Консультация для родителей на тему: "Лепка, как один из видов изобразительной деятельности".
консультация по аппликации, лепке

Силантьева Наталья Владимировна

В материале родителям в краткой форме рассказывается о занятиях лепкой в детском саду. О видах лепке, об используемом материале, об умениях и навыках  на каждом возрастном этапе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

На тему:

Лепка, как один из видов изобразительной деятельности.

Изобразительная деятельность детей включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация. Каждый из этих видов имеет свои возможности в воспроизведении представлений ребёнка об окружающем мире.

Своеобразность лепки состоит в том, что с помощью этого вида деятельности передаётся форма предмета в трёх измерениях. Дети с удовольствием лепят людей, животных, посуду, транспортные средства, овощи, фрукты, игрушки. Предметы, которые они создают, используются в игровой деятельности.

Во время подготовки к лепке ребёнок получает много знаний о предмете (название, форма, строение, цвет, назначение). Вместе с тем обогащается и развивается его словарь, связная речь, с помощью которой можно описать образ по памяти. Это оказывает содействие развитию его мышления, внимания, воображения и других процессов.

На занятиях ребёнок получает сведения о способах лепки и сам учится это делать. На основе своего опыта он старается самостоятельно решить учебные задачи, а со временем эта самостоятельность перерастает в творчество.

В процессе лепки больше, чем в какой-либо деятельности, можно добиться максимальной активности обеих рук, развивать и укреплять пальцы, особенно большие, указательные, средние. Чтобы усвоить технику лепки, ребёнку нужно развить специальные движения относительно их силы, точности, темпа, направленности, плавности, ритмичности. Эти качества помогут дошкольнику в дальнейшем овладеть разными видами учебной, трудовой деятельности.

Во время ознакомления с предметом ребенок учится понимать его красоту. Он сам начинает передавать в лепке отдельные выразительные его признаки, старается тщательно обработать поверхность изделия, разукрашивает его орнаментом и т.д.

Ознакомляя детей с некоторыми образцами скульптуры и декоративно-прикладного искусства, мы воспитываем в них любовь и уважение к людям, которые создали эти замечательные вещи.

Лепка помогает воспитать любопытство к изобразительной деятельности. Ребёнок ставит перед собой определённую цель и доводит начатое дело до конца, а это оказывает содействие развитию организованности, целеустремлённости и настойчивости, дисциплинирует его.

Взрослым нужно помнить, что они должны учить ребёнка лепить, а не делать из него скульптора, и лепка не самоцель, а лишь средство всестороннего развития и воспитания.

1.Для детей трёх-четырёх лет рекомендуется лепить: столбики, апельсины, вишенки, бублики, крендельки, коржики, пирожки, вареники и др. На наших страницах показаны такие приёмы лепки, как раскатывание глины прямыми и круговыми движениями рук, расплющивание глины (палочки, бублики, крендельки, птички, неваляшки, грибы), оттягивание небольших частей (клюв, хвост и др.).

2.Для работы с детьми пяти лет рекомендуется лепить: яблочко, морковь, мисочку, тарелочку, чашечку, стакан, птичку и др., где в основе лепки предметов лежат формы цилиндра, конуса (овощи, фрукты, игрушки и др.), приводятся такие приёмы лепки, как закругление и заострение (морковь, самолёт), вдавливание (корзина, чашечка, блюдце), загибание краёв, соединение частей, деление глины на части и соединение их прикладыванием, прижиманием, примазыванием.

3.Для детей шести-семи лет рекомендуется лепить: петушка, курочку, уточку, гуся, лебедя, птичку на подставке, синицу, снегиря, белочку, зайчика, котика, собачку, лисичку, мишку, и др., в которых показаны разные способы лепки: конструктивный, пластический, комбинированный; приёмы сглаживания, плотного соединения частей. Приводятся образцы, как украсить и разрисовать игрушку или предмет, как украсить и выделить в отдельных предметах мелкие части стекой, чтобы передать характерные признаки, объем, динамику, пропорции и др.

Используются два типа занятий по лепке: на тему, предложенную педагогом (изучение нового материала, повторение пройденного), и на тему, выбранную ребёнком (по его замыслу).

Центральное место в первом случае отводится усвоению нового программного материала. В присутствии детей взрослый лепит образец, рассказывает о приёмах работы и её последовательность. Каждое действие педагог подчёркивает словами, движениями рук и пальцев. На занятиях по лепке, где дети закрепляют ранее приобретённые знания, взрослый использует частичный показ лишь той части предмета, которую дети не знают или плохо усвоили, ставит задачу построить композицию, запомнить предметы и вылепить их по памяти.

