Аппликация
материал по аппликации, лепке (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Занятия по аппликации
Задачи:
-познакомить детей с различными изобразительными материалами, особенностями их обработки, необходимыми инструментами и их применением;
-развивать практические умения инавыки, мелкую моторику рук;
-помочь детям взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя;
-учить детей организовывать собственную деятельность.
Деятельность детей дошкольного возраста в основном носит подражательный характер и непосредственно связана с игрой. Любая работа обязательно должна обыгрываться ( не абстрактный дом, а дом для куклы; если это коврик, то он затем используется в сюжетно-ролевой игре после занятий).
Знакомство с материалами и способами работы начинается с выполнения работы по образцу ( домик такой, как у меня); по образцу с преобразованием ( яблочко, которое нужно украсить листочком), по образцу с определенным условием ( такой же ковер, но с узором по краям), что в свою очередь подготовит детей к работе по замыслу ( что можно сделать из полосок, кругов и квадратов и т.п.)
Работа ведется из подготовительных заготовок (в аппликации готовые круги, квадраты, треугольники), которые заранее вырезаются. В период знакомства со свойствами материалов и техникой работы педагог показывает и выполняет вместе с детьми работу шаг за шагом.
При объяснении необходимо убедиться, что дети правильно поняли, а при выполнении заданий не торопить их. Выполнять работы нужно последовательно, не пропуская отдельные темы и занятия, т.к. все задания логически связаны друг с другом и навыки, полученные детьми на предыдущих занятиях, используются в дальнейшем. В конце обязательно проверьте, все ли правильно выполнено. Если ребенок совершил ошибку, спокойно разъясните, в чем она состоит, вместе обсудите, как ее можно исправить, и обязательно сделайте это.
Сохраняйте на протяжении всего занятия терпение, доброжелательность и хорошее настроение. Обязательно подбадривайте детей: помните, что им, возможно, очень трудно, ведь аппликация требует определенной сноровки. Если ребенок пребывает в плохом настроении или не хочет заниматься, не заставляйте его это делать. Ни в коем случае нельзя использовать занятия как наказание за провинности или заменять ими любимые ребенком игры и другие мероприятия! Плохой настрой и принуждение будут служить лишь препятствием, и нужный эффект не будет достигнут. Лучше дождитесь благоприятных условий, и тогда занятие будет более интересным и эффективным.
Необходимо учитывать общие рекомендации ко всем занятиям:
-Перед началом работы следует вспомнить, с чем знакомились на предыдущих занятиях. Как выполняли ту или иную операцию (старайтесь, чтобы именно ребенок озвучил это).
-любое из занятий следует начинать с гимнастики для рук (табл.1). Можно использовать одно из перечисленных или придумать свои упражнения. Следует делать 3-4 повторения.
Таблица 1. Гимнастика для рук
1. « Ванька-встанька». (Руки вытянуты перед собой. Поднимаем и опускаем кисти рук.) |
2. « Колечки». ( Соединяем большой и указательный пальцы рук в колечки, остальные пальцы выпрямлены.) |
3. « Боксеры». ( Сжимаем, разжимаем кулачки.) |
4. « Зайчик».( Пальцы сжаты в кулачки. Отгибаем средний и указательный пальцы. Шевелим отогнутыми пальцами, как ушками зайчика.) |
5. « Знайка». ( Пальцы сжаты в кулачки. Отгибаем указательный палец. Вращаем отогнутым пальцем по кругу.) |
6. «Хорошо- плохо». (Пальцы сжаты в кулачки. Отгибаем большой палец. Вращаем кистями рук, чтобы большой палец оказывался то вверху, то внизу.) |
- В середине занятия не забудьте провести физкультминутку.
- Занятие можно проводить следующим образом: Рассмотреть страницу тетради, уточнить, что на ней изображено. Предположить, чем будем заниматься на этом занятии, и лишь после этого переходить к объяснению этапов изготовления самой работы. На начальном этапе идеальным будет пошаговый показ. Когда дети и взрослый выполняют все этапы шаг за шагом. Постепенно от этого можно попробовать отказаться, лишь уточняя с детьми последовательность шагов.
