Конспект занятия по изобразительной деятельности для старшего дошкольного возраста Тема: «Три медведя» Лепка по мотивам сказки Л.Н. Толстого «Три медведя»
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа)
Создание коллективной пластической сюжетной композиции по мотивам литературного произведения Л. Н. Толстого "Три медведя"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по изобразительной деятельности
для старшего дошкольного возраста
Тема: «Три медведя»
Лепка по мотивам сказки Л.Н. Толстого «Три медведя»
Помылева Татьяна Сергеевна,
педагог дополнительного образования
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 27 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга
Цель занятия: Создание коллективной пластической сюжетной композиции по мотивам литературного произведения.
Задачи:
Обучающие:
- Закрепить и расширить представления о лесных животных – медведях, об особенностях их внешнего облика.
- Учить лепить образ сказочного медведя, достигать выразительности через более точную передачу формы, цвета, изображения мелких деталей объекта.
- Объяснить связь между пластической формой и способом лепки. Продолжить освоение лепки комбинированным способом сложного объекта.
- Учить анализировать особенности строения животного, соотносить части по величине и пропорциям.
- Продолжать развивать умение декорировать лепной образ. Использовать в лепке разнообразные средства для создания выразительного образа.
Развивающие:
- Развивать эстетическое восприятие сказочных героев.
- Развивать образное мышление, творческое воображение.
- Вызвать интерес к созданию выразительных образов.
- Развивать мелкую моторику рук. Синхронизировать движения обеих рук.
- Развивать глазомер, чувство формы и пропорций.
Воспитательные:
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость к героям, событиям, происходящим в сказке.
- Воспитывать смелость, инициативность в опытном освоении пластичных материалов и способов рабоы с ним.
- Воспитывать аккуратность при работе с пластилином.
- Вызвать интерес к сотрудничеству, составлению коллективной композиции.
- Воспитывать стремление достигать цели самостоятельно, умение радоваться успеху.
Оборудование для занятия:
Пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки для рук;
Книга Л.Н. Толстого «Три медведя»;
Иллюстрации художника Ю.А. Васнецова к сказке «Три медведя»;
Картинки с изображением реальных и сказочных медведей;
Технологичная карта с изображением последовательности лепки медведя;
Плотная основа для фона с изображением леса;
Игрушка медведя.
Ход занятия:
Приветствие. Вводная часть.
Педагог: Здравствуйте, ребята!
К нам в садик сегодня пришел маленький медвежонок.
Педагог показывает детям игрушечного медведя и представляет его.
Медвежонок: Здравствуйте, дети! Меня зовут Мишутка. Я пришел к вам за помощью! Я гулял в лесу и заблудился, вы мне не поможете найти моих маму и папу?
Педагог: Ребята, давайте поможем медвежонку найти дорогу домой. Из какой сказки мог прийти к нам медвежонок?
Ответы детей: «Три медведя», «Маша и медведь», «Два жадных медвежонка».
Педагог: Молодцы, ребята! Сколько сказок вы назвали! Давайте вспомним с вами сказку «Три медведя». Кто главные герои этой сказки?
Ответы детей: Три медведя, девочка Машенька.
Педагог: Ребята, посмотрите, какие красивые сказочные иллюстрации нарисовал художник-иллюстратор Юрий Алексеевич Васнецов. Художник нарисовал иллюстрации к сказке, чтобы мы не только слушали текст, но и могли хорошо представить себе, как выглядят сказочные герои, как одеты, какое у них настроение. Кто на них изображен?
Ответы детей: Животные – медведи.
Педагог: Дети, а они такие же, как в жизни? Чем они отличаются от настоящих?
Ответы детей: Медведи волшебные, сказочные. Медведи одеты в красивую одежду, стоят на двух лапах, разговаривают между собой, похожи на людей.
Педагог: Правильно, эти животные сказочные, потому что это иллюстрации к сказкам. Художник изобразил медведей не реальных, а похожих на тех, которых лепили или резали из дерева народные мастера. Художник смог передать характер, мимику и эмоции главных персонажей. Обратите внимание, каждый зверь, как и каждый человек, имеет свой характер.
Как звали медведей в сказке? Опишите, как они выглядят?
