Организация самостоятельной художественной деятельности в ДОУ
статья на тему

Сайфутдинова Эльвира Нагимовна

консультация для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Организация самостоятельной художественной деятельности в ДОУ »  

Составила: воспитатель

Сайфутдинова Э. Н.


Цель: познакомить с основными условиями оформления зоны по художественно-эстетическому развитию, материалами, необходимыми в уголке по изобразительной деятельности в соответствии с возрастной группой

Самостоятельная художественная деятельность на направлена на развитие творческих способностей и активизацию детей. Содержание самостоятельной художественной деятельности детей обогащается при условии оснащения группы необходимым оборудованием и пособиями, материалами и специальной мебелью.  Необходимо продумать, где дети смогут самостоятельно заниматься рисованием, лепкой, аппликацией, где они разложат нужные им предметы и материалы. Поэтому возникает вопрос о зонировании, т.е. выделении какого-то небольшого пространства в групповой комнате. Для этого отводится хорошо освещенная часть групповой комнаты, по возможности удаленная от игрового уголка. Целесообразно использовать приоконную часть, где ставятся два-три стола.

«Уголок» по ид может включать в себя:

  • Столы общего или функционального значения (4-х или 2-х местные, трапециевидные, подоконно-ленточные)
  • Шкафы для хранения пособий и материалов
  • Витрины, полочки и стенды для выставок детских работ  (детские рисунки  можно разложить по тематическим папкам - «Народные сказки», «Труд людей», «Декоративные узоры», «О природе» и т. д.
  • Доски и планшеты
  • Мольберты и подставки
  • Ширмы и экспозиционные стойки
  • Фланелеграфы и магнитные доски
  • Раздаточный материал (палитры, ванночки для красок и др)
  • Наглядные пособия (картины, таблицы, натуральные предметы, модели, макеты)

Требования к изо-уголку:

1. соответствие возрастным особенностям. Это находит отражение в оформлении зон и отборе художественных материалов. В младшей и средней группах зоне придается игровой характер. Например игрушка (медведь, заяц и др) держит кисть или палитру. В старшем возрасте можно повесить портреты художников, репродукции картин

2. изо-оборудование должно быть доступным для самостоятельного детского пользования (возможность свободно пользоваться)

3. оборудование должно быть портативным, т.е. подвижным, удобным для переноски

4. эстетичность - все предметы должны быть сделаны из красивых, ярких, современных материалов; оборудование должно быть чистым  и ухоженным

5. безопасность - отсутствие острых и режущих граней и углов, вращающихся деталей и зажимов, стекла

6. материалы должны периодически обновляться, варьироваться

Оборудование по  изобразительной деятельности

I. Изобразительные материалы

а)традиционное                                                              б)нетрадиционное

        

Мл. гр

Ср. гр.

Ст. гр.

Подг.

примечания

Бумага

½ листа

½ листа

А4

А4

Различной плотности, гладкая, шероховатая. Бумага разрезается, а не хранится в рулоне

Виды бумаги (старший возраст)

  • альбомные листы
  • обои
  • ватман
  • мятая
  • цветная
  • тонированная
  • бархатная
  • прозрачная (калька, цветная калька)
  • картон (различного цвета, формата
  • тетрадные листы
  • писчая
  • газетная
  • упаковочная

гуашь

+

+

+

+

Мл.гр- не выставляются в уголок

ср. гр. – 6 цветов

В старшем возрасте 8-12 цветов

акварель

+

+

палитры

+

+

+

Кисти

+

+

+

Нейлон (синтетика), , беличьи, пони, колонковые (живописные и плоскостные), щетина. Мл-ср. гр. № 3, ст-подг. гр. №3 и № 6, щетина

Стаканы для воды

+

+

+

Устойчивые, прозрачные, пластиковые

Подставки для кистей

+

+

+

Деревянные, пластмассовые, самодельные (из-под яиц)

салфетки

+

+

+

Хорошо впитывающие воду. Аккуратно подшитые (15/15). Хранятся в специальной коробке

Ластики, точилки

+

Восковые мелки

+

+

+

+

Цветные карандаши

+

+

+

+

Мл-гр-круглые карандаши 5 цветов (кр, син., зел, жел, черн)

Ср гр- 6 цветов + коричн. Со 2 полугодия – набор из 12 карандашей

Ст. воз-т- 12 и более цв (оранж., фиол., темно-крас., роз., гол.., свет-зел.). Дети самостоятельно могут точить карандаши безопасной точилкой

Простые карандаши

+

+

Трехгранные карандаши позволяют правильно сформировать навык

фломастеры

+

+

+

+

маркеры

+

+

+

+

ручки

+

+

сангина

+

Красно-коричневые карандаши

уголь

+

+

Похож на обыкновенный черный карандаш, но значительно мягче

пастель

+

Короткие палочки мягких тонов по 24 шт.

соус

+

Краски для батика

+

Б)Нетрадиционное рисование и оборудование

Нетрадицион-

ный вид

Мл. гр

Ср. гр.

