Программа "ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ"
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)

Юдина Наталья Алексеевна

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа по художественному развитию «Пластилинография», разработана с учетом федеральных государственных образовательных стандартов        дошкольного      образования       согласно:

  • Приказом Министерства Образования и науки Российской Федерации от 28 января 2015 г. №1527
  • Приказом Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО)
  • Федеральным законом «Об образовании в Российской федерации» от 29 12 2012 года № 273 – ФЗ
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержден приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 г. № 373
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 января 2021 г. № 2
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 г. № 28
  • Устав ДОУ

Программа составлена на основе авторской «Программы дополнительного образования «Пластилинография», программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

 

Учебно-методическое обеспечение по дополнительной общеразвивающей программе «Пластилинография»

Литература для организации педагогического процесса

  1. Ветлугина Н.А.«Нравственно – эстетическое воспитание ребенка в детском саду» /  – М.: Просвещение, 1989.
  2. Грибовская А.А. «Коллективное творчество дошкольников» /. - «ТЦ Сфера», 2005.
  3. Доронова Т.Н. «Развитие детей в изобразительной деятельности». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005.
  4. Дубровская Н.В. «Приглашение к творчеству». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004.
  5. Комарова Т.С., Савенков А.И. «Коллективное творчество дошкольников».- М.: Педагогическое общество России, 2005.
  6. Лыкова И.А. «Лепим из пластилина, глины, теста» -- «Олма Медиа Групп»,2009.
  7. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. — М.: АСТ; СПб: Сова, 2006
  8. Сажина Д.С. «Составление рабочих учебных программ для ДОУ». – «ТЦ Сфера», 2007.
  9. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Лепим из пластилина. — Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2003
  10. Шорыгина ТА. Серия пособий из цикла «Знакомство с окружающим миром. Развитие речи». – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004
  11. Яковлева Т. Н. « Пластилиновая живопись».—«ТЦ СФЕРА» ,2010.

 

Дидактический материал

Наглядные пособия

Материалы

Инструменты

  • Плакаты,
  • шаблоны для работы в технике

«Пластилинографии»,

  • мультимедийные слайды,
  • иллюстрации по заданным тематикам,
  • предметные и сюжетные картинки,
  • образцы выполненных поделок и картин
  • бумага,
  • цветной картон,
  • пластилин,
  • цветные краски;
  • гуашь;
  • пальчиковые краски,
  • крупа (рис, пшено, горох, гречка),
  • декоративный материал (бусины, бисер,пуговицы и т.д.),
  • салфетки
  • карандаши,
  • кисти             разной толщины,
  • трафареты,
  • стеки,
  • дощечки                   для лепки,
  • инструменты для печатания и     текстурного резания

пластилина

 

Дополнительная общеразвивающая программа «Пластилинография» реализуется за рамками освоения образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №4». Деятельность по реализации дополнительной общеразвивающей программы «Пластилинография» в группе для детей 4-5 лет планируется со 2 сентября 2024 года по 30 мая 2025 года. 

Платная образовательная услуга реализуется в ДОО в течение учебного года, согласно утвержденного календарного учебного графика и составляет 36 часов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

муниципального образования «город Бугуруслан»

«Детский сад №4»

 

ПРИНЯТА 

на педагогическом совете 

Протокол № 1

От «29» августа 2024г.

   

            УТВЕРЖДЕНА 

            Заведующий МБДОУ «Детский сад № 4»

             ___________ Г.С. Мокшаева  

             Приказ № 123

             от «30» августа 2024г.

 

 

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа

(художественной направленности)

 «ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ»

 (4-5 лет)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бугуруслан, 2024

Содержание

1.

Целевой раздел программы

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цели и задачи программы

4

1.3.

Принципы построения программы

5

1.4.

Отличительные особенности программ

5

1.5.

Планируемые результаты освоения программы

6

2.

Содержательный раздел программы

10

2.1.

Возрастные особенности программы

10

2.2.

Тематическое планирование программы

11

2.3.

Календарно-тематическое планирование

12

2.4.

Взаимодействие с родителями

18

3.

Организационный раздел программы

19

3.1.

Кадровое обеспечение программы

19

3.2.

Материально-техническое обеспечение программы

19

3.3.

