Занятие по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», аппликация в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: «Национальный орнамент».
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Даудова Рахима Абдуллаевна.

Цель: формирование интереса к изобразительной деятельности.

Образовательные задачи:

-закрепить представления детей о национальной одежде коренных жителей Югры, их отличительных особенностях.

- закрепление знаний и умений детей о традициях национальной культуры ханты через создание орнаментов в разных техниках аппликации.

- закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе искусства ханты использовать характерный орнамент, элементы узора, цветовую гамму.

-способствовать закреплению названий элементов узора и самостоятельно составлять детьми узор, передавая характерные особенности, располагая его на полосе.

- совершенствовать умения детей безопасно работать ножницами.

- соблюдать в художественно продуктивной деятельности при создании узора симметрию, повторяемость орнамента.

- выполнение орнаментов ханты в технике аппликации бисером на пластилине. В разных техниках аппликации.

Развивающие:

-углублять и уточнять представления детей о коренных жителях Югры.

-формировать интерес наблюдать, совершенствовать, делать выводы.

-обеспечивать эмоциональное благополучие, через расширение представления о разнообразии народного искусства ханты

-развивать у детей творческую инициативу и самостоятельность, усовершенствовать навыки контролирования собственной деятельности и отыскивания наиболее рациональных способов решения предложенных задач.

- развивать мелкую моторику, работая с мелкими деталями.

Воспитательные:

-воспитывать в детях чувства коллективизма. Сопереживать героям сказки.

-доставить детям удовольствие от общения друг с другом, способствовать сплочению детского коллектива.

-продолжать формировать интерес, чувство гордости и уважения к традициям культуры ХМАО.

Словарная работа:

-активизация словаря – Чум, ханты, бисер, орнамент. Отражать в речи собственные наблюдения используя  названия орнаментов ханты.

Материал и оборудование:

Мини-музей (оформленный в группе по теме «Узоры ханты»), стол с раздаточным изобразительным материалом, сказочная книга «Украденные узоры ханты».

Раздаточный материал:

тарелки для материала, пластины покрытые пластилином, блюдца с разноцветным бисером, наборы тесьмы, лента-змейка длиной по 10 см, ножницы, набор пуговиц. Все по 15 шт. каждого вида. Пластины имеют липучку с обратной стороны, с помощью которой она, как орнамент, будет крепиться в книге на одежде ханты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл applikatsiya_12.11.2024.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», аппликация в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР №19

Занятие провёл воспитатель: Даудова. Р. А.

Дата: 12.11.2024г.

Тема: «Национальный орнамент».

Цель: формирование интереса к изобразительной деятельности.

Образовательные задачи:

-закрепить представления детей о национальной одежде коренных жителей Югры, их отличительных особенностях.

- закрепление знаний и умений детей о традициях национальной культуры ханты через создание орнаментов в разных техниках аппликации.

- закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе искусства ханты использовать характерный орнамент, элементы узора, цветовую гамму.

-способствовать закреплению названий элементов узора и самостоятельно составлять детьми узор, передавая характерные особенности, располагая его на полосе.

- совершенствовать умения детей безопасно работать ножницами.

- соблюдать в художественно продуктивной деятельности при создании узора симметрию, повторяемость орнамента.

- выполнение орнаментов ханты в технике аппликации бисером на пластилине. В разных техниках аппликации.

Развивающие:

-углублять и уточнять представления детей о коренных жителях Югры.

-формировать интерес наблюдать, совершенствовать, делать выводы.

-обеспечивать эмоциональное благополучие, через расширение представления о разнообразии народного искусства ханты

-развивать у детей творческую инициативу и самостоятельность, усовершенствовать навыки контролирования собственной деятельности и отыскивания наиболее рациональных способов решения предложенных задач.

- развивать мелкую моторику, работая с мелкими деталями.

Воспитательные:

-воспитывать в детях чувства коллективизма. Сопереживать героям сказки.

-доставить детям удовольствие от общения друг с другом, способствовать сплочению детского коллектива.

-продолжать формировать интерес, чувство гордости и уважения к традициям культуры ХМАО.

Словарная работа:

-активизация словаря – Чум, ханты, бисер, орнамент. Отражать в речи собственные наблюдения используя  названия орнаментов ханты.

Материал и оборудование:

Мини-музей (оформленный в группе по теме «Узоры ханты»), стол с раздаточным изобразительным материалом, сказочная книга «Украденные узоры ханты».

Раздаточный материал:

тарелки для материала, пластины покрытые пластилином, блюдца с разноцветным бисером, наборы тесьмы, лента-змейка длиной по 10 см, ножницы, набор пуговиц. Все по 15 шт. каждого вида. Пластины имеют липучку с обратной стороны, с помощью которой она, как орнамент, будет крепиться в книге на одежде ханты.

Ход занятия:

Вводная часть:

Дети занимаются самостоятельной игровой деятельностью. В группу входит приглашений родитель. Он вносит новый экспонат для мини-музея.

Родитель рассказывает об экспонате: «Я принесла игольницу. Она сшита руками женщины ханты и предназначена для хранения игл. А иглы у ханты, могут быть сделан из костей рыб и животных. Украшена игольница -  узорами из бисера. А, вот что означает этот узор, я забыла…»

Воспитатель: « Было бы интересно узнать, что изобразила мастерица ханты. (Перед детьми ставится проблемная ситуация, которую необходимо решить).

