Конспект занятия по изобразительной деятельности для старшего дошкольного возраста "Хохлома"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Юсупова Ляйсан Разифовна

Цели: –ознакомление детей с народно-прикладным искусством на занятиях по изобразительной деятельности «Хохлома»;

-расширение кругозора в области декоративно-прикладного искусства родного края;

-создание условий для раскрытия творческого потенциала и ручной умелости ребенка;

- ознакомление с хохломской росписью и его особенностями

-закрепление техники рисования основных элементов.

Программные задачи:

-образовательные – ознакомление детей об особенностях хохломской росписи - ее производстве, истории;

-развивающие - учить детей создавать узоры хохломской росписи на деревянных ложках; упражнять в прорисовке главных и дополнительных элементов узора; упражнять в рисовании всем ворсом, концом кисти, тычком, спичкой, пальцем; развивать чувство композиции, умение находить удачное сочетание цветов;

-воспитательные - воспитывать у детей любовь к природе, своей Родине, народному творчеству.

-коррекционно-речевые задачи: развитие связной речи, продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе, употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, активизация прилагательных, глаголов в речи; развитие мелкой моторики рук посредством работы с кистью, пальчиковой гимнастики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hohloma.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия «Хохлома»

Цель: –Ознакомление детей с народно-прикладным искусством на занятиях по изобразительной деятельности «Хохлома»;

-расширение кругозора в области декоративно-прикладного искусства родного края;

-создание условий для раскрытия творческого потенциала и ручной умелости ребенка;

- ознакомление с хохломской росписью и его особенностями

-закрепление техники рисования основных элементов.

Программные задачи:

-образовательные – ознакомление детей об особенностях хохломской росписи - ее производстве, истории;

-развивающие - учить детей создавать узоры хохломской росписи на деревянных ложках; упражнять в прорисовке главных и дополнительных элементов узора; упражнять в рисовании всем ворсом, концом кисти, тычком, спичкой, пальцем; развивать чувство композиции, умение находить удачное сочетание цветов;

-воспитательные - воспитывать у детей любовь к природе, своей Родине, народному творчеству.

-коррекционно-речевые задачи: развитие связной речи, продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе, употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, активизация прилагательных, глаголов в речи; развитие мелкой моторики рук посредством работы с кистью, пальчиковой гимнастики.

Используемый материал: аудио, икт технологии-презентация «Хохлома», ноутбук, проектор, экран, посуда с хохломской росписью, деревянные ложки, образцы хохломы-посуда: тарелки, кувшины, солонки, стаканы, чашки, ложки; алгоритм последовательности, карточки с элементами узора, гуашь, кисти, тычки, салфетки, палитра, сундук.

Структура занятия

Интеграция образовательных областей «Художественно-эстетическое», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие».

Вводная часть -Здравствуйте я Марья-искусница. У меня с собой сундук, куда я сложила много интересного и поучительного. Сегодня я расскажу вам о старинном народном промысле – Хохломской росписи.

Основная часть –Сундучок открою и вам сказку раскрою (презентация о хохломе).

          Хохлома —самый известный вид русской народной росписи по дереву.

Существует легенда: технику росписи крестьянам показали старообрядцы, которые писали иконы. Крестьяне вырезали деревянную посуду и рисовали на ней красным, чёрным, зеленым, желтым и золотым цветом (природные цвета). Но хохломское золото — лишь видимость. На самом деле дерево покрывается серебристым оловом, которое после обжига в печи и покрытия льняным маслом приобретает дорогой золотой оттенок. Тёмный фон усиливает контрастность.

Узоры рисовали такие: красные ягоды земляники, рябины и зеленые листья, веточки, крылья жар-птицы.

Затем посуду с красивой росписью отвозили в с. Хохлома на продажу, поэтому посуду так и назвали, Хохломская. 

А теперь скажите мне, дети, пожалуйста!

Вопросы к детям

-из чего делал мастер посуду (дерева)

-почему промысел так назван? (продавали в с. Хохлома)

Замечательно, а теперь посмотрите, дети, что у меня есть в моем сундучке: (достает и показывает детям посуду и картинки с хохломской росписью)

Показ примеров изделий в стиле "хохлома".

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама,

И нигде на свете

Нет таких соцветий

Всех чудес чудесней

Наша Хохлома.

-Посмотрите, что у меня на столе? (посуда: тарелки, кувшины, солонки, стаканы, чашки, ложки.) не простая, хохломская.

Какая яркая, праздничная посуда. На хохломской посуде вьется, кружится травка - былинка, то красная, то черная, а из нее выглядывает ягодка: смородина, малина, земляника, рябина — или цветы: маки, колокольчики, ромашки.

- Эти липовые ложки,

Блюдца, ковшики и плошки

Расписала нам сама

Золотая Хохлома!

