Композиторы
занимательные факты по музыке (средняя, старшая, подготовительная группа)

Камаристова Елена Васильевна

Здесь педагоги смогут найти биографию великих композиторов  для проведения музыкальных занятий и занятий по познавательному развитию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вивальди Антониоhttp://www.belcanto.ru/media/images/uploaded/vivaldi.jpg

В 1678 году в Венеции в семье парикмахера и музыканта Джованни Батиста Вивальди родился первенец Антонио. Бурный характер города передался юному Антонио, вот только проявлять его не получалось: от рождения у него был серьезный недуг - сдавленная грудь, всю жизнь его мучила астма, и он задыхался при ходьбе. Но зато от отца вместе с огненным цветом волос и столь же огненным темпераментом мальчик унаследовал музыкальные способности. В доме Вивальди часто звучала музыка: отец играл на скрипке, дети учились играть на музыкальных инструментах (в то время это было обычным делом), а еще они затевали веселые игры, порой драки.

Последний период жизни Антонио Вивальди похож на его концерты: радость и грусть сменяют друг друга. На пороге своего 50-летия наш герой был полон энергии и замыслов. Оперы сыпались как из рога изобилия (для карнавального сезона 1727 года он сочинил аж восемь опер).

Умер он в доме вдовы венского шорника по фамилии Валлер и был нищенски похоронен. Вскоре после смерти имя выдающегося мастера было забыто.

Почти через 200 лет, в 20-х гг. XX в. итальянский музыковед А. Джентили обнаружил уникальную коллекцию манускриптов композитора (300 концертов, 19 опер, духовные и светские вокальные сочинения). С этого времени начинается подлинное возрождение былой славы Вивальди. Излюбленным инструментом композитора была скрипка.

Сочинения: скрипичные концерты "Гармоническое вдохновение", "Экстравагантность", оперы более 40 "Оттон", "Орландо", "Нерон", более 60 концертов для струнного оркестра, вокальные сочинения - кантаты, оратории, сочинения на духовные тексты (псалмы, литании),



Предварительный просмотр:

Герчик Вера Петровнаhttp://novaya-beresta.ru/_pu/15/45878870.jpg

Среди композиторов, посвятивших свое творчество детям, ей принадлежит  значительное место. Все ее творчество, музыкально-общественная деятельность постоянно и непосредственно связаны с жизнью ребят, миром их чувств. Она всегда принимала участие в жизни самых различных детских коллективов, будь это хоровая студия, музыкальная школа, школьный оперный театр, пионерский лагерь или детский сад. Вера Петровна родилась 6 декабря

1911 года в Екатеринославле (ныне Днепропетровск), на Украине, в семье врачей. В их доме, как и во многих семьях русской интеллигенции того времени, занимала значительное место.

Мать Веры особенно горячо любила музыку, хорошо пела и  участвовала в организации городских концертов. Девочка с самозабвением слушала музыку, а попадая в городской сад, обязательно оставалась до конца концерта. Очень любила Вера слушать и петь украинские народные песни, которые напевала ей няня. Начав в восемь лет занятия на фортепиано, Вера уже тогда стала пытаться сочинять. Чтобы дать дочери хорошее музыкальное образование, семья оставляет родной город и поселяется в Подмосковье.

В 1924 году Вера Герчик поступает в музыкальную школу в класс фортепиано выдающегося педагога и музыкального деятеля Ольги Фабиановны Гнесиной. Начинается сознательная и серьезная учеба. Теперь Вера умеет записывать свои сочинения. Первым из них становится прелюдия для фортепиано.

В 1928 году Веру переводят в музыкальный техникум им. Гнесиных. Здесь с 1930 года учится в двух факультетах: по фортепиано у Ольги Фабиановны, и по композиции у Михаила Фабиановича Гнесина.

В 1932 году Вера стала студенткой теоретико-композиторского факультета Московской государственной консерватории.  Вначале она училась в классе композиции у М.Ф. Гнесина, а на старших курсах у Н.Я. Мясковского. В годы учебы Вера Герчик создает произведения разных жанров: сонату для фортепиано (1934), три романса на слова А.Пушкина «Три ключа» «Туча», «На языке тебе невнятном» («К иностранке») и песни «Колокольчики звенят», «Черный ворон», близкие по стилю русской народной песне. В студенческие годы написаны первые произведения для детей – песни, инструментальные пьесы.

