ЧУДО-ХОХЛОМА
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

ЧУДО-ХОХЛОМА

Тема: Ложка «Чудо-хохлома».

Возраст: дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Тип: интегрированное занятие.

Форма взаимодействия: групповая, подгрупповая.

Цель: изготовление ложки «Чудо-хохлома» в технике пластилинография.

Задачи:

1. Воспитывать интерес и продолжать знакомить детей с народными промыслами.

2. Учить оформлять объемную плоскость элементами узора хохломской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография».

3. Закрепить знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи: ягоды, цветы, завиток травки.

4. Развивать глазомер, мелкую моторику рук.

Методы и приемы:

- Наглядный (образец готовой работы, образцы посуды, иллюстрации с элементами гжельской росписи, презентация).

- Словесный (художественное слово, рассказ педагога).

- Практический (самостоятельное выполнение работы).

Материал для занятия:

шаблон ложки на плотном картоне (красного, золотого цвета)

отрисовка орнамента

 

 

 

набор пластилина (черный, жёлтый, красный, зеленый, белый),

образцы изделий хохломы и образец готовой работы,

стека,

салфетка,

бисер (желтый).

мультимедийный проектор;

ноутбук;

презентация PowerPoint «Чудо-хохлома».

 

Ход занятия:

1. Основная часть.

(Дети сидят в игровой зоне на стульчиках. Перед ними педагог в русском народном праздничном костюме. Рядом стол с разнообразной посудой хохломских мастеров (ложки, чаши, кружки)).

Педагог:

Внимание! Внимание! Внимание!

Открывается веселое гуляние!

Торопись, честной народ,

Тебя ярмарка зовет!

На ярмарку! На ярмарку!

Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут, друзья!

Что душа твоя желает -

Все на ярмарке найдешь!

Всяк подарки выбирает,

Без покупки не уйдешь!

Эй, не стойте у дверей,

Заходите к нам скорей!

Народ собирается -

Наша ярмарка открывается!

Ребята, у нас сегодня в группе открывается ярмарка. А вы знаете, что это такое? Ярмарка — это большие торги, устраиваемые в одном месте и в одно время с увеселениями, развлечениями. На ярмарку приезжали что-нибудь купить или продать свой товар . Ярмарка – это всегда праздник, поэтому на ярмарку всегда одевали праздничные наряды, чтобы себя показать и других посмотреть.

На ярмарке всегда много разнообразных товаров на любой вкус. Каждый мастер расхваливает свои изделия, а особенно старается продавец чудо-посуды, которая переливается на солнце, будто золотая:

На мой товар полюбуйтесь,

Только не торгуйтесь!

Ложки золоченые, узоры крученые!

Налетайте, налетайте,

Покупайте, покупайте!

Нет изделий краше

Хохломы нашей!

Педагог: И действительно, ребята, посмотрите как хороша посуда, украшенная хохломской росписью (демонстрирует посуду). А хотели бы вы узнать, где родилась эта роспись? Итак, слушайте (Презентация «Чудо-хохлома»).

Презентация «Чудо-хохлома»


 

 

В старину люди ели из деревянной посуды. А в торговом селе Хохлома Нижегородского Заволжья искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель. С большим старанием делают хохломчане свою посуду уже более трехсот лет. Все также много выдумки и фантазии применяют, придумывают узоры, которые высматривают в окружающей природе. На хохломской посуде вьется, кружится травка-былинка, а из нее выглядывает ягодка: смородина, рябина, малина и клубника, или диковинные цветы и птицы. Рисовали Хохлому красными, зелеными, черными и золотистыми красками, иногда добавляли коричневый и оранжевый. Глаз не отвести от яркой хохломской посуды!

Как волшебница – жар-птица

Не выходит из ума

Чародейка-мастерица,

Золотая Хохлома.

И богата, и красива

Гостю рада от души.

Кубки, чаши и ковши,

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Все вобрала, словно память:

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Древнесуздальской парчи.

А ярмарка в самом разгаре, вот уже и песни слышны, а веселые Петрушки зазывают народ покататься на карусели.