Дети рассказывают, что они знают про узоры и орнаменты, обращаясь к экспонатам находящимся в музее. Вместе приходят к выводу о том, что изображено на игольнице.

Дети: «Это может быть вышит узор называющийся -  лапка лисы. На узоре изображены рога оленя и т.п.»

В ходе решения проблемной ситуации, воспитатель поддерживает инициативу детей вопросами и уточнениями.

Воспитатель: « Как бы хотелось? Что же хотела нам рассказать эта игольница?»

Основная часть:

Воспитатель: «Ребята, мы с вами много узнали о традициях, обычаях ханты. Познакомились с их бытом и праздниками. В знак своей благодарности и желания дружить с вами, они передали вам старинную книгу. Хотите взглянуть?»

(Заинтересовав детей, воспитатель вносит большую самодельную книгу. Дети рассаживаются на мягкие подушечки. Воспитатель, открывая книгу страницу за страницей, «читает» сказку «Украденные узоры ханты»».)

     « - Далеко, далеко в холодной, снежной тайге жила семья ханты. Жили они дружно. От ветра и трескучего мороза согревал их чум. Олени кормили их. Мужчины ходили на охоту и рыбалку, что бы прокормить семью. Женины летом и осенью собирали грибы и ягоды. Холодными зимними вечерами , женины трудились над пошивом одежды, украшая ее удивительными орнаментами.

         Но однажды в чум залетел старый черный ворон. Громко каркнув, он молвил человечьим голосом: - «Я знаю, что вы, ханты – хорошие охотники и рыболовы. Все свои удачи, победы над зверем и птицей изображаете в узорах на орнаменте. Покажите мне их, эти волшебные орнаменты. Я и только я хочу властвовать в тайге.

         Женщины не хотели делиться секретами со старым вороном. И тогда он украл узоры ханты, а чум заколдовал . Никто не смел больше вышивать из бисера. Ханты с каждым днем теряли удачу на охоте, а огонь в чуме медленно гас…»

(Воспитатель, останавливает повествование сказки, констатируя, удивленно, что в книге нет последней страницы).

Воспитатель: « Нет страницы, и мы не узнаем, чем закончилась сказка» (Создавая проблемную ситуацию, воспитатель подводит детей к поиску путей ее решения).

Дети: « В чуме погаснет огонь и нечего будет есть. Станет темно и женщины не смогут шить одежду. Станут гибнуть и животные собаки и олени»

(Дети предлагают свои варианты. Воспитатель подводит детей к принятию одного выбранного решения)

Вывод: « Дети могут помочь семье ханты создав узоры из бисера и тесьмы»

Воспитатель: «Какие вы молодцы. Как же вы переживаете за героев сказки и непременно хотите им помочь. Давайте приступать к работе. Пусть старый ворон увидит узоры и расколдует чум».

Самостоятельная творческая деятельность детей.

(Дети подходят к столу с изобразительными материалами.  Выбирают им необходимый. Подбирают необходимого цвета пластинку. Сочетая колорит, выбирают нужного оттенка и цвета бисер, тесьму, змейку для составления своего орнамента, руководствуясь своими впечатлениями. Организуют свое рабочее место. Воплощают свои идеи, располагая на пластилиновой полоске аппликацию, из выбранного материала).

По окончании работы, каждый ребенок прикрепляет свой орнамент на страничку книги, завершая образ ханты.

Заключительная часть:

(По мере заполнения страничек воспитатель собирает детей вокруг себя. Восхищаясь работами детей, воспитатель интересуется, кого или что изобразил на своем узоре ребенок)

Воспитатель: « Как вы думаете, ребята, расколдует старый ворон чум? Чем закончится сказка?»

Воспитатель: «Мы все с вами разные, но у всех у нас одна страна – большая Россия. Вы – маленькие россияне. В ваших руках – будущее нашей страны. Вы можете ее сделать крепкой, могучей, если будите заботится о близких, если будите настоящими друзьями. А вот последнюю страничку мы  обязательно с  вами восстановим. У нас впереди много времени.

- Хантыйские орнаменты красивы,

   В них все предметы Родины моей,

   Ты больше не найдешь во всей России

   Таких цветов и сказочных зверей.

                                                            М. Шульгин

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», аппликация в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», аппликация в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР...

НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», аппликация в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», аппликация в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР...

Занятие по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», рисование в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: «Золотая осень»

Цель: формирование интереса к изобразительной деятельности.Образовательные задачи:-учить отражать в рисунке впечатления от золотой осени, передавать ее колорит.-закреплять умение рисовать разнообразны...

Занятие по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», рисование в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: «Национальный орнамент"

Цель: Формирование интереса к изобразительной деятельности.Образовательные задачи:-учить детей рисовать хантыйский орнамент (Щучьи зубы, мех).-закреплять особенности поздней осени в нашем регионе....

Занятие по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», аппликация в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: «Северный олень»

Цель: Учить предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение и наклеивать их.Образовательные задачи:-З...