Публикация на тему "Аппликация как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста."
статья по аппликации, лепке (младшая группа)

В понятия художественно-эстетического воспитания входят такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация,  конструирование. Каждый из них имеет свои возможности отображения впечатлений ребенка об окружающем мире. Аппликация один из древнейших способов украшения у многих народов, с ее помощью украшали: одежду, жилища, предметы быта, обувь. Основными признаками аппликации выступают: силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, локальность цветовых пятен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikacziya-3.docx30.54 КБ

Предварительный просмотр:

 Аппликация как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.

Воспитатель : Телепова Э.З.

21.05.2025


Аппликация как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.

В понятия художественно-эстетического воспитания входят такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация,  конструирование. Каждый из них имеет свои возможности отображения впечатлений ребенка об окружающем мире. Аппликация один из древнейших способов украшения у многих народов, с ее помощью украшали: одежду, жилища, предметы быта, обувь. Основными признаками аппликации выступают: силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, локальность цветовых пятен.

Аппликация - один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон ; наиболее простой и доступный способ создания художественных работ.

Аппликация может быть:  - предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);

- сюжетной, отображающей те или иные события;   - декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Ребенок, осваивая аппликацию, учиться выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином ее виде. Многие исследователи Л.А. Венгер, Н.Н. Поддьяков, А.В.Запорожец считают, что рисование, лепка, аппликация имеют важное значение для психического развития ребенка, прежде всего, для развития его восприятия и мышления. Создавая образ того или иного предмета при помощи бумаги, ребенок выделяет в нем именно те стороны, которые действительно могут быть воплощены в данном материале.

 

 Аппликации можно разделить следующим образом:

1.         По содержанию - сюжетная, декоративная и предметная.

2.              По количеству создателей - аппликация может быть, как индивидуальной, так и коллективной.

3.         По количеству цветов – поли- и монохромная.

4.         По форме – геометрическая и не геометрическая.

5.         По способу создания деталей – рваная, резанная.

6.         По количеству деталей – мозаика, раздробленная на части, цельная силуэтная.

7.                   По способу крепления деталей – многослойная и однослойная.                            При этом основной признак, объединяющий все виды аппликации,- силуэтность. 

Дети, выполняя аппликационные работы, приобретают новые знания, закрепляют представления, полученные на других занятиях. Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую.  

          Основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются: формирование продуктивного творческого воображения, характеризующегося богатством продуцируемых образов и направленностью; развитие тех качеств мышления, которые помогают в формировании креативности (диалектичность, ассоциативность и системность мышления).

Во время занятий аппликацией дети осваивают простые формы, при помощи силуэтной работы, которая развивает мыслительный процесс и воображение, поскольку у силуэтов отсутствуют детали, которые зачастую являются основными признаками того или иного предмета. Во время занятий аппликацией закладываются основы математических знаний: представление о форме предмета и его нахождении в пространстве. Кроме того, развиваются чувства: ритма, цвета, симметрии. И именно на этой основе формируется их художественный вкус, на основе способности различных сочетаний из цветной бумаги. Так же аппликация имеет положительное влияние на способность малыша организовывать работу, так как в аппликации большое значение имеет последовательность действий (сначала клеят фон, потом предметы второго плана, а затем передний).

Разные виды аппликаций позволяют овладеть разными навыками: сюжетно-тематическая позволяет сформировать связь предметов и темы; декоративная помогает детям объединять элементы по законам ритма и симметрии, а также учит преобразовывать различные предметы и наделять образы новыми качествами.

Аппликация имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания дошкольника:

1.   Умственное воспитание

2.   Сенсорное воспитание

3.   Нравственное воспитание

4.   Трудовое воспитание

5.   Эстетическое воспитание

При работе с аппликацией  используют  различные техники:

«Мозаика». Эта техника предполагает выполнение аппликации из кусочков бумаги одного или разных цветов, различных или одинаковых геометрических форм. Здесь детали одинаковой правильной формы (кружки, квадратики, треугольники) предлагает ребятам воспитатель.

«Бумажный комочек». Для изготовления такой аппликации дети используют бумажные салфетки, которые легко сминаются и пальцами скатываются в маленький комочек. Из таких комочков можно изобразить и снегопад, и барашка, и цветочек, и множество самых разнообразных событий и предметов. Данный вид работы с бумагой лучше других способствует развитию мелкой моторики и тактильного восприятия.

- «Бумажная полоска – петля». Данная аппликация выполняется из полосок бумаги, которые закрепляются в виде петли в определенном месте. Сюжеты при выполнении данного вида работы самые разные: цветы, снежинки, фигурки животных.

- «Обрывная аппликация». Используются разные цвета бумаги, с помощью которых выкладывается определенный рисунок.

-«Объёмная аппликация». При её изготовлении применяется «бросовый материал»: всё имеющееся под рукой. Это могут быть кусочки меха и кожи, ватные шарики и диски, семена растений, различные крупы, опилки и многое другое.

«Аппликация-коллаж». Данная технология проста в использовании, коллаж можно сделать из любых заранее вырезанных картинок   

Художественно-эстетическое воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, эстетическое осознание прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творчески создавать продукты ручного творчества.

 Аппликация имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания дошкольника: умственное, сенсорное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание, развитие мелкой моторики.   Ряд ученых, таких как Б.Г. Гагарин, Е.А. Коссовская, О.А.Сафонова  пришли к выводу, что аппликация интересна и привлекательна для дошкольников, прежде всего, своей направленностью на результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.»

Цель собрания:Познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования для детей младшего дошкольного возраста.Задачи собрания:- привлечь внимание родителей к ценности изобразительного искусства;- ...

"Нетрадиционные техники аппликации как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста"

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством знакомства с праздником Масленица....

Методическая разработка «Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство познания действительности. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных ...

Конспект родительского собрания по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»

Родительское собрание по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»...

Презентация: "Аппликация как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»

Данная презентация будет востребована для воспитателей детского сада.Она познакомит вас с разными видами аппликаций....

Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Актуальность данной темы объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в дошкольном воз...