Конспект занятия в подготовительной группе «Русская Матрешка» с использованием нетрадиционной техники рисования – пластилинография.
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Сегодня мы с вами поговорим об одном из символов нашей страны. Но сначала отгадайте загадку:  

      Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,

Эти девицы -...(Матрешки) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.odt20.14 КБ
Файл zanyatie.pptx2 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Инжавинский детский сад «Берёзка» Инжавинский муниципальный округ

Конспект занятия в подготовительной группе

 «Русская Матрешка»

с использованием нетрадиционной техники

 рисования – пластилинография.

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

                                                                  Воспитатель: Корташова Н.Н.

                                                   

                                                      р.п Инжавино

                                                              2024г

(2 слайд)

Цель: расширять представления детей о декоративно-прикладном искусстве русского народа, формировании у них духовно-нравственных качеств и чувства сопричастности к культурному наследию и традициям своего народа в процессе лепки народной игрушке Матрёшки.

Задачи:

  • Дать детям представление о происхождении Матрёшки;
  • Развивать у детей интерес к искусству, закреплять знания о видах искусства;
  • Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развивать художественный вкус, творческое воображение и любознательность;
  • Создать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами;
  • Поощрять стремление детей сделать свою Матрёшку красивой, содержательной, выразительной.
  • Развивать художественно-творческие способности детей в изобразительной деятельности.

Материалы и оборудование: 

1) Трафареты матрешек из картона по количеству детей;

2) Наборы пластилина;

3)Дощечки;

4) Стеки;

5) Влажные салфетки.

6)Семена гороха для украшения.

Методы и приемы работы:

  1. Наглядный: использование презентации о матрешке; показ образца работы.
  2. Словесный: вопросы к детям, объяснение, поощрение, анализ проделанной работы.
  3. Практический: выполнение детьми собственной матрешки, индивидуальная помощь детям при выполнении Матрёшки.

Предварительная работа: Знакомство  с историей происхождения, игры с Матрёшками, раскраски, загадки, разучивание танца «Мы матрёшки…»

Ход занятия.

Воспитатель: ребята, сегодня у нас на занятии присутствуют гости, давайте с ними поздороваемся. Садитесь все на места.

Сегодня мы с вами поговорим об одном из символов нашей страны. Но сначала отгадайте загадку:  

      Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,

Эти девицы -...(Матрешки) (3 слайд)

Воспитатель: Правильно. Скажите, у кого дома есть Матрешка?
Ответы детей.

Воспитатель: Чем отличается Матрешка от других кукол?
Дети:- Внутри у матрешки много кукол.

                 

Воспитатель: Сегодня я Вам расскажу увлекательную историю о создании Матрешки.
Первая русская матрёшка появилась очень давно и сразу стала гордостью русского народного искусства. Изготавливают матрешек из дерева-липа.
Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Раньше имя Матрёна, Матрёша, считалось одним из наиболее известных русских имён и означает это имя:  «Мать» у которой очень много детей. 
        Давайте откроем матрешку и заглянем, сколько же у нее деток.

(Дети считают Матрёшек). 
                  Мастерят матрешек в разных уголках нашей большой страны. Посмотрите. 

4 слайд. Сергиевская матрешка. Семеновская матрешка.

               Вятская матрёшка. Полховская матрешка.

Воспитатель: У каждого из мастеров, сделавших этих матрешек, свой стиль в оформлении. Но, несмотря на это, все матрешки имеют в чем-то схожесть. Ребята, посмотрите внимательно и скажите, чем похожи все матрешки?

Дети: У каждой матрешки платочек на голове, под которой убраны волосы, яркая и красочная одежда.

- У каждой Матрёшки внутри есть сестрички, но  меньшего размера.

Воспитатель: Правильно. Если внимательно посмотретьна все эти матрешки, то можно заметить, что у них есть общие элементы росписи: бутоны, цветы, ягоды, листики.

        

Воспитатель: из какого материала сделана матрёшка? (из дерева-липа)

Ребята, посмотрите на матрёшку и скажите какая она?

Дети: Обьемная.

Воспитатель: ребята, Россия испокон веков славится своими мастерами  - это люди, которые создают настоящую красоту. А вы хотите стать народными умельцами? (ответы детей). Я хочу Вам сегодня предложить почувствовать себя в роли народных  умельцев, мастеров!

Воспитатель: мы с вами будем изображать народную игрушку - матрешку, только необычным способом - будем раскрашивать разноцветным пластилином.

Так  матрешек еще никто не украшал. Как называется эта техника, кто знает?

Дети: Пластилинография.

Воспитатель: Правильно. Эта техника называется - пластилинография.

  У вас уже есть изображения матрёшки, только необходимо нарядить нашу красавицу, наряд  матрёшки  нужно сделать ярким и цветным.

Показ образца (5 слайд)

 Ребята, посмотрите, с чего мы будем начинать нашу работу. Делаем волосы. Пластилин какого цвета можно использовать, чтобы сделать волосы?

Дети:желтый, коричневый.

Воспитатель: Правильно! Я взяла желтый пластилин. Отщипываем маленькие кусочки пластилина, скатываем их в шарики и слегка сжимаем пальцами, потом прикрепляем на матрешку. Хорошо прижимаем, чтобы волосы матрешки не отпали. 

