Программа дополнительного образования "Моделирование из пластичных материалов"
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Мальцева Эльвира Гайнуллаевна

Программа доплнительного образования для детей 6-7 лет. В программе представлен перспективный план работы с октября по май месяц. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Сургутский район

п. Солнечный

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Белоснежка»

Принято

Педагогическим советом

Протокол №

«    »           2021г.

                                                                                     Утверждаю

                                                                                                             Заведующий МБДОУ

                                                                                                             детский сад «Белоснежка»

                                                                                                            _________Н. Ю. Глотова                                              

                                                                                                                «      »               2022г.

Программа дополнительного образования

 «Моделирование из пластичных материалов»

                                                                Направленность: художественная

                                            Возраст детей: 6-7 лет

                                                      Срок реализации: 8 месяцев

                                                 Разработчик программы:                            

                             Воспитатель

                                                            Мальцева Эльвира Гайнуллаевна

п. Солнечный

2022г

Содержание

      1.Паспорт программы……………………………………………………… стр. 3

2.Пояснительная записка…………………………………………………    стр.5

3. Содержание программы…………………………………………………  стр.8

4. Планируемые результаты…………………………………………………стр.16

5. Календарный учебный график……………………………………………стр.18

6. Условия реализации программы…………………………………………стр.22

7. Формы аттестации…………………………………………………………стр. 22

8. Оценочные материалы…………………………………………………… стр.22

9. Методическое материалы…………………………………………………стр.23

10. Список литературы………………………………………………………стр. 24

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Название программы

Программа дополнительного образования «Моделирование из пластичных материалов»

Направленность, классификация программы

Художественная

Срок реализации программы

8 месяцев – 64 часа

Ф.И.О. составителя программы

Мальцева Эльвира Гайнуллаевна, воспитатель. Образование – высшее педагогическое , квалификационная категория – соответствие занимаемой должности

Территория

ХМАО-Югра, Сургутский район, п. Солнечный

Юридический адрес учреждения

Российская Федерация, Тюменская область,  Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, 628452, Сургутский район, п. Солнечный,

Переулок Трассовый 7А

Контакты

Телефон:  8 (3462) 74-20-97

е-mail: metodabinet2019@mail.ru

Год разработки

2022

Возраст обучающихся

6-7 лет

Цель и задачи программы

Цель: развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно - эстетического развития детей, развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

обучающие:

- научить новой технике выполнения работ из пластичных материалов (пластилин, тесто для лепки, глина, бумажная масса)

– научить детей владению различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из пластичных материалов;

-закрепить способы лепки, научить приемам декорирования лепного образа.

развивающие:

- развивать художественный вкус, чувство композиции; творческие способности;

-развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;

развивать чувство цвета, формы, зрительную память, воображение;

воспитательные:

- воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца;

- формировать устойчивый интерес к художественной деятельности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Документы, послужившие основанием для разработки проекта

1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;

4. Постановление 21.03.2022 г. № 9 «О внесении изменений СанПиН 3.1/2.4.3598-20 (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций

дополнительного образования детей)».

5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

6.Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Белоснежка»

Образовательные форматы

Очное – обучающиеся проходят курс коллективно при поддержке педагога.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная, групповая.

Программа рассчитана на 8 месяцев

Режим занятий:2 раза в неделю по 30 минут

Формы контроля: самостоятельная работа, наблюдение, индивидуальный опрос, результаты конкурсов, личные достижения учащегося.

Требования к условиям организации образовательного процесса

Для очных занятий:

Аудитория со столами и стульями.

Принтер-сканер-ксерокс.

Интерактивная доска или проектор и экран.

Материалы: пластилин, стеки, глина, соленое тесто, краски, кисти, бумага различной фактуры, образцы готовых изделий.

 

Ожидаемые результаты освоения программы

К концу года дети:

- реализуют познавательную активность;

- обогащают свой словарь;

- развивают сенсорные эталоны;

- в конце обучения у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью.

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.)

Техническое обеспечение  

Для очных занятий: Средства обучения: теоретический кабинет, оборудованный в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями на 5 ученических мест, доска для лепки, пластилин, стеки, глина, соленое тесто, кисти, краски, разные виды бумаги, салфетки,  наглядные пособия, мультимедийные презентации.

Количество учащихся по программе

в одной группе  5 человек

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.        Название программы: Программа дополнительного образования «Моделирование из пластичных материалов»

2. Направленность: Художественная направленность.

3. Вид деятельности образовательной программы: Пластилинография

4. Актуальность программы заключается в том, что работа с различными материалами в разнообразных техниках будит фантазию, развивает эстетический вкус, творческую активность, мелкую моторику кистей рук, имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, а также в востребованности обучающимися.

5. Новизна программы состоит в том, что на занятиях обучающиеся лепят не только из пластилина, но также из бумажной массы, солёного теста, глины, овладевают техникой росписи изделий, учатся моделировать изделия, составлять композиции, оформлять панно.

