Интеграция художественного содержания как путь формирования художественно-творческих способностей дошкольников.
статья по аппликации, лепке

Князева Евгения Анатольевна

Содержание художественно-эстетического развития дошкольников включает в себя изобразительную деятельность: рисование, лепку, аппликацию и художественное конструирование - традиционные для российского дошкольного образования виды активности, объединенные общим понятием «продуктивная деятельность детей». Под продуктивной деятельностью понимают деятельность, в результате которой создается определенный продукт. Она может быть репродуктивной (рисование предмета), творческой (рисование по собственному замыслу), что позволяет развивать детское творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie_hudozhestvenno.docx36.21 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание художественно-эстетического развития дошкольников включает в себя изобразительную деятельность: рисование, лепку, аппликацию и художественное конструирование - традиционные для российского дошкольного образования виды активности, объединенные общим понятием «продуктивная деятельность детей». Под продуктивной деятельностью понимают деятельность, в результате которой создается определенный продукт. Она может быть репродуктивной (рисование предмета), творческой (рисование по собственному замыслу), что позволяет развивать детское творчество.

Образовательная деятельность может быть интегрированной, т.е. объединять знания из нескольких областей.  

Большое значение в осуществлении эстетического воспитания детей мы придаем интеграции всех видов искусства и художественно-творческих деятельностей, которую понимаем как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разных разделов воспитания и образования детей.

Интеграция – это не межпредметные связи, где один из предметов выступает как ведущий, а содержание других привлекается с целью улучшить его усвоение. Цели интеграции шире и глубже: она способствует разностороннему развитию ребенка, который познает объект с разных сторон, с позиций разных видов искусства, с помощью средств выразительности каждого вида, что обеспечивает возникновение и развитие ассоциаций. На основе эстетического восприятия, выделения средств образной выразительности каждого вида искусства и постепенного перевода на уровень осознания, а затем и частичного использования этих средств детьми в их художественной деятельности создаются образы предметов, явлений.

Познанию средств выразительности способствует образование постоянно обогащающихся ассоциативных связей, без которых невозможно ни развитие воображения, ни художественное творчество.

Интеграция разнообразного содержания на занятиях и в других формах образовательной работы способствует углублению и обогащению восприятия, представлений.

Постепенно под тактичным, ненавязчивым руководством взрослого дети осваивают выразительные средства искусства. Это позволяет им не только глубже воспринимать и познавать искусство как средство оформления эстетической развивающей среды, как компонент художественного образования и как эталон творческой художественной деятельности, и в целом как важнейший фактор формирования всесторонне образованной и высокодуховной развитой личности.

Интеграция должна охватывать все виды художественно-творческой деятельности: разнообразные игры (дидактические, подвижные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые); изобразительную, художественно-речевую, музыкальную деятельность).

«Продуктивная (творческая) деятельность детей» позволяет интегрировать содержание области «Художественно – эстетическое развитие» с другими областями Программы. Так например осуществляется интеграция с  образовательной областью  «Познавательное развитие»  в ходе которой дети обозначают разные виды народных промыслов, ведут сравнение, «социально-коммуникативное  развитие» - проводятся  беседы, рассматриваются игрушки, альбомы, открыток,  «речевое  развитие» - читаются и слушаются рассказы, легенды и сказки при знакомстве с декоративно-прикладным искусством, осуществляется элементарное словесное творчество, творческое рассказывание о народных промыслах,  «физическое развитие» - используется пальчиковая гимнастика, динамическая пауза, зрительная гимнастика,  беседы о безопасных правилах использования художественного материала и оборудования,  «художественно – эстетическое развитие» - разучиваются и исполняются частушки, песни об изделиях Хохломы, Дымки, осуществляется знакомство с пословицами и поговорками о труде мастеров народного творчества.

Поскольку продуктивная деятельность наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, они позволяют развивать у детей самые разнообразные положительные качества: самостоятельность, доброжелательность, жизнерадостность, инициативу, творческую выдумку, облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний, приобщают к коллективным переживаниям, наполняют детскую жизнь яркими красками.

Интеграция в образовательном процессе ДОУ положительно отражается на итогах развития интегративных качеств личности дошкольников, что является одним из критериев ожидаемых результатов по созданию условий для достижения равных стартовых возможностей для обучения в школе.

Разновидностями интегрированных непосредственно образовательных деятельностей являются комплексные и тематические непосредственно образовательные деятельности.

Комплексная деятельность предполагает деятельность в комплексе, тематическая касается определенной тематики.

Комплексная и тематическая непосредственно-образовательная деятельность имеет значение для разностороннего развития детей, приобщения к художественной культуре, формирования художественно-творческих способностей и одаренности, поиска новых способов художественного освоения действительности.

При комплексной НОД один вид деятельности преобладает, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой.

На комплексных НОД творческие способности реализуются разными видами искусств. Искусство формирует и развивает ребенка, разносторонне влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы и творческие способности.

Интегрированные и комплексные занятия осуществляются на основе интеграции учебного материала из нескольких сфер жизнедеятельности детей вокруг одной темы или понятия.

Интегрированные и комплексные занятия построены на междисциплинарной связи понятий, должно быть разностороннее изучение объекта (предмета или явления), осмысленное восприятие окружающего мира, приведение сформированных знаний в систему, побуждение фантазии, творчества и интереса, поддержание положительно-эмоционального настроения.

Комплексное и интегрированное занятия разнонаправленные.         

Интегрированное занятие – это занятие, направленное на раскрытие целостной сущности темы средствами разных видов деятельности, объединяющихся в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение

Комплексным является занятие, направленное на разностороннее раскрытие сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые последовательно меняют друг друга. Комплексное и интегрированное занятия обязательно являются тематическими, в них тема или ключевое понятие является основой для объединения заданий из разных видов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция изобразительной и театрально-игровой деятельности старших дошкольников как средство формирования художественно-творческих способностей.

Эта статья для педагогов  дошкольных учреждений, а так же  подойдет и для ознакомления учителей с тем, что такое интеграция в педагогическом процессе....

Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности

Данная статья раскрывает современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников....

Формирование художественно-творческих способностей старших дошкольников через интеграцию изобразительной и театрально-игровой деятельности.

В этой статье вы узнаете что такое интегрированное занятие и чем оно оличается от комплексного. Прочтете о влиянии интеграции на развитие художественно-творческих способностей ребенка и становлении ли...

«Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности»

   Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, преобразует представления памяти, тем самым обеспечивая создани...

«Формирование художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности»

Презентация о значении продуктивных видов деятельности в формировании художественной творческих способностей детей...

Семинар-практикум для педагогов «Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников»

Семинар-практикум для педагогов «Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников»...