Дымковская игрушка.Лепка
презентация к уроку по аппликации, лепке (средняя группа)

Тарасова Татьяна Владимировна

Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой и приемами ее лепки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota.pptx1.74 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФГБОУ «ПВГУС» Программа повышения квалификации «Индивидуальная проектная деятельность детей на занятиях по лепке (на примере русской традиционной лепной игрушки) (модуль вариативной части повышения квалификации по именному образовательному чеку) Итоговая работа на тему: «Лепка дымковской народной игрушки «Лошадка» Работу выполнили: Ситникова Елена Владимировна Тарасова Татьяна Владимировна ГБОУ СОШ № 1 ОЦ СП детский сакд «Самоцветы», п.г.т. Смышляевка, Самарская область, 2024

Слайд 2

Цель: Продолжать знакомство с Дымковской игрушкой и приёмами её лепки. Задачи: Образовательные: • Учить передавать в лепке характерные особенности дымковской игрушки, пользуясь приёмами раскатывания, сглаживания пальцами, прищипывания, оттягивания, расписывать вылепленную фигурку дымковским узором; • Закреплять знания о дымковском промысле. Развивающие: • Развивать творческие способности, фантазию. • Эстетическое восприятие. • Развивать мелкую моторику рук. Воспитательные: • Воспитывать уважительное отношение к культурному наследию. Поддерживать детскую любознательность по отношению к традициям русского народа.

Слайд 3

Актуальность Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно, в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста. Раннее развитие способности к творчеству уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Живопись народных мастеров лежит в основе различных видов деятельности, как показала практика эффективно способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, важных для овладения определённым объёмом знаний, на основе которого у детей формируются разнообразные художественно – творческие способности. А наличие художественно – творческих способностей дошкольников является залогом успешного обучения в школе.

Слайд 4

История возникновения промысла Дымковская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова). Это один из самых старинных промыслов России, возникший в XV—XVI веках. Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. В процессе приготовления игрушки были задействованы целые семьи – все вместе месили глину, лепили, сушили и обжигали получившиеся фигурки. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником вятской свистуньи. Промысел возник среди женского населения слободы Дымково. Лепились свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных. Их красили в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Слайд 5

Описание игрушки Дымковскую игрушку делают из ярко-красной глины, которую перемешивают с мелким коричневым речным песком. Из полученного материала лепят целые фигурки или их части, затем собирают их и заканчивают лепку. Чтобы соединить две части фигурки, вместо клея используют жидкую красную глину. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Затем получившееся изделие сушат в течение от двух до пятидесяти дней и обжигают при температуре 700—900°C и после того, как игрушка полностью высохла, ее покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке). Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора. Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.

Слайд 6

Материалы - набор цветного пластилина - стека пластмассовая - доска для лепки

Слайд 7

Последовательность лепки: Из белого пластилина лепи м две колбаски. Одну — потолще и подлиннее. Это будет туловище и ноги. Другую — потоньше и покороче. Это будет шея и голова. Толстую колбаску зрительно делим на три равные части. Разрезаем стекой толстую колбаску с двух сторон (первую и третью части).

Слайд 8

Последовательность лепки Выгибаем среднюю часть толстой колбаски (это туловище). Ножкам придаем округлую форму.

Слайд 9

Последовательность лепки Верхнюю часть тонкой колбаски сгибаем и формируем голову лошадки . Делаем два треугольных ушка методом отщипывания от большого куска пластилина . Голову лошади прикрепляем к туловищу . Хорошо разглаживаем места соединения . Из черного пластилина д елаем хвост и гриву прикрепляем к туловищу

Слайд 11

Украшение пластилиновой поделки Затем берем остатки черного пластилина раскатываем колбаску среднего размера. Делим колбаску на пять частей, это будут копыта и нос лошади.

Слайд 12

Украшение пластилиновой поделки Крепим все это к нашей лошадке, края соединения сглаживаем.

Слайд 13

Украшение пластилиновой поделки Делаем шарики из синего и красного пластилина. украшаем туловище лошадки синими и красными кружочками

Слайд 14

Украшение пластилиновой поделки Теперь приступаем к глазам. Раскатываем совсем тонкую колбаску, отрезаем два маленьких кусочка на глаза и два кусочка подлиннее для бровей. Аккуратно прикрепляем к голове лошади.

Слайд 15

Вот такая дымковская игрушка «Лошадка» у нас получилась

Слайд 16

Используемая литература Грибовская А. А. Детям о народном искусстве : Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста. Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка . Альбом. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду : Обучение и творчество Лыкова И. А. Дымковская игрушка , - Изд. Карапуз-Дидактика Пономарева Е. А., Иванова С. А. Дымковская игрушка . Демонстрационный материал для детей дошкольного возраста. - Изд. : Айрис-Пресс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по теме «Игрушки» (лепка)

Занятие во второй младшей группе. ...

ООД «Знакомство с дымковской игрушкой. Лепка барышни из пластилина с последующей росписью» открытый показ НОД в старшей группе

Цели:Познакомить детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства.Воспитывать любовь к народному творчеству.Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, тв...

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ на тему: «Дымковская игрушка» (Лепка) для детей средней группы.

Знакомство детей средней группы с дымковской игрушкой, как видом народно декоративно – прикладного искусства, с многообразием игрушек и спецификой декора. Лепка из глины дымковской игрушки ...

Конспект НОД по теме «Моя любимая игрушка» (лепка)

Конспект НОДпо теме «Моя любимая игрушка» (лепка)Занятие во второй младшей группе  (воспитатель группы: Ушнурцева Анна Анатольевна )Цель: развитие воображения детей.Задачи:Соверш...

Волкова Н.А. Дымковская игрушка. Лепка Уточка (3-4 г)

Методическое пособие по художественно-эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста. Лепка уточки по мотивам дымковской игрушки. Наглядно показаны этапы и приёмы лепки....