-Можно воспользоваться дополнительно комплектом наглядного и раздаточного материала для дошкольников, используя его при знакомстве с соответствующей темой.
Основные материалы: цветная бумага, картон.
Инструменты и приспособления: клей, клеенка, кисточка для клея, тряпочка.
Содержание деятельности. Учить создавать работу из готовых форм; составлять узоры, используя знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), располагая элементы по сторонам, середине, углам, кайме, чередуя и повторяя их, исходя из задуманного; учить создавать аппликацию на бумаге разной формы, аккуратно выполнять работу.
Основное содержание и тематический план работы представлены в табл. 2.
Таблица 2. Тематическое планирование и содержание работы.
Месяц | Вид работы | Название | Содержание |
Сентябрь | Предметная, с натуры | 1. « Мячики катятся по дорожке» | Знакомить детей с правилами наклеивания, учить выкладывать на бумаге подготовленные педагогом фигуры и наклеивать их, нанося клей на бумагу не с цветной, а с обратной стороны, учить прижимать деталь плотно к бумаге. |
Сентябрь | Предметная, с натуры | 2. « Домик» | Продолжать воспитывать у детей интерес к аппликации, поощрять желание выполнить красивое изображение домика. Уточнять знания детей о строении дома: окна, двери-квадраты, крыша-треугольник и т.п. |
Октябрь | Предметная, с натуры | 3.«Фруктовое угощение» | Учить располагать на бумажном круге-тарелочке яблоки, апельсин, мандарин, персик (разные по величине круги), грушу, банан, чередуя их по цвету, размеру. При необходимости дополнять изображение листочками (для яблок). |
Октябрь | Декоративная | 4. «Украсим тарелочку» | Развивать у детей творческое воображение, фантазию. Побуждать составлять из готовых бумажных кругов красивый узор. Ритмично располагая их в круге ( тарелочке), использовать в дальнейшем тарелочки для игры. |
Ноябрь | Предметная, с натуры | 5.«Вагончики» | Закреплять представления о геометрических фигурах-прямоугольнике, круге; продолжать развивать умение ритмично располагать на листе прямоугольники- вагончики на рельсах, правильно располагать колеса вагончиков. |
Ноябрь | Предметная, с натуры | 6.«Пирамидка» | Учить составлять пирамидку правильно-от самой большой части к самой маленькой. Учить аккуратности, поощрять стремление выполнить свою работу как можно красивее. |
Декабрь | Предметная, с натуры | 7. « Елочка-красавица» | Вызывать у детей приятные эмоции, связанные с новогодним праздником; закреплять приемы наклеивания, представления о пропорциях и размерах, правильно располагая конусы при изображении новогодней елочки. |
Декабрь | Предметная, с натуры | 8. « Снег идет» | Познакомить детей с обрывной аппликацией. Закреплять знания детей о временах года и сезонных изменениях в природе. Учить передавать впечатления, полученные в наблюдениях (на прогулке наблюдали, как идет снег, какого он цвета и т.п.) |
Январь | Предметная, с натуры | 9. « Снеговик» | Закреплять представления о геометрической фигуре- круге; продолжать развивать умение правильно располагать на листе круги один над другим в виде снеговика; дополнять снеговика деталями ( ведро, руки и т.п.) |
Январь | Предметная, с натуры | 10. « Ванька-встанька» | Закреплять представления о геометрической фигуре-круге; продолжать развивать умение правильно располагать на листе круги в виде игрушки ваньки-встаньки. |
Февраль | По замыслу | 11. « Наклей какую хочешь игрушку» | Делать осознанный выбор в пользу одной из игрушек (утенка, цыпленка, машинки, светофора). Закреплять представления о геометрических фигурах-круге, квадрате, прямоугольнике; продолжать развивать умение красиво располагать на листе изображение. |
Февраль | Декоративная | 12. « Открытка для папы» | Вызывать у детей радостное настроение в преддверии предстоящего праздника и желание в соответствии с этикетом подарить близкому человеку (папе, дедушке, брату) открытку к празднику. Познакомить детей с разными вариантами художественного оформления открыток. |