К концу сороковых годов и работа с детьми и творчество для детей постепенно становятся ведущими в ее деятельности. Непосредственное, живое общение с детьми – активнее.  Много интересного в изучении возможностей детского хорового коллектива дала Вере Петровне работа в Доме культуры им. Чкалова с хором, которым она руководила в 1949-1950 годах.



Предварительный просмотр:

Глинка Михаил Ивановичhttp://dasha46.narod.ru/Encyclopedic_Knowledge/Music/Composers/1/MihailGlinka.jpg

Михаил Иванович Глинка родился 1 июня 1804 года в имении своих родителей в селе Новоспасском Смоленской губернии. В десять лет, довольно поздно, Михаил начал учиться игре на фортепиано и скрипке. В 1822 году Михаил Иванович оканчивает Благородный пансион при Главном педагогическом институте в Петербурге, куда его привезли родители в 1817 году. Он всё больше занимается музыкой и уделяет внимание композиции, сочиняет, пробует свои силы в разных жанрах. В 1822 году появляются  его первые произведения.  

Сочинения:

Оперы: «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»,

Симфонические произведения: Симфония на две русские темы, Испанская увертюра № 1, № 2; «Камаринская», фантазия на две русские темы; «Вальс-фантазия»,

Камерно-инструментальные сочинения: Соната для альта и фортепиано.

Романсы и песни: «Венецианская ночь» (1832);; «Ночной смотр» (1836); «Сомнение» (1838); «Ночной зефир» (1838).

Гимн Российской Федерации Патриотическая песня Михаила Глинки в период с 1991 по 2000 год являлась официальным гимном Российской Федерации.

http://dasha46.narod.ru/Encyclopedic_Knowledge/Music/Composers/1/MihailGlinka.jpg



Предварительный просмотр:

Григ Эдвардhttp://www.norge.ru/file/images/grieg_1890.jpg

Эдвард Григ родился в норвежском Бергене в 1843 году и был четвертым ребенком в большой музыкальной семье.

Он с шести лет обучался нотной грамоте, однако всерьез не мечтал пойти по стопам родителей, пока однажды в его жизни не произошла чудесная встреча. Когда Эдварду было 15 лет, в гости к его отцу приехал Oле Булль - знаменитый скрипач и композитор, завоевавший к тому времени мировую славу. Узнав, что сын Грига очень любит музыку и даже пробует сочинять, гость усадил мальчика за рояль и пришел в совершенный восторг от услышанного: «Ты должен стать музыкантом!» По его совету Эдварда отправили в Лейпциг, где он стал брать уроки в консерватории. Вдали от дома юный музыкант трудился, не жалея сил, и в итоге тяжело заболел - после простуды у него начался плеврит. И хотя заботами матери Эдвард все же оправился, последствия болезни остались на всю жизнь: Григ страдал туберкулезом и в преклонном возрасте дышал лишь частью левого легкого, потому что правое было разрушено.  15 июня 1903 года Григ праздновал свое шестидесятилетие. Он получил огромное количество телегфамм и писем из многих стран света. Композитор мог гордиться: значит, жизнь его не прошла даром, значит, он своим творчеством приносил людям радость...

В 1906 году Григ снова предпринимает большое турне. Затем Григ возвращается в Норвегию, в Тролльхауген. Лето приносит ему мучительные страдания. Уснуть удается только с наркозом. 4 сентября 1907 года, ранним утром Грига не стало.

Сочинения для детей: сюита «Пер Гюнт», фортепианные пьесы «Шествие гномов», «Кобольд».



Предварительный просмотр:

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c8/Daniel_Steibelt.jpg/220px-Daniel_Steibelt.jpg

