Конспект занятия по лепке из керамической массы
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа)

Татьяна Ивановна Музафарова

 

Тема: Лепка  «Коренные жители-Югры»

Вид занятия: лепка по образу и подобию.

Тип занятия: комбинированный

Цель : Сформировать у детей представление о культуре и быте коренных народов Севера. Освоение комбинированного способа лепки из пластического материала.

Задачи:

Обучающие:

Формирование умения выполнять объёмное изображение комбинированным способом лепки из пластического материала, передавая особенности формы и пропорций;

Систематизировать и обогатить знания детей  о своем крае;

Развивающие:

Развитие навыков и умений в работе со стеками и керамической массой;

Развитие пространственного мышления.

Развитие умения наблюдать и делать выводы;

Воспитывающие:

Воспитание уважения и интереса к культуре и быту коренных народов Югры, бережного отношения к культурному наследию;

Основной метод проведения занятия:словесный, наглядный, практический.

Оборудование:

Для воспитателя:

ПК, интерактивная система;

Зрительный ряд: два сувенира из глины, репродукции работ: Обрядова В.П. «Рыбак», Русаев В.А. «Экно с лайками», «Хант – рыбак» мрамор, работы учащихся.

Для детей: керамическая масса ; набор стеков; доска для лепки; тряпочка для вытирания рук и стеков; тряпочка для работы; клеенка; баночка для воды.

Содержание занятия:

Соединив леса и горы,

Озёра реки и луга,

Раскинулась в своих просторах

Ханты-мансийская земля!

Все о тебе стихи слагают,

Они летят во все края.

Ты всей земле теперь известна,

Ханты- Мансийская земля!

 

Ребята,задача у нас сегодня  необычная – используя пластичный материал, такой как керамическая масса, создать коренных жителей Югры по подобию представленных образцов.  

Вниманию детей предложены две скульптуры, выполненные из керамической массы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на скульптуры. Как вы думаете, кто изображён на них?

Дети : в скульптурах изображены представители коренного народа севера, на них традиционная одежда хантов и манси украшенная орнаментами.

Воспитатель:Сегодня вам предстоит познакомиться с одним из видов скульптуры – скульптурой малых форм.

Скульптура малых форм – этопроизведения мелкой пластики, изготовленные из камня, кости, фарфора, дерева, бронзы и других материалов.

Как правило, к ним относятся статуэтки или композиции жанрово-бытового характера, изображения животных, сувениры, произведения народных мастеров.

Сегодня мы познакомимся  с культурой и бытом коренных народов ханты и манси и слепить из глины скульптуры Ханты-Манси. 

Внешние особенности ханты и манси:

1.Несколько выступающие скулы.

2.Тёмные прямые волосы.

3.Невысокий рост.

4.Узкие глаза.

Живут они на родовых угодьях /стойбищах/. Труд женщины и мужчины разделен. Издавна женщина занималась ведением хозяйства, мужчина же – промыслами: пасут оленьи стада, запасаются грибами, ягодами, ловят рыбу, охотятся на дичь и животных. Женщины  изготовляли предметы быта сами, оформляя их орнаментами.

  Хантыйские и мансийские мастерицы шили одежду из различных материалов: оленьего меха, птичьих шкурок, пушнины, овчины, ровдуги (замша из оленьей или лосиной шкуры), сукна, крапивного и льняного холста, хлопчатобумажной ткани. Из шерстяных нитей плели пояса и подвязки для обуви, а на иглах вязали носки. На обувь и пояса шла также покупная кожа; на украшения - бисер, металлические подвески.


   Летом традиционной женской одеждой у хантов и манси были платья на кокетке и халаты из хлопчатобумажной ткани прямого покроя, без воротника; зимой - глухая одежда из оленьих шкур мехом внутрь (малица) и поверх нее такая же одежда мехом наружу (парка). Одежда богато украшалась бисером ярких тонов, цветными узкими полосками-аппликациями. Наиболее распространенным головным убором был платок. Зимой носили по два-три платка, вкладывая один в другой. Девушки летом нередко ходили с непокрытой головой.

Мужчины носили рубахи (по покрою похожие на женские платья), штаны и пояса, к которым подвешивали мешочки и сумочки с охотничьими принадлежностями. Верхняя одежда была глухого покроя, шилась из сукна или оленьих шкур с капюшоном (малица, гусь). Летнюю обувь шили с длинными голенищами из ткани или кожи; а зимнюю - из камусов (шкур с ног крупных животных). Украшали обувь меховой мозаикой, бисерным шитьем, вышивкой подшейным волосом оленя. Обувь, как и одежду, шили обязательно из новых материалов и лоскутков. Ни обувь, ни одежду никогда не выбрасывали: по традиции старые вещи уносили в тайгу и вешали на деревья.