Март | Декоративная | 13. « Открытка для мамы» | Вызывать у детей радостное настроение в преддверии предстоящего праздника и желание в соответствии с этикетом подарить близкому человеку (маме, бабушке, сестре) открытку к празднику. Учить детей изображать ветку мимозы, используя технику обрывной аппликации. |
Март | Декоративная | 14. « Платочек для куклы» | Учить составлять на бумажной основе узор из кругов и квадратов, чередуя тх по цвету, выделяя углы, середину, стороны. |
Апрель | Декоративная | 15. « Украсим дымковскую игрушку» | Знакомить детей с дымковским промыслом, его основными цветами и узорами. Учить составлять простейшие узоры, чередуя подготовленные элементы. |
Апрель | Декоративная | 16. « Ковер для кукольного домика» | Развивать у детей творческое воображение, фантазию. Побуждать составлять из готовых бумажных кругов и квадратов узор и наклеивать его. Использовать в дальнейшем работы как атрибут игры. |
Май | Предметная, с натуры | 17. « Лютик-цветочки» | Закреплять знания детей о временах года и сезонных изменениях в природе. Познакомить с приемами составления и наклеивания цветов, выполненных из кругов. Учить детей красиво располагать лепестки. |
Май | По замыслу | 18. « Что можно сделать из полосок, кругов и квадратов | Развивать у детей творческое воображение, фантазию. Побуждать составлять из готовых бумажных полосок, кругов и квадратов изображения предметов и наклеивать их. |
Май | Предметная, С натуры | « Мухомор и божья коровка» | Закреплять знания детей о временах года и сезонных изменениях в природе. Учить детей красиво располагать точки нужного цвета ( у мухомора –белые, у божьей коровки-черные). |
В результате работы дети знакомятся с:
-названиями и свойствами основных материалов для работы (бумагу и картон можно склеивать, бумагу можно складывать, сминать в шар и т.п.);
-правилами склеивания (аккуратно наносим клей с обратной стороны, прижимаем детали друг к другу, при необходимости пользуемся тряпочкой);
-правилами безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами и материалами.
Дети учатся:
-поддерживать порядок на рабочем месте и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.
Дети умеют:
-составлять узоры, используя знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), располагая элементы по сторонам, середине, углам, кайме и т.п., исходя из задуманного;
-составлять целую работу из набора заготовок, располагая каждый из элементов в соответствии с его местом и назначением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по аппликации в старшей группе.Аппликация коллективная "Цветы луговые".
Задачи. Ø Продолжить учить детей вырезать розетки из бумажных квадратиков, сложенных способом «дважды по диагонали»Ø Обогатить аппликативную технику –вырезать лепестки разной формы, передав...

План-конспект занятия (аппликация, лепка, средняя группа) по теме: Аппликация Тема: «Птички клюют ягодки на рябиновой веточке» Нетрадиционная техника: скатывание бумаги.
Конспект занятия по аппликации в средней группе по нетрадиционной техникеТема:"Птички клюют ягодки на рябиновой веточке"Программное содержание:Воспитывать эстетически-нравственное отношение к пт...

План-конспект занятия (аппликация, лепка, средняя группа) по теме: Интегрированное занятие в средней группе Образовательная область «Художественное творчество» Аппликация «Летящие самолёты» (коллективная композиция)
Интегрированное занятие в средней группеОбразовательная область «Художественное творчество»Аппликация «Летящие самолёты» (коллективная композиция)Воспитатель:Колыхалова Елена СергеевнаПрограммно...
Аппликация " Как мы занимались аппликацией " " Осень"
Тема : Вспомним , как мы занимались аппликацией Цели: 1 Уточнить знание правил поведения на занятиях по аппликации 2 Побуждать выкладывать изображени...

План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме: Конспект занятия в старшей группе по аппликации на тему: "Птица счастья".
Как сделать объемную аппликацию...

Консультация для воспитателей «Значение аппликации в эстетическом развитии дошкольников» Сущность и значение аппликации для развития ребенка. Виды аппликации.
Аппликация (от латинского appiicatio - накладывание) - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых ...

