Организация самостоятельной художественной деятельности в ДОУ
статья на тему
консультация для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_samostoyatelnoy_hudozhestvennoy_deyatelnosti_v_dou_.docx | 38.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Организация самостоятельной художественной деятельности в ДОУ »
Составила: воспитатель
Сайфутдинова Э. Н.
Цель: познакомить с основными условиями оформления зоны по художественно-эстетическому развитию, материалами, необходимыми в уголке по изобразительной деятельности в соответствии с возрастной группой
Самостоятельная художественная деятельность на направлена на развитие творческих способностей и активизацию детей. Содержание самостоятельной художественной деятельности детей обогащается при условии оснащения группы необходимым оборудованием и пособиями, материалами и специальной мебелью. Необходимо продумать, где дети смогут самостоятельно заниматься рисованием, лепкой, аппликацией, где они разложат нужные им предметы и материалы. Поэтому возникает вопрос о зонировании, т.е. выделении какого-то небольшого пространства в групповой комнате. Для этого отводится хорошо освещенная часть групповой комнаты, по возможности удаленная от игрового уголка. Целесообразно использовать приоконную часть, где ставятся два-три стола.
«Уголок» по ид может включать в себя:
- Столы общего или функционального значения (4-х или 2-х местные, трапециевидные, подоконно-ленточные)
- Шкафы для хранения пособий и материалов
- Витрины, полочки и стенды для выставок детских работ (детские рисунки можно разложить по тематическим папкам - «Народные сказки», «Труд людей», «Декоративные узоры», «О природе» и т. д.
- Доски и планшеты
- Мольберты и подставки
- Ширмы и экспозиционные стойки
- Фланелеграфы и магнитные доски
- Раздаточный материал (палитры, ванночки для красок и др)
- Наглядные пособия (картины, таблицы, натуральные предметы, модели, макеты)
Требования к изо-уголку:
1. соответствие возрастным особенностям. Это находит отражение в оформлении зон и отборе художественных материалов. В младшей и средней группах зоне придается игровой характер. Например игрушка (медведь, заяц и др) держит кисть или палитру. В старшем возрасте можно повесить портреты художников, репродукции картин
2. изо-оборудование должно быть доступным для самостоятельного детского пользования (возможность свободно пользоваться)
3. оборудование должно быть портативным, т.е. подвижным, удобным для переноски
4. эстетичность - все предметы должны быть сделаны из красивых, ярких, современных материалов; оборудование должно быть чистым и ухоженным
5. безопасность - отсутствие острых и режущих граней и углов, вращающихся деталей и зажимов, стекла
6. материалы должны периодически обновляться, варьироваться
Оборудование по изобразительной деятельности
I. Изобразительные материалы
а)традиционное б)нетрадиционное
Мл. гр | Ср. гр. | Ст. гр. | Подг. | примечания | |
Бумага | ½ листа | ½ листа | А4 | А4 | Различной плотности, гладкая, шероховатая. Бумага разрезается, а не хранится в рулоне Виды бумаги (старший возраст)
|
гуашь | + | + | + | + | Мл.гр- не выставляются в уголок ср. гр. – 6 цветов В старшем возрасте 8-12 цветов |
акварель | + | + | |||
палитры | + | + | + | ||
Кисти | + | + | + | Нейлон (синтетика), , беличьи, пони, колонковые (живописные и плоскостные), щетина. Мл-ср. гр. № 3, ст-подг. гр. №3 и № 6, щетина | |
Стаканы для воды | + | + | + | Устойчивые, прозрачные, пластиковые | |
Подставки для кистей | + | + | + | Деревянные, пластмассовые, самодельные (из-под яиц) | |
салфетки | + | + | + | Хорошо впитывающие воду. Аккуратно подшитые (15/15). Хранятся в специальной коробке | |
Ластики, точилки | + | ||||
Восковые мелки | + | + | + | + | |
Цветные карандаши | + | + | + | + | Мл-гр-круглые карандаши 5 цветов (кр, син., зел, жел, черн) Ср гр- 6 цветов + коричн. Со 2 полугодия – набор из 12 карандашей Ст. воз-т- 12 и более цв (оранж., фиол., темно-крас., роз., гол.., свет-зел.). Дети самостоятельно могут точить карандаши безопасной точилкой |
Простые карандаши | + | + | Трехгранные карандаши позволяют правильно сформировать навык | ||
фломастеры | + | + | + | + | |
маркеры | + | + | + | + | |
ручки | + | + | |||
сангина | + | Красно-коричневые карандаши | |||
уголь | + | + | Похож на обыкновенный черный карандаш, но значительно мягче | ||
пастель | + | Короткие палочки мягких тонов по 24 шт. | |||
соус | + | ||||
Краски для батика | + |
Б)Нетрадиционное рисование и оборудование
Нетрадицион- ный вид | Мл. гр | Ср. гр. | Ст. гр. | Подг. | оборудование |
Пальцевая живопись | + | + | + | + | Пальчиковая гуашь |
Ладоневая живопись | + | + | + | + | Печать от руки или обведение руки, дорисовывание деталей |
Печатка, штамп | + | + | + | + | Вырезать из ластика, коврика, толстой резины, линолеума, дерева, губки, паралона пенопласта; пластиковые ячейки из-под конфет; бечевка, приклеенная на картон; катушки, пробки. Можно приклеить ручку деревянную или от «чупса» Мл. гр. – предметные (цветы, насекомые, грибы и др.) Ср. гр- геометрические Ст. воз-т – дорисовываются детали |
