"Воспитание интереса детей к народному искусству через ИЗО деятельность и прикладное творчество".
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Ольга Александровна Вукмирович

Мини проект "воспитание интереса детей к народному искусству через ИЗО деятельность и прикладное творчество".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_gruppa.odt25.19 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание интереса детей к народному искусству через изобразительную деятельность и прикладное творчество.

Цель:

Формирование познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с русскими народными промыслами и организацию творческой деятельности посредством изо деятельностью и нетрадиционными техниками : пластилинография , лепки и роспись.

Развитие ручной ловкости и элементарных графических умений .

Развитие творческого потенциала , проявление самостоятельности , инициативы , индивидуальности и творческой активности ; развитие интереса детей к русскому народному декоративно прикладному искусству , как к одному из видов изобразительного искусства.

Задачи по областям:

Художественно-эстетическое развитие.

Воспитывать познавательный интерес к культуре русского народа.

Воспитывать любовь и уважение к труду русских умельцев.

Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия и творческой деятельности детей.

Развивать детскую самостоятельность , инициативу , индивидуальность и творческую активность.

Развивать художественный вкус.

Развивать ручную ловкость т графические навыки.

Познавательное развитие:

Способствовать к становлению устойчивого познавательного интереса к своей истории, людям труда и народной культуре.

Развивать мотивацию и любознательность у детей.

Расширять представления о материалах природного и рукотворного мира.

Закреплять умение исследовать окружающий мир.

Речевое развитие.

Совершенствовать речь , как средство общения.

Способствовать обогащению словаря детей.

Способствовать пониманию смысла пословиц, поговорок, загадок.

Привить любовь к фольклору.

Физическое развитие.

Развивать мелкую моторику пальцев рук , координацию движения рук и глазомер.

Обогащать двигательный опыт детей.

Развивать крупную моторику.

Социально -коммуникативное развитие.

Расширять представление о культуре и традициях русского народа.

Сформировать позитивную установку к разным видам труда и творчества.

Воспитывать активность , самостоятельность , инициативность.

Воспитывать желание и умение доброжелательно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Планируемые результаты проекта:

У ребёнка  наблюдается положительна динамика в формировании национального самосознания; ребёнок проявляет  инициативу и самостоятельность  в разных видах деятельности; активно взаимодействует как со сверстниками  так и со взрослыми; ребёнок проявляет любознательность, интересуется причинно - следственными связями; проявляет  индивидуальность  и творческую активность и в тоже время, умеет слушать взрослого и выполняет его инструкции; у ребёнка наблюдается положительная динамика в развитии технических навыков и творческих способностей в процессе пластилинографии, лепки  и росписи. Ребёнок знает названия народных промыслов, различает изделия разных промыслов  друг от друга; ребёнок  обладает  представлениями о рукотворных и природных материалах; умеет составлять узоры по мотивам народных росписей; владеет устной речью, может использовать речь, для построения речевого высказывания в ситуации общения; у ребёнка развита ловкость рук и графические навыки.

Предварительная работа:

  • 1. Создание подборки  (картинки, иллюстрации, дидактический материал по теме проекта), подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности.

  • 2.Беседа, художественное слово, рассказы, пояснение, поощрение.(выявление у детей знаний о народных промыслах).

  • 3.Информирование родителей о задачах и содержании проекта. Вовлечение родителей в совместную работу над проектом. Обогащение кругозора родителей по «Русскому народному творчеству»    

      .4.Обогащение предметно -развивающей среды по теме проекта в группе.

Формы проведения: НОД , беседы, обсуждения, дидактические игры , подвижные игры,хороводные игры, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, пословиц, скороговорок, слушание аудиозаписей, рассматривание книг и иллюстраций по теме , рассматривание наглядного материала и изделий русских народных промыслов.

Этапы выполнения проекта:

1.Подготовительный.

  • Подбор энциклопедической, методической и художественной литературы.
  • Разработать план реализации проекта.
  • Подобрать сказки, потешки, загадки; подвижные, хороводные, пальчиковые, дидактические игры и упражнения.
  • Подготовить  материал для изобразительной деятельности.
  • Подобрать иллюстративный материал.
  • Подготовить информацию для родителей: оформление уголка для родителей по теме : «Русские народные промыслы», оформление папки передвижки, провести беседу с родителями о необходимости участия их в проекте , обсудить цель и задачи проекта.
  • Провести  консультации.

  • Прослушивание русских народных песен «Приди, весна ясная», «Прилетите, жаворонки, к нам».
  • Развитие образного восприятия песен.
  • Знакомство с народными музыкальными инструментами (Балалайка, ложки, баян, губная гармошка).
  • Обучение игре на ложках.
  • Хороводная игра «На горе-то калина».
  • «Чтение и пересказ русской  
  •             народной сказки «Иван царевич
  •             и Серый Волк».      
  • Рисование «В гостях у народных
  •                     мастеров».          
  • Закрепить знания о народных промыслах: Дымкове, Гжели, Филимоновской, Хохломе.
  • Совершенствовать навыки росписи.
  • Развивать умение создавать композицию.
  • Аппликация «Матрешки в хороводе».
  •     (коллективная работа)
  • Развивать навыки симметричного вырезания силуэта матрешки из бумаги, сложенной пополам, с предварительно нарисованным контуром.
  • Развивать интерес к различным видам игр («Золотые ворота», «Горелки», «Плетень», «Гори-гори ясно!», «Ручеек»).
  • Развивать самостоятельность в выборе игр.
  • Прослушивание русских народных песен «Прослушивание русских народных песен «Приди, весна ясная», «Прилетите, жаворонки, к нам».
  • Обучение игре на ложках.
  • Разучивание хороводов «Улитка», «Березонька», «Каравай».

