Аппликация в детском саду.
консультация по аппликации, лепке

Иванова Марина Александровна

Аппликация в дошкольном возрасте.

Аппликация (от латинского appiicatio - накладывание) - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон.

Аппликация- один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: их радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает техника вырезывания и наклеивания.Дети, выполняя аппликационные работы, приобретают новые знания, закрепляют представления, полученные на других занятиях.

Аппликация, направлена на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Специфика аппликации дает возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Аппликация в дошкольном возрасте13.32 КБ

Предварительный просмотр:

Аппликация в дошкольном возрасте.

Аппликация (от латинского appiicatio - накладывание) - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон.

Аппликация- один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: их радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает техника вырезывания и наклеивания.Дети, выполняя аппликационные работы, приобретают новые знания, закрепляют представления, полученные на других занятиях.

Аппликация, направлена на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Специфика аппликации дает возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения.

Формы аппликации могут быть различного содержания.В зависимости от этого принято подразделять занятия по видам: предметная, сюжетная, декоративная аппликация.

В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов.

Сюжетно-тематическая аппликация — это умение ребенка вырезывать и наклеивать различные взаимосвязанные предметы в соответствии с  сюжетом или темой («воробей клюет зернышки», «ежик заготавливает на зиму грибы»).

Декоративная аппликация - это вид орнаментальной деятельности. Дети, используя яркие цветовые сравнения учатся умению вырезывать и объединять различные элементы украшения (растительные, геометрические формы, фигуры животных, птиц, человека) по законам симметрии и ритма. Здесь ребенок учится наделять образцы новыми качествами, декоративно преобразовать реальные предметы, стилизовать, обобщать их строение.

Накладная аппликация. Нужно задумать образ и последовательно создавать его накладывая и наклеивая детали слоями, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру. Это позволяет получить многоцветное изображение.

Обрывная аппликация подразумевает передачу своеобразия образа (кудрявое дерево, пушистый котенок). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 6-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Если сначала на обратной стороне цветной бумаги нарисовать контур рисунка, а потом начать обрывать, то будет намного проще.

Мозаика или модульная аппликация – это вид аппликации, при которой образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. Для модульной аппликации в качестве основы могут использоваться вырезанные квадратики, кружки, прямоугольники, звездочки, просто рваные бумажки.

Ленточная аппликация – это способ, когда можно получить сразу много одинаковых изображений, связанных или разрозненных между собой. Для изготовления ленточной аппликации нужно взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезывать изображение.

Симметричная аппликация - это вырезывание образов, имеющих симметричное строение, или для получения двух совершенно одинаковых изображений. «Заготовку» (прямоугольник или квадрат нужного размера) сложить пополам, держать за сгиб и вырезать лишь половину изображения.

 Геометрическая аппликация – это предметы, составленные частично или полностью из деталей геометрической формы и наклеенные на фон. Геометрическая фигура может использоваться как элемент геометрических узоров, орнаментов, когда необходимо разумное сочетание фигур, их цветов, размеров, форм, порядок чередования. Это очень результативное упражнение для развития логического мышления, творчества и фантазии.

Силуэтная аппликация — это вырезывание сложных силуэтов по воображаемому или нарисованному контуру. Но справиться с этим видом аппликации смогут те дети в возрасте 6-7 лет, которые умеют хорошо владеть ножницами .

В возрасте 3-4 года целесообразно приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Начинать учить детей перед предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение (задуманное ребенком или заданное педагогом), и наклеивать их. Развивать навык  аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке), прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой. Сформировать у детей навык аккуратной работы. Учить детей создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, розетта и др.) предметные и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету, развиваеть у детей чувство ритма, закрепляеть у детей знание формы предметов и их цвета. 

В 4-5 лет необходимо продолжать развивать у детей интерес к аппликации, усложняя её содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений. Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими. Обучать детей вырезыванию, начиная с формирования навыка разрезания по прямой сначала коротких, а затем длинных полос. В этом возрасте дети учаться составлять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, кустик и другое), вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путем скругления углов. Развивать навык спользовать этот прием для изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цветов и тому подобное.  Так же подолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов (птицы, животные, цветы, насекомые, дома, как реальные, так и воображаемые) из готовых форм, преобразовывать эти формы, разрезая их на две или четыре части (круг — на полукруги, четверти; квадрат — на треугольники и так далее). Закреплять у детей навыки аккуратного вырезывания и наклеивания,  поощряя проявление активности и творчества. 

В возрасте 5-6 дети создают изображения (разрезать бумагу на короткие и длинные полоски, развтвать навык вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат — в два — четыре треугольника, прямоугольник — в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники), создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции. В этом возрасте учат детей вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения — из бумаги, сложенной пополам (стакан, ваза, цветок и другое). С целью создания выразительного образа, учить детей использовать  прием обрывания. Побуждает детей создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения, формировать   аккуратное и бережное отношение к материалам. 

В 6-7 лет у детей продолжают формировать умение создавать предметные и сюжетные изображения с натуры и по представлению: развивать чувство композиции (красиво располагать фигуры на листе бумаги формата, соответствующего пропорциям изображаемых предметов). Развивать у  детей умение составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных элементов на листах бумаги разной формы; изображать птиц, животных по замыслу детей и по мотивам народного искусства. Закрепляет приемы вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое; несколько предметов или их частей из бумаги, сложенной гармошкой. При создании образов  поощрять применение детьми разных приемов вырезания, обрывания бумаги, наклеивания изображений (намазывая их клеем полностью или частично, создавая иллюзию передачи объема); учит мозаичному способу изображения с предварительным легким обозначением карандашом формы частей и деталей картинки. Продолжать развивать у детей чувство цвета, колорита, композиции. Поощрять проявления детского творчества. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аппликация в детском саду

в презентации представлена классическая трактовка теории аппликации в ДОУ...

Программа "Аппликация в детском саду"

Аппликация- это один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезании ,наложении различных форм и закреплении их на другом матерьяле,принятом за фон ;наиболее  простой и доступный с...

Нетрадиционные аппликации в детском саду. Декоративные тарелочки.

Конструирование поделок из бумаги с детьми старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Аппликация в детском саду"

Что такое - аппликация? Виды аппликации. Рекомендации для родителей: используемые материалы и инструменты, последовательность выполнения работы, пожелания....

Аппликация в детском саду

О видах аппликации, о знчении занятий аппликацией для детей...

Консультация для воспитателей: "Нетрадиционные техники аппликации в детском саду"

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От кончиков пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. В.А. Сухомлинский...

Методика проведения аппликации в детском саду

здеси описаны методы и приёмы проведения занятий по аппликации в разных возрастных группах....