Даниэль Готлиб Штейбельт (Steibelt) (22.10.1765, Берлин - 2.10.1823, Петербург) - немецкий пианист, дирижер и композитор. Игре на фортепиано обучался у Ф. Кирнбергера. В 1789 года начал концертировать. В 1790 году поселился в Париже, где вскоре приобрел популярность как виртуоз и педагог. В конце 1808 года отправился на гастроли в Россию; здесь занял должность капельмейстера петербургской Французской оперы, сменив в этой должности Буальдьё. Для Петербурга Штейбельт написал оперы "Золушка" (1810), "Сарджино" (1815), "Суд Мидаса" (не окончена), балеты "Императорский праздник" (1809), "Робкий рыцарь" (1811). Кроме того, он поставил здесь ряд ранее написанных опер ("Ромео и Юлия", "Вавилонская принцесса", "Федра" и др.). При жизни композитора были популярны его фортепианные виртуозные пьесы салонного склада, изобилующие бесконечными пассажами и т. п. Особенно был известен концерт № 3 для фортепиано с оркестром (1798) с его финалом "Пасторальное рондо и буря". Будучи в России, Даниэль Штейбельт написал также ряд вариаций на русские мелодии - "Помнишь ли, сердечный друг", "Выйду ль я на реченьку" и др. Вторая часть его фортепианной сонаты "Приглашение прекрасному полу" представляет собой вариации на "Камаринскую". Эти пьесы не отличаются высокими художественными достоинствами и свидетельствуют о неглубоком знакомстве Штейбельта с русской музыкой.



Предварительный просмотр:

Дмитрий Борисович Кабалевский родился 30 декабря 1904 года в Петербурге в семье служащего. В 1918 году семья переехала в Москву. Его отец был математиком  и очень хотел, чтобы мальчик изучал точные науки, но еще с раннего юношества он делал успехи в поэзии и живописи, а больше всего любил импровизировать на фортепиано.http://burdelov.narod.ru/Musik/Foto/Kabalevskiy.jpg

В 1919 году он поступил в музыкальный техникум имени Скрябина в Москве, где фортепиано преподавал его директор - Селиванов, а сочинение -  известный теоретик и композитор

Г. Катуара. Ради талантливого ученика в техникуме открывается композиторское отделение, на котором был один ученик – Кабалевский. С шестнадцати лет юноше пришлось зарабатывать себе на жизнь: он рисует плакаты, служит почтальоном, пишет  и исполняет  музыку для немого кино, учится в школе живописи и рисования.

В 1925 году наперекор воле отца он поступает в Московскую консерваторию где тоже учится по двум специальностям:  фортепиано и  композиции.

В 1932 году он становится профессором. Много пишет, работает в консерватории, выступает с докладами,  в печати.  С 1939 году стал профессором Московской консерватории. Был главным редактором журнала «Советская музыка» (1940 — 1946); с 1954 член коллегии министерства культуры СССР. Член Совета директоров Международного общества музыкального воспитания. Член Советского комитета защиты мира (1953). Дмитрий Борисович выступал как пианист и дирижёр, исполняя свои произведения.

В музыке Кабалевского преобладают солнечные тона, ясная песенная выразительность, жизнерадостная энергия, задор и юмор. Вместе с тем композитор запечатлел трагические события Великой Отечественной войны. Среди камерных произведений Дмитрия Борисовича — 2 струнных квартета (№ 2, 1945; Государственная премия СССР, 1946), 24 прелюдии для фортепьяно и другие. Написал музыку к ряду фильмов и драматических спектаклей.

Педагог воспитал знаменитых композиторов, как: Михаил Павлович Зив, Александр Иванович Пирумов, Мирослав Михайлович Скорик, Георгий Александрович Струве (хормейстер, дирижёр, педагог); и музыковед, методолог Эдуард Борисович Абдуллин.

Помимо музыки Д. Б. Кабалевский коллекционировал почтовые марки и увлекался шахматами.



Предварительный просмотр:

Моцарт Вольфганг Амадей http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/87/Wolfgang-amadeus-mozart_1.jpg

Амадей Моцарт родился в Зальцбурге в 1756 году. Обладая феноменальным музыкальным слухом и памятью, он уже в раннем детстве научился играть на клавесине, а в пять лет написал первые сочинения. С шести лет он гастролировал по странам Европы. Из выдающихся композиторов прошлого он стал первым, кто выбрал жизнь свободного художника. В 1781 г. Моцарт переехал в Вену, у него появилась семья. Зарабатывал он редкими изданиями собственных сочинений, уроками игры на фортепиано и выступлениями (последние послужили стимулом для создания концертов для фортепиано с оркестром).

Особое внимание Моцарт уделял опере. Его произведения - целая эпоха в развитии этого вида музыкального искусства. Опера привлекала композитора возможностью показать взаимоотношения людей, их чувства и стремления. Моцарт стал и одним из создателей жанра классического концерта.