Разбор каждой росписи : Дымковской , Гжели, Филимоновской, Хохломе.

Рисование , лепка , аппликация по каждой росписи.

Итоговый продукт : выставка рисунков и поделок детей.

Картотека пословиц и поговорок.

  • « Есть терпение – будет и умение!»;
  • « Терпение и труд всё перетрут!»;
  • «Дело мастера боится»;
  • « Была бы охота – будет ладиться работа!;
  • «Умелые руки не знают скуки!».
  • «Слава богатырям земли русской»;
  • « Не родом богатырь славен, а подвигом»;
  • « Богатырь умирает, а слава остаётся»;
  • «Богатырская рука однажды бьёт»;
  • «Богатыря узнаешь на поле брани».
  • «Недаром говорится, дело мастера боится!»;
  • «Что посеешь, то и пожнёшь!»;
  • «Не будет скуки, когда заняты руки!»;
  • «Птицу узнают в полёте, а человека в работе!»;
  • «Без труда, не вынуть  рыбку из пруда!»;
  • «Труд человека кормит, а лень портит!».
  • «Мастер на все руки»;
  • «Землю красит солнце, а человека труд»;
  • «Умелые руки не знают скуки»;
  • «Есть терпение будет и умение»;
  • «Судят не по словам, а по делам»;
  • «Не то дорого, что  красного золота, а то дорого, что доброго мастера».
  • «Дело мастера боится»;
  • «У хорошего мастера любое дело славится»;
  • «Без труда не вынешь и рыбку из пруда»;
  • «Умелые руки не знают скуки!»;
  • «Долго день до вечера, если делать нечего!».

Рекомендуемый перечень стихотворений  для разучивания.

  • «Весёлая дымка» А. Дьяков.
  • «Лошадка», «Козлик» В. Гаврилова.
  • «Дымковская игрушка» Е. А. Никонова.
  • «Всадник на коне» В. Гаврилова.
  • «Весёлый хоровод» Л. Гулька.
  • «Красная девица» М. Г. Смирнова.
  • «Хохломская роспись» П. Синявская.
  • «Чаша» Ю. Николаев.
  • «Весёлая дымка» А. Дьяков.
  • «Индюк», «Красная девица» В. Гаврилова.
  • «Дымковская игрушка» Е. А. Никонова.
  • «Водоноска» В. Гаврилова.
  • «Филимоновский козлик»  Сидора Галина.
  • «История промысла» Л. Андреева.
  • «О филимоновской игрушке» С. Парилуцкий.
  • «Филимоновская игрушка» Б. Успенский.
  • «Золотая Хохлома» Е. Никонова.
  • «Хохлома»  В. Бочков.
  • «Золотя хохлома» П. Куликова.
  • «Приданое хохломы» Э. Межелейтис.
  • «Мы на ярмарке были» С. Маршак

Рекомендуемый перечень стихотворений  для разучивания.

  • «Весёлая дымка» А. Дьяков.
  • «Лошадка», «Козлик» В. Гаврилова.
  • «Дымковская игрушка» Е. А. Никонова.
  • «Всадник на коне» В. Гаврилова.
  • «Весёлый хоровод» Л. Гулька.
  • «Красная девица» М. Г. Смирнова.
  • «Хохломская роспись» П. Синявская.
  • «Чаша» Ю. Николаев.
  • «Весёлая дымка» А. Дьяков.
  • «Индюк», «Красная девица» В. Гаврилова.
  • «Дымковская игрушка» Е. А. Никонова.
  • «Водоноска» В. Гаврилова.
  • «Филимоновский козлик»  Сидора Галина.
  • «История промысла» Л. Андреева.
  • «О филимоновской игрушке» С. Парилуцкий.
  • «Филимоновская игрушка» Б. Успенский.
  • «Золотая Хохлома» Е. Никонова.
  • «Хохлома»  В. Бочков.
  • «Золотя хохлома» П. Куликова.
  • «Приданое хохломы» Э. Межелейтис.
  • «Мы на ярмарке были» С. Маршак


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с декоративно-прикладным искусством – хохломой

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13839030","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13839036","...

Опыт работы по формированию у детей интереса к русскими народными сказкам через театрализованную деятельность.

Опыт работы по формированию у детей интереса к русскими народными сказкам через театрализованную деятельность....

Статья "Развитие познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность"

Данный материал поможет в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Раскрывается тема использование метода проекта....

Перспективный план работы с родителями по теме: «Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»

Перспективный план работы с родителями по теме: «Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»...

Перспективный план работы с родителями по теме: «Развитие познавательного интереса детей подготовительного дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»

Перспективный план работы с родителями по теме: «Развитие познавательного интереса детей подготовительного дошкольного возраста через исследовательскую деятельность&raqu...

Выступление на семинаре: «Воспитание интересов дошкольников к народным традициям через музейную педагогику»

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду....