Консультация для педагогов «Организация самостоятельной художественной деятельности в режиме дня»
консультация по аппликации, лепке

Серко Татьяна Владимировна

В детском саду самостоятельная художественная деятельность объединяет действия детей, связанные с разными видами искусства (рисованием, пением, чтением стихов и т. д.), каждое из которых имеет свое самостоятельное развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 1»

Консультация для педагогов.

Тема: «Организация самостоятельной художественной деятельности в режиме дня»

Подготовил руководитель творческой группы

по художественно – эстетическому направлению

 воспитатель высшей категории: Серко Т.В.

г. Черняховск

2019г.

Организация самостоятельной художественной деятельности в режиме дня.

В детском саду самостоятельная художественная деятельность объединяет действия детей, связанные с разными видами искусства (рисованием, пением, чтением стихов и т. д.), каждое из которых имеет свое самостоятельное развитие.

Дети сами любят художественную деятельность, и часто по собственной инициативе занимаются ею. Нельзя сказать, что самостоятельная художественная деятельность полностью осуществляется без руководства взрослого. Просто характер этого руководства опосредованный, косвенный. Воспитатель заботится о накоплении ребенком опыта, впечатлений, которые потом отразятся в самостоятельном рисовании, лепке, рассказах, музыкальной деятельности; обучает изобразительным способам и приемам.

Самостоятельная художественная деятельность потому и самостоятельная, что возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, «написать письмо» бабушке, смастерить игрушку для игры и др. Очень часто такая деятельность носит синтетический характер, т.е. дети соединяют разное содержание, разные материалы, разные способы работы.

Задача педагога - не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Но главное - создать условия для самостоятельной деятельности: дети должны знать, где взять необходимые материалы, где именно можно, не мешая другим, рисовать, строить, музицировать и т. п. Воспитатель развивает самостоятельность детей, используя подсказку, привлечение внимания к предмету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии.

Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер, а иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой замысел, вместе готовят концерт, мастерят элементы костюмов, рисуют декорации, изготавливают атрибуты для игры, организуют театрализованную игру и т. д.

Признаками самостоятельной деятельности являются внимание ребенка к средствам выразительности в музыке, движениях, рисунке, речи и умение переносить усвоенное в собственную новую деятельность, применять для решения новых задач.

Образы из любимых сказок, рассказов, мультфильмов находят отражение в детских играх, художественной деятельности. Опираясь на эти впечатления, дети сами создают какую-либо похожую жизненную ситуацию. В таких случаях они выступают и как авторы замысла и как исполнители.

 Другим очень сильным побудителем самостоятельных проявлений становится художественный опыт, который ребенок приобретает на занятиях. Планомерное обучение по определенной системе в каждой возрастной группе позволяет постепенно накапливать и увеличивать объем навыков, умений в области музыкальной, художественно-речевой и изобразительной деятельности. Потребность самостоятельно закрепить этот опыт, утвердиться в том, что освоено, особенно ярко проявляется в старшем дошкольном возрасте.

Т.е. самостоятельная художественная деятельность тесно связана с той работой, которую целенаправленно и в разных формах проводит воспитатель.

Если на занятиях воспитатель целенаправленно осуществляет выполнение программы по тому или иному разделу художественной деятельности (пение, слушание музыки, рисование» лепка, рассказывание и т. д.), то вне занятий ребенок сам определяет цели, задачи, находит средства для передачи своего замысла.

Детская самостоятельная художественная деятельность значительно обогащается под влиянием различных художественных впечатлений: от праздников, развлечений, от знакомства с произведениями изобразительного искусства, музыки, художественной литературы.

Произведения искусства не только обогащают видение мира, расширяют кругозор детей, но и вызывают у них стремление к собственному творчеству. Например, прослушав «Осеннюю песню» П. Чайковского, дети самостоятельно пытаются сочинить мелодию, в которой передается настроение грусти и сожаления о том, что лето уже прошло.

Рассматривая картины с изображением природы в различное время года, дети узнают, чем отличается каждая из них, и выбирают те, которые больше понравились. В групповой комнате должно быть место, где ребенок может рассматривать понравившиеся ему картины, рисунки. Тогда и в самостоятельном творчестве он под влиянием увиденного сможет передать определенный колорит (зима, осень, весна), сумеет выбрать и соответствующий замыслу рисунка материал (гуашь, акварель, карандаши, пастель и т. д.).

Значительно обогащает самостоятельную художественную деятельность детей литература, в частности стихи классиков, советских авторов и сказки. Дети цитируют знакомые стихи при рассматривании игрушек, картинок и иллюстраций в книге.  Рассматривая иллюстрации к сказкам, дети повторяют некоторые народные выражения: «красна девица», «добрый молодец», «ясно солнышко», «подобру-поздорову» и т. д. Сочиняя собственные сказки, они часто используют эти обороты. Речь их обогащается, становится образнее, выразительнее.

Одной из наиболее ярких форм самостоятельной художественной деятельности является игра. Она может быть различной в зависимости от содержания деятельности. Так, дети подбирают книжки-малышки для того, чтобы играть в библиотеку, магазин; делают из бумаги, лепят из пластилина игрушки, чтобы украсить комнату кукольного домика для игры в семью; изображают музыкальнее занятие — поют, танцуют с куклами или показывают движения своим товарищам. Ребята сами создают условия, необходимые для данной игры: сооружают постройку или расставляют стулья для зрителей, ставят ширму, делают декорации и показывают спектакль во время игры в театр и т. д. Итак, самоорганизация детей приобретает в основном две формы — сюжетно-ролевой игры и упражнений, которые чаще всего имеют индивидуальный характер (самообучение). Эти формы идут параллельно, они имеют место в каждой возрастной группе. Форма упражнений более характерна для старшей и подготовительной к школе групп; так как дети, критически относясь к своим рисункам, лепке, а также музыкальным действиям, хотят научиться лучше рисовать, танцевать, петь, рассказывать, читать стихи. Иногда в самостоятельной художественной деятельности они обращаются за помощью к воспитателю, но, как правило, индивидуально занимаются тем, что им больше нравится.

В развитии самостоятельной художественной деятельности родители - незаменимые помощники педагога. Поэтому педагог обязательно должен раскрыть родителям смысл изобразительной деятельности, ее значение для общего развития дошкольников; объяснить, на каком уровне находится деятельность их детей; какие задачи решает педагог на занятии; в чем его трудности; чем могут и должны помочь родители. Родителям надо рассказать об условиях, которые следует создать для ребенка в семье. Необходимо рассказать и даже показать, приглашая на занятие, как взрослые в семье могут вместе с детьми рассматривать предметы, наблюдать изображаемые явления. Следует разъяснить, как это важно для рисования (лепки) и общего развития детей. Следует объяснить родителям, что к детским работам надо относиться бережно, привести примеры их применения, побуждать ребят приносить домашние работы в детский сад, радоваться домашним успехам со всеми детьми. Детские работы, выполненные на занятии и в свободное время в детском учреждении, также обязательно должны быть представлены родителям. Необходимо обратить внимание на продвижение их ребенка, на сравнение его деятельности не с успехами других детей, а с его собственными, призывать взрослых членов семьи к поддержке в ребенке уверенности в своих силах, смелости, разъяснять недопустимость насмешек, которые навсегда могут лишить ребенка желания делиться с близкими своими успехами и неудачами. Итак, работа с семьей — один из путей косвенного влияния на самостоятельную художественную деятельность детей и развитие ребенка в ее условиях.

Самостоятельная художественная деятельность обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность.

В процессе самостоятельной художественной деятельности у детей:

- закрепляется художественный опыт, который ребенок приобретает в НОД;

- у детей развивается речь, становится образнее выразительнее (так,  при сочинении собственных сказок их речь обогащается народными выражениями: «красна девица», «добрый молодец», «ясно солнышко», «подобру-поздорову»);

- у детей проявляется стремление к собственному творчеству (например, самостоятельно пытаются сочинить мелодию);

- в играх и художественной деятельности (например, рисовании) находят отражение образы из любимых сказок, рассказов, мультфильмов. Дети выступают и как авторы замысла и как исполнители;

- дети сами создают условия, необходимые для игр: сооружают постройку или расставляют стулья для зрителей, ставят ширму, делают декорации и показывают спектакль во время игры в театр и т. д.

        

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

Самостоятельная художественная деятельность – это реализация отношения ребенка к различным видам искусства и то «среднее звено», которое связывает искусство и ребенка. Ее содержание направлено на развитие творческих способностей и активизацию детей.

Специфика самостоятельной изобразительной деятельности детей.

  • она возникает по инициативе детей;
  • ребёнок сам определяет цель;
  • сам находит средства для её воплощения;
  • планирует деятельность, добиваясь желаемого результата.

Художественная самостоятельная деятельность возникает почти всегда по инициативе детей и проходит, казалось бы, без непосредственного руководства воспитателя. Однако нужно говорить о необходимости педагогического руководства этой деятельностью.

В руководстве самостоятельной изобразительной деятельностью
допустимы только приёмы косвенного характера (внесение атрибутов, изменение среды, совет, поручения, просьба.)
 

Особенности воздействия воспитателя в том, что он незаметно для ребенка побуждает его к самостоятельной деятельности, создавая благоприятные педагогические условия. Каковы же эти условия?

1. Художественный опыт, приобретенный во время НОД.

2. Обогащение детей впечатлениями через организацию ярких досуговых мероприятий, праздников, развлечений;

3. Создание условий для свободного пользования различными материалами в самостоятельной деятельности в уголке творчества.

4. Тесный контакт воспитателя с семьями воспитанников в организации условий для их художественно-творческого развития в ДОУ и семье.

 Рассмотрим эти условия подробнее. 

1. Сильным побудителем самостоятельных проявлений для ребенка становится художественный опыт, приобретенный во время НОД. То есть, планомерное обучение по определенной системе в каждой возрастной группе позволяет постепенно накапливать и увеличивать объем навыков, умений в области изобразительной деятельности. Потребность самостоятельно закрепить этот опыт особенно ярко проявляется в старшем дошкольном возрасте.

