Конспект занятия - лепка из глины - "Дымковская игрушка"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)

Скляр Юлия Вадимовна

Конспект занятия по творческой практической деятельности - лепке из глины "Дымковская игрушка". Данный конспект можно использовать как сценарий для творческой тематической продуктивной встречи с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_narodnaya_igrushka.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия (лепка из глины) в средней группе

«Дымковская игрушка»

В: Дети, посмотрите, к нам пришли гости, давайте их поприветствуем!

Здравствуй, Небо! Руки поднять вверх

Здравствуй, Солнце! Руками над головой описать большой круг

Здравствуй, Земля! Плавно опустить руки на ковер

Здравствуй, планета Земля! Описать большой круг над головой

Здравствуй, наша большая семья!

Гости здороваются в ответ.

В: Я рада видеть вас такими бодрыми и веселыми! Сегодня у нас необычная встреча. Чтобы узнать, чему мы с вами посвятим это время, вам надо отгадать загадку:

В Дымкове, за Вяткою рекою,

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,

Мастерицы славные живут.

Делают игрушки не простые,

А волшебно расписные:

Белоснежны как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор! (дымковская игрушка)

В: Давайте вспомним, как дымковские мастера делали свои игрушки.

Я начинаю предложение, а вы продолжайте.

Сначала (лепят игрушки из красной глины, перемешанной с песком).

Затем (игрушки сушат на столе или открытом воздухе).

Потом (игрушки обжигают в печи).

Готовые игрушки (покрывают белилами, отбеливают).

После высыхания игрушки (расписывают яркими красками).

В: Ребята, а кто скажет, какие цвета любят использовать в работе дымковские мастера? (красный, оранжевый, синий, желтый, зеленый, черный).

В: Правильно, эти насыщенные, яркие цвета празднично выглядят на белом фоне.

В: Какие основные элементы дымковской росписи вы знаете? (колечки, кружочки, точки, прямые и волнистые линии). Чтобы добавить краскам блеска, туда добавляли сырое яйцо.

В: Мне очень нравятся дымковские игрушки. Давайте подойдем к столу и полюбуемся ими. (На столе расставлены разные дымковские игрушки).

 Дымковская игрушка – это игрушка, сделанная руками человека из глины с теплотой и любовью, и эта игрушка стала символом и гордостью русского народа. Она появилась в Дымковской слободе. Обычно в процессе изготовления игрушек участвуют целые семьи, кто-то добывал сырье и готовили смесь для заготовок, кто-то лепил сами фигурки, кто-то занимался обжигом, а кто-то белил и раскрашивал изделие. Несмотря на то, что мастера используют в росписи одни и те же элементы, каждый из них пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно одинаковые игрушки.

В: ребята, отгадайте мою загадку:

Посмотри, как хороша, эта девица – душа,

Щечки алые горят – замечательный наряд!

-Да, вы правы, это дымковская барышня! Про нее говорят: Дымковская барыня - нарядом похваляется - Плясать пошла, плечиком повела.

У этой игрушки особая, статная осанка, давайте и мы с вами проверим, у кого из нас тоже хорошая осанка и кто из вас умеет лучше держать равновесие)

Эстафета 1. («Барышня и кавалер»)

- Делимся на 2е команды, и на пары – пары встают друг за другом, девочка держит мальчика за локоть, мальчик на голове несет книгу, идет до стены, обратно книгу на голове несет девочка. Если уронили – начинаем заново. (2-3 раза) (можно пригласить к участию родителей)

В: Вы большие молодцы! Справились! А другую загадку отгадаете?

-Не пахарь, не столяр, не плотник, а на селе работник (конь)

- Молодцы, и эту загадку отгадали, предлагаю вам поиграть в эстафету всадники

Эстафета 2 («Всадники»)

Все встают ряд, делятся на пары. Два участника встают друг к другу спиной и крепко сцепляются руками. Бегут они боком, до стены, добежали, остановились, взялись за руки. Бегут по очереди, пока все участники не окажутся на противоположной стороне. Спины игроков должны быть плотно прижаты друг к другу. (можно пригласить к участию родителей)

В: Ребята, вы большие молодцы, справились со всеми заданиями. А вот теперь мы проверим, как вы умеете слушать!

Игра «Угадай-ка» - Делимся на 2е команды: когда я вам буду говорить слово «Барыня» - вы хлопаете, когда я вам буду говорить слово «Лошадка» - вы топаете, когда я вам буду говорить слово «Барашек» - вы прыгаете. Я буду говорить и показывать вам движения – но показывать я вам буду неправильно, а вы должны быть внимательными и не повторять за мной неправильных движений! Ведущий пытается запутать детей – говорит одно, а показывает другое.

В: Ребята, вы большие молодцы, все успешно справились с заданиями, и я вам предлагаю вылепить дымковскую игрушку, на память о нашей встрече. А вот какую именно вы узнаете, отгадав загадку:

Грациозна и красива.

Ножки, спинка, шейка, грива.

Резво скачет поутру,

Хвост как шарфик на ветру.

Прокатись на спинке шаткой.

Кто красавица? … (лошадка)

В: Ребята, мы вас приглашаем в мастерскую, сегодня  мы будем учиться лепить фигурку дымковской лошадки из глины.

(Дети надевают фартуки и нарукавники – родители помогают, столы к этому времени уже расставлены для работы, дети садятся).

В: Я не случайно предложила вам лошадку, потому что в древности считалось, что фигурка коня оберегает от таинственных злых сил. Конь – это символ солнца, огня, света и тепла.