На занятиях второго типа - по замыслу - дети самостоятельно, основываясь на своих знаниях и умениях, выбирают тему, продумывают композицию, определяют последовательность работы, ищут приёмы выполнения. Цель этих занятий - развитие самостоятельности, инициативы и творческих способностей детей. Проведение их даёт возможность проявить интересы детей, степень развития их творческих замыслов, овладение изобразительными умениями и навыками.

В работе с детьми дошкольного возраста значительное место отводится лепке с натуры. Критерием оценки таких работ является сходство натуры. Ребёнок изучает предмет, выявляет основную форму, строение, пропорции, соотношение частей, характерные особенности, приёмы лепки предмета. Если возникает необходимость, педагог показывает отдельным детям приёмы лепки на отдельном кусочке глины.

Довольно популярна и сюжетная лепка. Дети старшего дошкольного возраста делают многофигурные композиции, стремятся изображать людей, животных в разных позах. Это большей частью несложные бытовые сценки, эпизоды сказок и др.

В работе с детьми разного возраста можно использовать такие способы лепки: конструктивный, пластический и комбинированный. Конструктивный – простейший из них. Предмет лепится с отдельных частей. Например, птичка: сначала лепится туловище, головка, подставка, а дальше соединяются все части и придают фигурке характерных признаков. Конструктивным способом лепки дети пользуются в младшей группе детского садика. Этот способ применяется в дальнейшем во всех возрастных группах, но количество деталей увеличивается, а приёмы соединения частей усложняются.

Пластический способ более сложный. Эта лепка из целого куска глины, из которого вытягиваются все мелкие детали, части изделия и др. Начинают дети лепить этим способом со средней группы (овощи, фрукты, игрушки). Например, во время лепки мышки из общего кусочка глины ребёнок создаёт нужную форму, вытягивает мордочку, ушки, хвостик, лапки и с помощью стеки придаёт ей характерные признаки. Пластическим способом дети лепят на протяжении всего дошкольного возраста. В сборнике представлены образцы изготовления предметов этим способом, это: уточка, свинка и др.

Комбинированный способ объединяет в себе и лепку из целого куска глины и из отдельных деталей или частей. Например, из куска глины лепим часть курочки: туловище, голову, а мелкие детали и подставку готовим отдельно, потом соединяем их. Образцы: петушок, курочка, гусь, зайчик, крокодил, соболь, кенгуру, черепаха и др.

Кроме того, во время изготовления птиц, животных, людей пользуются приёмы рельефной лепки: небольшие кусочки глины или пластилина накладываются на основную форму, а потом стекой или пальцами примазываются. После чего изделию придают нужной формы, это: синица, снегирь, Снегурочка, дед Мороз, виноград.

Рабочим материалом для лепки может быть как глина, так и пластилин или солёное тесто.

Глина более эластичная, послушная и податливая, имеет нейтральный цвет. Добыть её можно на берегу реки или озера, при дороге. Но не всякая глина пригодная для лепки, её надо проверять на пластичность. Для этого кусочек глины раскатывают, делают из него колбаску, сгибают в кольцо. Если его поверхность осталась гладкой и не потрескалась, то глина пригодная для лепки.

Засорённую глину очищают от палочек, камешков, и др., измельчают, высыпают в таз, ведро, кастрюлю или другую посуду и заливают водой так, чтобы получить редкую массу; процеживают сквозь решето или сетчатую ткань в чистую посуду и оставляют для выпаривания. Когда она загустеет, вымешивают, разделяют на кусочки и складывают в целлофановые пакеты или заворачивают в клеёнку, чтобы она не пересохла. В таком виде глину сохраняют, иногда сбрызгивают водой.

Пластилин не такой пластический, но он даёт возможность создавать цветные композиции из отдельных предметов, игрушек и др. Он хуже подвергается обработке, нуждается в разогревании, хуже смывается водой и оставляет жирные пятна. В том случае, когда глину приобрести невозможно, используют пластилин. Для того чтобы изделие из него долго сохраняло свою форму, не брался к рукам, был твёрдым, его обсыпают мукой. После того, как мука впитает в себя жир из пластилина, изделие можно раскрасить и покрыть лаком.

В последнее время лепка из солёного теста набирает все большую популярность. Приёмы лепки из теста те же, что и при лепке из пластилина.

