Методическая разработка «Формирование предпосылок сюжетно – ролевой игры у детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка (средняя группа)

Крылова Елена Викторовна

В дошкольном детстве закладывается основа личностных качеств человека. Игра как ведущая деятельность открывает широкие возможности для их развития, но при условии, если она сама целенаправ­ленно, поэтапно формируется. Чтобы игра стала ведущей деятельностью ребенка, педагогу надо научиться ею управлять, а для этого нужно знать  законы развития игры и уметь им подчиняться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbdou_no_5_konkurs_met.razrabotok_krylova_e.v.docx34.19 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование предпосылок

сюжетно – ролевой игры у детей младшего дошкольного возраста»

Крылова Елена Викторовна,

воспитатель

муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

«Детский сад № 5 «Родничок»

г. Енисейск

2020 г.

Пояснительная записка

Тема занятия: «Аленка в гостях у ребят»

Актуальность: В дошкольном детстве закладывается основа личностных качеств человека. Игра как ведущая деятельность открывает широкие возможности для их развития, но при условии, если она сама целенаправленно, поэтапно формируется. Чтобы игра стала ведущей деятельностью ребенка, педагогу надо научиться ею управлять, а для этого нужно знать законы развития игры и уметь им подчиняться.

Вид занятия: проблемно – игровая ситуация с включением детей в продуктивную деятельность.

Цель: Формирование у детей младшего дошкольного возраста способов решения игровых задач в специально смоделированной проблемно-игровой ситуации.

Задачи:

  1. Побуждать детей использовать в игре (игровой ситуации) предметы-заместители.
  2. Активизировать стремление детей к самостоятельному изготовлению простейшего игрового материала.
  3. Поощрять и поддерживать инициативу детей в использовании воображаемых предметов.
  4. Способствовать возникновению эмоционально насыщенной атмосферы в игре, появлению разнообразных эмоционально выразительных игровых действий.

Характеристика группы: в группе 25 воспитанников, из них мальчиков 6, девочек 19. У детей накоплен определённый запас представлений об явлениях окружающей действительности, разнообразных свойствах предметов, и о себе самом. Внимание детей пока еще непроизвольно, память непосредственна. Дети уже пробуют решать задачи, в том числе и игровые, путём непосредственного действия с предметами (складывание матрёшки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). Большинство детей охотно вступают в ролевой диалог с воспитателем и со сверстником. У многих есть любимые игры, в которые они с удовольствием играют. В дидактических и сюжетно – дидактических играх принимают игровую задачу, но не всегда действуют в соответствии с ней.

Образовательная работа с детьми осуществляется по основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ № 5, разработанной на основе вариативной примерной образовательной программы «Детство» и с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования.

Педагогические задачи по развитию игровой деятельности детей дошкольного возраста решаются в процессе освоения и применения на практике методики комплексного руководства игрой под редакцией С.Л. Новоселовой.

Материалы: кукла Аленка, одетая в яркую одежду по сезону «Зима». Материал, который дети могут использовать в качестве предметов – заместителей посуды: палочки от мороженного, кубики – вкладыши, кегли, наборы плоскостного конструктора и. т. д. Материал для изготовления угощения для куклы: соленое тесто, пластилин, мятая бумага и т.п.

Предварительная работа:

- дидактические игры с куклой: «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «Напоим куклу чаем»;

- рассматривание предметных картинок «Чайная посуда», «Одежда», «Мебель»;

- лепка баранок из теста «Угощение для Кати», лепка из пластилина «Торт для Мишки», изготовление конфет из мятой бумаги.

Планируемые результаты:

Дети активно используют предметы-заместители в игровых действиях для решения игровой задачи.

При выборе предметов-заместителей дети проявляют самостоятельность, творчество, находчивость.

Способны воплотить собственный замысел в процессе изготовления игрового материала.

Используют воображаемые предметы в игре.

Игровая деятельность (игровые действия детей, игровое общение со взрослым и игровым персонажем) носит эмоционально выразительный характер

Подготовка предметно – пространственной среды группы

Перед занятием воспитатель вносит изменения в ППРС группы:

- убирает из центра сюжетно – ролевой игры «Дочки- матери» наборы чайной посуды,

- незадолго до занятия обогащает среду группы материалом, который может быть использован детьми в качестве предметов – заместителей в игровой деятельности

- в центре изобразительной деятельности располагает разнообразный материал для лепки угощения для куклы (соленое тесто, пластилин и т.п.)

Структурные компоненты занятия

Этап занятия, продолжительность

Задачи этапа

Методы, приемы, формы, возможные виды деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Результаты

Психологический настрой

1 мин.