Наличие материально-технического развития

19

Список литературы

20

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Рабочая дополнительная образовательная программа по художественному развитию «Пластилинография», разработана в соответствии  основными нормативно-правовыми документами:

  • Приказом Министерства Образования и науки Российской Федерации от 28 января 2015 г. №1527
  • Приказом Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО)
  • Федеральным законом «Об образовании в Российской федерации» от 29 12 2012 года № 273 – ФЗ
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержден приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 г. № 373
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 января 2021 г. № 2
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 г. № 28
  • Устав ДОУ

Данная программа составлена на основе авторской «Программы дополнительного образования «Пластилинография», программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Направленность образовательной  программы – социально-педагогическая.

Направление программы: развивающее.

Новизна образовательной программы дополнительного образования детей дошкольного возраста «Пластилинография» предполагает реализацию принципов пластилина:

  • реальное «изображение», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями детских игр и сказок: с пластилином осуществляется взаимный переход воображаемой ситуации в реальную и обратно;
  • осмысление опыта и ситуации: изображая пластилиновую поделку, ребёнок имеет возможность посмотреть на неё со стороны. Этот принцип пластилиновой игры позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы;
  • принцип обмена: в играх с пластилином ребёнок и педагог обмениваются идеями, мыслями, чувствами. Таким образом, «Пластилинография» позволяет построить партнёрские взаимоотношения ребёнка и взрослого.

Актуальность является то, что игровая ситуация, знакомит детей с нетрадиционной техникой изобразительной деятельности – пластилинографией, в которой учтены возрастные, физиологические, психологические и познавательные особенности детей младшего  возраста.  Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное. Младший дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели хочу познакомить детей младшей  группы с нетрадиционной техникой работы изобразительной деятельности – пластилинографией, принципом которой является создание лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.

Педагогическая целесообразность программы заключается в активизации творческого развития воспитанников через организацию специальных игр и упражнений с использованием пластилина.

1.2. Цели и задачи реализации Программы

Цель программы: развитие эмоционально – личностной сферы  и мелкой моторики рук посредством игры с пластилином.

Задачи:

Обучающие:

  • развитие мелкой моторики пальцев рук и кистей;
  • способствовать развитию произвольной сферы ребёнка;
  • овладение техникой построения различных плоскостных работ и объёмных работ.

Развивающие:

  • развитие мелкой моторики пальцев и кисти рук;
  • точность и быстрота реакции;
  • творческое мышление;
  • слух и наблюдательность;
  • воображение.

Воспитательные:

  • воспитывать положительные качества личности: трудолюбие, терпение, усидчивость, аккуратность, самостоятельность.

Ведь на данный момент  у многих детей ослаблена мелкая моторика пальцев рук, не развита речь. В ходе проведения занятий по данной тематике активизируется мышление детей, речь, усидчивость, формируется умение поэтапного планирования работы. В этом заключена педагогическая целесообразность данной программы.

1.3. Принципы построения Программы

Принцип систематичности и последовательности: постановка или корректировка задач «от простого к сложному», «от хорошо известному к малоизвестному и незнакомому»;

Принцип        развивающего        характера        художественного образования: подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом, нетрадиционной техникой, помогает развитию творчества, воображения;

Принцип сезонности: построение или корректировка познавательного содержания программы с учѐтом природных особенностей в данный момент времени;

Принцип онтогенеза: постановка или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учѐтом возрастных особенностей и индивидуальных способностей детей.

Принцип интереса: построение или корректировка программы с опорой на интересы и впечатления детей.

Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта.

1.4.Отличительные особенности программы

Отличительными особенностями Программы составляют наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые пошагово усложняются, что позволяет, как можно раньше овладеть различными приемами пластилинографии.

Занятия целиком проходят в форме игры, и имеет интегрированный характер обучения.

Использование игр в обучении детей работы с пластилином помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

Большое внимание в работе с детьми уделяется усовершенствованию тонкой моторики пальцев рук, зрительному восприятию и произвольному вниманию.

Для удержания и сохранения внимания и живого интереса детей подбирается интересный материал, разнообразные игры и игровые упражнения. Используемые педагогом методы и приѐмы направлены на эффективное освоение навыков включающих выполнение тонких координированных движений руки дошкольников, стимулируют желание заниматься определѐнным видом деятельности в течении продолжительного времени.

Программа предназначена для детей дошкольного возраста от 4-х до 5-ти лет.

Срок реализации программы – 1 год.

Количество воспитанников – 21 ребенок.