6. Адресат программы: дошкольный возраст (6-7 лет)

Возрастные особенности детей

Возраст 6 - 7 лет – это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Этот период называют сензитивным, т.е. наиболее благоприятным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать. Возраст 6-7 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения - создание и воплощение замысла - начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет.

Характеристика особенностей художественно-эстетического развития детей 6-7 лет.

У ребенка появляется желание выражать интерес к проявлению прекрасного, он продолжает осваивать способы выразительности, на основе восприятия общего характера произведения, эмоционально-ярко откликается на произведения народного и классического искусства. Благодаря возросшей самостоятельности и накопленному опыту взаимодействия с окружающим миром, ребенок становится активным участником творческой продуктивной деятельности.

На шестом году жизни ребенок осознаннее воспринимает произведения художественно-изобразительно-музыкального творчества, легко устанавливает простые причинные связи в сюжете, композиции и т.п., эмоционально откликается на отраженные в произведениях искусства действия, поступки, события, соотносит увиденное со своими представлениями о красивом, радостном, печальном, злом, безобразном и т.д. у ребенка появляется желание делиться своими впечатлениями от встреч с искусством, со взрослым и сверстниками.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеить изображения на бумагу и т.д.

В Программе учитывается:

- индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной

ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности детей;

-возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей .

7. Объем и сроки освоения программы:

Период реализации программы дополнительного образования  «Моделирование из пластичных материалов»: 01.10.2022- 31.05.2023 учебный год

Нормативный срок освоения программы –8 месяцев

Общее количество учебных часов на период с 01 октября 2022 по 31 мая 2023года:

6-7 лет – 64 часа.

8.  Форма обучения: Очная, групповые занятия.

9. Особенности организации образовательного процесса:

Категория состояния здоровья воспитанников: воспитанники из групп компенсирующей направленности.

Число часов работы педагогического работника, предусмотренное на индивидуальное сопровождение детей   - нет

Число часов сопровождения группы дополнительным педагогическим работником одновременно с педагогическим работником -нет

Ожидаемое минимальное и максимальное число детей, обучающихся в одной группе минимальное- 1 группа (5 человек), максимальное – 5 человек.

10. Режим занятий

 Занятия проводятся 2 раза в неделю, 8 занятий в месяц, 64 занятия в год. Продолжительность занятия 30 минут.

11. Цель: развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно - эстетического развития детей, развитие мелкой моторики рук.

Задачи

Обучающие:

- научить новой технике выполнения работ из пластичных материалов (пластилин, тесто для лепки, глина, бумажная масса)

– научить детей владению различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из пластичных материалов;

-закрепить способы лепки, научить приемам декорирования лепного образа;

Развивающие:

- развивать художественный вкус, чувство композиции; творческие способности;

-развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;

развивать чувство цвета, формы, зрительную память, воображение;

Воспитывающие:

- воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца;

- формировать устойчивый интерес к художественной деятельности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

12. Место реализации дополнительной общеразвивающей программы: МБДОУ детский сад «Белоснежка», пер. Трассовый7а, п. Солнечный, Сургутский район, Тюменская область.

13.Аннотация Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста «Моделирование из пластичных материалов». В программе содержится материал для организации дополнительного образования с детьми МБДОУ д/с «Белоснежка». Реализация программы осуществляется за рамками основной образовательной программы на платной основе в форме кружковой работы.

Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. И в системе воспитания детей дошкольного возраста ему должно быть отведено большое место. Художественно-эстетическое развитие способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный план

п./п

Название раздела темы

              Количество часов

Формы контроля

всего

Теория

практика

1.

Пластилиновая живопись

37

7

30

Выставки готовых работ

2.

Бумажная пластика

10

2

8

Выставки готовых работ

3.

Чудеса волшебной глины

4

1

3

Выставки готовых работ

4.

Тестопластика

13

3

10

Выставки готовых работ

Итого часов

64

13

51

Содержание учебного плана

Дата

Тема

Методы и приемы

Материал к занятию

Всего

04.10.2022

06.10.2022

«Осенний букет» (1часть)

(пластилин)

«Осенний букет» (2 часть)

(пластилин)

Продолжать закреплять приемы  использования пластилина: вырезание деталей по шаблону, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части изделия к другой.

Цветной пластилин, стеки, доски, картон, шаблоны.

30 мин

30 мин

11.10.2022

«Гроздь винограда»

(пластилин)

Продолжать освоение приемов пластилинографии – скручивание жгутиков. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе.

Цветной пластилин, стеки, доски, картон, иллюстрации.