Для детей написаны: Симфония № 40

Основные оперы: Митридат, царь понтийский (1770), Идоменей, царь критский (1781), Похищение из сераля (1782), Свадьба Фигаро (1786), Дон-Жуан (1787), Так поступают все женщины (1790), Милосердие Тита (1791), Волшебная флейта (1791).

Другие произведения:  17 месс, среди которых: «Коронационная» (1779), «Реквием» (1791)  49 симфоний, среди которых: «Парижская» (1778), № 36 «Хаффнер» (1782), № 37 «Линцская» (1783), № 38 «Пражская» (1786), № 39 (1788), № 40 (1788), № 41 «Юпитер» (1788).  Концерты, серенады, дивертисменты, ансамбли, сонаты, трио, дуэты, рондо, фантазии, пьесы,  более 50 арий,  ансамбли,  хо-ры, песни.



Предварительный просмотр:

Попатенко Тамара Александровнаhttp://content.foto.my.mail.ru/mail/shtabrvs/_blogs/i-721.jpg

Светлая, жизнеутверждающая, по-русски распевная музыка композитора Попатенко обращена, прежде всего, к юному поколению. Она один из самых известных и популярных детских композиторов.

Тамара Александровна Попатенко родилась 22 апреля 1912 года в городе Москве. Учиться музыке начала с восьми лет. Отец девочки был первым учителем игры на рояле. Юрист по профессии, он, однако, считал музыку истинным призванием и мечтал о музыкальном будущем для единственной дочери. В связи с частыми переездами семьи Тамара поступила в музыкальную школу лишь пятнадцати лет в городе Новочеркасске.

Здесь, в музыкальной школе, Тамара впервые попробовала записать сочиненную музыку – незатейливые фортепианные пьесы. Через два года  Тамара Попатенко поступает в Ростовский музыкальный техникум сразу по двум специальностям: фортепиано и сочинение. Успешно окончив музыкальный техникум, Попатенко в 1932 году едет в Москву поступать в Московскую консерваторию. Исполненные ею фортепианные «Причуды» получили одобрение экзаменационной комиссии, и Тамара Попатенко была зачислена на отделение композиции в класс профессора Р.М. Глиэра. Работой студентки непосредственно руководили и такие замечательные педагоги, как Г.И. Литинский, В.Я. Шебалин. В 1938 году Т.А. Попатенко успешно заканчивает Московскую государственную консерваторию.

Творчество Попатенко включает музыку самых разнообразных жанров: струнные квартеты, три детские сюиты  для симфонического оркестра («Новогодняя», «Игрушки», «Гуси-лебеди»), фортепианные и инструментальные пьесы, романсы на слова А. Пушкина, М. Лермонтова, Р. Бернса, французских поэтов, музыку к спектаклям, к мультфильму, оперы-сказки, одноактный балет «Репка». Музыка Попатенко часто звучит по радио в детских передачах: «Солнечный зайчик», «Королева Зубная щетка», «Дили-Дон», «Маша-растеряша».

«Я очень люблю ребят и поэтому большая часть моего творчества отдана им», - говорила Т. Попатенко. Она хорошо чувствует и знает специфику каждого возраста и исполнительские возможности ребят. На тексты известных детских поэтов О. Высотской, Н. Найденовой, В. Викторова, М. Ивенсен,  И. Лешкевич и других, с которыми композитора связывает давняя творческая дружба, написано большое количество песен для маленьких исполнителей и слушателей. Тематика  этих песен помогает  детям познавать  окружающий мир, вырабатывает светлое мировосприятие, пробуждает у детей любовь к Родине, трудолюбие, доброту. Таковы песни «Родине спасибо», «Мой огород», «На даче», «Все ребята любят мыться», «Праздничная» и многие другие. Композитор учитывает ограниченные  исполнительские возможности малышей, отсюда одноголосное изложение мелодии, диатоника, небольшой объем в пределах кварты-квинты.



Предварительный просмотр:

C:\Users\ASB\Desktop\C.Прокофьев.jpg

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 - 1953) – русский советский пианист, дирижер,  один из крупнейших композиторов ХХ века, народный артист РСФСР.