Ожидаемые результаты освоения программы и способы определения их результативности:

- может спокойно, не мешая, играть рядом, объединяться в игре, участвовать в несложной совместной практической деятельности.

          - проявляет стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качество предметов, использованию сенсорных эталонов к простейшему экспериментированию с предметами и материалами. В совместной с педагогом познавательной деятельности переживает чувство удивления, радости познания мира.

          - способен вылепить простые предметы по образцу.

          - способен предложить собственный замысел и воплотить его в игре, в поделке.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы служат:

1) организация выставок совместного творчества взрослых и детей;

2) коллективно-творческая работа.

1.5. Планируемые результаты освоения Программы

К концу года дети должны знать и уметь:

  • Владеть основными приемами изготовления поделок изготовления поделок (отделение от цельного куска, скатывание, раскатывание, соединение деталей, сплющивание, оттягивание, прищипывание);
  • знать основные приемы пластилинографии: надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание;
  • уметь передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством работы с пластилином;
  • владеть умением лепить базовые формы (шар, цилиндр, диск) и создавать на их основе более сложные предметы;
  • уметь работать на заданном пространстве и использовать вспомогательные предметы (бусинки, ниточки, бисер и т. д.);
  • уметь принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию;
  • самостоятельно обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета;
  • анализировать форму предмета, объяснять связь между пластической формой и способом лепки;
  • самостоятельно экспериментировать: включать в оформление бросовый материал для создания необычной поверхности в изображаемом объекте;
  • знать правила работы с пластилином, уметь использовать несколько цветов;
  • уметь самостоятельно достигать поставленной перед собой цели, доводить  начатое дело до конца;
  • знать правильную постановку пальца;
  • уметь самостоятельно выбирать рисунок для работы;
  • знать последовательность выполняемых действий.

Критерии оценивания:

Высокий уровень:

  • ребѐнок уверенно владеет приемами пластилинографии;
  • умеет самостоятельно достигать цель;
  • проявляет начало творческих способностей

Средний уровень:

  • ребѐнок не уверенно владеет приемами пластилинографии;
  • недостаточная самостоятельность;
  • замысел реализуется частично

Низкий уровень:

  • ребѐнок не овладел приемами пластилинографии;
  • отсутствует самостоятельность, интерес;
  • может действовать только с помощью взрослого.

Диагностическая карта

Ф.И.

ребенка

Основные формы и приемы лепки

Итого

Шар

Кол баска

Сплю щива ние

При щипы вание

Отщип ы вание от

целого куска

Вытяги вание от целого куска

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

Итого

Средняя группа (4-5 лет)

Низкий уровень.

Ребенок не может самостоятельно размять пластилин, испытывает трудности в изготовлении основных форм из пластилина. Самостоятельно не может применять основные приемы лепки.

Средний уровень.

Ребенок не испытывает трудности при лепке. Самостоятельно разминает пластилин, выполняет большинство базовых фигур самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя.

Высокий уровень.

Ребенок самостоятельно лепит все основные фигуры, составляет простые композиции, не испытывает отрицательные эмоции при неудачах, обращается за помощью или консультацией к воспитателю.

Развитие мелкой моторики

Ф.И.

ребенка

Упражнения

Итого

Кольцо

Гусь

Коза

Дятел

Ножницы

Стирка

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

Итого

Низкий уровень. 

Упражнение не выполняется или выполняется только с помощью воспитателя.

Средний уровень. 

Упражнение выполняется с небольшой помощью воспитателя.

Высокий уровень. 

Упражнение выполняется самостоятельно.

Социализация

Ф.И.

ребенка

                                                 Критерии

Итого

Эмоциональное  благополучие

Взаимодействи е и общение со сверстниками

Сочувствие и  заботливое отношение к

Соблюдени е правил поведения

и взрослыми

окружающим

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

Итого

Низкий уровень. Критерий не проявляется.

Средний уровень. Проявление критерия не стабильно.

Высокий уровень. Проявление критерия ярко выражено.

2. Содержательный раздел программы.

2.1. Возрастные особенности программы.

Возраст от четырёх до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется

Характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности. Существуют специфические возрастные особенности детей 4-5 лет, которые просто необходимо знать родителям, чтобы развитие и воспитание дошкольника было гармоничным.  А это значит, что малыш по мере взросления всегда найдет общий язык со своими сверстниками.