Ответы детей: Самый большой медведь – это папа, звали его Михайло Иванович. Он черный и лохматый, и с такой зубастой пастью. Глава семейства одет в жилетку и галстук-бабочку, в одной лапе держит клюку, в другой — корзину с цветами.
Маму-медведицу звали Настасья Петровна, она была размером поменьше. На ней одета нарядная юбочка, а в лапах у нее красивый белый кружевной зонтик.
И самый маленький был медвежонок Мишутка. Сынок в штанишках и жилетке. Он держит мухомор и букетик.
Педагог: Этакая весёлая семейная компания, вышедшая на прогулку. Они напоминают мирных городских жителей, позирующих фотографу. Они позируют с большой серьёзностью и оттого выглядят особенно забавно. Вот уж действительно собрались медведи "на прогулку": и жилет, и галстук-бабочка, и зонтик!
Медвежонок: Ребята, вы очень верно описали моих маму и папу! Я хочу поскорее вернуться к ним.
Педагог: Мишутка тебе придется немного подождать, пока мы сможем тебе помочь. Ребята, что же произошло в этой сказке? Как Машенька оказалась в доме медведей? Что случилось, когда хозяева вернулись домой?
Дети вместе с педагогом вспоминают основные моменты сказки.
Педагог: Ребята, перед тем, как мы начнем работать, давайте немного разомнемся и проведем физкультминутку.
Физкультминутка «Три медведя»
Три медведя шли домой, Папа был большой-большой. Мама с ним поменьше ростом, А сынок — малютка просто. Очень маленький он был, С погремушками ходил. Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. | Дети шагают на месте вперевалочку. Поднять руки над головой, потянуть вверх. Руки на уровне груди. Присесть. Присев, качаться по-медвежьи. Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки. Дети имитируют игру с погремушками. |
Практическая часть.
Педагог показывает детям вылепленную заранее фигурку медведя и предлагает сначала внимательно ее рассмотреть, уточнить представления детей о внешнем виде медведя, а потом слепить каждому ребенку своего медведя, чтобы в конце занятия поиграть в сказку. Педагог обращает внимание детей, что медведи должны быть разного размера. Предлагает договориться о том, кто какого медведя будет лепить, и какого размера будут фигурки, чтобы медвежонок не оказался больше медведя или медведицы.
Рассматривание внешнего вида медведя, определение формы частей его тела.
Педагог: Какое туловище у медведя, какого размера и формы?
Ответы детей: Большое туловище в форме вытянутого яйца.
Педагог: Как выглядит голова медведя?
Ответы детей: Небольшая круглая голова с вытянутой вперед мордой (носом), маленькие круглые ушки., черные глазки бусинки.
Педагог: Сколько у медведя лап? Как передвигается медведь?
Ответы детей: Четыре лапы. Медведи обычно передвигаются на четырех лапах, но могут ходить и на двух.
Педагог поясняет способы и этапы лепки:
1. Делим брусок пластилина на две неравные части. Из большой части лепим туловище – овоид (яичко) или цилиндр (валик-столбик). Раскатываем между ладонями круговыми и прямыми движениями в зависимости от формы деталей и частей.
2. Из меньшей части лепим круглую голову, мордочку слегка вытягиваем вперед, прикрепляем маленькие круглые ушки, глазки и нос из маленьких шариков черного цвета. Присоединяем голову к туловищу, хорошо примазываем. Педагог поясняет, что туловище медведя может располагаться так, будто животное стоит на четырех лапах или на двух, а голова может прикрепляться к туловищу сверху или сбоку.
3. Второй брусок пластилина делим на четыре части: сначала пополам, потом каждую половинку еще раз пополам - выйдет четыре одинаковых кусочка, катаем из них столбики – получаем четыре лапы. Соединяем лапы с туловищем, хорошо примазываем со всех сторон каждую деталь. Напоминаем детям, что медведя можно поставить на четыре лапы, а можно на две задние, придать ему определенную позу, передать несложное движение.
4. Детализация работы: когда все части будут готовы и соединены между собой, проработать еще общие очертания животного. Стекой проработать мелкие детали. Показ приемов обработки поверхности для передачи фактуры шерсти. Стекой можно надрезать или процарапать поверхность вылепленной фигурки, чтобы стало похоже на шерсть медведя.