Родился Сергей Прокофьев 11 апреля 1891 года в селе Сонцовка Екатеринославской губернии. Первое образование в биографии Прокофьева было получено дома. Музыкой Сергей увлекся с детского возраста. В 5 лет он начал играть на пианино, а чуть позже – сочинять первые пьесы. В биографии композитора Прокофьева первые оперы были созданы в 9-летнем возрасте.

Затем Сергей стал обучаться у лучших преподавателей в Петербургской консерватории. Впервые выступил со своими произведениями Прокофьев в 1908 году. А начиная с 1918 года, много гастролировал: по Европе, Америке, Японии. В 1936 году Прокофьев вместе с женой поселился в Москве, начал преподавать в консерватории. В 1948 году в биографии Прокофьева состоялась свадьба на Мире Мендельсон.

Среди известных сочинений композитора: оперы «Повесть о настоящем человеке», «Маддалена», «Игрок», «Огненный ангел», «Война и мир», балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка». Также Прокофьев написал множество вокально-симфонических произведений, инструментальных концертов. В 1947 году получил звание народного артиста РСФСР. Скончался композитор 5 марта 1953 года в Москве.



Предварительный просмотр:

Раухвергер Михаил Рафаиловичhttp://www.kino-teatr.ru/acter/foto/sov/40029.jpg

М.Р. Раухвергер – один из первых композиторов, с двадцатых годов начавших плодотворную работу в области детской музыки. Михаил Рафаилович родился 5 декабря 1901 года в Одессе. Обучение музыке началось с семилетнего возраста. А вскоре он стал и сам сочинять музыку.

Окончив гимназию в 1919 году, М. Раухвергер поступает в Одесский политехнический институт и одновременно с этим в консерваторию, где занимается по фортепиано в классе профессора Р. Бибер.

В 1922 году М. Раухвергер переезжает в Москву и поступает в Московский механико-электротехнический институт. В то же время он стремится продолжить профессиональное музыкальное образование. Мечтая  учиться в классе выдающегося педагога и пианиста Ф.М. Блуменфельда, М. Раухвергер держит вступительные экзамены на фортепианный факультет Московской консерватории. Его исполнение Чаконы Баха-Бузони понравилась членам комиссии. Через несколько дней юноша с радостью увидел свою фамилию в списке принятых.

В 1924 году Раухвергер ушел из института, целиком посвятив себя музыке. «Я понял, что музыка – мое призвание,  что жить без нее я уже не смогу» - рассказывал композитор. В студенческие годы М. Раухвергер много и напряженно работает над повышением своего исполнительского мастерства, часто выступает на концертной эстраде, исполняя произведения Бетховена, Моцарта, Шопена, Листа, Брамса, Скрябина. По окончании консерватории М. Раухвергер приступает к активно преподавательской деятельности: окончив аспирантуру, становится сначала ассистентом Ф.М. Блуменфельда, затем – доцентом консерватории; в 1939 году получает звание профессора и с этого времени (до 1941года) руководит работой фортепианной кафедры. С успехом проходят многочисленные выступления М. Раухвергера-пианиста. Казалось бы, педагогика и концертная деятельность должны были заполнить все время без остатка. Но Михаил Рафаилович успевает также, и сочинять музыку. Одна за другой появляются песни и пьесы композитора. Мысль обратиться в своем  творчестве к детской тематике была подсказана композитору его женой Тотеш Симовной Бабаджан – опытным специалистом в области детского музыкального воспитания.

Уже в начале своей композиторской деятельности М. Раухвергер понял, что сочинение музыки нельзя ограничивать рамками какого-либо одного жанра. Наряду с песнями он создает инструментальные произведения, озвучивает детские кино- и мультфильмы.



Предварительный просмотр:

Филиппенко Аркадий Дмитриевичhttp://chayca1.narod.ru/kabin/kompoze/filippenko_a_d.jpg

Для знакомства воспитателей с биографией и наиболее известными произведениями композиторов. Полученные сведения они могут использовать для закрепления с детьми материала музыкального занятия или при использовании музыкальных произведений на своих занятиях.

Родился Аркадий Дмитриевич Филиппенко 8 января 1912 года в селе Пуще-Водице возле города Киева. С самого раннего детства его влекло к музыке, и первым инструментом, на котором он научился играть, была сопилка.