Формы организации дополнительного кружкового занятия.

  • Групповая работа.
  • Коллективно-творческая работа.

Объем нагрузки дополнительного кружкового занятия

Возраст детей

Продолжительность

(мин)

Периодичность в неделю

Кол-во часов в год

Средняя группа (4-5 лет)

20 мин

1 раз в неделю

36

 

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Пластилинография» рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня вне основных режимных моментов. Продолжительность занятия – 20 минут. Всего занятий в год  - 36 часов. Продолжительность учебного года в Программе устанавливается в соответствии с годовым календарным учебным графиком. Продолжительность каникул в течении учебного года устанавливается в соответствии с годовым календарным учебным графиком.

 

2.2. Тематическое  планирование программы.

Средняя группа (4-5 лет)

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Знакомство со свойствами пластилина

1

2

Учиться разминать пластилин

1

3

Разминаем пластилин и  отщипываем кусочки большие         и маленькие

1

4

Катаем колбаски

1

5

Диагностика

1

6

Консервируем овощи. Огурцы и   помидоры.

1

7

Грибочки для белочки

1

8

Осенние листья

1

9

Волшебный зонтик

10

Дождик капает из тучки

1

11

Пирамидка

1

12

Зеленые горошины

1

13

Маленький барашек

1

14

Дерево в снегу

1

15

Снежинки на окне

1

16

Снеговик

1

17

Бусы для елочки

1

18

Елочка зеленая

1

19

Рыбки в аквариуме

1

20

Зернышки для петушка

1

21

Звездное небо

1

22

Кораблик

1

23

Танк

1

24

Воздушные шарики

1

25

Цветы для мамы

1

26

Улитка

1

27

Бусы для бабушки

1

28

На веточке почки и зеленые листочки

1

29

Мышка-норушка

1

30

Гусеничка на листочке

1

31

Радуга-дуга

1

32

Яблоня цветет

1

33

Бабочка-красавица

1

34

Цветы на лугу

1

35

Кактус в горшке

1

36

Диагностика

1

2.3. Календарно-тематическое планирование

Средняя группа

Месяц

Неделя

Тема

Цель

Сентябрь

1

Знакомство со свойствами пластилина

Познакомить с тем, что пластилин мягкий, из него можно лепить, отщипывать от большого комка

маленькие комочки. Учить класть

пластилин и вылепленные части только на доску.

2

Учиться

разминать пластилин

Закреплять свойства пластилина.

Показать, что чем больше мять

пластилин, тем он мягче и послушней.

Учить, аккуратно, пользоваться

пластилином.

3

Разминаем пластилин и ощипываем

кусочки большие и маленькие

Закреплять свойства пластилина. Учить отщипывать кусочки нужного размера.

4

Катаем колбаски

Формировать умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми

движениями.

Октябрь

1

Диагностика

Выявление ручной умелости в

продуктивной деятельности на начало учебного года.

2

Консервируем овощи. Огурцы и помидоры.

Закреплять умение детей прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы.

Упражнять в раскатывании пластилина прямыми движениями между ладонями.

3

Грибочки для белочки

Формировать умение раскатывать

пластилин между ладонями круговыми движениями, создавая округлую и овальную форму. Научить детей не выходить за контур рисунка,

использовать дополнительные материалы (веревка, тесьма)

4

Осенние листья

Закреплять умение отщипывать небольшие комочки пластилина,

упражнять в лепке предметов круглой формы. Обучать детей        приемам работы в технике «пластилинография», лепить отдельные детали –

придавливать, примазывать, «вливание одного цвета в другой». Закреплять знания детей о колорите осени,

полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени.

5

Волшебный зонтик

Учить создавать цветное изображение «зонта» на плоскости при помощи пластилина; закреплять умение и навыки в работе с пластилином – отщипывание, скатывание колбасок и шариков пальцами.

Ноябрь

1

Дождик капает из тучки

Упражнять в лепке предметов круглой формы. Формировать навык

сплющивания шарика между пальцами.

Учить сплющивать большой шарик между ладонями, прикладывать к

картону полученные детали, придавать им выразительный образ путѐм мягкого

размазывания.

2

Пирамидка

Раскатывание колбасок разной длины с

замыканием в кольцо. Оформление

деталей в пирамидку. Развитие глазомера. Воспитывать умение положительно оценивать работы товарищей.