Рецепт солёного теста (для поделок): 2 стакана муки + 1 стакан соли (мелкой) + примерно 125 мл воды (количество воды зависит от вида муки) + желательно добавить 1 ложку крема для рук (или растительного масла или сухого обойного клея). Минут 10 хорошо разминаем тесто, чтобы оно стало мягким, без трещин и не прилипало к рукам, можно предложить помесить и ребёнку, пусть тоже "мускулы качает". Собираем тесто в ком, накрываем влажной тряпочкой (пусть на вашем рабочем месте всегда будет мокрое полотенце, чтобы вытирать руки после каждого этапа работы).

Можно начинать работать с тестом сразу, не выдерживая его в холодильнике. Из инструментов вам понадобятся: - доска, покрытая фольгой или другой бумагой, годной для духовки, - нож, чесночница, вилка, скалка, стакан с водой, тряпочка или губка, сухой перчик-горошек или сухая гвоздика и многое другое, что есть под рукой также может пригодится, это зависит от вашей фантазии.

Для окрашивания есть два способа:

1) Окрасить тесто на этапе замеса (для окрашивания теста добавьте в него пищевые красители, чернила разных цветов или гуашь).

 2) Красить уже готовую фигурку (готовые фигурки окрашивают гуашью после их полного высыхания и покрывают лаком для сохранности поделки).

Сушка фигурок из солёного теста осуществляется в духовке при температуре 80 градусов, в течение часа и более (время сушки зависит от толщины фигурки). Другой вариант - сушить солёное тесто на батарее.

Чтобы сохранить остатки теста в течение нескольких дней, накройте его так, чтобы не было контакта с воздухом (целлофановый пакет), и положите в прохладное место (холодильник).

Столы, на которых будут работать дети, накрывают клеёнкой. Для каждого ребёнка должны быть подкладная доска, на которой лепят и просушивают предметы. Средний её размер 20х20см. Изготовляют ее из фанеры или плотной бумаги. Изделия, которые лепят на подкладных досках, удобно вращать любым боком к исполнителю, что необходимо для предоставления фигурке объёмности.

Для работы с глиной и пластилином следует иметь стеку, которой делают надрезы, снимают лишнюю глину или пластилин, заглаживают неровности, соединяют и выделяют мелкие детали и др. Стеки можно приобрести в магазине или изготовить их самым (палочки заостряют, с одной стороны, с второго делают в виде лопатки). Для заглаживания поверхности изделия используют мокрые тряпки или поролон, которые кладут в мисочку для каждого ребёнка. Изделия из пластилина выравниваются стекой или пальцами.

Чтобы подсушить, изделия выставляют на полочку, шкаф или подоконник на 5-6 часов. Если есть муфельная печь, их выжигают. После этого они становятся крепкими. Когда изделия просохнут, их густым слоем белой гуаши, а потом раскрашивают по образцу цветными красками. Можно использовать и акварель с примесями гуаши.

Для работы по лепке следует иметь наглядные пособия: игрушки, муляжи, книжные и журнальные иллюстрации. Такими пособиями могут быть натуральные предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда и др.), предметы, которые сделал воспитатель.

Для обзора работ, выполненных детьми, нужен стенд размером 120х70см, передвижной или прикреплённый к стене. На нем оборудуют узкие полочки на таком расстоянии одна от другой, чтобы между ними разместились все детские работы. Предметы, сделанные детьми, определённое время сохраняются на отдельной полке или в открытом шкафу, чтобы дети имели возможность их рассматривать.

Рассмотрим конкретно, какими умениями и навыками по лепке должен овладеть ребёнок на каждом возрастном этапе.

1.Так, детей третьего года жизни педагог учит:

отрывать кусочки глины и круговыми движениями обеих рук образовывать несложные предметы из глины (конфетки, шарики, орешки), разрывать глину на части, мять, раскатывать и расплющивать её ладонями;

делить глину на части и прямыми движениями рук, образовывать несложные предметы (столбики, сосиски, конфетки);

раскатывать глину прямыми движениями рук и создавать столбики, края которых соединяют (бублики);

раскатывать глину круговыми движениями рук и сплющивать между ладонями, образовывая дископодобные формы (пирожки, коржики, котлеты и др.);

делить глину на 2-3 части, раскатывать её прямыми и круговыми движениями и лепить несложные предметы (гриб, птичка, зайчик, неваляшка).