Создать атмосферу психологического комфорта, осуществлять эмоциональную поддержку детей

Внесение игрового персонажа, используя элемент неожиданности, игровой прием «Познакомиться с куклой Аленкой»

Приветствует детей,

Побуждает к игровому взаимодействию с куклой

Участвуют в процедуре знакомства и приветствия куклы

Психологическая готовность, эмоциональный настрой на предстоящую деятельность

Вводно-организационный

1-2 мин.

Сосредоточить внимание детей

Рассматривание куклы Вопросы детям: «Как вы думаете, откуда пришла кукла?», «Почему она так одета?», «Что мы можем спросить (узнать) у куклы?»

Включает детей в беседу, диалог через вопросы

Рассматривают куклу, ее одежду, участвуют в диалоге.

Выражают свое эмоциональное состояние по поводу общения с куклой

Активизация детского внимания, эмоциональная готовность к предстоящей деятельности

Мотивационно-побудительный

Актуализация

3 мин.

Побуждать детей к игровым действиям, вызвать интерес к предстоящей деятельности.

Создание проблемной ситуации:

«Как напоить куклу чаем, если у нас нет чайной посуды?»

«Аленка очень любит калачики и ватрушки. Что мы можем сделать, чтобы угостить куклу ее любимыми лакомствами?»

Ставит перед детьми проблему, направленную на решение игровой задачи.

Использует наводящие и проблемные вопросы.

Осознанно воспринимают информацию, принимают и понимают поставленную игровую задачу.

Пытаются найти способ ее решения, основываясь на своем игровом опыте.

Внутренняя мотивация на деятельность.

Дети направлены к их собственному игровому опыту.

Практическая работа,

(игровая, продуктивная. деятельность, направленная на достижение цели и получение предполагаемого результата)

20-25 мин

Активизировать мыслительную деятельность детей.

Побуждать детей искать предметы-заместители для решения игровой задачи.

Помощь в решении игровой задачи: косвенный совет, обсуждение с детьми наиболее удачного использования предметов-заместителей, поощрение детей, проявивших воображение в выборе предметов.

Воспитатель учит детей выбирать способы деятельности, адекватные поставленной задаче. При необходимости показывает детям разные варианты замещения, помогает конструировать сложные предметы-заместители, включать в игру воображаемые предметы.

Дети выполняют игровую задачу: находят предметы, которые можно использовать вместо посуды и ставят их на стол.

При выборе предметов-заместителей дети проявляют самостоятельность, творчество, находчивость.

Активизировать стремление детей к самостоятельному изготовлению простейшего игрового материала.

Актуализация игровой задачи.

Побуждение к продуктивной деятельности.

Рассматривание материала для лепки угощения.

Уточняющие и выясняющие вопросы.

Педагог выясняет у детей, чем они будут угощать куклу, предлагает выбрать материал для изготовления угощения, активизирует детей к самостоятельной продуктивной деятельности

Дети выбирают материал для лепки или конструирования в соответствии со своим игровым замыслом. Переходят к продуктивной деятельности.

По мере окончания работы ставят угощение на стол

Смогли воплотить собственный замысел в процессе изготовления игрового материала

Обогащать игровой опыт детей.

Совместная игра «Напоим куклу чаем»

Игровое сотрудничество

Побуждение к возникновению у детей интересных игровых замыслов

Включается в активизирующее общение в тот момент, когда дети испытывают затруднение или требуется актуализировать освоенные ранее игровые умения

Побуждает заменять отдельные игровые действия словом.

Включается в игру, заражая детей своим интересом, яркими эмоциями; использует выразительные движения, мимику, интонированную речь

Дети включаются в игровую ситуацию, выполняя игровые действия в соответствии с ней.

Дети решили игровую задачу, поставленную в проблемной ситуации.

Рефлексивно-корригирующий

3-4 мин.

Побуждать детей высказываться и выражать эмоции по поводу состоявшейся деятельности

Обсуждение с детьми проблемно игровой ситуации, подведение итогов игры.

Включает детей в диалог по поводу игры. Предлагает проводить куклу.

Дети рассказывают педагогу и игровому персонажу, чем сегодня занимались.

Дети смогли рассказать о своих игровых действиях и как они решали игровую задачу.

Рефлексия

Определение ближайшей перспективы

Вызвать у детей желание к дальнейшему игровому взаимодействию с игровым персонажем.

Диалог.

Воспитатель предлагает детям пригласить Аленку в гости на Новый год.

Дети с помощью воспитателя придумывают развлечения для Аленки.

Эмоциональный настрой детей на перспективу.

