Конспект занятия в средней группе: "История одной матрешки".
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)

Бединская Наталья Алекандровна

Воспитание духовно – нравственных начал и патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать познавательный интерес и любовь к Родине, ее традициям, культурным ценностям. Приобщение дошкольников к истокам народной культуры наиболее лучше осуществлять через знакомство с народной игрушкой.

Матрешка, став образцом русского декоративно-прикладного искусства, превратилась в визитную карточку России. Стала символом народной культуры нашего Отечества. Русские матрешки привлекают внимание своей красотой и огромным разнообразием росписи. Матрешка любима и популярна во всем мире. Она является носительницей доброты, любви, благополучия, мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по Художественно - эстетическому развитию

 ( аппликация) в средней группе

“ История одной матрешки”

Цель:

Формирование знаний у дошкольников о истории возникновения игрушки - матрешки.

Задачи:

- развивать интерес у детей к народному декоративно-прикладному искусству;

- приобщать к национальным – культурным традициям, расширяя и углубляя знания о матрешке - символе русского народного искусства;  

- способствовать развитию речи, наблюдательности, внимания;

- расширять и активизировать словарный запас детей;

- воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество; формировать эстетическое восприятие и воображение.

Материалы и оборудование: игрушка матрешка, доска, заготовки матрешек, вырезанные кружки, цветы и листики в тарелочках на каждого ребенка, салфетки влажные, клей, образец воспитателя.

Предварительная работа: рассматривание матрешки, игры с ними, заучивание стихов, рассматривание узоров на одежде, игры с матрёшками.

Ход занятия.

Приветствие: «Ладошки»

Поднимите все ладошки

И потрите их немножко,

Дружно хлопните пять раз (1,2,3,4,5)

Продолжайте потирать.

Мой сосед такой хороший –

Я ему пожму ладоши.

И другой сосед хороший,

И ему пожму ладоши.

Руки вверх поднять пора

Всех приветствуем! Ура!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас игрушек! Они вам нравятся?

Скажите, а какие игрушки у вас самые любимые? Расскажите мне о них.А хотите сделать что-то приятное для игрушек?

-Да!

-Назовите ласково кукла, заяц, мишка. (Дети называют).

Звучит музыка, входит Девица- Мастерица

-Здравствуйте, гости дорогие!

Много гостей - хозяйке радость!

Девица: Здравствуйте, ребята! Я Девица-Мастерица! Слышала, вы здесь про игрушки говорили? Вы их любите?

-Да!

Девица: А сегодня я хочу познакомить вас с очень интересной игрушкой, а какой, вы узнаете, разгадав мою загадку:

Рядом разные подружки,

Но, похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Дети: Матрешка!

Девица: Верно! Это матрешка! (Показ матрешки). Какая она?

Дети: Она веселая, красивая, нарядная, деревянная.

 А сейчас садитесь удобнее, я расскажу вам историю о том, как появилась матрёшка.

Рассказ.

Прошло сто лет с тех пор, как замечательные художники придумали и создали первую матрёшку. Однажды в Московскую мастерскую, где делали  игрушки, попала японская деревянная игрушка-японец, в которой помещалась мал мала меньше - вся его семья. Вот тогда-то и, знаменитый игрушечных дел мастер, Василий Звёздочкин выточил из дерева похожую на эту игрушку, но свою русскую матрёшку. Восемь фигурок вкладывались одна в другую. Художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. На первой матрёшке была изображена девушка в сарафане, переднике и платочке с петухами. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя напоминала спеленатого младенца. Сейчас матрёшек изготавливают на фабриках разных городов, поэтому они все разные. Матрёшки разрисованы цветами, ягодами, другими узорами, а некоторые даже держат в руках букет. (Показ разных матрёшек). Прошло много лет, а матрёшка не надоела людям. И сейчас она любима у малышей. Матрёшка украшает наши квартиры. Её охотно дарят друзьям на добрую память. Суть русской матрёшки остаётся прежней – дружба да любовь!

Физкультминутка:

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры.

Ладушки, ладушки,

Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Воспитатель: Ребята, А вы знаете, что для изготовления матрешек мастера используют липу, березу, лиственницу. Для работы мастера берут самую качественную древесину, без сучков и трещин. А сейчас, рассмотрите матрешек на моем столе. Какие они по росту?

Дети: Разные.

Воспитатель: Правильно! Рассмотрите одежду у них. Какими красками разрисовал художник платок, сарафан, передник у матрешки, какими узорами украсил? (Ответы детей).

Девица: Ребята, а теперь я приглашаю вас, присесть за столы. Попробуйте сами стать народными умельцами и украсить свою матрёшку. (Дети садятся за столы).

Воспитатель обращает внимание детей на свой образец. Дети рассматривают его.

Воспитатель: Ребята, матрёшкам очень хочется, чтобы их сарафаны были яркими и нарядными. Вы можете им в этом помочь? У вас на столе лежат кружки, цветы, листики. Ими будем украшать одежду матрёшек.

Дети берут готовые формы и украшают матрёшек аппликацией. После работы ребята рассматривают матрёшек.

Воспитатель: Какие нарядные получились у вас матрешки! Все постарались. Наше занятие окончено. Что вам сегодня понравилось больше всего? Что вы узнали нового? В чем были затруднения? (Ответы детей).

А теперь я приглашаю вас,вместе с нашей гостьей и матрешками весело покружиться в хороводе.

Давайте поставим их на полянку и попляшем.

-Мы Матрёшки, мы – кругляшки,

Мы все лаковые, одинаковые.

Как плясать пойдём –

Только пыль столбом.

Мы Матрёшки, мы – сестрички,

Мы – толстушки невелички.

Как пойдём плясать и петь,

Вам за нами не успеть… (Танец с матрёшками).

В конце занятия дети вместе с Девицей - Мастерицей дарят матрешек гостям на добрую память.

Девица: Ой, вы гости дорогие!

У нас матрёшки расписные.

Украшали их, старались

Подарить вам собирались.

                                                                                                      .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе " Мы веселые матрешки"

Конспект Итогового занятия в средей группе : " Мы веселые матрешки"...

Конспект занятия в средней группе "История игрушки"

Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей.Задачи: Образовательные- Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.- Обогащение и активизаци...

Конспект НОД в средней группе "История зеркала"

Как появилось зеркало? Какие бывают зеркала? Правила обращения с зеркалом....

Конспект НОД в средней группе "История игрушек"

Дать представление детям об игрушках. Познакомить с многообразием видов игрушек. Прививать любовь, бережное отношение к игрушкам. Расширить представление детей об игрушках в которые играли бабушки....

Открытое занятие в средней группе .История новогоднего праздника

Открытое занятие в средней группе .История новогоднего праздника...

Конспект ООД в средней группе " История хлеба"

ООД «История хлеба»Материал: хлебобулочные изделия, тесто,  мука, влажные салфетки,  мак,  кунжут,  контейнер с землёй,  зёрна и колосья пшеницы,  лейки, ...

Конспект занятия в средней группе. История шестая. Число «шесть»

Формировать у детей  понятие о цифре «6», учить употреблять название геометрической фигуры шестиугольник, коллективный коллаж на цифру «шесть»....