкольников, в том числе и с ОВЗ и нарушением речи (сбоник методических материалов) Запольских О.С., Сапожникова О.Б.(ГАММА)
7. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. И.А.Лыкова, 2009
8. Лепка с детьми. Колдина Д.Н. Издательство Мозаика-Синтез
9. Пластилинография. Г.Н.Давыдова-2
10. Ресурсы сети Интернет
Предварительный просмотр:
Приложение 4
Проект «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»
Таблица: критерии мониторинга по пластилинографии
Старшая группа №4 2022-2023 учебный год
Анализируемый параметр (критерии оценки 1-3)
| ||||||||||||||
П /п № | Ф.И. ребенка | Творческая активность | Сенсорные способности | Композиция | Общая умелость | Самостоятельность | Показатели технических навыков: 1. Раскатывание 2. Сплющивание 3. Размазывание | |||||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |||
1 |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Театрализованные игры по художественным произведениям как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.»
Работая с детьми старшей группы , я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая речь, они с трудом рассказывают о собыиях своей жизни,не могут пересказать литературны...
Учебно-методическое пособие «Театрализованная игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР»
Учебно-методическое пособие о том, как разивать речь детей с диагнозом ОНР в процессе игровой деятельности. Разработан план программы занятий на весь учебный год....
«Метод моделирования сказок как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.Задачи:1) Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели, сохранять некото...
Проект "Потешки как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речевого общения.Существенную роль в процессе развития речи детей раннего и младшего возраста выполняет художе...
Программа по самообразованию воспитателя старшей логопедической группы «Проектная деятельность, как средство развития речи детей старшего дошкольного возрастав условиях реализации ФГОС ДО"
Программа по самообразованию направлена на изучение и внедрение в активную практику системы работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности....
Проект "Устное народное творчество как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"
Представлен проект по развитию речи...
Проект по развитию речи в старшей группе « Мнемотехника-как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Все чаще педагоги и родители сталкиваются с тем, что ребенок не может запомнить быстро и качественно текст, меняет местами слова.У детей развита в основном в большей степени зрительная пам...