Сценарный план занятия

Ход занятия

Действия воспитателя и детей

Психологический настрой

Внесение игрового персонажа.

Игровой прием «Познакомиться с куклой Аленкой»

За дверью группы слышен звук отъезжающей машины и громкий стук в дверь.

Воспитатель открывает дверь и вносит в группу куклу:

- Ребятки! Кто – то в гости к нам спешит. Кто к нам пришел?

Воспитатель говорит от имени куклы:

- Здравствуйте, дети. Я ехала мимо детского сада и услышала веселый смех. Мне стало интересно, как дети живут в детском саду и чем занимаются. Я хочу с вами познакомиться. Меня зовут Аленка. А вас как?

Дети знакомятся с куклой, называя свое имя, здороваются с ней.

.Вводно-организационный этап.

Рассматривание куклы, беседа с детьми

Воспитатель организует рассматривание куклы, включая детей в беседу:

«Как вы думаете, откуда пришла кукла?»

«Почему она так одета?»

«Что мы можем спросить (узнать) у куклы?»

Воспитатель, беседуя с детьми, предлагает детям раздеть куклу, пригласить ее в «Гости».

Мотивационно-побудительный этап,

создание проблемной ситуации.

Воспитатель предлагает детям напоить куклу чаем, обращает внимание детей, что в игровом уголке нет посуды, спрашивает детей:

- Как напоить куклу чаем, если у нас нет чайной посуды?

- А можем ли мы чем нибудь заменить посуду? На что похожа тарелка, кружка и т.д.

Воспитатель говорит детям:

- Аленка очень любит калачики и ватрушки. Что мы можем сделать, чтобы угостить куклу ее любимыми лакомствами?

Педагог выслушивает ответы детей. Дети предлагают слепить угощение.

Практическая работа.

Дети при поддержке воспитателя выбирают в группе предметы, которые могут заменить чайную посуду. Воспитатель спрашивает у детей, почему они выбрали тот или иной предмет, поощряет, хвалит детей: «Посмотрите ребята, какую необычную тарелочку Ксюша поставила на стол».

Дети с помощью воспитателя сервируют стол для совместного чаепития.

Педагог обращает внимание детей на то, как они справились с задачей: нашли и расставили «посуду».

Воспитатель напоминает детям, что нужно приготовить угощение для Аленки.

Приглашает детей в центр изодеятельности, вместе с детьми рассматривает материалы, приготовленные для лепки (пластилин, соленое тесто, мятая бумага).

Спрашивает у детей, что они будут лепить и из какого материала. Дети приступают к работе. Воспитатель наблюдает за деятельностью детей, дает советы, оказывает помощь и показывает способы лепки, детям, которые затрудняются.

Готовое угощение дети расставляют на столе для чаепития.

Воспитатель организует игру «Напоем куклу чаем».

Воспитатель включается в игру, активизирует общение детей с игровым персонажем.

Рефлексивно-корригирующий

После окончания игры воспитатель спрашивает у детей: «Чем мы сегодня занимались?», «Чем угощали Аленку?», «Как вы думаете, понравилось ли у нас Аленке? Почему?»

Воспитатель предлагает проводить Аленку, дети помогают одевать куклу, обнимают ее и прощаются с ней.

Заключительный этап

Воспитатель предлагает детям пригласить Аленку в гости на празднование Нового года. Обсуждают с детьми какие подарки они ей приготовят .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. "Формирование навыков сюжетно- ролевой игры у детей младшего дошкольного возраста"

Раскрытие актуальности и практической значимости темы формирования навыков сюжетно-ролевой игры....

Методическая разработка. «Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»

Предмет, который я хочу подробнее изучить и изложить в работе –это культурно- гигиенические навыки, а именно их воспитание. Объектом  моего исследования являются дети второй  младшей группы...

Методическая разработка: "Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая пора в жизни каждого человека. Именно в детстве устанавливается связь ребёнка с миром людей, природы, предметным миром. Закладывается фундамент здоровья....

Методическая разработка "Сценарии сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста"

Методическая разработка для воспитателей по руководству сюжетно-ролевой игрой в старшем дошкольном возрасте...

Методическая разработка «Картотека сюжетно-ролевых игр» для детей среднего дошкольного возраста.

АктуальностьАктуальность данной методической разработки обоснована тем, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра.Изучая вопрос ранней профориентации, я задалась воп...

Педагогические условия формирования игровых навыков в сюжетно - ролевой игре у детей младшего дошкольного возраста

Для того, чтобы реализовать потенциал заложенный в играх дошкольников и осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей, необходимо хорошо понимать ее специ...