3

Зелѐные горошины

Закреплять умение отщипывать

небольшие комочки пластилина для лепки. Упражнять в лепке предметов круглой формы.

4

Маленький барашек

Закреплять приемы раскатывания маленьких колбасок, скручивание спиралек и надавливания и выкладывание композиции по

нарисованному трафарету.

Декабрь

1

Дерево в снегу

Закреплять навык раскатывания пластилина прямыми движениями

между ладонями. Раскатывать колбаски разной длинны и толщины. Составлять из полученных частей «рисунок», предавая характерные особенности

дерева.

2

Снежинки на окне

Закреплять приѐм – размазывания, использовать в работе различные приспособления: стеки, печатки.

Закреплять навык раскатывания пластилина прямыми движениями

между ладоней. Создавать композицию по образцу, передавая ритмичность

рисунка.

3

Снеговик

Раскатывать пластилин между

ладонями круговыми движениями. Составлять предмет из нескольких частей разного размера.

4

Бусы для ѐлочки

Закреплять умение лепить предметы

круглой формы, выкладывать рисунок в определѐнной цветовой

последовательности, использовать дополнительные материалы (веревка, тесьма)

Январь

2

Ёлочка зеленая

Закреплять навык раскатывания пластилина прямыми движениями

между ладонями. Раскатывать колбаски разной длинны и толщины. Составлять из полученных частей «рисунок», предавая характерные особенности

елочки, используя инструмент-стеку. Уметь использовать дополнительный материал (блестки, бусинки)

3

Рыбки в

аквариуме

Учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения рыбки (плавники, хвост, чешуя) посредством пластилинографии. Создавать

композицию по образцу. Воспитывать стремление помогать кому-либо.

4

Зѐрнышки для петушка

Формировать умение выкладывать

колбаски из пластилина дугообразно из одной точки. Закреплять умение отщипывать маленькие кусочки

пластилина и раскатывать их между пальцами круговыми движениями.

Февраль

1

Звѐздное небо

Упражнять в лепке прямыми и

круговыми движениями. Закреплять умение создавать красивую

композицию.

2

Кораблик

Закреплять умение отщипывать маленькие кусочки пластилина и раскатывать их между пальцами

круговыми движениями. Заполнять рисунок пластилиновыми шариками.

Формировать умение работать в группе выполняя свою часть общей работы.

3

Танк

Закрепить технику создания изображения на плоскости в

полуобъеме при помощи пластилина, придавать выразительный образ путѐм мягкого размазывания и составления цветовой палитры «Хаки».

Закрепить навыки: придавливания

4

Воздушные шарики

деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения.

Соединение лепных элементов в одну композицию (по образцу).

Март

1

Цветы для мамы

Закреплять навыки лепки: раскатывание

колбасок разной длинны и толщины, катание шаров разного размера,

сплющивание. Соединение лепных элементов в одну композицию (по образцу).

2

Улитка

Закреплять навык раскатывания пластилина прямыми движениями между ладоней и скручивании в

спираль. Передавать характерные особенности улитки, создавать

выразительный образ.

3

Бусы для бабушки

Закреплять умение лепить предметы

круглой формы, выкладывать рисунок в определѐнной цветовой

последовательности, использовать дополнительные материалы (веревка, тесьма)

4

На веточке почки и зелѐные

листочки

Закреплять умение проводить линии в разных направлениях, так чтобы получилась веточка. Формировать

умение скатывать тоненькие колбаски и делить на несколько частей,

формировать веточки. Отщипывать от целого куска пластилина маленькие

кусочки, расплющивать – листочки.

Апрель

1

Мышка-норушка

Деление пластилина на две неравные

части. Раскатывание овала, оттягивание части материала для головы, прищипывание ушек. Раскатывание тонкой колбаски для хвостика,

прорисовывание глаз стекой.

2

Гусеничка на листочке

Закреплять умение лепить предметы круглой формы, лепить из частей,

выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их в определѐнном порядке (друг за другом)

3

Радуга-дуга

Закреплять навык раскатывания пластилина прямыми движениями

между ладоней. Создавать композицию по образу с учетом цветового порядка.

Учить лишний пластилин отрезать стекой. Развивать навыки лепки.

Воспитывать стремление помогать кому-либо.

