Использование изобразительной деятельности для развития образов воображения у детей.
статья по аппликации, лепке

Князева Евгения Анатольевна

Изобразительная деятельность, прежде всего – одно из первых и наиболее доступных средств  самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изобразительная деятельность, прежде всего – одно из первых и наиболее доступных средств  самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. [9, c. 6]

Рисование – это не только забава, но и творческий труд. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые  анализаторы.

Первые  опыты ребенка в художественной деятельности, прежде всего в рисовании как более доступном ее виде, не являются в полном смысле изобразительными. Ребенок черкает по бумаге карандашом, ручкой или фломастером, наблюдая след, который остается от движения руки. Это – случайно получившиеся штрихи и линии. И если спросить малыша, что за рисунок получился, он, как правило, не ответит, так как сознательно еще замысла нет. Но постепенно, приобретая опыт восприятия окружающих предметов и явлений, ребенок начинает соотносить получившиеся линии и конфигурации с приобретенными знаниями и называть тот или иной предмет.

 Предоставление  детям свободы выбора темы для  рисунков, постоянное обогащение их сенсорного опыта дают возможность рисовать самые разные предметы. Именно накапливающийся сенсорный опыт способствует развитию воображения и мышления ребенка. Ребенок не рождается фантазером. Способность сочинять, придумывать, связана с развитием воображения. [9, 17]

Эффективнее всего развивать воображение  у детей дошкольного возраста

предполагается в изобразительной  деятельности, так как именно эта  деятельность способствует формированию образов воображения у ребенка  дошкольного возраста, образы, в основном, не предваряют деятельности, а возникают лишь в ходе ее. Начальные формы проявления воображения у ребенка связаны с самостоятельным созданием первых образов рисунка (аппликации) и представляют собой отдельные разрозненные воображаемые признаки, элементы, дополняющие графические структуры рисунка.

На  занятиях изобразительной деятельностью осуществляются и задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание. Процесс рисования, лепки, аппликации вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, результатом которого является выразительный образ, формируются навыки работы в коллективе и для коллектива, умение согласовывать свои действия с товарищами.  

Накоплению  представлений и развитию воображения должна способствовать вся воспитательно – образовательная работа, весь жизненный опыт ребенка. Поэтому поводу Л.С. Выготский говорил: «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека.
Чем  богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение». [6, 18]

Любой вид художественного творчества основывается на хорошем уровне развития восприятия, представлений, образного мышления, воображения. Формирование этих процессов будет служить развитию творческих способностей в изобразительной, музыкальной, художественно – речевой, игровой деятельности. И наоборот, неразвитость восприятия, низкая сенсорная культура не позволяют творчески решать поставленные задачи. В этом случае ребенок затрудняется в выборе темы для изображения, когда от него требуется определить, что он хочет: рисовать, лепить, вырезать или наклеивать.

Подражая  действиям  взрослых,  ребенок  уже  в  раннем  детстве  начинает манипулировать карандашами и бумагой, создавая каракули. Постепенно  ребенок уходит от  бездумных  чирканий  по  бумаге.  Он  начинает  понимать  функцию карандашей, его движения становятся  более  точными  и  разнообразными.  Это период до изобразительной деятельности.  Рисунок  появляется,  когда  ребенок связывает некоторые из своих каракуль  с  предметами  и  специально  создает воображаемые объекты. Словесное формулирование  намерения  является  началом изобразительной   деятельности.  

В начале   стремление    изобразить    с воспоминанием  знакомого   ему  графического   образа.   Чаще   всего   это круга подобные  кривые,  в  которых  ребенок  «видит»  дядю,  тетю   и   т.д. Постепенно такое изображение его уже не удовлетворяет, и он начинает  искать новые графические образы. Появляются  «головоногие».

Значительный  скачек  в развитии, как самого ребенка,  так  и  рисования,  происходит  в  дошкольном возрасте. Под влиянием  взрослых  появляются  изображения домов,  деревьев, цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что  ему интересно. Все, что только  он  способен  вообразить,  представить  в  своей фантазии, ребенок  пытается  нарисовать.  У  многих  наблюдается  интерес  к фантастическому миру, они рисуют волшебников, принцесс, фей,  колдунов  т.п. Дети рисуют и то, что происходит в реальной жизни взрослых.  Рисование,  как и игра, помогает ребенку освоить его социальное окружение,  мир,  в  котором он живет. [4, 57]