     -Затем голову матрешки украшаем ярким платком. Отщипываем от пластилина небольшие кусочки и размазываем их по платку матрешки подушечками пальцев (показать). 

     -Делаем для матрешки фартучек  так же, как делали платочек. Выбираем контрастные цвета,  чтобы платок и фартук не сливались.

    (6 слайд) -Делаем матрешке сарафан.  

Украшаем матрешку цветочками, белый и желтый пластилин. Скатываем маленькие желтые шарики, размещаем их на платке или фартучке матрешки.  Вокруг выкладываем белые шарики-лепестки или горошины гороха.

Матрешки - куклы очень веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимется, а уж как они любят петь и танцевать! Они и вас приглашают поплясать с собой.

2. Физкультминутка.

 (Мы веселые матрёшки)

3.Практическая часть.

Изготовление поделки под руководством педагога. Украшение матрёшки.

Рекомендации детям во время работы:

- стараемся не вылезать за контуры матрешки;

- используем подходящие цвета;

- хорошо размазываем пластилин;

- придавливаем цветы, чтобы они хорошо держались и т.д.

Воспитатель: Вот и матрешки наши готовы. Возьмите свои матрёшки и выходите в круг. Ребята, вас получились настоящие русские матрёшки! Вы прекрасные народные умельцы.

-Вам нравятся ваши матрёшки?

(Ответы детей)

Воспитатель: А какая матрёшка вам больше всего понравилась? Расскажите, чем понравилась работа. (Ответы 2-3 детей.)

- Молодцы, ребята. Матрёшки просто замечательные. И вы очень хорошо справились с этой работой.

Давайте попрощаемся с нашими гостями. Большое Вам спасибо за работу.

Используемая литература.

1.Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству –Новосибирск, 1993 г.

2. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры /О.Л. Князева, М.Д. Маханева – СПб, 2010г.

3. Малышева А.Н. Аппликация в детском саду . /А.Н. Малышева, Н. В. Ермолаева –Ярославль, 2007 г.

4. Озерова О. Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. / О. Е. Озерова. – Ростов н/Д 2005 г.

5. Развитие речи и творчества дошкольников: игру , упражнения, конспекты занятий /под редак  О.С. Ушаковой –М. : ТЦ « Сфера», 2005 г.

6. Тонникова Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников / Е. Б. Тонникова–М, 2008 г.

7.Битютская Н.П. Система педагогического проектирования «учитель» -2009г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Инжавинский детский сад «Берёзка» Инжавинский муниципальный округ Т амбовской области. Занятие в подготовительной группе «Русская матрешка» с использованием нетрадиционной техники лепки -пластилинография . Образовательная область: художественно-эстетическое развитие . Выполнила: Корташова Н.Н. р.п.Инжавино, 2024г.

Слайд 2

Цель: расширять представления детей о декоративно-прикладном искусстве русского народа, формировании у них духовно-нравственных качеств и чувства сопричастности к культурному наследию и традициям своего народа в процессе лепки народной игрушке Матрёшки. Задачи: д ать детям представление о происхождении Матрёшки; р азвивать у детей интерес к искусству, закреплять знания о видах искусства; ф ормировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развивать художественный вкус, творческое воображение и любознательность; с оздать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами; п оощрять стремление детей сделать свою Матрёшку красивой, содержательной, выразительной. р азвивать художественно-творческие способности детей в изобразительной деятельности.

Слайд 4

Сергиевская матрёшка Семёновская матрёшка Вятская матрёшка Полховская матрёшка

Слайд 5

Алгоритм лепки матрёшки: 1. 2. 3. 4. 5. 6.

Слайд 6

7. 8. 9. 10. 11. Алгоритм лепки матрёшки :

Слайд 7

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной к школе группе с использованием нетрадиционных техник "Как я люблю одуванчики"

Дети очень любят аппликацию, особенно не стандартное ее выполнение. Маленькие пальчики творят чудесные изображения.Эти занятия развивают мышление, фантазию, умение трудиться....

Конспект итогового интергрированного занятия в подготовительной группе " Русская Матрешка "

Конспект итогового  интегрированного занятия по рисованию и  в подготовительной групее" Русская матрешка "МБДОУ №16 "Медвежонок "          ...

Конспект ФЦКМ в подготовительной группе Русская матрешка

Конспект ФЦКМ в подготовительной группе Русская матрешка...

Конспект НОД "Украшение кокошника русским народным орнаментом с использованием нетрадиционной техники пластилинографии

Тема: «Украшение кокошника русским народным орнаментом с использованием нетрадиционной техники пластилинографии» Цель: закрепить знания детей о русском народным орнаменте, ...

Конспект ОД По «Художественно-эстетическому развитию, Лепка» с использованием нетрадиционной техники «пластилинографии» «Ёлочные шары»

laquo;Ёлочные шары»Цель: Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками «Пластелинографией»Задачи: развивать мелкую моторику рук с помощью нетрадиционной техники «плас...

Конспект занятия в подготовительной группе «Русские народные головные уборы»

данный материал поможет педагогам в интересной форме познакомить дошкольников с одеждой наших предков...