Тампониро- вание | + | + | + | + | Тычки из поролона (большие и маленькие) Из фломастеров Из крышек фломастеров Из карандашей Ватные палочки |
трафареты | + | + | Трафареты (покупные, самодельные) губка | ||
шаблоны | + | + | + | + | Мл-ср –простые по форме Ст. воз-т – предметные |
набрызг | + | + | Зубные щетки расчески | ||
монотипия | + | + | + | + | Мл- складывание листа пополам (показ педагога) ср. - складывание листа пополам (самостоятельно) ст. воз-т - отпечаток от целлофана, листа, оргстекла |
кляксография | + | + | Тушь Чернила Трубочки для коктейля | ||
Рисование по сырой бумаге | + | + | + | Губка Влажная салфетка | |
Ниткопись | + | + | Нитки Бархатная бумага пряжа | ||
граттаж | + | Свеча Тушь Стеки или палочки, белые карандаши | |||
Рисование на мятой бумаге | + | + | + | + | Мятая бумага, наклеенная на картон |
Рисование свечой | + | + | Свеча парафин | ||
Рисование мятой бумагой | + | + | Комочки смятой бумаги из тетрадных листков | ||
Клеевые витражи | + | Пипетка Клей калька | |||
Печать растений | + | Засушенные растения | |||
Аппликация с дорисо-выванием | + | Вырезки из журналов, книг, открыток, вата, серпантин, блестки, лоскутки | |||
линогравюра | + | + | + | Картон с наклеенным узором (из картона) или элементами сюжета | |
Рисунок на картоне | + | Клей ПВА, Щетка и черный крем, картон | |||
Рисование солью | + | соль | |||
Рисование крупами и зернами | + | Манка, гречка, пшено, рис Клей пва | |||
Рисование пеной | + | Жидкое моющее средство (в уголке не хранить!) | |||
Рисование мелом на картоне | + | + | Грубый картон Мелкая наждачная бумага мелки | ||
Рисование на наждачной бумаге | + | + | Наждачная бумага Восковые мелки Мелки Пастель (масляная и сухая) | ||
Рисование на бересте | + | береста | |||
Рисование на камнях | + | Морские камни, раковина | |||
Рисование картоном | Полоски разной ширины гофрированного картона Картонные гребешки | ||||
Рисование пластмас-совой вилкой, гребешком | Вилка одноразовая гребешок | ||||
Рисование опилками | Опилки Клей пва | ||||
Мозаика из фантиков | Фантики (упаковочная бумага) Коробка из-под конфет Клей пва | ||||
батик | Белая ткань Акварель, гуашь | ||||
Рисунок на песке | Клей пва Речной песок | ||||
Рисунок на жирном фоне | Картон Мыло Парафин свеча | ||||
Рисование паролоном | паролон | ||||
Объемный рисунок | А)Зубная паста Б)салфетки | ||||
Пластилиновая живопись | Пластилин Крышки из-под майонеза стеки | ||||
коллаж | вырезанные силуэты, разные куски ткани, пуговицы, тесма, пряжа, старые цветные журналы | ||||
Обводка рисунков | Копировальная бумага |
Нетрадиционная основа для рисования: бархатная и цветная бумага, цветной и белый картон, гофрированный картон, обои, прозрачная калька, песок на картоне, отпечатки от целлофана, листа, стекла, пены, ниток, пряжи (краски), отпечатки от терки, гофрировааного картона,(восковые мелки, пастель); белая ткань, наждачная бумага, береста, граттажные листы, морские камни, «жирные» листы (закрашенные свечой, мылом), набрызги, тампонированные фоны, «мокрые» фоны, «мятые фоны»
II. Специальные наглядные пособия делятся на две группы в зависимости от того, как дети им пользуются- самостоятельно или с помощью воспитателя
С помощью воспитателя
- репродукции картин(пейзажи, портреты, натюрморты, жанровая живопись), гравюр;
наборы художественных открыток;
портреты художников; сказки о художниках
подлинные образцы декоративно-прикладного искусства (традиционное народное и современное искусство – изделия из глины, стекла, керамики, дерева, камня, кости; лаковая миниатюра, посуда, игрушки, мебель, кружева, платки - Дымка, Филимоново, Полхов-Майдан, Городец, Хохлома, Гжель, Богородские игрушки, Жостово);
книжная графика (альбомы, папки, папки-ширмы, наборы): Ю.Васнецов, Е. Чарушин, Сутеев, Билибин, Пахомов, Маврина, Рачев и др. (см. программу)
- диафильмы, диапозитивы, видео
- наглядные –методические пособия по работе с цветом, линией, композиции;
технологические карты поэтапного изображения предметов (в рисовании предметов, лепке, аппликации, оригами, ручном труде) (наборы Лыковой)
тематические комплекты карточек (транспорт, птицы, рыбы и т.д)
- объемные (макеты, муляжи, гербарии)
пособия, с которыми ребенок действует самостоятельно:
- мозаики,
- книжки-раскраски,
- дощечки для рисования
- настольно-дидактические и развивающие игры
Список литературы
по настольно-дидактическим играм по рисованию
1. М.Г. Дрезнина «Игры на листе бумаги»
- Д/в №6 2004; №3 2007; №2 2004
- Ребенок в детском саду №1 2004
- Обруч № 5 2007; № 5 1999; №2 2007
- О.М. Дъяченко, Е.Л. Агеева «Чего на свете не бывает»
- Л.А. Венгер «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников»
- Н.А. Курочкина «Детям о книжной графике»
- М.В. Трофимова, Т.И. Таробарина «И учеба, и игра и изобразительное искусство»
- И.В. Тюфанова «Мастерская юных художников».