30 мин

13.10.2022

18.10.2022

«Осень в парке» (1 часть)

(пластилин)

«Осень в парке» (2 часть)

(пластилин)

Формировать у детей интерес к окружающему миру. Расширить и уточнить знания детей о деревьях осенью. Научить изображать их с помощью пластилинографии. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема.

Цветной пластилин, стеки, доски, картон, иллюстрации.

30 мин

30 мин

20.10.2022

25.10.2022

«Бабочка»

(пластилин)

«Паучок ползет по ветке»

(пластилин)

Ознакомить детей с техникой пластилинографии: контурной и мозаичной, осваивать навыки работы с пластилином: скатывать длинные колбаски и выкладывать их по контуру, скатывать одинаковые шарики и заполнять ими пространство выделенное контуром.

Цветной пластилин, стеки, доски, картон, иллюстрации.

30 мин

30 мин

27.10.2022

«Лебеди на пруду»

(тесто для лепки)

Закрепить умение использовать в работе ранее усвоенные приемы лепки (скатывание, оттягивание, расплющивание, сглаживание границ соединения); учить создавать выразительный и интересный сюжет.

Тесто для лепки, стеки, доски, картон,  иллюстрации.

30 мин

01.11.2022

03.11.2022

«Корзина с грибами» (1 часть)

(соленое тесто)

«Корзина с грибами» (2 часть)

(соленое тесто)

Познакомить детей с технологией изготовления корзинки из соленого теста. Развивать мелкую моторику рук, аккуратность, творческое мышление.

Соленое тесто, стеки, доски,  иллюстрации.

30 мин

30 мин

08.11.2022

10.11.2022

«Котенок»

(пластилин)

«Озорной щенок»

(пластилин)

Закреплять приемы лепки: размазывание, скатывание, сплющивание. Развивать воображение, творческие способности, мелкую моторику рук.

Цветной пластилин, стеки, доски, картон, иллюстрации.

30 мин

30 мин

15.11.2022

17.11.2022

«Ёжик» (1 часть)

(бумажная масса)

«Ёжик» (2 часть)

(бумажная масса)

Продолжать знакомить детей с лепными материалами – бумажная масса. Развивать движения рук в работе с бумажной массой; развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа.

Бумажная масса, салфетки, доски, краски, иллюстрации.

30 мин

30 мин

22.11.2022

«Букет роз для мамы»

(Белая глина)

Познакомить детей с новым пластичным материалом – глиной. Учить создавать объемные розы из глины, развивать внимание, память, познавательные интересы детей, эстетические чувства.

Глина, доски, стеки, салфетки, иллюстрации.

30 мин

24.11.2022

«Лукошко с веточками рябины» (пластилин)

Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук, расширять представление детей о ягодах, развивать композиционные навыки.

Цветной пластилин, стеки, доски, картон, иллюстрации.

30 мин

01.12.2022

06.12.2022

«Снегирь на ветке»

(пластилин)

«Синичка»

(пластилин)

Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук, расширять представление детей о зимующих птицах, развивать композиционные навыки.

Цветной пластилин, стеки, доски, картон, иллюстрации.

30 мин

30 мин

08.12.2022

13.12.2022

«Зимний вечер» (1 часть)

(бумажная масса)

«Зимний вечер» (2 часть)

(бумажная масса)

Создание знакомого образа в различных техниках  на горизонтальной поверхности; закрепить умение использовать в работе ранее усвоенные приемы лепки (скатывание, оттягивание, расплющивание, сглаживание границ соединения).

Бумажная масса, салфетки, доски, иллюстрации.

30 мин

30 мин

15.12.2022

20.12.2022

«Снеговик-почтовик» (1 часть)

(пластилин)

«Снеговик-почтовик» (2 часть)

(пластилин)

Продолжать формировать умение создавать знакомый образ посредством аппликации из «пластилиновых нитей» на горизонтальной плоскости;
закреплять навыки отщипывания, раскатывания, сплющивания.

Цветной пластилин, стеки, доски, картон, иллюстрации.

30 мин

30 мин

22.12.2022

«Елочка зеленая» (тесто для лепки)

Совершенствовать умение детей работать с тестом и бумажной массой;

развивать умение детей отщипывать, скатывать шарики пальцами, размазывать на шаблоне, разглаживать готовую поверхность.

Тесто для лепки, стеки, доски, картон,  иллюстрации.

30 мин

27.12.2022

«Новогодние игрушки для елочки» (бумажная масса)

Продолжать знакомить детей с лепными материалами – бумажная масса. Развивать движения рук в работе с бумажной массой; развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа.

Бумажная масса, салфетки, доски, краски, иллюстрации.

30 мин

10.01.2023

«Салют в городе»

(пластилин)

Продолжать формировать умение создавать знакомый образ посредством аппликации из «пластилиновых нитей» на горизонтальной плоскости;
закреплять навыки отщипывания, раскатывания, сплющивания.

Цветной пластилин, стеки, доски, картон, иллюстрации.