Все   необходимые   качества   воображения    (широта,    произвольность, устойчивость,  яркость,  оригинальность)  возникают  не  спонтанно,  а   при условие  систематического  влияния со  стороны взрослых.  Влияние   должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем  мире, а не сводиться к «навязыванию»  ему  готовых  тем.  Ребенку  нужно  помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать  способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новое. Важно  формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не  проводить,  то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к  началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым  к  усвоению  учебного материала,  требующего  достаточно  сформированного  уровня  воображения.  К этому возрасту уже  должны  появиться  такие  психические  образования,  как произвольность,  внутренний  план  действий,   рефлексия.   Благодаря   этим новообразованиям  появляется  и  качественно   новый   вид   воображения   – произвольное  воображение.   Возрастает   целенаправленность,   устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны  и  эмоционально  окрашены. Присутствует творческая переработка представлений. [4, 57]

В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приёмов - изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны. Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность, например ребёнок рисует фантастическую чудо-машину, используя агглютинацию, олицетворение, парадоксальное комбинирование (то есть помещение объекта в несвойственную ему ситуацию). А содержание эпизодов дети заимствуют из литературных произведений с известными изменениями. У старших дошкольников образы в рисунках становятся всё более оригинальными.

 В самом общем виде (опираясь на исследования Б.М. Неменского, Г. Каринского и др.) работу, стимулирующую творчество детей, можно проводить по трём этапам. [ 14]

I этап - обучающийЦель: непосредственное обучение основам изображения с помощью нетрадиционного использования традиционных материалов; освоение техники как языка художественно-графических образов при использовании различных материалов.

II этап - закрепляющий. Цель: использование приёмов работы, материалов и оборудования в соответствии с решением творческой задачи (акварель и акварельный мелок, гуашь и восковой мелок, восковой мелок и акварель и т.д.).

Тематика конкретных заданий выбирается с учётом особенностей времён года, при этом механически не подчинено им. Учитывается тяга дошкольников к фольклорным формам художественного творчества. Выбор знаний соотносится с интересом детей в их повседневной жизни. Работы преимущественно носят характер импровизаций на основе непосредственных наблюдений с натуры или по памяти, по представлению, по воображению.

На втором этапе задания связаны с постижением цвета, характером графической линии, освоением технических приёмов работы кисточкой, палочкой, карандашом и т.д., непосредственно связаны с композиционным решением:

1. Равномерное заполнение листа.

2. Выделение первого плана.

3. Передача первого и второго планов (то, что ближе - больше и расположено ниже на листе бумаги, что дальше - меньше и расположено выше на листе бумаги).

4. Передача движений.

5. Композиция из нескольких фигур.

6. Выделение главного размером и цветом.

7. Элементы загораживания.

8. Равновесие композиции, в том числе композиционное равновесие больших декоративных пятен.

9. Выражение характера линией и цветом.

Графическая работа мелком, карандашом, палочкой, гуашью, углём и грифелем развивают мелкую пластику. Живописное освоение листа большого формата гуашевыми красками и широкой кистью помогают раскрепоститься и учат легко работать во всех направлениях, свободно координируя движения всей руки.

III этап - самостоятельная деятельность детей в работе с художественными материалами и реализация творческих замыслов.

Цель третьего этапа - стимуляция творческой деятельности детей за счёт свободного выбора художественных материалов и оборудования.

Таким образом, ведущими условиями стимуляции творческого воображения являются:

1. Предоставление свободы действовать (экспериментировать) с различными материалами при одновременном обогащении представлений об их свойствах и способах действий.

2. Пробуждение эмоций (переживаний) в процессе восприятия действительности.

3. Организация наблюдений за творческим процессом взрослых.    

Воображение играет в жизни ребенка важную роль. Развивать воображение у детей дошкольного возраста рекомендуется в изобразительной деятельности, так как именно эта деятельность способствует формированию образов воображения у ребенка дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения детей дошкольного возраста

Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Изобразительная деятельность ребенка и продукты этой деятельности были всегда предметом внимания психологов и п...

Нетрадиционная изобразительная деятельность как средство формирования воображения у детей дошкольного возраста.

Нетрадиционная изобразительная деятельность включает в себя виды продуктивной деятельности детей, такие как аппликация, лепка, рисование и т.д....

Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста

Развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем  личность ребенка....

Реферат на тему: «Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста»

Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста....

Из опыта работы "Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста"

Актуальность темы исследования состоит том, что период от рождения до поступления в школу является, по признанию ученых, возрастом стремительного физического развития ребенка; первоначального формиров...

Опыт работы на тему : «Использование разнообразных приемов в изобразительной деятельности для развития творческих способностей у детей».

Опыт работы на тему :«Использование разнообразных приемов в изобразительной деятельности для развития творческих способностей у детей»....

Из опыта работы "Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста"

Актуальность темы исследования состоит том, что период от рождения до поступления в школу является, по признанию ученых, возрастом стремительного физического развития ребенка; первоначального фор...