(Л. Куликова)

- Нет наряднее раскраски,

Будто к нам пришла из сказки,

Где цари и терема,

Золотая Хохлома!

-Как волшебница царь-птица

не выходит из ума

чародейка мастерица

-Красивая посуда, ребята? Вот только еще мне мастера принесли ложки, а расписать забыли. Вы поможете мне расписать их?

Ответы детей: да, поможем!

Марья-искусница:

Давайте будем, как настоящие художники, расписывать посуду хохломскими узорами, создавать красоту своими руками.

Разминка «Будем рисовать»

Будем краски разводить

Будем карандаш точить

Будем воду наливать

Ложки нужно расписать

Будут ягоды, цветы

Мы рисуем от души 

Дети садятся за столы

Марья-искусница:

- Какие цвета нам понадобятся для составления узора? (черный, красный, зеленый). (показываю образцы нарисованных ложек)

- Ребята, посмотрите на образцы ложек и скажите, из каких элементов состоит узор на этих ложках?

- Узор состоит из ветки с ягодами, листиков, завитков и травки.

- Какое главное правило при составлении узора? (элементы узора должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии, повторяя элементы равномерно).

- Сначала нужно нарисовать изогнутую веточку концом кисти. Затем на ветке изображают ягоды и листья (листья можно нарисовать концом кисти, примакиванием, а ягоды - тоже концом кисти или приемом тычка). Потом около ягод и листьев можно нарисовать травинки – линиями (дугообразными). А вот ягоды можно еще нарисовать штампом (ватной палочкой).

Посмотрите, как я буду расписывать ложку. В центре ложки мы рисуем завиток один, другой. От завитка кончиком кисти рисую травинки. А вот ягоды нарисуем штампом.

- Сейчас вы станете мастерами – художниками Хохломы и украсите деревянные ложки узорами.

А теперь приступаем к работе.

Самостоятельная работа (включить народную музыку).

Заключительная часть. Дети оценивают друг друга, мотивируя свой ответ (за оригинальность, яркость, за аккуратность и т. д.)

Марья-искусница: Дети, вы молодцы расписали красивой хохломской росписью ложки, как настоящие художники. Предлагаю открыть выставку.

Рефлексия.

Марья-искусница: спасибо вам большое, ребята. Вы помогли мне с посудой.

-Что нового вы узнали сегодня? Почему роспись называется хохломская? Понравилось вам раскрашивать ложки? Какими цветами красили? Что изображали на ложках, какие узоры? Что показалось сложным?

Марья-искусница: в моем сундучке для вас есть подарочки – раскраски с хохломской росписью. Раскрашивайте в свое удовольствие русской народной хохломой.

Используемая литература

1.В. Вишневская Хохлома. Русские художественные промыслы. Издательство «Плакат», Москва 1981 г.

2.В. Вишневская Искусство народных художественных промыслов. Комплект цветных открыток.

3.С. К. Жигалова. Русская народная живопись. Издательство «Просвещение», Москва 1974 г.

4. И. А. Лыкова, журнал «Цветной мир»№5,№6., «Цветной мир», институт худ. образования 2010г.

5.Е. Субочева Хохлома. Народные промыслы. Издательство «Околица», Москва 1997г.

6.Л. Яхнин. Веселое слово Хохлома. Издательство «Малыш», Москва 1987 г.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в старшей группе «УКРАСИМ ЛИСТЬЯ КЛЕНА»

Занятие для детей старшей логопедической группы по изобразительной деятельности. Детям предлагается украсить листики клена разными способами: рисование - способ по -мокрому, лепка- размазывание пласти...

Конспект занятие по изобразительной деятельности в старшей группе с использованием нетрадиционной техники рисования "Звёздная страна"

Данный конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования "на воздушных шарах" предназначен для детей старшего дошкольного возраста ( 5-6 лет ) . Цель :...

Конспект занятия по изобразительной деятельности для старшего дошкольного возраста. Тема: «Осенний пейзаж».

Конспект занятия по изобразительной деятельностидля старшего дошкольного возраста.   Тема: «Осенний пейзаж».           ПАСПОРТ...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе: «Зимний пейзаж» (нетрадиционное рисование деревьев)

Цель: используя ассоциации из собственного опыта детей восприятия зимней природы вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.Задачи:Развивающие: развивать фантазию, внимание, ...

Конспект занятия по изобразительной деятельности для старшего дошкольного возраста /5-6 лет/ «Подкова на счастье» (тестопластика)

Цель: Формировать у детей интерес к истории и культуре Донского казачества через знакомство с оберегами, их значением в жизни людей. Знакомство детей с историей возникновения оберега подковы....

Картотека игр для занятий по изобразительной деятельности в старшем дошкольном возрасте

Картотека игр  для занятий по изобразительной деятельности  в старшем дошкольном возрасте...