Ст. гр.

Подг.

оборудование

Пальцевая живопись

+

+

+

+

Пальчиковая гуашь

Ладоневая живопись

+

+

+

+

Печать от руки или обведение руки, дорисовывание деталей

Печатка, штамп

+

+

+

+

Вырезать из ластика, коврика, толстой резины, линолеума, дерева, губки, паралона пенопласта; пластиковые ячейки из-под конфет; бечевка, приклеенная на картон; катушки, пробки. Можно приклеить ручку деревянную или от «чупса»

Мл. гр. – предметные (цветы, насекомые, грибы и др.)

Ср. гр- геометрические

Ст. воз-т – дорисовываются детали

Тампониро-

вание

+

+

+

+

Тычки из поролона (большие и маленькие)

Из фломастеров

Из крышек фломастеров

Из карандашей

Ватные палочки

трафареты

+

+

Трафареты (покупные, самодельные)

губка

шаблоны

+

+

+

+

Мл-ср –простые по форме

Ст. воз-т – предметные

набрызг

+

+

Зубные щетки

расчески

монотипия

+

+

+

+

Мл- складывание листа пополам (показ педагога)

ср. - складывание листа пополам (самостоятельно)

ст. воз-т - отпечаток от целлофана, листа, оргстекла

кляксография

+

+

Тушь

Чернила

Трубочки для коктейля

Рисование по сырой бумаге

+

+

+

Губка

Влажная салфетка

Ниткопись

+

+

Нитки

Бархатная бумага

пряжа

граттаж

+

Свеча

Тушь

Стеки или палочки, белые карандаши

Рисование на мятой бумаге

+

+

+

+

Мятая бумага, наклеенная на картон

Рисование свечой

+

+

Свеча

парафин

Рисование мятой бумагой

+

+

Комочки смятой бумаги из тетрадных листков

Клеевые витражи

+

Пипетка

Клей

калька

Печать растений

+

Засушенные растения

Аппликация с дорисо-выванием

+

Вырезки из журналов, книг, открыток, вата, серпантин, блестки, лоскутки

линогравюра

+

+

+

Картон с наклеенным узором (из картона) или элементами сюжета

Рисунок на картоне

+

Клей ПВА,

Щетка и черный крем,

картон

Рисование солью

+

соль

Рисование крупами и зернами

+

Манка, гречка, пшено, рис

Клей пва

Рисование пеной

+

Жидкое моющее средство (в уголке не хранить!)

Рисование мелом на картоне

+

+

Грубый картон

Мелкая наждачная бумага

мелки

Рисование на наждачной бумаге

+

+

Наждачная бумага

Восковые мелки

Мелки

Пастель (масляная и сухая)

Рисование на бересте

+

береста

Рисование на камнях

+

Морские камни, раковина

Рисование картоном

Полоски разной ширины гофрированного картона

Картонные гребешки

Рисование пластмас-совой вилкой, гребешком

Вилка одноразовая

гребешок

Рисование опилками

Опилки

Клей пва

Мозаика из фантиков

Фантики (упаковочная бумага)

Коробка из-под конфет

Клей пва

батик

Белая ткань

Акварель, гуашь

Рисунок на песке

Клей пва

Речной песок

Рисунок на жирном фоне

Картон

Мыло

Парафин

свеча

Рисование паролоном

паролон

Объемный рисунок

А)Зубная паста

Б)салфетки

Пластилиновая живопись

Пластилин

Крышки из-под майонеза

стеки

коллаж

вырезанные силуэты, разные куски ткани, пуговицы, тесма, пряжа, старые цветные журналы

Обводка рисунков

Копировальная бумага

        Нетрадиционная основа для рисования: бархатная и цветная бумага, цветной и белый картон, гофрированный картон, обои, прозрачная калька, песок на картоне, отпечатки от целлофана, листа, стекла, пены, ниток, пряжи (краски), отпечатки от терки, гофрировааного картона,(восковые мелки, пастель); белая ткань, наждачная бумага, береста, граттажные листы, морские камни, «жирные» листы (закрашенные свечой, мылом), набрызги, тампонированные фоны, «мокрые» фоны, «мятые фоны»

II. Специальные наглядные пособия делятся на две группы в зависимости от того, как дети им пользуются- самостоятельно или с помощью воспитателя

С помощью воспитателя

  • репродукции картин(пейзажи, портреты, натюрморты, жанровая живопись), гравюр;

     наборы художественных открыток;

     портреты художников; сказки о художниках

     подлинные образцы декоративно-прикладного искусства (традиционное народное и современное искусство – изделия из глины, стекла, керамики, дерева, камня, кости; лаковая миниатюра, посуда, игрушки, мебель, кружева, платки - Дымка, Филимоново, Полхов-Майдан, Городец, Хохлома, Гжель, Богородские игрушки, Жостово);

     книжная графика (альбомы, папки, папки-ширмы, наборы): Ю.Васнецов, Е. Чарушин, Сутеев, Билибин, Пахомов, Маврина, Рачев и др. (см. программу)

  • диафильмы, диапозитивы, видео
  • наглядные –методические пособия по работе с цветом, линией, композиции;

     технологические карты поэтапного изображения предметов (в рисовании предметов, лепке, аппликации, оригами, ручном труде) (наборы Лыковой)

   тематические комплекты карточек (транспорт, птицы, рыбы и т.д)

  • объемные (макеты, муляжи, гербарии)

пособия, с которыми ребенок действует самостоятельно:

  • мозаики,
  • книжки-раскраски,
  • дощечки для рисования
  • настольно-дидактические и развивающие игры

Список литературы

по настольно-дидактическим играм по рисованию

1. М.Г. Дрезнина  «Игры на листе бумаги»

  1. Д/в №6 2004; №3 2007; №2 2004
  2. Ребенок в детском саду №1 2004
  3. Обруч № 5 2007; № 5 1999; №2 2007
  4. О.М. Дъяченко, Е.Л. Агеева «Чего на свете не бывает»
  5. Л.А. Венгер «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников»
  6. Н.А. Курочкина «Детям о книжной графике»
  7. М.В. Трофимова, Т.И. Таробарина «И учеба, и игра и изобразительное искусство»
  8. И.В. Тюфанова «Мастерская юных художников».

     Навыки самостоятельных действий детей заключаются в том, чтобы: уметь без посторонней помощи продумывать замысел, находить изобразительно-выразительные средства для его воплощения, последовательно осуществлять задуманное.

      Содержание самостоятельной художественной деятельности обогащается не только впечатлениями, полученные в детском саду. Все, что ребенок наблюдает вне детского сада и получает в процессе общения с родными тоже находит отражение в рисунках. Прогулка в лес, посещение театра, цирка вызывают положительные эмоции. Особенно сильное воздействие оказывают на ребенка яркие персонажи из мультфильмов, детских передач, которые дети смотрят, а затем изображают по-своему. Чем богаче впечатления, получаемые ребенком в семье, тем интереснее и богаче его самостоятельная деятельность.

      Другим очень сильным побудителем самостоятельных проявлений становится художественный опыт, который ребенок приобретает на занятиях. Планомерное обучение по определенной системе в каждой возрастной группе позволяет постепенно накапливать и увеличивать объем навыков, умений в изобразительной деятельности. Потребность самостоятельно закрепить этот опыт, утвердиться в том, что освоено, особенно ярко проявляется в старшем дошкольном возрасте. Существенное значение для развития и обогащения этой деятельности имеет косвенное руководство воспитателя.

    В течение дня ребенок находит время, чтобы заняться тем, что ему в данный момент хочется делать. В зоне изобразительной деятельности находятся дети, любящие рисовать, лепить, делать аппликации. Живо переговариваясь, они рассказывают друг другу о своих замыслах, рассматривают, что получается у каждого. К ним подходят другие и тоже с интересом наблюдают.

      Воспитатель не оставляет без внимания работы детей, делает некоторые указания. Он просит детей встать и рассмотреть декоративную игрушку с разных сторон (спереди, сбоку, сзади). Поворачивая фигурку, ребенок замечает характер силуэта. Чтобы дети не переутомлялись, воспитатель предлагает им выполнить сначала какую-либо часть. Продолжить такую работу можно в течение нескольких дней.

      Самостоятельная художественная деятельность в группе, являясь одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объеме навыков, умений, знаний, разнообразных художественных впечатлений, которые дети получили в результате проводимой с ними работе. Происходит перенос способов действий, освоенных на занятиях, в совершенно новые условия, ситуации: ребенок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной художественно-творческой деятельности детей в детском саду

В материале представлены задачи развития самостоятельной художетсвенно-творческой деятельности дошкольников, современные требования к ее организации, а так же практический материал для педагогов....

«Организация самостоятельной художественной деятельности детей младшего дошкольного возраста»

«Вообще ребенку доставляется большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил себе какое-то явление, и если его рассуждение оказалось действительно верным, точно так же доставляет ему наиболь...

Консультация для педагогов "Художественно - эстетическое развитие детей через организацию самостоятельной творческой деятельности"

Материал знакоит воспитателей стем, что является источниками самостоятельности детей. Это  впечатления от восприятия окружающей действительности, в своих работах дети выражают свои чувства, разли...

Организация самостоятельной художественно эстетической деятельности в ДОУ и семье.

Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунк...

Консультация для педагогов "Художественно - эстетическое развитие детей через организацию самостоятельной творческой деятельности"

Материал знакоит воспитателей стем, что является источниками самостоятельности детей. Это  впечатления от восприятия окружающей действительности, в своих работах дети выражают свои чувства, разли...

Консультация для педагогов «Организация самостоятельной художественной деятельности в режиме дня»

В детском саду самостоятельная художественная деятельность объединяет действия детей, связанные с разными видами искусства (рисованием, пением, чтением стихов и т. д.), каждое из которых имеет свое са...