Навыки самостоятельных действий детей заключаются в том, чтобы: уметь без посторонней помощи продумывать замысел, находить изобразительно-выразительные средства для его воплощения, последовательно осуществлять задуманное.
Содержание самостоятельной художественной деятельности обогащается не только впечатлениями, полученные в детском саду. Все, что ребенок наблюдает вне детского сада и получает в процессе общения с родными тоже находит отражение в рисунках. Прогулка в лес, посещение театра, цирка вызывают положительные эмоции. Особенно сильное воздействие оказывают на ребенка яркие персонажи из мультфильмов, детских передач, которые дети смотрят, а затем изображают по-своему. Чем богаче впечатления, получаемые ребенком в семье, тем интереснее и богаче его самостоятельная деятельность.
Другим очень сильным побудителем самостоятельных проявлений становится художественный опыт, который ребенок приобретает на занятиях. Планомерное обучение по определенной системе в каждой возрастной группе позволяет постепенно накапливать и увеличивать объем навыков, умений в изобразительной деятельности. Потребность самостоятельно закрепить этот опыт, утвердиться в том, что освоено, особенно ярко проявляется в старшем дошкольном возрасте. Существенное значение для развития и обогащения этой деятельности имеет косвенное руководство воспитателя.
В течение дня ребенок находит время, чтобы заняться тем, что ему в данный момент хочется делать. В зоне изобразительной деятельности находятся дети, любящие рисовать, лепить, делать аппликации. Живо переговариваясь, они рассказывают друг другу о своих замыслах, рассматривают, что получается у каждого. К ним подходят другие и тоже с интересом наблюдают.
Воспитатель не оставляет без внимания работы детей, делает некоторые указания. Он просит детей встать и рассмотреть декоративную игрушку с разных сторон (спереди, сбоку, сзади). Поворачивая фигурку, ребенок замечает характер силуэта. Чтобы дети не переутомлялись, воспитатель предлагает им выполнить сначала какую-либо часть. Продолжить такую работу можно в течение нескольких дней.
Самостоятельная художественная деятельность в группе, являясь одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объеме навыков, умений, знаний, разнообразных художественных впечатлений, которые дети получили в результате проводимой с ними работе. Происходит перенос способов действий, освоенных на занятиях, в совершенно новые условия, ситуации: ребенок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация самостоятельной художественно-творческой деятельности детей в детском саду
В материале представлены задачи развития самостоятельной художетсвенно-творческой деятельности дошкольников, современные требования к ее организации, а так же практический материал для педагогов....
«Организация самостоятельной художественной деятельности детей младшего дошкольного возраста»
«Вообще ребенку доставляется большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил себе какое-то явление, и если его рассуждение оказалось действительно верным, точно так же доставляет ему наиболь...
Консультация для воспитателей «Организация познавательно- исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста. Организация самостоятельной поисковой деятельности дошкольников».
Как правильно организовать поисковую деятельностьдошкольников....
Консультация для педагогов "Художественно - эстетическое развитие детей через организацию самостоятельной творческой деятельности"
Материал знакоит воспитателей стем, что является источниками самостоятельности детей. Это впечатления от восприятия окружающей действительности, в своих работах дети выражают свои чувства, разли...
Организация самостоятельной художественно эстетической деятельности в ДОУ и семье.
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунк...
Консультация для педагогов "Художественно - эстетическое развитие детей через организацию самостоятельной творческой деятельности"
Материал знакоит воспитателей стем, что является источниками самостоятельности детей. Это впечатления от восприятия окружающей действительности, в своих работах дети выражают свои чувства, разли...
Консультация для педагогов «Организация самостоятельной художественной деятельности в режиме дня»
В детском саду самостоятельная художественная деятельность объединяет действия детей, связанные с разными видами искусства (рисованием, пением, чтением стихов и т. д.), каждое из которых имеет свое са...