30 мин

12.01.2023

17.01.2023

«Наземный транспорт»

 (пластилин)

 «Воздушный транспорт»

(пластилин)

Учить детей составлять на плоскости транспорт, добиваться точной передачи формы транспорта, его строения и частей. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук.

Цветной пластилин, стеки, доски, картон, иллюстрации.

30 мин

30 мин

19.01.2023

24.01.2023

«Сова в ночном лесу» (1 часть)

(Тесто для лепки)

«Сова в ночном лесу» (1часть)

(Тесто для лепки)

Закреплять приемы лепки: размазывание, скатывание, сплющивание. Развивать воображение, творческие способности, мелкую моторику рук.

Тесто для лепки, стеки, доски, картон,  иллюстрации.

30 мин

30 мин

26.01.2023

30.01.2023

«Мы на ферме побывали» (1 часть)

(пластилин)

«Мы на ферме побывали» (2 часть)

(пластилин)

Формировать у детей интерес к окружающему миру. Расширить и уточнить знания детей о домашних животных. Закреплять приемы лепки: размазывание, скатывание, сплющивание. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема.

Цветной пластилин, стеки, доски, картон, иллюстрации.

30 мин

30 мин

31.01.2023

02.02.2023

«Павлин»

(пластилин)

«Пингвин»

(пластилин)

Познакомить с техникой Миллефиори. Совершенствовать основные приемы лепки: раскатывание прямыми и круговыми движениями, сплющивание, работа со стекой; развивать мелкую моторику рук.

Цветной пластилин, стеки, доски, картон, иллюстрации.

30 мин

30 мин

07.02.2023

09.02.2023

«У жирафа пятна пятнышки везде» (1 часть)

(тесто для лепки)

«У жирафа пятна пятнышки везде» (2 часть)

(тесто для лепки)

Учить создавать композицию, развивать мелкую моторику кистей рук, размещать изображение на листе в соответствии с их реальным расположением, учить подготавливать фон.

Тесто для лепки, стеки, доски, картон,  иллюстрации.

30 мин

30 мин

14.02.2023

16.02.2023

«Букашка на ромашке» (2 части)

(пластилин)

«Букашка на ромашке» (2 части)

(пластилин)

Совершенствовать основные приемы лепки: отщипывание и раскатывание прямыми и круговыми движениями, сплющивание, работа со стекой; развивать мелкую моторику рук.

Цветной пластилин, стеки, доски, картон, иллюстрации.

30 мин

30 мин

21.02.2023

27.02.2023

«Подводное царство» (1 часть)

(пластилин)

«Подводное царство» (2 часть)

(пластилин)

Познакомить с приемом «смешения» двух цветов пластилина. Закреплять умение работать с пластилином на горизонтальной плоскости: отщипывание, скатывание, разглаживание по готовой поверхности, не выходя за контуры рисунка. Развивать мелкую моторику пальцев рук при размазывании пластилина по поверхности деталей.

Цветной пластилин, стеки, доски, картон, иллюстрации.

30 мин

30 мин

28.02.2023

02.03.2023

«Подарок маме» (тесто для лепки)

«Подснежники» (глина)

Продолжать знакомить детей с пластилинографией, учить создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета.

Закрепить умения и навыки детей в работе с глиной - раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовых поверхностей. Развивать мелкую моторику рук.

Тесто для лепки, стеки, доски, картон, иллюстрации.

Глина, доски, стеки, салфетки, иллюстрации.

30 мин

30 мин

07.03.2023

09.03.2023

«К нам весна шагает» (пластилин)

«Яблоневый цвет» (пластилин)

Продолжать знакомить с техникой Миллефиори. Совершенствовать основные приемы лепки: раскатывание прямыми и круговыми движениями, сплющивание, работа со стекой; развивать мелкую моторику рук.

Цветной пластилин, стеки, доски, картон, иллюстрации.

30 мин

30 мин

14.03.2023

16.03.2023

«Модница – гусеница» (бумажная масса) (1часть)

«Модница – гусеница» (бумажная масса) (2 часть)

Расширить и систематизировать знания детей о насекомых, об их особенностях, о приспособленности к жизни на земле. Закрепить умение детей работать в технике папье-маше.

Бумажная масса, салфетки, доски, краски, иллюстрации.

30 мин

30 мин

21.03.2023

«Улица города» (пластилин)

Продолжать развивать умения растягивать пластилин по поверхности, создавая рельефные объекты. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать коллективные, дружеские взаимоотношения.

Цветной пластилин, стеки, доски, картон, иллюстрации.

30 мин

23.03.2023

28.03.2023

«Клоун» (соленое тесто) (1 часть)

«Клоун» (соленое тесто) (2 часть)

Учить лепить плоскостные изображения клоуна из отдельных частей и словесной инструкции воспитателя. Закреплять умение в скатывании между ладоней шарика и его сплющивания. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений, цветовосприятие, глазомер.