Перед работой разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика: «Лепим лошадку» (дети выполняют имитационные движения руками в соответствии с текстом).

Глину мягкую замесим,                         (сжимают и разжимают

И получше разомнем.                               пальчики)

На кусочки все разделим,                      (показывают, как отрывают кусочки)

И коня лепить начнем:                          

Скатаем шею с головой,                           (движение, имитирующее скатывание

                                                                       шарика между ладонями)

Ноги — раскатаем.                                   (движение, имитирующие скатывание

                                                                                  колбаски между ладоней)

Все детали с туловищем,                                 (соединяют пальцы двух рук друг

мы соединяем.                                                 с другом в виде домика)

Прищипнём внизу немножко,                         (соединяют все пальцы с большим)

Гриву, хвост приладим,                                          (круговые движения кистями рук)

А затем возьмем в ладошки,                             (соединяют ладони в виде лодочки)

Пальчиком загладим.                                             (поочередно гладим ладони)

В: Пора приступать к работе. Еще один важный момент в лепке дымковской игрушке то, что каждый элемент фигурки создается по отдельности: из шара формируют тело, на которое крепят остальные части. Все детали соединяют плавным переходом, чтобы избежать сколов на готовом продукте. Также стыки аккуратно обрабатывают влажными пальцами, для этого перед вами стоят мисочки с водой.

Этапы лепки. Лепим и проговариваем, показываем детям, помогаем, если у них что то не получается.

Прежде чем начать лепить лошадку, рассмотрим, из каких она частей состоит. Это туловище, голова, шея, ноги, хвост, уши, грива.

Делим наш комок глины на 7 комков разной величины: большой, средний, маленький и 4 совсем маленьких.

Из среднего комка сначала скатываем круговыми движениями рук шар, а затем прямыми движениями рук раскатываем толстую колбаску-туловище лошадки.

Из комка поменьше пластическим способом делаем шею и голову. Сначала скатываем шар, затем оттягиваем глину вверх, раскатываем прямыми движениями рук форму моркови. Затем загибаем узкий край вперёд. Получилась голова и шея.

Крепко прижимаем шею к туловищу с переднего края и примазываем. Сглаживаем место соединения сырыми пальцами, стиками закрепляем и уплотняем места соединений.

Делим большой ком глины на 4-х одинаковых куска. Делаем четыре столбика, расширяющиеся кверху. В верхней части ног делаем косые срезы для лучшего скрепления с туловищем.

Примазываем ноги к туловищу, тщательно сглаживая места соединения влажными пальцами рук или тряпочкой, закрепляем стиками.

Лепим уши. Скатываем 2 одинаковых маленьких шарика. Пальцами вытянуть один край шарика, получится маленький конус. Примазываем ушки к голове.

Лепим хвостик. Раскатать два длинных валика не сильно толстых. С двух концов валики сделать тоньше. Затем эти два валика перекрутить друг с другом, соединить концы. Сделать колечко и примазать к туловищу.

Лепим гриву. Гриву лепим также как хвостик, но валики скатываем длиннее и не сворачиваем в колечко. Прикладываем гриву между ушек и примазываем к голове и туловищу.

Готовую лошадку разглаживаем смоченными в воде пальцами или тряпочкой.

В: Наши лошадки готовы. Теперь их надо хорошо просушить, затем побелить и на следующем занятии мы будем наших лошадок расписывать. Спасибо за вашу работу.

В: И я вам предлагаю немного потанцевать, но сначала мы снимем наши фартучки и нарукавники и положим их аккуратно на стульчики. Помогаем детям переодеться.

 - Эй , веселый народ, заводи хоровод! Будем барыню плясать и гостей забавлять - дети мам своих берите и плясать их выводите! Музыка «Барыня». Все танцуем, музыка заканчивается. Я приглашаю детей подойти к фигуркам, спрашиваю: чем мы сегодня занимались, какие отличительные черты у дымковской игрушки, из чего их делают мастера, где родина дымковской игрушки. Уточняю - понравилось ли детям занятие и предлагаю детям на следующем занятии их разукрасить традиционным дымковским узором, заодно проговариваем элементы узора дымковской игрушки. На следующей творческой встрече предлагаю детям слепить другую дымковскую игрушку. А какую именно – они должны решить сами, путем жеребьевки.

В: Отдохнули все по праву?

 Мастерам воздали славу?

Что узнали – не забудем,

Долго – долго помнить будем!

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям!

И вам на прощанье говорим мы – до свидания!

Прощаемся с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Лепка птиц (по дымковским игрушкам)"

Конспект занятия для дошкольников, возраст 5-6 лет, по изучению народно-прикладного искусства. Учить детей лепить птиц по мотивам дымковских игрушек...

Конспект занятия (НОД) по рисованию "Дымковская игрушка"

Конспект предназначен для работы с воспитанниками 5-го года жизни....

Конспект занятия по декоративному рисованию (Дымковская игрушка «Лошадка») для детей 4–5 лет

Конспект занятия по  рисованию "Дымковская игрушка"  для детей 4-5 лет...

Конспект занятия лепка «Птица» (по дымковской игрушке) 2022 г.

Задачи: Закреплять умение лепить из целого куска глины фигурки по мотивам народных игрушек, передавая их характер, используя разнообразные приемы лепки (оттягивание, прищипывание, сглаживание и др.). ...

Мастер-класс по лепке из глины "Дымковская игрушка"

Этот мастер-класс мы проводили с родителями в группе, всем очень понравилось....