Физкультминутка «Карусели».

Еле-еле-еле-еле

Закружились карусели

(дети начинают медленно двигаться)

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом

(темп речи и движения ускоряется)

Побежали, побежали,

Побежали, побежали,

Тише, тише, не спешите.

(темп замедляется)

Карусель ос-та-но-ви-те.

(все остановились)

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

(все кланяются друг другу).

2. Практическая часть.

Педагог: Вот и мы с вами побывали на ярмарке, повеселились, людей посмотрели, себя показали. Но возвращаются обычно с ярмарки не с пустыми руками, а с товарами и подарками. Вот и мы с вами с ярмарки привезем хохломскую ложку. А распишем мы ее не красками, а при помощи пластилина.

Этапы выполнения работы

Перед началом работы следует с детьми повторить элементы узора хохломской росписи (Презентация Слайд 17-21) (разные виды ягод: клубника, листья разной формы, декоративные цветы, завиток, травинки). Предложить рассмотреть посуду с хохломской росписью и образец готовой работы, продумать композицию рисунка, при желании ребенка использовать другой элемент хохломской росписи).

Технология выполнения элементов:

Травинки. Тонкие колбаски зеленого (желтого) цвета со сплющенным (заостренным) внешним кончиком.

Завиток. Раскатать тонкую колбаску из зеленого (желтого) пластилина, одним концом прикрепить к основной веточке, постепенно заворачивая другой край колбаски по кругу.

Листики. Раскатать зеленую колбаску, нарезать ее на равные части, сплющить у каждой кончики с обеих сторон, закрепить на поверхности, прижав к основе. При помощи стеки нарисовать на листиках прожилки.

Клубника. Раскатать шарик красного цвета, слегка нажать на него, чтобы получилась лепешечка, слегка сплющить ягоду с одной стороны, приложить к веточке и зафиксировать на поверхности стаканчика около основной веточки. Раскатать тонкие колбаски из зеленого пластилина, разделить стекой на четыре части: из трех выложить на широкой части ягоды чашелистики, четвертая соединяет ягоду с основной веточкой. Накатать очень маленькие желтые горошины (или заменить желтым бисером) — семена, произвольно раскидать по ягодке.

Смородина. Раскатать колбаску красного (черного) цвета, разделить стекой на части, из которых раскатать пальчиком маленькие шарики — ягоды. Из зеленого пластилина сделать тонкую колбаску, закрепить одним краем с основной веточкой и по обе стороны расположить парные ягодки и одну на конце веточки.

Рябина. Раскатать две тонкие колбаски желтого цвета и выложить из одной длинную веточку рябины. Другую колбаску разделить стекой на равные части и выложить из них под основной веточкой силуэт грозди. Раскатать колбаску из пластилина красного цвета, стекой разделить на мелкие части, из которых скатать шарики — ягоды, прикрепить на веточку-гроздь. Раскатать длинную зеленую (или любого другого цвета) колбаску, разделить на столбики и выложить из них сложный листик рябины (у каждого листика имеется пара, и только один верхний листик пары не имеет).

Цветы. Из белого пластилина раскатать колбаску, разделить ее на пять частей, из которых накатать шарики. Расположить лепестки-шарики около серединки, слегка расплющивая на поверхности. Серединку потом заполнить желтым бисером.

Самостоятельное выполнение работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

ЧУДО-ХОХЛОМА

Тема: Ложка «Чудо-хохлома».

Возраст: дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Тип: интегрированное занятие.

Форма взаимодействия: групповая, подгрупповая.

Цель: изготовление ложки «Чудо-хохлома» в технике пластилинография.

Задачи:

1. Воспитывать интерес и продолжать знакомить детей с народными промыслами.

2. Учить оформлять объемную плоскость элементами узора хохломской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография».

3. Закрепить знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи: ягоды, цветы, завиток травки.

4. Развивать глазомер, мелкую моторику рук.