Соленое тесто, стеки, доски,  иллюстрации.

30 мин

30 мин

04.04.2023

06.04.2023

«Крокодил» (пластилин)

«Животные жарких стран» (пластилин)

Формировать у детей интерес к окружающему миру. Расширить и уточнить знания детей о диких животных. Закреплять приемы лепки: размазывание, скатывание, сплющивание. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема.

Цветной пластилин, стеки, доски, картон, иллюстрации.

30 мин

30 мин

11.04.2023

13.04.2023

«Космос» (пластилин) (1часть)

«Космос» (пластилин) (2часть)

Закрепить умение использовать в работе ранее усвоенные приемы лепки (скатывание, оттягивание, расплющивание, сглаживание границ соединения); учить создавать выразительный и интересный сюжет.

Цветной пластилин, стеки, доски, картон, иллюстрации.

30 мин

30 мин

18.04.2023

20.04.2023

«Золотая рыбка» (бумажная масса)

«Лягушата на болоте» (бумажная масса)

Формировать у детей интерес к окружающему миру. Закреплять приемы лепки из глины. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема.

Бумажная масса, салфетки, доски, краски, иллюстрации.

30 мин

30 мин

25.04.2023

27.04.2023

«Игрушки» (пластилин) (1часть)

«Игрушки» (пластилин) (2часть)

Продолжать формировать умение создавать знакомый образ посредством аппликации из «пластилиновых нитей» на горизонтальной плоскости;
закреплять навыки отщипывания, раскатывания, сплющивания.

Цветной пластилин, стеки, доски, картон, иллюстрации.

30 мин

30 мин

02.05.2023

«Цветик – семицветик» (бумажная масса)

Формировать у детей элементарное восприятие художественного слова и искусства. Развивать мелкую моторику рук при выполнении разных приемов работы с пластилином: раскатывания колбаски, скатывание шариков. Развивать у детей фантазию, творческое воображение

Бумажная масса, салфетки, доски, краски, иллюстрации.

30 мин

30 мин

04.05.2023

«Одуванчики» (пластилин)

Способствовать развитию мелкой моторики обеих рук в работе с пластилином (раскатывание колбасок, скатывание шариков, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей).

Цветной пластилин, стеки, доски, картон, иллюстрации.

30 мин

11.05.2023

16.05.2023

«Хохломская роспись» (пластилин) (1часть)

«Хохломская роспись» (пластилин) (2часть)

Формирование элементарных представлений о видах искусства; продолжать знакомить с изделиями мастеров народно-прикладного искусства, воспитывать уважение к их труду; развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении дымковского узора. Способствовать развитию мелкой моторики обеих рук в работе с пластилином (раскатывание колбасок, скатывание шариков, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей).

Цветной пластилин, стеки, доски, картон, иллюстрации.

30 мин

30 мин

18.05.2023

23.05.2023

«Ягоды малины» (глина)

«Клубничка» (глина)

Совершенствовать основные приемы лепки из глины: отщипывание и раскатывание прямыми и круговыми движениями, сплющивание, работа со стекой; развивать мелкую моторику рук.

Глина, доски, стеки, салфетки, иллюстрации.

30 мин

30 мин

25.05.2023

30.05.2023

«Радуга» (тесто для лепки)

«Летняя полянка» (тесто для лепки)

Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями. Учить детей лепить радугу на бумаге, учить лепить части радуги из пластилина разного цвета. Формировать понятие о целом и его частях, как взаимосвязанных формах существования одного и того же объекта.

 

Тесто для лепки, стеки, доски, картон,  иллюстрации.

30 мин

30 мин

Дата

Тема

теория

практика

всего

04.10.2022

«Осенний букет»

15 мин

15 мин

30 мин

06.10.2022

«Осенний букет»

15 мин

15 мин

30 мин

11.10.2022

«Гроздья винограда»

15 мин

15 мин

30 мин

13.10.2022

«Осень в парке»

15 мин

15 мин

30 мин

18.10.2022

«Осень в парке»

15 мин

15 мин

30 мин

20.10.2022

«Бабочка»

15 мин

15 мин

30 мин

25.10.2022

«Паучок ползет про ветке»

15 мин

15 мин

30 мин

27.10.2022

«Лебеди на пруду»

15 мин

15 мин

30 мин

01.11.2022

«Корзина с грибами»

15 мин

15 мин

30 мин

03.11.2022

«Корзина с грибами»

15 мин

15 мин

30 мин

08.11.2022

«Котенок»

15 мин

15 мин

30 мин

10.11.2022

«Озорной щенок»

15 мин

15 мин

30 мин

15.11.2022

«Ежик»

15 мин

15 мин

30 мин

17.11.2022

«Ежик»

15 мин

15 мин

30 мин

22.11.2022

«Букет роз для мамы»