Девяти лет маленький музыкант обучился игре на балалайке, затем на мандолине и гитаре.

В юные годы будущий композитор работал рабочим на Киевском судостроительном заводе. Скоро все заметили музыкальную одаренность молодого токаря, и он был послан на учебу.

Окончив музыкальную школу, Филиппенко поступил в Киевскую консерваторию, которую окончил в 1939 году по классу профессора Л.Н.Ревуцкого.

Но вот пришла война. И с 1939 по 1945 год композитор вместе с другими русскими людьми сражается на фронте с фашистами. После войны, в 1947 году он пишет музыку о смелости солдат на войне и называет ее Героической поэмой для симфонического оркестра, а в следующем году завершает работу над Вторым струнным квартетом, посвященным украинским партизанам. За это произведение композитору была присвоена государственная премия.

Широко известным является и песенное творчество Аркадия Дмитриевича Филиппенко. Он написал целый ряд молодежных, патриотичных, лирических песен, а также музыку к кинофильмам.

Наряду с этим, композитор уделял большое внимание детской песне. Он написал много песен на самые разнообразные темы. Музыка их образна, мелодична, жизнерадостна, она заслуженно пользуется успехом у детей. Особенно популярны: «Песня о Родине», «Подарок маме», «Цыплята», «Веселая девочка Алена», «По малину в сад пойдем» и другие.



Предварительный просмотр:

Чичков Юрий Михайловичhttp://cs9227.vk.me/v9227968/2c36/XKe1JUBIfss.jpg

Детские годы композитора прошли в Москве. Любовь к музыке у него проявилась рано. Он очень любил петь и этому его научила мама, которая часто пела ему сама. В последующем Юрий Михайлович напишет много красивых песен, посвященных маме. Именно она привела его в музыкальную школу, где сразу поняли, что мальчик очень способный.

В 1949 году Чичков окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. После окончания школы был призван в армию. За эти годы окончил два музыкальных вуза: Институт военных дирижеров и Московскую консерваторию по классу сочинения. После службы в армии Юрий Чичков  посвящает себя композиторской деятельности.

Песни для детей: «Детство - это я и ты», «Если умным хочешь быть», «Это просто чудеса», «Я хочу узнать об этом», «Волшебный цветок», «Смешная карусель», «Мама», «Наши мамы самые красивые», «У мамы день рождения», «Радость», «Мой щенок», «Скерцо», «Медвежонок», «Смешная карусель», «Из чего же, из чего же…», «Музыка и дети», «Поздравление», «Утро школьное», «Шуми, сосна», «Мы едем на праздник», «Здравствуйте, мамы», «Рожок и свирель», «Не стой в стороне равнодушно», «Вальс», «Дерево дружбы», «Глупое счастье», «Напиши мне письмо» и многие другие.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Времена года в произведениях композиторов, художников и поэтов"

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы.Задачи: Развивать способность эмоционально откликаться на произведения живописи, позии, музыки. Закреплять знания о средствах вырази...

педагогический проект "Удивительные песни вятского композитора Игоря Русских"

Происхождение темы: Знакомство с творчеством Игоря Валерьевича Русских – композитора, поэта, автора-исполнителя в 2009 году на курсах по теме «Музыкальное воспитание и развитие детей дошкольного возр...

композиторы

портреты композиторов...

Музыкальная гостиная по творчеству композитора Н.А. Римского-Корсакова

Музыкальная гостиная проводится с целью закрепления знаний детей о творчестве композитора. Хороший повод музыкального руководителя имет общение с семьями воспитанников, т.к родители принимают участие ...

Конспект занятие "Зима в музыке разных композиторов" для старшей группы

Старшая группа.Доминантно – тематическое занятие: «Зима в музыке разных композиторов»...

Музеи великих композиторов

В презентации представлены материалы о музеях композиторов Глинки, Прокофьева, Чайковского, Римского-Корсакова, Бетховена, Баха....

Модель театрализованного праздника "Пушкинская Русь" по мотивам сказок А.С. Пушкина и музыки русских композиторов классиков для детей старшего дошкольного возраста.

   Предлагаю вашему вниманию модель театрализованного праздника "Пушкинская Русь" по мотивам сказок А.С. Пушкина и музыки русских композиторов классиков для детей старшего дошкольного...