«Формирования основ естественно-научной грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством метода моделирования в условиях реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования»
опыты и эксперименты по аппликации, лепке (старшая группа)

Трубникова Татьяна Геннадиевна

- дать представление об актуальности проблемы.

- способствовать сплочению коллектива педагогов в совместной деятельности;

- продемонстрировать вариант использования аквамозаики на занятиях с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

 
«Формирования основ естественно-научной грамотности

 у детей старшего дошкольного возраста

 посредством метода моделирования в условиях реализации  федеральной образовательной программы дошкольного образования»

Составила и провела:

Трубникова Т.Г., воспитатель 

Тема мастер-класса:    «Формирование основ естественно - научной грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством метода моделирования».                                                                                                   Цель: повышение педагогической компетентности коллег по вопросу  формирование основ естественно - научной грамотности у детей.

Задачи:

- дать представление об актуальности проблемы.

- способствовать сплочению коллектива педагогов в совместной деятельности;

- продемонстрировать вариант использования аквамозаики на занятиях с детьми.

Оборудование:

- образец готовой работы;

- компьютер и проектор;

- музыкальная колонка;

- комплекты бусин аквамозаики;

-  шаблоны для каждого участника;

- доски для выкладывания мозаики;

- пинцеты по количеству участников;

- распылитель.  

Участники мастер-класса: педагогический коллектив детского сада.

Ход мастер-класса

Теоретическая часть.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

     Речь пойдет о формировании основ естественно - научной грамотности  у детей дошкольного возраста в процессе работы с аквамозаикой.

    Естественнонаучная грамотность – способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. В дошкольном возрасте ребёнок очень восприимчив к новым знаниям и умениям. Педагогу достаточно отобрать такие технологии, методические приёмы и формы взаимодействия с воспитанником, которые будут отвечать его самым актуальным потребностям в сфере формирование основ естественно - научной грамотности, соответствовать его уровню развития, а также будут вызывать его интерес. Именно такой индивидуальный подход обеспечит наилучшие результаты работы с  детьми в условиях реализации ФОП ДО в современном дошкольном учреждении.

Изучив специфические особенности детей, а именно их увлечение различного рода мозаиками и склонность к творчеству, я решила использовать для активизации познавательных способностей аквамозаику.

       Именно работа с аквамозаикой способствует тому, что дети исследуют, познают, анализируют окружающий мир. Кроме того, происходит положительная динамика в развитии мелкой моторики и точных движений пальцев рук, что также оказывает благоприятное влияние на развитие речи у детей.

                   

Необычная мозаика, завоёвывает всё большую популярность у творческих девчонок и мальчишек, которые не могут ни дня прожить без экспериментов и мечтающих совершить волшебство! Но откуда взялся этот чудо-набор и в чём его особенность?

                      История создания

История изобретения аквамозаики до невозможности проста. В 2004 году некая сотрудница японской компании  по производству игрушек и компьютерных игр как-то открыла банку с леденцами монпансье и увидела, что несколько конфет слиплись между собой в причудливую форму.

Женщина сразу же подумала: наверняка, детям будет очень интересно и весело складывать из маленьких шариков картинки, которые скреплялись бы между собой как растаявшие леденцы… Необычное изобретение сразу же завоевало популярность более чем в 45 странах мира. Бум не обошел стороной и Россию.

                                                                           Описание игрушки

Что же нам понадобится для работы с аквамозайкой:

  • бусины различного количества и  различных цветов,
  • пластиковые контейнеры с отсеками для удобного хранения

      бусин,

  • подставки-трафареты
  • двусторонние карточеки с картинками,
  • бутылочка-пульверизатор для воды,
  • специальная ручка для аквамозаики или пинцет
  • лопатка для снятия готовой фигурки с трафарета,

       а также основы для браслета и других украшений,

  • колечки и крепления для создания брелков, подвесок и

       других игрушек из бусин.

Шарики аквамозаики состоят из поливинилового спирта, это вещество еще используют при производстве некоторых видов клея и почтовых марок. При попадании воды в поливиниловый спирт, его частички растворяются и липнут друг к другу. Именно этот процесс и происходит при собирании аквамозаики – спирт растворяется и шарики соединяются друг с другом.

                                                                  Как играть

Выбираем понравившийся рисунок и помещаем карточку с ним под прозрачную подставку-трафарет. Набираем бусины нужных цветов в специальную ручку и выкладываем их на трафарет. Обратная сторона ручки оснащена специальной ложечкой, которая позволяет набирать по несколько бусин сразу! Выкладываем бусины различных цветов по трафарету, пока не закончится рисунок. Набираем в бутылочку обычной воды и брызгаем на фигурку. Ждем 60-100 минут (в зависимости от количества воды, сложности фигурки). Снимаем готовую игрушку с подставки специальной лопаткой! Получившаяся игрушка достаточно крепкая, в неё можно играть или подарить друзьям.