15 мин

15 мин

30 мин

24.11.2022

«Лукошко с веточками рябины»

15 мин

15 мин

30 мин

01.12.2022

«Снегирь на ветке»

15 мин

15 мин

30 мин

06.12.2022

«Синичка»

15 мин

15 мин

30 мин

08.12.2022

«Зимний вечер»

15 мин

15 мин

30 мин

13.12.2022

«Зимний вечер»

15 мин

15 мин

30 мин

15.12.2022

«Снеговик-почтовик»

15 мин

15 мин

30 мин

20.12.2022

«Снеговик-почтовик»

15 мин

15 мин

30 мин

22.12.2022

«Елочка зеленая»

15 мин

15 мин

30 мин

27.12.2022

«Новогодняя игрушка для елочки»

15 мин

15 мин

30 мин

10.01.2023

«Салют в городе»

15 мин

15 мин

30 мин

12.01.2023

«Наземный транспорт»

15 мин

15 мин

30 мин

17.01.2023

«Воздушный транспорт»

15 мин

15 мин

30 мин

19.01.2023

«Сова в ночном лесу»

15 мин

15 мин

30 мин

24.01.2023

«Сова в ночном лесу»

15 мин

15 мин

30 мин

26.01.2023

«Мы на ферме побывали»

15 мин

15 мин

30 мин

30.01.2023

«Мы на ферме побывали»

15 мин

15 мин

30 мин

31.01.2023

«Павлин»

15 мин

15 мин

30 мин

02.02.2023

«Пингвин»

15 мин

15 мин

30 мин

07.02.2023

«У жирафа пятнышки везде»

15 мин

15 мин

30 мин

09.02.2023

«У жирафа пятнышки везде»

15 мин

15 мин

30 мин

14.02.2023

«Букашка на ромашке»

15 мин

15 мин

30 мин

16.02.2023

«Букашки на ромашке»

15 мин

15 мин

30 мин

21.02.2023

«Подводное царство»

15 мин

15 мин

30 мин

27.02.2023

«Подводное царство»

15 мин

15 мин

30 мин

28.02.2023

«Подарок маме»

15 мин

15 мин

30 мин

02.03.2023

«Подснежники»

15 мин

15 мин

30 мин

07.03.2023

«К нам весна шагает»

15 мин

15 мин

30 мин

09.03.2023

«Яблоневый цвет»

15 мин

15 мин

30 мин

14.03.2022

«Модница-гусеница»

15 мин

15 мин

30 мин

16.03.2023

«Модница-гусеница»

15 мин

15 мин

30 мин

21.03.2023

«Улица города»

15 мин

15 мин

30 мин

23.03.2023

«Клоун»

15 мин

15 мин

30 мин

28.03.2023

«Клоун»

15 мин

15 мин

30 мин

04.04.2023

«Крокодил»

15 мин

15 мин

30 мин

06.04.2023

«Животные жарких стран»

15 мин

15 мин

30 мин

11.04.2023

«Космос»

15 мин

15 мин

30 мин

13.04.2023

«Космос»

15 мин

15 мин

30 мин

18.04.2023

«Золотая рыбка»

15 мин

15 мин

30 мин

20.04.2023

«Лягушата на болоте»

10 мин

15 мин

30 мин

25.04.2023

«Игрушки»

10 мин

15 мин

30 мин

27.04.2023

«Игрушки»

10 мин

15 мин

30 мин

02.05.2023

«Цветик-семицветик»

10 мин

15 мин

30 мин

04.05.2023

«Одуванчики»

10 мин

15 мин

30 мин

11.05.2023

«Хохломская роспись»

10 мин

15 мин

30 мин

16.05.2023

«Хохломская роспись»

10 мин

15 мин

30 мин

18.05.2023

«Ягоды малины»

10 мин

15 мин

30 мин

23.05.2023

«Клубничка»

10 мин

15 мин

30 мин

25.05.2023

«Радуга»

10 мин

15 мин

30 мин

30.05.2023

«Летняя полянка»

10 мин

15 мин

30 мин

Итого

64

960мин

960 мин

1920 мин

4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Моделирование из пластичных материалов способствует освоению образовательной программы. К концу года дети:

- реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения;

- обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластичными материалами ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих;

- развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по моделированию. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

- в конце обучения у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

  1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма

занятия

Кол-во

часов

Тема

 занятия

Место проведения

Форма

контроля

1.

Октябрь

04.10.2022

17.00-17.30

Очная, групповое занятия

8

«Осенний букет»

Кабинет

Выставки готовых работ

06.10.2022

17.00-17.30

Очная, групповое занятия

«Осенний букет»

Кабинет

11.10.2022

17.00-17.30

Очная, групповое занятия

«Гроздья винограда»

Кабинет

13.10.2022

17.00-17.30

Очная, групповое занятия

«Осень в парке»

Кабинет

18.10.2022

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

«Осень в парке»

Кабинет

20.10.2022

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

«Бабочки»

Кабинет

25.10.2022

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

«Паучок ползет по ветке»

Кабинет

27.10.2022

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

«Лебеди на пруду»

Кабинет

2.