Обучение во время НОД нужно строить так, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и показу воспитателя, но и без его помощи. Это поможет дошкольнику  действовать и вне образовательной деятельности. В связи с этим развиваются такие качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность.

Педагогу очень важно построить работу так, чтобы каждый ребенок мог попробовать свои силы. Например, к активному участию каждого ребенка побуждают периодические выставки детских работ в детском саду.

2. Обогащение детей впечатлениями через организацию ярких досуговых мероприятий, праздников, развлечений. Прогулка в лес, посещение театра, цирка, проведение праздников, развлечений, рассматривание иллюстраций, картин, игрушек оставляют след в жизни ребенка, вызывают у него положительные эмоции. Образы из любимых сказок, рассказов, мультфильмов находят отражение в детских играх, художественной деятельности. В таких случаях они выступают и как авторы замысла и как исполнители.  

Можно выделить несколько развивающих моментов самостоятельной художественной деятельности дошкольников: общественно-направленные и игровые мотивы деятельности; возможность осмысленной самооценки в процессе применения полученных поделок; творческий поиск детей при выполнении работы; продуктивное и объективно необходимое сотрудничество между собой и с взрослыми.

Например, на этапе развития сюжетно-ролевой игры (когда детей интересует роль и ролевые действия) они стараются атрибутикой обозначить, подчеркнуть свою роль (у врача есть термометр, у капитана бинокль). Недостающие атрибуты дети могут сделать сами. Это весьма полезно, так как стимулирует творчество в использовании предметов-заместителей. Поделки, изображающие птиц, животных, можно успешно использовать в настольном или пальчиковом театре. Использование поделок по назначению оказывает большое влияние на становление самостоятельной деятельности, на общее психическое и личностное развитие детей.

3.  Предоставление детям в свободное пользование различных художественных материалов в уголке творчества. Набор материалов должен быть разнообразен и в достаточном количестве, чтобы ребенок мог выбрать тот, который наиболее полно и выразительно передает замысел. Поэтому, например, для аппликации и рисования должна быть предоставлена разная по цвету и фактуре бумага. Для рисования в уголке творчества необходимо иметь также достаточное количество цветных карандашей, фломастеров, восковых мелков и, по возможности, красок.

Следует шире использовать в работе с детьми шаблоны, помогающие им самостоятельно приготовить необходимые для создания поделки детали. Постоянное пополнение заготовок, их достаточное количество для свободного пользования в уголке творчества стимулирует художественную деятельность детей. В творческих работах дети не отвлекаются на изготовление деталей, и могу больше размышлять о решении творческой задачи.

Для рисования очень удобно использовать технологические карты или схемы последовательного (пошагового) изображения того или иного предмета. Эти карты можно располагать в поле зрения дошкольников и заменять время от времени.

4. Тесный контакт воспитателей и родителей в организации условий для становления и развития творческих наклонностей ребенка в детском саду и дома.
Содержание самостоятельной художественной деятельности обогащается не только впечатлениями, полученными в детском саду. Все, что ребенок наблюдает вне детского сада и получает в процессе общения с родными,  тоже находит свое отражение в их рисунках, лепке, рассказах, песенном, танцевальном, игровом творчестве. Особенно сильное воздействие оказывают на ребенка яркие персонажи из кукольных спектаклей, мультфильмов, детских передач, которые дети смотрят по телевидению или слушают в аудио-версии дома, а затем изображают по-своему.
Интерес родителей к искусству способствует развитию интереса и у детей, что находит отражение в их самостоятельных проявлениях. Ребенок видит, например, как отец или мать занимаются музыкой, изобразительным искусством. Вместе с ними он посещает музеи, театры, а полученные впечатления переносит в собственную художественную деятельность. В его рисунках появляется новая тематика. То есть, чем богаче впечатления, получаемые ребенком в семье, тем интереснее и богаче его самостоятельная деятельность.

В целом следует отметить, что самостоятельная художественная деятельность в группе является одним из показателей уровня развития детей. Это свидетельствует о том, что они получили во время НОД определенный объем навыков, умений, разнообразные художественные впечатления, научились действовать без посторонней помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня".

Консультация для педагогов "Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня"....

«Организация самостоятельной художественной деятельности детей младшего дошкольного возраста»

«Вообще ребенку доставляется большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил себе какое-то явление, и если его рассуждение оказалось действительно верным, точно так же доставляет ему наиболь...

Консультация для педагогов "Организация самостоятельной двигательной деятельности детей в дошкольном учреждении"

quot;Организация самостоятельной двигательной деятельности детей в дошкольном учреждении"...

Консультация для педагогов «Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня»

Успех математического развития дошкольников во многом зависит от организации учебного процесса. И здесь важно иметь в виду, что обучение математике следует осуществлять как на занятиях, так и в режиме...

Консультации для педагогов "Организация самостоятельной познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста"

Консультации для педагогов "Организация самостоятельной познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста"...