4

Яблоня цветет

(работа по подгруппам)

Упражнять в раскатывании колбасок

разной длины и ширины, скатывании шариков между пальцами и

сплющивании их. Формировать умение создавать композицию с напарником по работе.

Май

1

Бабочка-красавица

Учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения

бабочки (крылья, усики, туловище) посредством пластилинографии.

Украшение крыльев бабочки лепными элементами. Создавать композицию по образу. Развивать навыки лепки.

Воспитывать стремление помогать кому-либо.

2

Цветы на лугу

(коллективная работа)

Упражнять в раскатывании колбасок разной длины и ширины, скатывании шариков и овалов разного размера и соединении деталей в единую

композицию по образцу. Закрепить приемы размазывания подушечкой

пальца и надавливания

3

Кактус в горшке

Закреплять умение использовать в работе знакомые приемы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание; умение пользоваться стекой.

4

Диагностика

Выявление ручной умелости в

продуктивной деятельности на конец учебного года

2.4. Взаимодействие с родителями

        

В рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы «Пластилинография» определена на систему работы с родителями (законными представителями) воспитанников:

  • Проводится анкетирование, опрос родителей;
  • Изучение запросов родителей по предоставлению дополнительных образовательных услуг;
  • Организована систематическая работа родительского комитета;
  • Рассматриваются вопросы привлечения дополнительного развития и укрепления материальной базы группы, воспитательно-образовательного процесса.

Разнообразие форм и методов работы помогает найти точки соприкосновения с разными категориями родителей. Взаимодействие с родителями направлено на обмен опытом, повышение педагогической компетентности родителей, формирование у них педагогических умений и др.

Организуются разные формы работы с родителями, разработана тематика родительских собраний, консультаций по вопросам развития ручной умелости у детей возраста 4-5 лет.

 

3. Организационный раздел Программы

3.1. Кадровое обеспечение Программы

Воспитатели совместно организуют образовательную деятельность с дошкольниками, обогащают предметно-пространственную среду в группе, формируют фонд методических, наглядно-иллюстративных материалов. Осуществляют работу с родителями.

3.2. Материально-техническое обеспечение программы:

Для проведения организованной образовательной деятельности отведено специально оборудованное помещение, хорошо освещенное. Стулья и столы регулируются по высоте в соответствии с возрастом. Оборудование в комнате должно быть расставлено так, чтобы оставалось место для перемещения воспитанников во время творческой деятельности или игр малой подвижности.

3.3. Наличие материально-технического развития:

Наглядные пособия

Материалы

Инструменты

  • Плакаты,
  • шаблоны для работы в технике

«Пластилинографии»,

  • мультимедийные слайды,
  • иллюстрации по заданным тематикам,
  • предметные и сюжетные картинки,
  • образцы выполненных поделок и картин
  • бумага,
  • цветной картон,
  • пластилин,
  • цветные краски;
  • гуашь;
  • пальчиковые краски,
  • крупа (рис, пшено, горох, гречка),
  • декоративный материал (бусины, бисер,пуговицы и т.д.),
  • салфетки
  • карандаши,
  • кисти        разной толщины,
  • трафареты,
  • стеки,
  • дощечки        для лепки,
  • инструменты для печатания и        текстурного резания

пластилина

Список литературы

  1. Ветлугина Н.А.«Нравственно – эстетическое воспитание ребенка в детском саду» /  – М.: Просвещение, 1989.
  2. Грибовская А.А. «Коллективное творчество дошкольников» /. - «ТЦ Сфера», 2005.
  3. Доронова Т.Н. «Развитие детей в изобразительной деятельности». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005.
  4. Дубровская Н.В. «Приглашение к творчеству». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004.
  5. Комарова Т.С., Савенков А.И. «Коллективное творчество дошкольников».- М.: Педагогическое общество России, 2005.
  6. Лыкова И.А. «Лепим из пластилина, глины, теста» -- «Олма Медиа Групп»,2009.
  7. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. — М.: АСТ; СПб: Сова, 2006
  8. Сажина Д.С. «Составление рабочих учебных программ для ДОУ». – «ТЦ Сфера», 2007.
  9. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Лепим из пластилина. — Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2003
  10. Шорыгина ТА. Серия пособий из цикла «Знакомство с окружающим миром. Развитие речи». – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004
  11. Яковлева Т. Н. « Пластилиновая живопись».—«ТЦ СФЕРА» ,2010.