                                                                    Плюсы и минусы

Аквамозаика прекрасно подходит для детей старшего дошкольного возраста. В этом возрасте ребёнок уже сможет справиться с набором самостоятельно, без помощи взрослых. Эксперты уверяют, что в состав шариков добавлен особый горький элемент, даже взяв бусину в рот, ребенок тут же ее выплюнет. По сути минусов у аквамозаики нет.

Аквамозаика является полезной игрушкой, она прекрасно развивает мелкую моторику, тренирует щипковый захват, развивает творческое воображение, учит сочетать цвета, считать, работать по инструкции.

                                                                   Варианты работы:                          

  1. Наложение пластмассовой формы (трафарета)  на карточки с шаблоном фигурки.
  2. Опираясь на образец, ребёнок самостоятельно выкладывает рисунок.
  3. Ребёнок сам фантазирует и придумывает новых персонажей для игры.

Практическая часть.

После краткого погружения в  теорию вопроса, пришло время приступить к практической части нашего мастер- класса.

Для начала предлагаю провести небольшую пальчиковую гимнастику. Повторяйте движения за мной.

 (Педагог показывает движения, участники мастер-класса их повторяют. Исполняется музыкальная пальчиковая гимнастика «Паучок» по методике Е. Железновой).

Итак, приступим. Сегодня  продемонстрирую вам, как можно расширить знания детей о морских обитателях, посредством работы с аквамозаикой.

Давайте вспомним – каких морских обитателей вы знаете?

  • Акула, кит, кашалот, медуза….

А с каким морским представителем мы с вами познакомимся поближе узнаете отгадав загадку.

Как рыба в воде, машет сильным хвостом,

Но кормит детишек своим молоком,

Он с радостью в море корабль встречает,

Людей не умеющих плавать спасает.

                                                                (дельфин)           

Правильно, мы с вами создадим дельфина. Во время работы, я буду рассказывать, необычные факты, об этих млекопитающих).

Включаю музыку.   Раздаю шаблоны.

  1. Начнем с того, что положим перед собой шаблон для создания дельфина и отберём необходимые цвета для поделки.

 А пока вы заняты, мне бы хотелось вам рассказать, что дельфины очень умные млекопитающие. Новорождённого малыша мама вскармливает молоком, заботясь о нём 2 – 3 года, учит его быть самостоятельным.

  1. Теперь выложим бусины на специальные доски пинцетом, соблюдая цвета и количество, изображённое на шаблоне. 

                                     А вы знали, уважаемые коллеги,

что у дельфинов прекрасный слух, они могут передавать сообщения друг другу на очень большие расстояния.

  1. Когда изображение дельфина собрано, распылите немного воды на бусины и оставьте до полного высыхания примерно на 60 – 100 минут. 

Пока вы занимаетесь последними необходимыми действиями по созданию дельфинов, я расскажу вам интересный факт. Днём дельфины всплывают на поверхность воды по необходимости, чтобы подышать. Чтобы не задохнуться во сне от низкого содержания кислорода в крови, их сон распространяется только на одно полушарие головного мозга. Второе контролирует внутренние процессы и бодрит дельфина, когда необходимо выплыть и подышать.          

  1. Ну, вот наша поделка и готова. У вас получились прекрасные работы! 

Рефлексия.

                                              А сейчас предлагаю нам вместе  дать характеристику аквамозаики:

А - актуальная

К - креативная

В - вариативная

А - аккуратная

М - многоцветная

О - оригинальная

З - занимательная

А - атмосферная

И - идейная

К - красивая

А - адаптивная

               В заключение, хочется отметить, что аквамозаика – это действенный  инструмент, позволяющий педагогу не только стимулировать ребенка на творчество и активизировать познавательный интерес в разных сферах, но и формировать у детей естественно-научную грамотность, тренировать различные когнитивные функции, такие как память, внимание, мышление и воображение.  

                                                    Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для педагогов Тема: «Формирование предпосылок естественно – научной грамотности у старших дошкольников через работу на метеостанции»

Cеминар – практикум на тему: «Формирование предпосылок естественно – научной грамотности у старших дошкольников через работу на метеостанции».Он позволит проверить каждому педа...

Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район   Познавательный проектпо фор...

Применение современных образовательных технологий для формирования основ естественно-научной грамотности воспитанников старшего  дошкольного возраста

Районная педагогическая конференция «СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА: ПРОСТРАНСТВО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ» СЕКЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОО «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ...

Использование дидактических игр по формированию предпосылок естественной научной грамотности у детей дошкольного возраста, как элемента функциональной грамотности

Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство ч...

Методическая разработка на тему: "Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности"

Методическая разработка на тему: "Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности"...

Консультация для педагогов "Методы, приемы и технологии формирования предпосылок естественно – научной грамотности у старших дошкольников"

Актуальность формирования предпосылок естественно-научной грамотности у старших дошкольников обусловлена тем, что в этом возрасте закладываются основы знаний об окружающем мире, о физических свой...

Презентация опыта работы "Формирование основ функциональной финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста"

Ключевые слова: предметно-пространственная  среда, финансовая грамотность, экономика, повышение качества, игра....