Конспект занятие "Зима в музыке разных композиторов" для старшей группы
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Коклягина Светлана Александровна

    Старшая группа.

Доминантно – тематическое занятие:

 «Зима в музыке разных композиторов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1._zanyatie_v_starshey_gr._zima.doc36.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                   Старшая группа.

                        Доминантно – тематическое занятие:

                     «Зима в музыке разных композиторов»

Цель: Создание в детях чувство красоты (природы, музыки, поэзии).

Задачи: Формировать у детей навык различия характера музыкальных произведений, имеющих близкие названия, через восприятие музыки и поэзии, а также в сочетании двух видов искусств – подпевании песни «Зимние подарки».

Развивать у детей танцевальное творчество в музыкальной игре «Зимушка».

Воспитывать творческое проявление.

Ход занятия: (Дети входят спокойным шагом друг за другом, под музыку П.И.Чайковского «Времена года». Декабрь «Святки». Проходят и садятся на стульчики.)

Муз.рук: Здравствуйте, ребята! Узнали ли вы музыку, что встречала вас в этом зале?

 (ответ детей).

Молодцы, правильно. А кто написал эту музыку? (ответ детей).

Да, это музыка композитора П.И.Чайковского, и называется она «Святки», а написана она к месяцу – декабрю. Ребята, скажите, какое время года наступило? Правильно – зима. И сегодня мы с вами будем говорить и слушать музыку о Зиме.

Муз.рук: Зимой природа так красива! Всё вокруг белеет и серебрится. Деревья наряжаются в пушистые белые снежные одежды. На прошлом занятии мы с вами слушали музыку Чайковского в фортепианном исполнении, а сейчас я хочу вам предложить небольшой фрагмент этого же произведения, но уже в исполнении оркестра.

(Звучит фрагмент из цикла «Времена года», Декабрь «Святки», П.И.Чайковского. Исполнитель – оркестр.)

Муз.рук: Слушая музыку Чайковского, вспоминается прекрасное стихотворение замечательного русского поэта Сергея Есенина, в котором с нежностью, любовью, восхищением говорится о русской берёзке зимой:

                                (показ картин)    

                                              Берёза.

                          Белая берёза под моим окном

                          Принакрылась снегом, точно серебром.

                          На пушистых ветках снежною каймой

                          Распустились кисти белой бахромой.

                          И стоит берёза в сонной тишине,

                          И горят снежинки в золотом огне.

                          А заря, лениво обходя кругом,

                          Обсыпает ветки новым серебром.

Муз.рук: У замечательного итальянского композитора Антонио Вивальди есть 4 концерта для скрипки с оркестром, которые называются «Времена года». Эти концерты имеют названия: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Каждый концерт состоит из 3-х частей. И раз мы сегодня с вами говорим о Зиме, давайте послушаем одну из частей этого концерта – «Зима». Какая зима видится вам при звуках этой музыки?

                   (Звучит 1-я часть концерта А. Вивальди «Зима».)

Дети: суровая, вьюжная, ненастная, порывистая.

Муз.рук: а какая музыка по характеру?

Дети: тревожная, взволнованная, стремительная.

Муз.рук: Совершенно, верно! Ведь 1 часть концерта «Зима» так и называется «Вьюга», где композитор средствами музыки изобразил картину зимы – суровую, ненастную, вьюжную. Мы слышим в ней резкие, короткие порывы ветра; метёт снег; сыплются колкие снежинки. Природа скована стужей, застыла в оцепенении. На этом таинственном фоне, пронзительно, тревожно, смятенно, жалобно поёт скрипка. Затем внезапно налетают порывы ветра, вьюга. Сам Антонио Вивальди написал к этой музыке такие стихи:

                                          Закоченев над свежими снегами,

                                           Под резким ветром, дующим в дуду,

                                           Бежать, притопывая сапогами.

                                           И ёжась, и дрожа на холоду!

Муз.рук: А вот у современного русского композитора Георгия Васильевича Свиридова, в его фортепианном альбоме пьес для детей, есть пьеса «Зима». Давайте мы её послушаем и сравним произведение Вивальди и Свиридова.

               (Звучит пьеса Свиридова «Зима».)

Муз.рук: какая «Зима» у Г.Свиридова?

Дети: торжественная, величавая, как бы шагающая ровными большими шагами.

Муз.рук: И музыка здесь ровная, немного настороженная, неторопливая, уверенная, величественная, напоминающая стихи Александра Сергеевича Пушкина:

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волшебными коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

Муз.рук: И действительно, ребята, мы рады матушке Зиме, потому что она приносит не только холод и унынье, но и Новогодние праздники, а с ними подарки. И катание на коньках, санках, лыжах, и игру в снежки и ещё много интересного и полезного, потому что у природы нет плохой погоды – каждая погода – благодать!.. А так как у нас с вами впереди Новогодние праздники, давайте познакомимся с весёлой песенкой о Зиме, которая называется:

                 «Зимние подарки».

Муз.рук: (поёт 1-й куплет и припев песни, и предлагает запомнить слова припева. Затем исполняет всю песню, а дети поют только припев.)

Муз.рук: Ребята, а вы любите играть? Я предлагаю поиграть в музыкальную игру «Зимушка», которую мы разучили на прошлом занятии. А вы помните правила игры?

Дети: (напоминают – что кого Зимушка, «заморозила» не сходит с места, а замирает в позе. Затем дети весёлой пляской их размораживают. Игра повторяется 2-3 раза. Зимушку выбирают считалкой.

Музрук: Ну вот и закончилось наше занятие. Ребята вам понравилось оно? Что вы запомнили, о ком мы сегодня говорили, о каких композиторах? А какую музыку мы слушали, в чьём исполнении? А запомнили ли вы припев песни? Как она называется?

                  Вы все были большие молодцы! Нам пора прощаться.

                  До свидания!

(Дети спокойным шагом выходят из зала под музыку Чайковского).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Эти разные праздники".

Програмное содержание: Расширить представление детей о национальном составе Российской Федерации. Познакомить детей с регионом - Карелия, и национальным праздником кареллов "Пугало-день".Ход занятия:I...

Конспект Непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» (музыка) с интеграцией образовательных областей. На тему: «Русский сарафан в музыке и живописи" (старшая группа)

«Давайте детям больше и больше содержания общего,человеческого, мирового, но преимущественно старайтесьзнакомить их с этим через родные и национальные явления».В. Г.БелинскийСейчас очень актуальна про...

Конспект открытой НОД «Музыка» для детей старшей группы «Мелодии Зимы».

Цель: - формирование основ музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста.- развитие музыкальных и творческих способностей дошкольников в процессе использования активных методов и приемов....

Конспект интегрированной НОД «Музыка» для детей старшей группы «Путешествие в весеннюю сказку».

Цель: - формирование основ музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста.- развитие музыкальных и творческих способностей дошкольников в процессе использования активных методов и приемов....

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные» Тема: «Такие разные животные» (старшая группа

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные»Тема: «Такие разные животные» (старшая группа...

Конспект занятия по музыке для детей старшей группы «Русская ложка»

Конспект занятия по музыкедля детей старшей группы «Русская ложка»Возрастная группа: дети старшей группы.Цель занятия: -развитие творческих способностей и познавательной активнос...