2.Для ребёнка четвёртого года жизни, который уже имеет определённый опыт работы с глиной, эту работу нужно несколько усложнить, одновременно закрепляя навыки, которые он приобрёл в предыдущей группе:

делить глину на части и раскатывать её между ладонями прямыми движениями рук, образовывая несложные предметы (столбики, колбаски, рогалики, конфетки);

раскатывать глину круговыми движениями рук и образовывать разные предметы (орешки, конфетки, мячики);

расплющивать глину, образовывая диск, и на основе этой формы лепить несложные предметы (пирожки, вареники, котлеты), сгибать и защипывать форму пальцами рук;

делить глину на 2-3 части и лепить предметы, в основе которых лежит шар (башенка, матрёшка-неваляшка, птичка), диск и цилиндр (гриб);

соединять части прикладыванием и прижиманием.

3.С детьми пятого года жизни повторяют и закрепляют приобретённые прежде знания и умения, а кроме того, им дают новые знания и умения, а именно:

делить глину на части и образовывать несложные предметы, в основе которых лежит шар (орех, яблочко);

создавать предметы, в основе которых лежит цилиндр (огурец);

раскатывать глину прямыми движениями рук и создавать овальную форму и на основе этой формы лепить такие предметы: слива, лимон, груша;

заострять и закруглять предметы;

раскатывать глину круговыми движениями рук, расплющивать, загибать, защипывать края, вдавливать глину пальцами и создавать такие предметы: мисочка, чашечка, рыбка, грибок, корзина, пирожки, вареники;

делить глину на части и соединять их в целое прикладыванием и нажатием, примазываннем (кукла-неваляшка, снеговик, птичка, зайчик).

4.С детьми шестого года жизни, как и в предыдущих возрастных группах, сначала повторяют и закрепляют навыки и умения, а потом вводят новые задачи:

делить глину на 3-4 части и создавать несложные предметы, в основе которых лежит шар, цилиндр, конус (лепка овощей, фруктов, ёжика, мышки, котика, лисички);

лепить части, в основе которых лежит диск (тарелочка, чашечка);

лепить предметы комбинированным и пластическим способами, приёмам крепкого соединения деталей, сглаживание поверхности пальцами, стекой и увлажнённой тряпкой (собака, зайчик, белочка, самолёт, черепаха, курочка, петушок, птичка - свистулька, лисичка и др.).

Взрослый обращает внимание на то, чтобы ребёнок передавал характерные признаки предметов, их форму, придерживался пропорций и использовал усвоенные навыки и умения: скатывание, сплющивание, вдавливание, вытягивание, загибание, примазывание и т.п.

5.В работе с детьми седьмого-восьмого года жизни взрослый обращает внимание на правильное отображение предметов, учит добиваться точности в воспроизведении их характерных признаков, замечать черты сходства и отличия, придерживаться пропорций, соотносить отдельные детали с общим изображением (лепка фруктов, овощей, птиц, зверей, посуды, человека и др.).

Литература:

1.Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации: конспекты занятий. / А.А. Грибовская - Скрипторий, 2008.- 151 стр.

2.Коссаковская, Е.А. Лепка в детском саду / Е.А. Коссаковская. - М.: Учпедгиз, 1961-145с.

3.Алексахин Н. Учимся лепить и расписывать// Дошкольное воспитание. / Н. Алексахин -1994-№ 9-23-27с.

4.Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. /Под редакцией Т.С. Комаровой – М.: Просвещение, 2011-251с.

5.Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. /Т.Г. Казакова – М.: Просвещение, 1985-193с.

6.Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова – М.: Просвещение, 1982-236с.

7.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. / Т.С. Комарова - М.: Педагогика, 1990-247с

8.Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. / В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова - В. – М., 1987-223с.

Интернет-ресурсы:

https://www.babyblog.ru/community/post/rannee_razvitie/3062275 © BabyBlog.ru

https://ru.wikipedia.org/wiki/Лепкаhttps://podrastu.ru/deyatelnost/izobrazitelnaya/lepka-v-doshkolnom-vozraste.html,  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Монотипия - как один из видов нетрадиционной техники рисования в детском саду»

Развитие у детей дошкольного возраста творческих способностей посредством монотипии....

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»...

Аппликация – один из видов изобразительной деятельности.

Занимаясь аппликацией, дети приобретают ряд знаний, ориентировок и практических умений, полезных для их общего развития...

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»

                Консультация для родителей«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельност...

Консультация для родителей на тему: «Воспитание личности в различных видах музыкальной деятельности»

Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на развитие дет...