Ноябрь

01.11.2022

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

8

«Корзинка с грибами»

Кабинет

Выставки готовых работ

03.11.2022

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

«Корзинка с грибами»

Кабинет

08.11.2022

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

«Котенок»

Кабинет

10.11.2022

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

 «Озорной щенок»

Кабинет

15.11.2022

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

«Ежик»

Кабинет

17.11.2022

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

«Ежик»

Кабинет

22.11.2022

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

«Букет роз для мамы».

Кабинет

24.11.2022

17.00-17.30

Очная, групповые занятия

«Лукошко с веточками рябины»

Кабинет

3.

Декабрь

01.12.2022

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

8

«Снегирь на ветке»

Кабинет

Выставки готовых работ

06.12.2022

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

«Синичка»

Кабинет

08.12.2022

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

«Зимний вечер»

Кабинет

13.12.2022

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

«Зимний вечер»

Кабинет

15.12.2022

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

«Снеговик-почтовик»

Кабинет

20.12.2022

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

«Снеговик-почтовик»

Кабинет

22.12.2022

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

«Елочка зеленая»

Кабинет

27.12.2022

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

«Новогодние игрушки для елочки»

Кабинет

4.

Январь

10.01.2023

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

8

«Салют в городе»

Кабинет

Выставки готовых работ

12.01.2023

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

«Наземный транспорт»

Кабинет

17.01.2023

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

«Воздушный транспорт»

Кабинет

19.01.2023

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

«Сова в ночном лесу»

Кабинет

24.01.2023

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

«Сова в ночном лесу»

Кабинет

26.01.2023

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

«Мы на ферме побывали»

Кабинет

30.01.2023

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

«Мы на ферме побывали»

Кабинет

31.01.2023

17.00-17.30

Очная групповые занятия

«Павлин»

Кабинет

5.

Февраль

02.02.2023

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

8

«Пингвин»

Кабинет

Выставки готовых работ

07.02.2023

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

«У жирафа пятнышки везде»

Кабинет

09.02.2023

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

«У жирафа пятнышки везде»

Кабинет

14.02.2023

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

«Букашка на ромашке»

Кабинет

16.02.2023

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

«Букашка на ромашке»

Кабинет

21.02.2023

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

«Подводное царство»

Кабинет

27.02.2023

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

«Подводное царство»

Кабинет

28.02.2023

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

«Подарок маме»

Кабинет

6.

Март

02.03.2023

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

8

«Подснежники»

Кабинет

Выставки готовых работ

07.03.2023

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

«К нам весна шагает»

Кабинет

09.03.2023

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

«Яблоневый цвет»

Кабинет

14.03.2023

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

«Модница-гусеница»

Кабинет

16.03.2023

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

«Модница-гусеница»

Кабинет

21.03.2023

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

«Улица города»

Кабинет

23.03.2023

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

«Клоун»

Кабинет

28.03.2023

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

«Клоун»

Кабинет

7.

Апрель

04.04.2023

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

8

«Крокодил»

Кабинет

Выставки готовых работ

06.04.2023

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

«Животные жарких стран»

Кабинет

11.04.2023

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

«Космос»

Кабинет

13.04.2023

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

«Космос»

Кабинет

18.04.2023

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

«Золотая рыбка»

Кабинет

20.04.2023

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

«Лягушата на болоте»

Кабинет

25.04.2023

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

«Игрушки»

Кабинет

27.04.2023

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

«Игрушки»

Кабинет

8.

Май

02.05.2023

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

8

«Цветик-семицветик»

Кабинет

Выставки готовых работ

04.05.2023

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

«Одуванчики»

Кабинет

11.05.2023

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

«Хохломская роспись»

Кабинет

16.05.2023

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

«Хохломская роспись»

Кабинет

18.05.2023

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

«Ягоды малины»

Кабинет

23.05.2023

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

«Клубничка»

Кабинет

25.05.2023

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

«Радуга»

Кабинет

30.05.2023

17.00-17.30

Очная групповые занятия.

«Летняя полянка»

Кабинет

6. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально - техническое обеспечение: аудитория со столами и стульями, доска для лепки, пластилин, тесто для лепки, глина, различные виды бумаги, стеки, салфетки, картон, наглядные пособия, мультимедийные презентации.

Информационное обеспечение: принтер-сканер-ксерокс. Интерактивная доска или проектор и экран.

Кадровое обеспечение: Мальцева Эльвира Гайнуллаевна, воспитатель. Образование высшее. Квалификация - соответствие занимаемой должности.

7. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

Диагностика уровня освоения программы, средства контроля

Для отражения достижения целей и задач программы определения освоения программы детьми проводится анализ портфолио готовых работ воспитанников.

8. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Ребенок, овладевший программой дополнительного образования «Моделирование из пластичных материалов»:

  • Отщипывает пластилин и аккуратно наносит его на поверхность картона: прижимая, размазывая и сглаживая его;
  • Умеет раскатывать тонкую «колбаску» из пластилина и скручивать ее в спиральку;
  • Может аккуратно работать с глиной и тесто для лепки;
  • Создает выразительные образы использую изученные техники лепки;
  • Использует сочетание цветов и оттенков для создания выразительного образа;
  • Плодотворно взаимодействует с другими детьми и педагогом во время выполнения коллективных работ;
  • Может комбинировать в своей работе несколько видов нетрадиционных техник в одной работе.

  • 3 балла- ребёнок правильно и самостоятельно выполняет работу;
  • 2 балла - ребёнок испытывал затруднения, но с помощью педагога выполнил задание;
  • 1 балл - ребёнок и с помощью педагога не справился с заданием.
  • Шкала уровней: 

 0-8 – низкий уровень;

       9-16 – средний уровень;                

       17-21 – высокий уровень.  

Ф.И.

ребенка

Работает с пластичными материалами

Создание необычных образов

Сочетание цветов и оттенков

Создание выразительных образов,

композиция

Комбинирование в работе различных техник

Общее количество балов

Н.гК.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

9. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

1. Ахмадуллин Ш.Т. «Развиваем мозг ребенка. Пластилин (3-9 лет)» (Филипок и К, 2020г.);

2. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» (2006г. изд-во «Скрипторий»);

3. Давыдова Г.Н. «Пластилинография. Животные и птицы»» (Изд-во «Скрипторий» 2017г.);

3.Изольда Кискальт «Соленое тесто. Увлекательное моделирование» (Проф-Издат,2011г.)

 4. О.Московка «Я леплю из пластилина. Азбука лепки» (Карапуз, 2020г.)

5.Ращупкина С.Ю. «Поделки из папье-маше» (Рипол-Классик, 2014г.)

6.Рябко Н.Б.  «Занятия по изобразительной деятельности дошкольника - бумажная пластика. Учебно-практическое пособие» (Педагогическое общество России, 2009г.)

10. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ФГОС ДО Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384).

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

3. Методические рекомендации.

4. Ахмадуллин Ш.Т. «Развиваем мозг ребенка. Пластилин (3-9 лет)» (Филипок и К, 2020г.);

5. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» (2006г. изд-во «Скрипторий»);

6. Давыдова Г.Н. «Пластилинография. Животные и птицы»» (Изд-во «Скрипторий» 2017г.);

7.Изольда Кискальт «Соленое тесто. Увлекательное моделирование» (Проф-Издат,2011г.)

8. О.Московка «Я леплю из пластилина. Азбука лепки» (Карапуз, 2020г.)

9.Ращупкина С.Ю. «Поделки из папье-маше» (Рипол-Классик, 2014г.)

10.Рябко Н.Б.  «Занятия по изобразительной деятельности дошкольника - бумажная пластика. Учебно-практическое пособие» (Педагогическое общество России, 2009г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические чтения «Развитие мелкой моторики руки через деятельность с различными пластичными материалами»

laquo;Развитие мелкой моторики руки через деятельность с различными пластичными материалами»...

Рабочая программа дополнительного образования по развитию речи дошкольников через знакомство с художественной литературой, на материале любимых сказок.

Рабочая программадополнительного образованияпо развитию речи дошкольников через знакомство с художественной литературой, на материале любимых сказок.       срок...

Программа дополнительного образования ( кружковой работы) "Формирование музыкально- двигательных навыков детей дошкольного возраста ( на материале детского фольклора)

Глава1. Теоритические основы развития музыкально- ритмической деятельности  детей средствами музыкального фольклора1.1 Классификация и основная терминология детского музыкального фольклора1.2 ист...

«Знакомство с пластичными материалами» ранний возраст

Комплекс непрерывной образовательной деятельности по лепке в группе раннего возраста с 1.5 до 2 лет «Знакомство с пластичными материалами»...

Диагностические материалы к программе дополнительного образования "Пригороды-жемчужное ожерелье Санкт-Петербурга" для детей 6-7 лет

Диагностика разработана для выявления у детей уровня знаний и представлений о пригородах Санкт-Петербурга....

Конспект занятия по «Лепке» Во второй младшей группе (3 – 4 года) Тема: Знакомство с пластичным материалом - пластилин. «Шар, цилиндр, конус».

Конспект занятия по «Лепке»Во второй младшей группе (3 – 4 года)Тема: Знакомство с пластичным материалом - пластилин. «Шар, цилиндр, конус». Доминирую...