Методы и приемы:

- Наглядный (образец готовой работы, образцы посуды, иллюстрации с элементами гжельской росписи, презентация).

- Словесный (художественное слово, рассказ педагога).

- Практический (самостоятельное выполнение работы).

Материал для занятия:

шаблон ложки на плотном картоне (красного, золотого цвета)

отрисовка орнамента

 набор пластилина (черный, жёлтый, красный, зеленый, белый),

образцы изделий хохломы и образец готовой работы,

стека,

салфетка,

бисер (желтый).

мультимедийный проектор;

ноутбук;

презентация PowerPoint «Чудо-хохлома».

Ход занятия:

1. Основная часть.

(Дети сидят в игровой зоне на стульчиках. Перед ними педагог в русском народном праздничном костюме. Рядом стол с разнообразной посудой хохломских мастеров (ложки, чаши, кружки)).

Педагог:

Внимание! Внимание! Внимание!

Открывается веселое гуляние!

Торопись, честной народ,

Тебя ярмарка зовет!

На ярмарку! На ярмарку!

Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут, друзья!

Что душа твоя желает -

Все на ярмарке найдешь!

Всяк подарки выбирает,

Без покупки не уйдешь!

Эй, не стойте у дверей,

Заходите к нам скорей!

Народ собирается -

Наша ярмарка открывается!

Ребята, у нас сегодня в группе открывается ярмарка. А вы знаете, что это такое? Ярмарка — это большие торги, устраиваемые в одном месте и в одно время с увеселениями, развлечениями. На ярмарку приезжали что-нибудь купить или продать свой товар . Ярмарка – это всегда праздник, поэтому на ярмарку всегда одевали праздничные наряды, чтобы себя показать и других посмотреть.

На ярмарке всегда много разнообразных товаров на любой вкус. Каждый мастер расхваливает свои изделия, а особенно старается продавец чудо-посуды, которая переливается на солнце, будто золотая:

На мой товар полюбуйтесь,

Только не торгуйтесь!

Ложки золоченые, узоры крученые!

Налетайте, налетайте,

Покупайте, покупайте!

Нет изделий краше

Хохломы нашей!

Педагог: И действительно, ребята, посмотрите как хороша посуда, украшенная хохломской росписью (демонстрирует посуду). А хотели бы вы узнать, где родилась эта роспись? Итак, слушайте (Презентация «Чудо-хохлома»).

Презентация «Чудо-хохлома»


 

В старину люди ели из деревянной посуды. А в торговом селе Хохлома Нижегородского Заволжья искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель. С большим старанием делают хохломчане свою посуду уже более трехсот лет. Все также много выдумки и фантазии применяют, придумывают узоры, которые высматривают в окружающей природе. На хохломской посуде вьется, кружится травка-былинка, а из нее выглядывает ягодка: смородина, рябина, малина и клубника, или диковинные цветы и птицы. Рисовали Хохлому красными, зелеными, черными и золотистыми красками, иногда добавляли коричневый и оранжевый. Глаз не отвести от яркой хохломской посуды!

Как волшебница – жар-птица

Не выходит из ума

Чародейка-мастерица,

Золотая Хохлома.

И богата, и красива

Гостю рада от души.

Кубки, чаши и ковши,

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Все вобрала, словно память:

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Древнесуздальской парчи.

А ярмарка в самом разгаре, вот уже и песни слышны, а веселые Петрушки зазывают народ покататься на карусели.

Физкультминутка «Карусели».

Еле-еле-еле-еле

Закружились карусели

(дети начинают медленно двигаться)

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом

(темп речи и движения ускоряется)

Побежали, побежали,

Побежали, побежали,

Тише, тише, не спешите.

(темп замедляется)

Карусель ос-та-но-ви-те.

(все остановились)

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

(все кланяются друг другу).

2. Практическая часть.

Педагог: Вот и мы с вами побывали на ярмарке, повеселились, людей посмотрели, себя показали. Но возвращаются обычно с ярмарки не с пустыми руками, а с товарами и подарками. Вот и мы с вами с ярмарки привезем хохломскую ложку. А распишем мы ее не красками, а при помощи пластилина.