Детям предлагается слепить сувенир по образу и подобию и отобразить различные атрибуты и символы промысловой деятельности народов ханты и манси.

Есть такие поговорки у народов ханты и манси:

День красен солнцем, а человек-трудом и добром.

Умные руки дело найдут, а в деле-добро обретут.

У бездельника нет своей лодки.

Воспитатель: Прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним основные приемы лепки.

Основные приемы лепки

Прием лепки:

Описание:

Разминание.

Приём используется для разминания скульптурной массы и придания ей пластичности.

Скатывание.

Прием используется для придания материалу шарообразной формы. Кусокк массы положите между ладонями и, слегка сжимая, кругообразными движениями скатайте в шарик.

Раскатывание.

Цилиндрическую форму можно получить методом раскатыванием. Кусок материала между ладонями раскатайте прямолинейными движениями рук, удлиняя его и придавая цилиндрическую форму.

Сплющивание.

Уплощенная форма получается методом сплющиванием. Шарик сдавите ладонями или пальцами, он приобретет дисковую форму или форму лепешки.

Вытягивание.

При помощи большого и указательного пальцев захватить кусочек керамической массы с одной стороны и слегка вытянуть.

Вдавливание стеками.

Вдавите стек в кусочек материала по направлению к центру.

Заглаживание.

Этот приём используется для получения гладких поверхностей. Приём выполняется кончиками пальцев или увлажнённой губкой.

Воспитатель: Ребята,вам необходимо набрать общую массу фигуры:

1. Смачиваем ладони берем кусочек керамической массы средних размеров и скатываем конус.  Формируем голову и туловище из цельного куска материала используя прием вытягивание и сплющивание.

2. Руки, отдельные детали одежды и символы культурной или промысловой жизни выполняем конструктивным способом лепки и применяем прием заглаживания для соединения отдельных частей с туловищем.

3. В процессе лепки выполняем детализацию фигурки (уточняем пропорции, передаем движение).

4.С помощью стеки прорисовываем черты лица, орнаменты,мех.

5. Завершенные работы ставятся на сушку при комнатной температуре.

Воспитатель. Сегодня у нас была необычная задача – используя пластичный материал, такой как керамическая масса, создать скульптуру Коренных жителей-Югры по подобию образцов. На занятии мы узнали о культуре и быте  коренных жителей Ханты-мансийского Автономного Округа-Югра.

Проводится выставка работ детей.

Список использованной литературы

Федотов Ф. «Послушная глина. Основы художественного мастерства» АСТ – ПРЕСС М. 1999;

Валов А.А., Сезева Н.И., Шайхтдинова Н.Н. «Художники Тюмени» 1994;

«Художники Тюмени, Путеводитель». Тюмень, 1982г.

Кулемзин В.М., Лукина Н.В. «Знакомьтесь: ханты». ВО «Наука», г. Новосибирск, 1992 г.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по лепке: "Лепка домашних птиц" старшая гр.

В данном конспекте представлен материал по закрпелению знаний детей о домашней птице и их птенцах, показаны способы передачи характерных особенностей формы, деталей, пропорций, использование различных...

Конспект занятия по лепке в подготовительной группе «Лепка филимоновской игрушки»

Конспект занятия по лепке, направленный на то, чтобы учить детей передавать характерные особенности филимоновской игрушки....

Конспект занятия по лепке в средней группе. Конспект занятия по лепке в средней группе «Медвежонок»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...

Конспект занятия по лепке для старшей группы Лепка из бумажной массы (папье-маше) Тема: муравьишки в муравейник.

Конспект занятия по лепке для старшей группыЛепка из бумажной массы (папье-маше) Тема: муравьишки в муравейник. Цель: знакомство с новой техникой создания объёмных образов - папье-маше (лепк...

Конспект занятия по лепке «Подарки для белочки» во второй младшей группе Конспект занятия по лепке во второй младшей группе на тему: «Подарки для белочки»

Конспект занятия по лепке«Подарки для белочки» во второй младшей группеКонспект занятия по лепке во второй младшей группе на тему: «Подарки для белочки»...

Конспект занятия по лепке в средней группе «Дымковская игрушка – уточка» план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)

Цель: формирование представлений детей о дымковской глиняной игрушке путем создания ее из глины.Задачи:Образовательные:- знакомить с новыми приемами лепки «оттягивание»...

Конспект занятия по лепке в средней группе. Тема недели «Зима». Лепка «Снежинка». план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)

Учить детей делить пластилин на части, скатывать колбаски и конструировать из них задуманный предмет....