5. Завершение работы: создание выразительного образа медведя с помощью деталей, предметов костюма. Педагог поясняет, что сегодня дети лепят сказочных медведей, поэтому можно нарядить их в нарядную одежду. Для Михаила Ивановича можно вылепить жилет или косоворотку, шляпу, трость, корзину с грибами. Для Настасьи Петровны можно предложить слепить сарафан или юбку, косынку или шляпку, дать ей в лапы букетик цветов или зонтик. Мишутка может нести туесок с ягодами.
Педагог, показав основные способы лепки, побуждает детей к самостоятельному творчеству. По ходу занятия помогает детям советами, индивидуальным показом, наводящими вопросами.
Дети выбирают пластилин и начинают лепить.
В процессе работы выполняется пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика «Долго-долго»
Долго-долго мы лепили, Наши пальцы утомились. Пусть немножко отдохнут И опять лепить начнут. Дружно руки разведем и опять лепить начнем. | Руки соединяются в замок, выполняют круговые вращения руками. Встряхивают кисти рук. Поглаживают каждый пальчик по очереди. Разводят руки в стороны. Хлопают в ладоши. |
Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Готовые фигурки медведей дети расставляют на общие основы для коллективной композиции, где уже размещены самодельные деревья, елочки, выполненные детьми заранее из природного материала или способом бумажного конструирования и аппликации. Можно объединить фигурки медведей в сюжетные композиции.
Педагог: Теперь маленький медвежонок сможет вернуться домой в лес, к маме и папе. До свидания, Мишутка!
Медвежонок прощается с ребятами и уходит.
Дети вместе с педагогом рассматривают выполненные работы, выражают свое мнение о занятии, делятся впечатлениями.
Затем дети могут разыграть сцены из сказки с главными героями. На роль Машеньки можно взять маленькую куколку.
Педагог: Наше занятие подошло к концу. Вы сегодня большие молодцы!
Используемая литература:
- Художественное творчество. Освоение содержания образовательной области по программе «Детство». Подготовительная группа. Автор-составитель Н.Н Леонова, Волгоград, Издательство «Учитель», 2014 г., 328 стр.
- Художественное творчество. Освоение содержания образовательной области по программе «Детство». Старшая группа. Автор-составитель Н.Н Леонова, Волгоград, Издательство «Учитель», 2014 г., 305 стр.
- Курочкина Н.А. Детям о книжной графике., СПб., ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020 г., 190 стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе на тему: «Дымковская лошадка»
Конспект занятия по изобразительной деятельности в детском саду...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста Тема: «Маленькие исследователи»
Задачи:1. Формировать представление о снеге и его свойствах.2. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.3. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы.4. Вызва...
Конспект занятия по изобразительной деятельности для старшего дошкольного возраста. Тема: «Осенний пейзаж».
Конспект занятия по изобразительной деятельностидля старшего дошкольного возраста. Тема: «Осенний пейзаж». ПАСПОРТ...

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста с нарушением слуха и после кохлеарной имплантации Лепка нетрадиционная – пластилинография. По теме «Шары на ёлке»
Программные задачи: Образовательные: - закрепить навыки и умения лепки елки в технике пластилинография; - закрепить признаки зимы; - расширять представления детей о новогоднем празднике - познакомить ...

Конспект занятия по изобразительной деятельности для старшего дошкольного возраста /5-6 лет/ «Подкова на счастье» (тестопластика)
Цель: Формировать у детей интерес к истории и культуре Донского казачества через знакомство с оберегами, их значением в жизни людей. Знакомство детей с историей возникновения оберега подковы....

Картотека игр для занятий по изобразительной деятельности в старшем дошкольном возрасте
Картотека игр для занятий по изобразительной деятельности в старшем дошкольном возрасте...

Конспект занятия по изобразительной деятельности для старшего дошкольного возраста "Хохлома"
Цели: –ознакомление детей с народно-прикладным искусством на занятиях по изобразительной деятельности «Хохлома»;-расширение кругозора в области декоративно-прикладного искусства родн...