Этапы выполнения работы

Перед началом работы следует с детьми повторить элементы узора хохломской росписи (Презентация Слайд 17-21) (разные виды ягод: клубника, листья разной формы, декоративные цветы, завиток, травинки). Предложить рассмотреть посуду с хохломской росписью и образец готовой работы, продумать композицию рисунка, при желании ребенка использовать другой элемент хохломской росписи).

Технология выполнения элементов:

Травинки. Тонкие колбаски зеленого (желтого) цвета со сплющенным (заостренным) внешним кончиком.

Завиток. Раскатать тонкую колбаску из зеленого (желтого) пластилина, одним концом прикрепить к основной веточке, постепенно заворачивая другой край колбаски по кругу.

Листики. Раскатать зеленую колбаску, нарезать ее на равные части, сплющить у каждой кончики с обеих сторон, закрепить на поверхности, прижав к основе. При помощи стеки нарисовать на листиках прожилки.

Клубника. Раскатать шарик красного цвета, слегка нажать на него, чтобы получилась лепешечка, слегка сплющить ягоду с одной стороны, приложить к веточке и зафиксировать на поверхности стаканчика около основной веточки. Раскатать тонкие колбаски из зеленого пластилина, разделить стекой на четыре части: из трех выложить на широкой части ягоды чашелистики, четвертая соединяет ягоду с основной веточкой. Накатать очень маленькие желтые горошины (или заменить желтым бисером) — семена, произвольно раскидать по ягодке.

Смородина. Раскатать колбаску красного (черного) цвета, разделить стекой на части, из которых раскатать пальчиком маленькие шарики — ягоды. Из зеленого пластилина сделать тонкую колбаску, закрепить одним краем с основной веточкой и по обе стороны расположить парные ягодки и одну на конце веточки.

Рябина. Раскатать две тонкие колбаски желтого цвета и выложить из одной длинную веточку рябины. Другую колбаску разделить стекой на равные части и выложить из них под основной веточкой силуэт грозди. Раскатать колбаску из пластилина красного цвета, стекой разделить на мелкие части, из которых скатать шарики — ягоды, прикрепить на веточку-гроздь. Раскатать длинную зеленую (или любого другого цвета) колбаску, разделить на столбики и выложить из них сложный листик рябины (у каждого листика имеется пара, и только один верхний листик пары не имеет).

Цветы. Из белого пластилина раскатать колбаску, разделить ее на пять частей, из которых накатать шарики. Расположить лепестки-шарики около серединки, слегка расплющивая на поверхности. Серединку потом заполнить желтым бисером.

Самостоятельное выполнение работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Чудо-хохлома" (пластилинография) в старшей группе

Конспект НОД "Чудо-хохлома" (пластилинография) в старшей группе...

Мини – музей «Чудо – хохлома»

Развить у детей эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству через декоративно-прикладное искусство и творческие способности в процессе продуктивной деятельности....

Конспект занятия "Что за чудо - хохлома"

Программные задачи: познакомить детей с хохломской росписью; дать понятие для чего служит роспись, показать предметы, расписанные этой росписью; учить детей видеть и выделять характерные элементы росп...

Конспект к презентации "Чудо хохлома"

Конспект  по рисованию в старшей группе на тему "Роспись ложки". Хохлома....

Занятие по лепке в старшей группе.Тема : «Чудо-хохлома».

Цель : изготовление чаши «Чудо-хохлома» в технике пластилинография....

Конспект мастер-класса по декоративному рисованию«Чудо-хохлома»

Цель:  Продолжать приобщать детей к народному прикладному искусствуЗадачи:Закреплять элементарные представления детей о хохломской росписи        (цветовая гамм...

Образовательная деятельность с детьми старшей группе «Чудо – хохлома» (пластилинография)

Тема: «Чудо-хохлома».Цель: познакомить детей с новым способом изображения – пластилинографией, подводить детей к созданию выразительного образа посредством объема и цвета.Задачи:Обра...